Социально-педагогическая поддержка обучающихся с особыми возможностями здоровья в учебном процессе (научно – исследовательская работа)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский»
Социально-педагогическая поддержка обучающихся с особыми возможностями здоровья в учебном процессе
(научно – исследовательская работа)
Исполнитель:
Сидорова
Светлана Алексеевна
учитель математики
п. Пионерский 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………3
Глава I. Интеграция детей с ОВЗ, детей-инвалидов в массовую школу.
1.1. Основные принципы работы с детьми с ОВЗ:…………………………………….4
1.2.Психологические особенности детей с задержкой психического развития……..5
1.3. Психолого-педагогические требования к составлению индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья……6
Глава II. Социально-педагогическая поддержка обучающихся с ОВЗ в учебном процессе.
2.1. Социально-педагогические функции в деятельности учителя-предметника…...8
2.2. Повышение уровня адаптации обучающихся с ОВЗ на уроках математики и внеурочной деятельности……………………………………………………………10
2.3.Практические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития..15
Глава III. Итоги эксперимента по внедрению инклюзивного образования…………………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………...22
Приложение
Социально-педагогическая поддержка обучающихся с особыми возможностями здоровья в учебном процессе.
ВВЕДЕНИЕ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья всегда страдали в нашей стране от отчуждения и дискриминации, в том числе и в образовании. Сегодня ситуация изменилась. Со вступлением в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. становится возможным организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах (группах) или в специальных (коррекционных) школах.
В связи с чем, остро встает вопрос о создании специальных условий и необходимости разработки и внедрении форм работы с такими детьми, позволяющими преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество, обеспечить равные права, условия и помощь в совместном обучении и оздоровлении.
Проблемы, которые необходимо решать:
1.Как мобилизовать общественное мнение на поддержку инклюзивного обучения?
2. Как помочь учиться «особенным детям»?
3. Смогут ли эти дети освоить учебную программу массовой школы и насколько?
4. Как правильно организовать педагогу свою работу с такими детьми ?Объект исследования: адаптация обучающихся с ОВЗ в массовой школе. Предмет исследования: социально- педагогическая поддержка обучающихся с ОВЗ в учебном процессе.
Основная цель исследования – создать систему обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации. Актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время большинство учеников не справляются с учебной программой. Наиболее многочисленную группу составляют школьники с задержкой психического развития и с речевыми нарушениями.
Задачами исследования являются:
1.выявить психолого-педагогические и социально- педагогические условия успешной адаптации;
2.изучить особенности деятельности подростка в учебном процессе.
3.разработать систему социально- педагогических функций учителя- предметника.
Гипотеза: проблема адаптации школьников с ОВЗ связана не только с несформированностью их учебной деятельности. Причины дезадаптации часто кроются в отношении сверстников, поэтому учитель - предметник, работая с обучающимися с ОВЗ может акцентировать внимание на их общее развитие и улучшение социальной ситуации в классе и на гармонизацию отношений с учениками.
ГЛАВА 1. Интеграция детей с ОВЗ, детей-инвалидов в массовую школу.
1.1 Основные принципы работы с детьми с ОВЗ:
В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, которая включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В Ханты – Мансийском автономном округе - Югры количество детей с различными нарушениями развития школьного возраста составляет 4490 детей, в том числе 1990 детей – инвалидов (из которых 776 чел. – обучаются на дому), 2 282 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (из которых 487 обучаются на даму). В ХМАО - Югре функционирует 20 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в которых в 2012-2013 учебном году обучалось 2093 детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, в т.ч. 193 детей -инвалидов.
Действующая Федеральная целевая программа «Развитие здравоохранения в Российской Федерации» предусматривает реализацию комплекса мер по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела. Последствием такого направления государственной политики является резкое повышение численности детей с отклонениями физического и (или) психического развития. В ближайшие годы эти дети достигнут школьного возраста.
В соответствии с Государственной программой «Развития образования» до 2020 года важным фактором образования становится переход к инклюзивному образованию. При этом все изменения в школе должны проводиться в соответствии с четкими и взаимоувязанными принципами. И, конечно, требуются немалые финансовые, людские и интеллектуальные ресурсы.
