Годовой отчет учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год.
Годовой отчет учителя – логопеда МДОУ д/с «Карусель» Кибиревой Т.Г. за 2015-2016 учебный год (второе полугодие).
Коррекционно-логопедическая работа строилась на основе: 1.«Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) детей старшей, подготовительной групп». Автор Нищева Н.В.
2. Рабочей программы по коррекции звукопроизношения у детей с ФНР, ФФНР, ОНР, основанной на рекомендациях Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе запланированной работы. Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
развитие речеслухового внимания;
развитие фонематического слуха;
подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
развитие слоговой структуры слова;
расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
развитие грамматического строя речи;
развитие фразовой и связной речи;
развитие коммуникативных умений и навыков;
развитие общей и мелкой моторики;
развитие психических функций.
Диагностическая деятельность.
В декабре 2015 - январе 2016 года учебного года проведено логопедическое обследование детей разновозрастной группы №8; выявлены 15 детей, нуждающиеся в логопедической помощи, которые впоследствии были зачислены в логопедическую группу. Составлены перспективный и календарно-тематический планы коррекционной работы; график и циклограмма рабочего времени учителя – логопеда, оформлена другая необходимая документация.
На конец учебного года: 12 детей посещали индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения, получены следующие результаты:
у 3 детей поставлены и введены в речь звуки, т.е. звукопроизношение в норме;
у 5 детей наблюдается положительная динамика в коррекции звукопроизношения, но в силу недостаточного времени для коррекционной работы и ухода детей в школу, не все звуки удалось поставить или достаточно автоматизировать;
у 3 детей наблюдается положительная динамика, дальнейшая коррекционно-развивающая работа с ними продолжится в следующем учебном году;
1 ребенок с положительной динамикой выбыл из МДОУ в связи с переменой места жительства.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на январь-май месяц.
Занятия проводились индивидуально, фронтально и в подгруппах.
В запланированные сроки был проведён логопедический мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого из ребёнка, занимающегося в логопедической группе.
Для детей от 2-3 лет совместно с учителем – дефектологом и музыкальным руководителем был проведен цикл логоритмических занятий по методическому пособию Бартош Н.Т, Савинской С.П. «Интегрированные развивающие занятия в логопедической группе», входящему в комплект к «Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» Н.В. Нищевой в количестве _____ занятий.
В «День открытых дверей» 17.05.2016 г. проведено открытое логоритмическое занятие на тему: «Солнышко и дождик. Цветы».
Консультативная деятельность.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
ознакомление воспитателей, родителей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
информация о задачах обучения;
совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников;
подбор музыкального репертуара и речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы.
Было проведено 20 индивидуальных консультаций для родителей. На двух индивидуальных занятиях присутствовали родители (Полина М., Давид Ч.)
Два выступления на родительских собраниях:
1. «Особенности развития речи детей с ОНР».
2. На итоговом родительском собрании было проведено анкетирование родителей, подведены итоги коррекционно-развивающей работы детей, занимающихся по коррекции звукопроизношения, даны рекомендации индивидуального характера.
В рамках дня открытых дверей подготовлена и показана речевая сказка «Колобок».
В группах №8, 4,6 для родителей представлены папки – передвижки консультативного характера со специальной информацией для родителей «Советы логопеда» на темы:
«Причины речевых нарушений».
«Артикуляционная гимнастика в помощь логопеду».
«Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями».
«Я готов к школе»
Оформлен стенд: «Уголок логопеда».
Повышение квалификации.
- Поиск оптимальных путей коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений, изучая и обобщая опыт передовых специалистов в области логопедии, детской психологии;
- Изучение новинок специальной литературы, анализ статей специализированных журналов, пополнение методических знаний и применение их на практике.
- Представление педагогического опыта на сайте МДОУ д/с «Карусель».
- Выбор темы саморазвития: «Формирование звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста как средства профилактики дисграфии».
-Посещение мастер –классов коллег, общих собраний: методиста МДОУ Гаврилюк И.Н. «Деловая игра», учителя-дефектолога Буртовой Е.А. «Развитие мелкой моторики», Домбровской О.В. «Капризы детей».
Работа логопедического кабинета.
- Оформление логопедического кабинета.
- Пополнение логопедического кабинета картинным и речевым материалом, игрушками.
- Изготовление пособий, раздаточного материала.
- Приобретение специальной методической литературы.
Участие в общественной деятельности:
Декабрь:
1. Открытие детского сада «Карусель», роль Бабы Яги.
2. «Новогодний утренник», роль Бабы Яги.
Февраль:
Спортивный праздник, роль Карлсона.
Апрель: Субботник.
Май:
1.Поселковая акция «Чистые берега».
2. Парад в честь Дня победы.
3.Выпускной в гр.№8. Роль Двойки.