Итоговая работа по курсу Использование интерактивной доски в учебном процессе
Итоговая работа по курсу « Использование интерактивной доски в учебном процессе».
Учителя МОУ Ивангородская средняя школа №1 Степановой О.В.
Тема: Северная война
.
Класс: 7-й
Цель урока:
- рассказать о ходе, этапах и основных сражениях Северной войны,
- показать постепенный переход от поражений к победам и в конечном итоге, к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державы европейского статуса,
- охарактеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны,
-оценить значение военных реформ в победах на море,
- закрепить навык работы с таблицей, учебником и картой.
Внутрипредметные связи:
1701-1714-война за испанское наследство в Европе.
1713- Утрехтский мир и окончание войны за испанское наследство.
1718- Смерть Карла XII.
План урока:
Начало войны. Поражение под Нарвой.
Реорганизация армии.
Полтавская битва.
Прутский поход.
Морские сражения.
Заключение Ништадского мира.
Основные понятия:
Рекруты, регулярная армия, генеральное сражение, редут, янычары, фрегат, эскадра, десант.
Важнейшие даты:
1700-1721- Северная война
1700- поражение под Нарвой
1701- взятие Нотебурга (Шлиссельбурга)
1703- начало строительства Санкт- Петербурга
1704- взятие Нарвы и Дерпта (Тарту)
1708- битва у деревни Лесной
1709- Полтавское сражение
1711- Прутский поход
27.07.1714- Гангутское сражение
Июль 1720- сражение у острова Гренгам
1721- Ништадский мир
1722-1723- Каспийский поход
Выдающиеся личности:
Карл XII, Петр I, А.Д. Меньшиков, Ф. Лефорт, Б.П.Шереметьев, гетман И. Мазепа, М.М. Голицын, Д Кантемир, Ф.М. Апраксин, А.И. Остерман.
Оборудование урока:
Карта « Россия в XVII- XVIII веках», карта с. 113 учебника, портреты сподвижников Петра I.
Организация урока:
В течение урока с учениками заполняется таблица:
год сражения
место сражения
противник
результат
1. (6 мин.) Рассказ учителя о причинах войны, о Северном союзе и сторонниках Швеции в войне.
Важные моменты:
-начало войны было не очень удачным для России
- дипломатические успехи Петра, которому удалось заключить мир с Турцией, благодаря чему 32-х тысячная армия могла быть переброшена к Нарве
- первое Нарвское сражение закончилось поражением русской армии и почти полной потерей ее артиллерии
- недооценка Карлом сил России, его война с Речью Посполитой
-1702 г.-
·штурм Орешка в устье р. Невы
-1703 г.- закладка Санкт-Петербурга, Кроншлота и Кронштадта
- стратегическая, политическая и историческая важность создания города-крепости на р. Неве
2. (5 мин.) Рассказ о реорганизации армии:
- военные реформы проводились методами жестокого принуждения как в отношении самих рекрутируемых, так и в отношении налогоплательщиков- т. е. крестьян
- потешные полки стали основой для формирования регулярной армии с почти пожизненной службой
- создание новых принципов военно-экономической деятельности
- государство в лице Петра стало инициатором создания металлургической промышленности, главной особенностью которой было изготовление оружия и других предметов военной амуниции
- значение новых школ, создаваемых с практической, военной направленностью, где начинают учиться представители и иных, не только дворянских сословий
- принятие воинского и морского устава, их значение
- действия Петра по созданию военно - морского флота России и его оснащению
3. (4 мин.) Знакомство с Полтавской битвой идет через работу учеников с учебником с. 198-199 и картой с. 199.
Задания и вопросы для учеников
- покажите по карте ход битвы
- в чем причины предательства Мазепы?
- какие потери понесла русская и шведская армии? Почему?
-какое значение Полтавской битвы для хода Северной войны?
4. (4 мин.) Рассказ о войне с Турцией:
- чрезвычайность ситуации России в войне на два фронта
- факты, предшествовавшие заключению перемирия
Вопрос классу:
-в чем заключались истинные причины согласия Турции на мир с Россией?
5. (4 мин.) Рассказ с использованием карты о многочисленных морских сражениях России (Гангут, Гренгам) и их значение.
6 . (3 мин.) Роль Ништадского мира между Россией и Швецией, который принес России новые значительные территории на севере, а также решил главные задачи государства на Балтике, становление России европейской державой.
Домашнее задание: А.А.Данилов. История России. Учебник 7 класс М. Просвещение 2007., §14 , вопросы с.114, документы и вопросы к документам с. 114-115.
·
·15