Однако, в современном обществе, в большинстве случаев, инклюзивное обучение понимают достаточно «узко» - как обучение детей-инвалидов (по зрению, слуху, костно-мышечного аппарата и др., т.е. тяжелые формы инвалидности) в массовой школе, в то время как понятие имеет значительно более широкий смысл. Инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждой образовательной организации, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого обучающегося и максимального раскрытия его потенциала.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа п.Пионерский» в 2015-2016 учебном году обучается 32 ученика с особыми возможностями здоровья, в том числе 10-детей инвалидов с различными патологиями –ДЦП, последствия тяжелой болезни и др., поэтому приходилось преодолевать многочисленные препятствия социального свойства. Под влиянием стереотипов и предрасутков учителя, ученики, родители считают непреемлемым инклюзивное образование. В связи с этим необходимо выполнить ряд мероприятий:
-обучить педагогов к готовности работать в классе с интегрированным составом;
-организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
-создать безбарьерную среду.
При организации образовательного процесса необходимо соблюдать следующие принципы;
1.Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
2.Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
3.Принцип дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
3.Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
4.Уважения и признания партнеров.
5.Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
6.Принцип наличия обратной связи.
Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Все люди нуждаются друг в друге.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для всех обучающихся достижение прогресса.
1.2.Психологические особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдромвременного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в, то, же время очень хорошо чувствует себя в игре.
ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Характерные особенности детей с ЗПР
Снижение работоспособности;
Повышенная истощаемость;
Неустойчивое внимание;
Недостаточность произвольной памяти;
Отставание в развитии мышления;
Дефекты звукопроизношения;
Своеобразное поведение;
Бедный словарный запас слов;
Низкий навык самоконтроля;
Незрелость эмоционально-волевой сферы;
Ограниченный запас общих сведений и представлений;
Слабая техника чтения;
Трудности в счёте и решении задач по математике.
1.3. Психолого-педагогические требования к составлению индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Особое значение приобретает комплексное сопровождение обучающихся с ОВЗ, поэтому возникает необходимость в составлении индивидуальной программы сопровождения обучающихся с ОВЗ, которая направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Комплексное психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ОВЗ в образовательной организации осуществляется на основе локального документа «Положение о психолого-медико-педагогическом сопровождении (консилиуме)» и включает следующую деятельность:
-психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей и последующего составления маршрута индивидуального и системного сопровождения учащихся;
-мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы основного общего образования;
- разработку рекомендаций к составлению программ, ориентированных на коррекцию физических и (или) психических недостатков детей с ОВЗ (например, программа коррекционно-развивающих занятий, психокоррекционные программ;
-корректировку коррекционных мероприятий.
Индивидуальная программа сопровождения обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи сопровождения:
— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого- медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии);
Принципы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления работы:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) по вопросам развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья:
Консультирование родителей (законных представителей):
- заполнение анкет;
выдача консультативного материала (буклетов, памяток)
Стандартная форма индивидуальной программы сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательном пространстве
1. Краткая характеристика ребёнка (Заключение и рекомендации ПМПК. Результаты стартовой диагностики)2. Цель программы
3. Задачи программы
4.Условия реализации программы
5. Содержание программы:
5.1.Медицинское сопровождение
5.2.Логопедическое сопровождение
5.3.Педагогическое сопровождение
5.4. Психологическое сопровождение
6.Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком по данной комплексной программе
7.Выводы и комментарии по эффективности программы
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
2.1. Социально-педагогические функции в деятельности учителя-предметника.
Идея сопровождения, которую активно проводят в жизнь педагоги и психологи Санкт-Петербургских служб психолого-педагогичекого сопровождения, состоит в том, что педагог находится рядом с ребенком на его жизненном пути, помогая ему ответственно и осознанно делать собственный выбор. Сопровождать означает создавать условия для ответственного и осознанного самостоятельного выбора.
Целью социально- педагогического сопровождения является создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения подростка в конкретной социально- педагогической ситуации. Полноценное развитие подростка на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:
1.Реализация тех возможностей, которые подростку открывает данный этап возрастного развития.
2.Реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально- педагогическая среда. В результате сочетания этих двух составляющих формируются те возможности, которые доступны «среднему» школьнику определенного возраста и определенной ступени обучения.
В своей работе педагог решает 3 основные задачи:
1.Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на разных этапах обучения.
2.Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
3.Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в психологическом развитии.
В свою работу педагог вносит определенное ценностное отношение, расставляет приоритеты:
Ценность психологического развития ребенка.
Ценность индивидуального пути развития ребенка.
Ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути.
Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к быстроменяющимся социальным условиям общества. Основным принципом службы является положение гуманистической психологии и педагогики о «сопровождении» ребенка в процессе его развития, а именно: «идти за ребенком»,направляя его развитие, а не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагога.
Самая важная задача службы сопровождения – комплексность охвата проблем.
В основе программы психолого – педагогического сопровождения лежит психологическое сопровождение детей: «сопровождение развития детей в групповой форме», индивидуальное психологическое сопровождение детей», сопровождение воспитательно – развивающего отношения к детям».
Огромную роль в создании специальных условий для полноценного развития и успешного обучения подростка играет педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Данная система предполагает разные направления или измерения реализации: психологическое, педагогическое, социально – педагогическое, социокультурное, социально-организационное. Дети, плохо успевающие с первых лет обучения, обычно так и остаются на этом уровне успеваемости. Ребенку необходима поддержка, сострадание и сочувствие при неуспехе. Но когда ребенку предъявляют претензии и не хотят видеть недостатки, то это уже является следствием неадекватной самооценки. Помощь родителей учителю должна заключаться в моральной поддержке ребенка, возможности повлиять на установки учителя.
2.2. Повышение уровня адаптации обучающихся с ОВЗ на уроках математики и внеурочной деятельности.Для любого человека, а для ребенка с ОВЗ особенно, восприятие жизни вырабатывается благодаря собственному опыту, в результате решения определенных ситуаций. В учебной деятельности средствами социальной адаптации являются: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации. В процессе обучения математике ставится задача применение полученных знаний в своей повседневной жизни. «Школа должна «дать» такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных математических задач, которые повседневно ставит жизнь» (М.Н.Перова). В календарно-тематическом планировании по математике включены задания, которые способствуют решению вопросов социальной адаптации:
Найти сумму цифр, которыми записан нынешний год, увеличить ее в 2 раза, на 2 единицы.
В 1840 в г. Новгороде было 6 булочных и 3 каретных мастера. Сколько всего было мастеров? Сколько лет назад это было?
В 1840 в г. Новгороде было 3 светских учебных заведений и училось в них 280 человек, приблизительно поровну в каждом. Сколько человек училось в каждом заведении?
Масса бурого медведя 350 кг., он на 150 кг. легче бурового. Поставь вопрос и реши задачу.
В постоянно меняющемся обществе нашим детям особенно трудно адаптироваться, найти себя и свое место в жизни. Поэтому формирование экономических знаний у учащихся с ОВЗ является для них особенно важным. Понятие «экономика» вводится на уроках математике, как наука о том, как заработать на жизнь, как обеспечить себя и свою семью. Математика в тесной связи с элементами экономики. Решаем задачи на расчет платежей за коммунальные услуги, телефон, газ, свет.
1.В семье 5 человек. Вычислите плату за сетевой газ и т\о 4х конфорочной плиты за 1 месяц, полгода, год.
2.Семья из 3-х человек живет в квартире площадью 32,5 кв.м. Сколько стоит оплата за отопление? Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на 1-го человека больше? Почему?
3.В квартире установлен счетчик холодной воды и счетчик горячей воды. Показания счетчиков следующие: ххххх, хххх. Рассчитайте оплату за холодную и горячую воду по показаниям счетчика. Имеет ли значение при расчете, сколько в квартире прописано людей?
Исходя из того, что одним из основных положений дефектологии является утверждение об общности законов развития нормальных детей и детей с проблемами развития, то значения КГ для последних не менее важно, чем, для нормальных развивающих обучающихся. Подведя параллель с обычной грамотностью, под КГ понимают умение считать, писать, читать, рисовать, искать информацию с помощью компьютера. В процессе обучения с использованием компьютерных технологий, осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, происходит развитие.
Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используем различные опорные сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:
86,4:2= (80+6+0.6):2= 80:2 + 6:2+0,4= 40+3+0,2=43,2
Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86,4:2=(80+6+0.4):2=43,2
И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.
Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.
Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д.
Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.
Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж.
При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу.
Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего изучения курса математики.
Для социализации этих детей в обществе необходимо организовывать мероприятия, направленные на взаимодействие детей с внешним миром. В школе есть как учебная деятельность – уроки, так и внеучебная (внеурочная) деятельность.
Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.
Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность учащихся по математики организуется в рамках кружков, олимпиад, проведения математических декад.
Функции внеурочной деятельности обучающихся:
Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.
Виды и формы внеурочной деятельности:
познавательная;
проблемно-ценностное общение,
игровая,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество,
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
туристско-краеведческая деятельность.
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Направления внеурочной деятельности по математике.
Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности. Внеурочную деятельность я строю через организацию кружков, факультативов, проектную деятельность.
Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности с выделением приоритетных среди них.
Каждый проект должен иметь свои целевые установки, формы организации деятельности детей, а также формы представления результатов проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы последовательно или параллельно в течение учебного года. Сроки реализации проектов определяются в зависимости от их содержательного наполнения.
В проектную деятельность может быть включен класс, одновозрастная группа детей из числа обучающихся одной параллели классов, а также разновозрастная группа детей.
Роль педагога в проектной деятельности
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;
создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
владение комплексом диагностических методик;
выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей к ее реализации;
осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);
поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
2.3.Практические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития.
Дети с ЗПР замкнуты, часто отмечаются признаки психоза и агрессивного состояния, им трудно усваивать учебную программу, отношение к учёбе часто отрицательное. Часто такие дети начинают учиться, как обычные. В это время очень трудно и им, и учителям. Ребята с ЗПР очень часто болеют. Кроме простудных заболеваний имеют много других диагнозов.
Сложность обучения ещё в том, что у таких детей обычно очень медленный темп деятельности.
В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:
1. индивидуальный подход;
2. предотвращение наступления утомляемости;
3. активизация познавательной деятельности;
4. проведение подготовительных занятий;
5. обогащение знаниями об окружающем мире;
6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
7. проявление педагогического такта.
«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». (К. Д. Ушинский)
При подготовке домашних заданий необходим творческий подход, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь познавательный и творческий потенциал такого ребенка. Творчество присутствует везде: и на уроках математики, и во внеурочное время. Рекомендуется для детей с ЗПР посещение дополнительных занятий. Участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. Здесь они совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.
Хочется отдельно сказать о семьях таких детей. Родителям необходимо практически все свое время отдавать детям: интересоваться делами и успехами своих детей, читать вместе книги, говорить о событиях в стране и мире, следить за здоровьем детей, организовать их свободное время. Большое внимание уделяется родителям детей еще и потому, что многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
При организации воспитательной работы нельзя разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Задача состоит в том, чтобы преодолеть, насколько это возможно, с учётом состояния здоровья детей и их места жительства ограничения в общении, творческой самореализации учащихся, активизировать деятельность детей и родителей, расширять круг их интересов.
Глава III. Итоги эксперимента по внедрению инклюзивного образования.
В эксперименте участвовали 16 подростков, в том числе 2 ученика с ОВЗ., 20 родителей, 11 педагогов 7 класса.
1 серия эксперимента – тест (эмоциональное самочувствие коллектива – цветопись Л. Н. Лутошкина, отношение детей к совместному обучению)
Цель эксперимента: выявить уровень эмоционального самочувствия коллектива, динамики состояния.
Ход эксперимента.
В эксперименте участвовали 16 учащихся 7 класса. Эксперимент проходил одну неделю (6 учебных дней). Учащимся были выданы кружочки разных цветов. Цвет обозначал состояние, настроение. Каждый учащийся должен был в течение недели каждый день выбирать кружочек, соответствующий его настроению.
Обозначение цвета.
Красный – восторженное, активное + 3б.
Оранжевый – радостное, теплое +2б.
Желтый – светлое, приятное +1б.
Зеленый – спокойное, ровное 0б.
Синий – грустное, печальное -1б.
Фиолетовый – тревожное, тоскливое -2б.
Черный – состояние крайней неудовлетворенности -3 б.
Белый – трудно сказать –0 баллов.
Результаты настроения каждого учащегося фиксировались в дневнике наблюдения, затем была составлена итоговая цветоматрица.
Результаты эксперимента.
При подсчетах было выяснено, что классный коллектив находится на низком уровне эмоционального самочувствия (-3,5 балла – состояние крайней неудовлетворенности). Исходя из вышеописанного можно сделать следующие выводы:
Отношение учащихся друг к другу зависит от его эмоционального самочувствия, сплоченности коллектива.
Из результатов 1-й серии эксперимента (определение эмоционального самочувствия, микроклимата класса), видно, что эмоциональное самочувствие учащихся в классе находится на низком уровне (состояние крайней неудовлетворенности коллективом –3,5 балла).
Исходя из этого, была определена цель дифференцированной работы: изменить социальную ситуацию в классе.
Структура микроклимата класса содержит 3 компонента – параметра:
защищенность школьников в классе;
сплоченность в классе;
активность каждого ученика.
Психолог В. Ольшанский выделяет 4 типа климата школьного класса.
При личностно-активном климате подросток чувствует себя комфортно, стремится позитивно проявиться в общении и совместной деятельности. Второй тип климата – безлично-активным. При организации дел педагогом, он не особо обращает внимание на взаимоотношение ребят, на самочувствие каждого. Активность здесь является внешней. Следующий тип личностно-пассивный. В классе царит спокойная, бесконфликтная обстановка, все довольны друг другом. Четвертый тип климата – безлично-пассивный.
Чтобы обеспечить движение микроклимата класса по тернистому пути его очеловечивания, необходимо знать движущие силы этого процесса. По мнению американского психолога А. Маслоу развитие человека происходит в процессе последовательно удовлетворения его фундаментальных потребностей: физических – потребностей в безопасности и уважении. И физические и социальные потребности (взаимодействие школьника с другими людьми) входят в сферу заботы учителя.
Одна из потребностей – потребность в безопасности: подросток не должен никого и ничего бояться в своем классе. На этом этапе каждый параметр микроклимата имеет свои формы проявления. Например,
одноклассники не проявляют ко мне агрессии, я никого не боюсь в классе. (защищенность).
мы учимся бесконфликтно общаться и заботиться друг о друге в процессе совместной деятельности. (сплоченность).
Я стремлюсь общаться с одноклассниками и не боюсь участвовать в общих делах класса. (активность).
Первый этап формирования микроклимата пройден, если в классе не останется ни одного человека, который сказал бы «да»! на все 3 утверждения.
Вторая потребность – потребность подростка в принадлежности. Речь идет о референтной группе – группе людей, которые значимы для человека, к которым он стремится. Такой группой в идеале должен быть класс, но это бывает очень редко, поэтому подросток либо уходит в себя, что вызывает душевный дискомфорт, либо на улицу – в группировке разного ранга.
Микроклимат класса на данном этапе его развития имеет следующие формы его развития:
Одноклассники считают меня своим, проявляют ко мне интерес и стремятся к общению и сотрудничеству. (защищенность).
Мы удовлетворены принадлежностью к своему классу, разделяем общие ценности и нормы поведения растут организованность и самостоятельность. (сплоченность).
Я принимаю одноклассников, испытываю к большинству из них симпатию и стремлюсь лучше узнать их в совместной деятельности и общении (активность).
Следующая социальная потребность – потребность в признании и уважении. На данном этапе микроклимата его параметры воспринимаются следующим образом:
Одноклассники знают о моих достоинствах, увлечениях и достижениях, ценят меня за мои человеческие качества, радуются моим успехам и поддерживают в трудные моменты. (защищенность).
Чувство «мы» в нашем классе проявляется как богатство наших «я», главная ценность для всех нас человек (сплоченность).
Я чувствую симпатию и уважение к одноклассниками проявляю эти чувства в полезных и интересных делах, добрых поступках (активность).
Для обеспечения благоприятного микроклимата класса педагогу необходимо выполнять следующие задачи:
организация демократического самоуправления (соуправления) в классе;
Совместная выработка законов (правил, договора), регулирующих жизнь класса и в первую очередь отношения в нем;
Создание и развитие традиций, присущих именно этому классу;
Обеспечение взаимодействия микрогрупп (как отрицательных, так и неотрицательных) в классе;
Очеловечивание взаимоотношений двух миров – мальчиков и девочек;
Представление ребятам возможности выбора участия в различных значимых для них видах деятельности;
Обучение культуре общения и поведения;
Взращивание и культивирование интересов и увлечений отдельных ребят и класса в целом;
Развитие гуманистического взаимодействия класса с другими людьми, классами, группами.
Наиболее эффективным средством формирования компонентов – параметров микроклимата класса является классное собрание.
Существует 3 типа классных собраний:
собрание с социальной проблематикой. Эффективным способом решения множества школьных проблем является организация единства класса.
Уже с самого раннего возраста ребенок должен усвоить, что класс – это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы, и где каждый ученик имеет как личную, так и групповую ответственность. Весь класс в ответе за результаты учебы и за поведение каждого. Если дети привыкнут сообща справляться с трудностями с самого начала своего пребывания в школе, мир перестанет казаться им таинственным, враждебным или опасным. В жизни не избежать различных трудностей, но всегда можно найти выход из положения. Опыт решения проблем на классном собрании способствует достижению более высокой успеваемости.
В условиях, когда отсутствует навык решения социальных проблем, трудности, возникающие в процессе общения детей друг с другом, кажутся им непреодолимыми. Если нет помощи со стороны взрослых, дети стараются избежать проблем, лгут и изворачиваются в сложных ситуациях. Собрание с социальной проблематикой помогут детям научиться вырабатывать более оптимальные способы поведения. Они должны проводиться согласно следующим принципам:
все проблемы могут выноситься на обсуждение
любой ученик может рассказать о своей или чьей – то проблеме, проблему может выдвинуть и учитель.
На обсуждение могут быть выдвинуты и домашние проблемы ребенка или родителей.
Во время собраний очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Ученики высказывают свои соображения, которые подводят их к позитивным решениям. Каждый ребенок видит, что остальные дети к его мнению прислушиваются, с ним считаются, когда это происходит они не бояться высказывать свои мысли вслух и решать соответственные и общие задачи.
Собранием всегда должен руководить учитель, а учащиеся должны сидеть тесным кругом. Классные собрания должны быть короткими (от 10 до 30 мин) по мере взросления детей. Принципиально важна регулярность и значимость рассматриваемых на них проблем.
2. Собрание без подведения итогов. На этих собраниях ребятам предлагается обсудить любой требующий размышление вопрос, связанный с окружающей их жизнью или со школьной программой.
Подобные собрания могут служить стимулом для изучения многих предметов школьной программы. Кроме того, когда детям интересно, они заняты тем, что мыслят и добиваются решения проблемы, в этом случае проблема дисциплины решается сама собой, что немаловажно для успеваемости учащихся.
3. Образовательно – диагностические собрания.
Связаны с текущим материалом, изучаемым на уроках. Во время образовательно – диагностического собрания руководителю не следует делать оценочных суждений. Учащимся должна быть представлена полная свобода мнений и выводов. Пробелы в знаниях учеников показывают учителю, что надо доработать, обьяснить или обсудить. Образовательно – диагностическое классное собрание никогда не должно превращаться в опрос учащихся. Его единственная задача – выяснить, каким багажом знаний они располагают. Важно, чтобы дети поняли: их судьба зависит от них, а они сами неотьемлемая часть мира, в которой живут. Классные собрания обьединяют детей, потому что здесь их способности не играют никакой роли – они могут сотрудничать и неизменно добиваться успеха. На собрании никто не может потерпеть неудачу, мнение одного не менее важно, чем мнение другого. Когда на собраниях ребенок добивается успеха на глазах у своих товарищей и учителя, у него появляется мотивация для достижения положительных результатов в учебе. Устранение риска неудачи, уважение к тому, что говорит ребенок, и отношение к ошибкам как к основе будущей работы учителя определяют конструктивный подход к ребенку. Высказывая свое мнение публично, ребенок обретает уверенность в себя. Если ребенок умеет отстаивать свое мнение, он обретает чувство непоколебимой уверенности в себе.
Для реализации цели серии эксперимента была организована следующая работа с классным коллективом 7 класса.
Знакомство с классом. В результате чего было выяснено, что класс не является показательным: многие девочки и мальчики уже курят, среди них известны случаи однократного употребления алкоголя. Единицы учащихся из класса посещают спортивные кружки и секции. На вопрос: как вы проводите свое свободное время, большинство ответили просто: гуляем. Многие учащиеся говорили о нежелании выполнять домашнее задание и даже ходить в школу. 11 человек из 16, признались, что в школу ходят не потому, что школьные занятия могут им пригодиться в жизни. Они прекрасно осознавали, что оставшись без образования, они обрекают себя на жизненные трудности, но и поэтому «перенапрягаться» в школе не намерены. Что касается девочек, то они говорили об отсутствии доверительных отношений в семье с родителями, а в школе с учителями. Многие учащиеся особо отмечали, что в классе не испытывают чувства привязанности друг к другу, хотя вместе с самого детского сада. Как мы видим, суть отношений к жизни у учащихся данного класса составляло – нежелание следовать нормам и правилам, изолированность от положительного влияния, уход в себя.
По итогам знакомства с классом было определено направление дальнейшей работы: повысить мотивацию к учебной деятельности, изменить социальную ситуацию на уроке.
Для реализации этого направления, на наш взгляд, универсальным средством является:
Организация классных собраний с социальной проблематикой [17, с.111] .
Такие собрания, на наш взгляд, помогут учащимся научиться более оптимальным способам поведения. Следующим этапом в нашей работе была организация собрания без подведения итогов. Целью такого собрания является сплочение коллектива, налаживание отношений между учащимися.
Данное собрание не планировалось, а было спонтанно организовано на инициативе ребят. В школе был запланирован общешкольный день здоровья. Это мероприятие было организовано в виде спортивных соревнований, где участвовали как команды классных коллективов, так и так и команды коллектива учителей, что детям особо понравилось; а вследствие и стало предметом нашего обсуждения с детьми на собрании. Призерами соревнований оказались 2 классных коллектива (7-в и 9-б) и команда учителей. Но особо детям запомнилась команда учителей, и не потому, что это редкость – участие вместе с учащимися, а потому, отмечают сами дети, что было интересно и приятно на них смотреть. На вопрос, что именно заинтересовало вас?, дети отмечали, в первую очередь, стремление помочь друг другу, организованность и сплоченность в коллективе учителей; чего как говорят дети, в школьной обстановке мы не видим.
Когда был задан вопрос учащимся данного класса, отличалась ли их команда от команды учителей, ведь ваш класс тоже победил в соревнованиях? Многие сразу отвечали, что «наша команда боролась за приз, но каждый в одиночку». Мальчики говорили, что «учителя победили благодаря дружбе, а мы - своим способностями к спорту».
В глазах детей в это время была видна какая-то грусть, сожаление, неудовлетворенность, даже может быть зависть. Они хотели быть такими же, как и их учителя. Может быть в будущем, на очередных таких соревнованиях, учителя вспомнят и об этом и этот пример поможет им стать и на этот раз лидерами, но это все внеучебная деятельность. Наша задача – сплотить учащихся в учебное время, изменить социальную ситуацию на уроке.
Для этого учащимся был задан вопрос: а учеба является для вас соревнованием?, многие из класса отвечали положительно. Когда речь заходила о том, что нужно на соревнованиях для того, чтобы победить?, дети отвечали: «сила, ум, дружба, увлечение, помощь, взаимовыручка. Причем почти каждый из детей осознавал, что несмотря на то, что «наш класс победил в соревнованиях, нам все же не хватало этих качеств в команде». На уроках, отмечали дети, «друг другу мы тоже редко помогаем».
Что же нужно, чтобы появилась дружба, уважение, взаимосвязь и т. д.?
Здесь дети отмечали, что нужно очень хорошо знать друг друга, уметь помочь человеку в трудной ситуации, почаще участвовать в таких соревнованиях, чтобы и в дальнейшем в других видах деятельности быть дружными, стремиться к лучшему.
В конце собрания, на наш взгляд, сложились доброжелательные теплые отношения в классе, дети высказывались откровенно, честно.
Практически все высказывания свое мнение и слушали мнение других.
Данное собрание может послужить моментом зарождения в классе дружественных отношений, но для стабильного результата нужна серия таких собраний, так как дискуссии во время собрания не только обостряют интерес детей, но и пробуждает желание думать, осознавать свои межличностные отношения в классе.
Отношение к совместному обучению – положительное.
2 сеть эксперимента – опрос родителей.
Цель эксперимента: выявить отношение родителей к обучению детей с ОВЗ в массовой школе.
Ход эксперимента.
В эксперименте участвовали 20 родителей учащихся 7 класса.
Опрос показал, что наибольшая терпимость (35%) проявляется к детям, имеющим нарушение опорно-двигательного аппарата, менее готово (10%) родителей к интеграции детей с нарушением речи, слуха, зрения. 50% родителей высказались за то, чтобы дети с нарушениями в умственном развитии учились в отдельной школе., 5% родителей не возражают, чтобы в одном классе с их ребенком обучались дети с ОВЗ.Для формирования благоприятного отношения родителей к совместному обучению детей необходимо заниматься обучением родителей, «выращивать» доброжелательные отношения между людьми, понимать ценность каждого ребенка.
3 сеть эксперимента – анкетирование.
Цель эксперимента: выявить отношение учителей к инклюзивному обучению.
Ход эксперимента
В эксперименте участвовали 11 педагогов, работающих в 7 классе.
Учителям предлагалось ответить на 2 вопроса:
1.Как повлияет интеграция на качество образования?
2.Как повлияет интеграция на отношение детей?
72% педагогов считают, что школьники станут отзывчивее, научаться взаимопомощи, хотя не исключены конфликты к этой мысли склоняется каждый четвертый педагог.
О том, как повлияет интеграции на качество образования, сказали следующее: 9% учителей предполагает, что качество может возрасти, 25% опасаются обратного мнения.
Общие выводы:
Учителя и родители, считают, что большинство школ не готовы принять детей-инвалидов, т.к. отсутствуют важнейшие факторы инклюзивного образования, предполагающие наличие особых условий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения литературы по проблеме социально-педагогической поддержке обучающихся с ОВЗ, экспериментальной работы, мы можем полагать, что сопровождение процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с другими школьниками способствует формированию у «нормативно развивающихся детей» толерантности к особенностям одноклассников, развивает чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, обогащает внутренний духовный мир, совершенствует коммуникативные навыки, т. е. дети становятся более зрелыми в личностном плане, гуманными гражданами, понимающими важность совместного проживания всех людей независимо от их индивидуальных особенностей. У «особенных» детей совместное обучение формирует положительное отношение к своим сверстникам, способствует приобретению навыков адекватного социального поведения, позволяет полнее реализовать потенциальные возможности развития и обучения. В совместной учебной и внеклассной деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются по возможности их разрешить.
Психолого-педагогическое сопровождение позволит решить проблему сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации независимо от их индивидуальных способностей и возможностей.
Педагоги имеют абсолютное влияние на детей, и если они ясно выразят, что является приемлемым или неприемлемым, то дети на это обязательно отреагируют. Даже очень маленькие дети в состоянии принять такие правила и сделать их своими. Вы не можете заставить детей быть близкими друзьями со всеми, но вы можете научить их быть терпимыми, добрыми и уважать чувства других, а также поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами. Дети хотят иметь гармоничную и счастливую атмосферу, так как они много времени проводят в классах и чувствуют себя комфортно в такой атмосфере. Это относится также и к тем детям, которые плохо себя ведут. Даже дети с трудным поведением, которые уже получили душевную травму из-за того, что произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной атмосфере взаимопомощи. Это основная задача инклюзивного образования и нас – педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии: монография / под ред. Д.В. Зайцева, В.Н. Ярской. Саратов:Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. – С. 53
Электронные ресурсы:
ФГОС – http//standart.edu.ru/
Википедия – http//ru.wikipedia.org/
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ruhttp://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm
Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов//Указ Президента РФ от 17 декабря 2008 года №1792. [Электронный ресурс] URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/6295499
Федеральный Закон от 24 ноября 1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Ст. 11). [Электронный ресурс] URL: www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/
Федеральная целевая программа Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы // URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2011/392/
Приложения.
Структура урока при внутренней дифференциации
Этапы урока Методы и приемы Организация
работы по общеобразовательной программе Организация
работы с детьми ОВЗ с ЗПР
Орг. момент Словесный (слово учителя) Общий для всех детей класса
Проверка домашнего задания Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка Индивидуальная проверка
Повторение изученного материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Работа по карточкам
Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа) Беседа Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе
Изучение нового материала Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Объяснение нового материала Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)
Закрепление изученногоСловесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам) Выполнение упражнений. Проверка Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам
Итог урока Словесный (беседа) Общий для всех детей класса
Инструктаж по выполнению домашнего задания Словесный (слово учителя) Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии