ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Использование мультимедийных средств в учебном процессе: дидактические основы проектирования»


ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей»



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Использование мультимедийных средств в учебном процессе: дидактические основы проектирования»
Выполнил слушатель: Лопасова Т.Н.

Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 31. ИКТ в современном образовании……………………………………………. 51.1. Понятие информационно-коммуникационных технологий
в образовании ………………………………………………………………….. 51.2. Основные направления использования ИКТ в образовании …………….. 9
2. Применение мультимедийных средств на уроках специальных дисциплин и учебной практики по профессии «Повар, кондитер»………………...……..13
Заключение………………………………………………………………………19Список литературы………………………………………………………………21Приложения……………………………………………………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в процессе обучения учащихся.
Современный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации и компьютеризации.
С развитием мультимедийных технологий компьютер становится средством обучения, способным наглядно представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.
Перед каждым педагогом встает вопрос, как подготовить современного рабочего, который соответствовал бы требованиям работодателей, был конкурентоспособным, востребованным на рынке труда. И в то же время, как сделать уроки занимательными, интересными? Как построить уроки так, чтобы обучающихся на уроке не покидало чувство новизны от увиденного и услышанного. Каждый педагог, сталкиваясь с этими вопросами, для их разрешения использует в работе те методы, приемы и средства, в силу которых он верит. Система моей работы включает в себя различные формы обучения, на уроках я применяю различные педагогические технологии.
Наличие в кабинете автоматизированного места преподавателя позволяет мне активно использовать на уроках мультимедийные средства.
Целью проведения современных уроков по предметам профессионального цикла является формирование у обучающихся профессиональных компетенций. На мой взгляд, использование мультимедийных средств способствует формированию таких основных составляющих профессиональных компетенций, как: компетенции саморазвития и самосовершенствования, компетенции познавательной деятельности, информационные компетенции, компетенции в общении, компетенции социального взаимодействия. Таким образом, возникла необходимость реорганизации процесса обучения посредством новых современных педагогических технологий. Это и определило тему моей работы «Использование мультимедийных средств в учебном процессе: дидактические основы проектирования».
При построении концепции были определены объект (образовательно-воспитательный процесс в условиях модернизации образования на основе ИКТ), предмет исследования (особенности использования мультимедийных средств на уроках по предметам профессионального цикла по профессии «Повар, кондитер»).
Сформулирована цель исследования (изучение использования мультимедийных средств в учебном процессе для формирования у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» профессиональных знаний, умений и навыков).
Построена гипотеза (она основана на предположении о том, что использование в учебном процессе мультимедийных средств приведет к коренному изменению педагогического взаимодействия средств и методов обучения, повысит эффективность и качество образования; использование в образовательном процессе мультимедийных средств станет ключевым фактором в применении новых методов, используемых в обучении на всех стадиях педагогического процесса).
На основе этого были сформулированы следующие задачи:
1.Рассмотреть возможности применения информационно-коммуникационных технологий в современной методике проведения уроков теоретического и производственного обучения в качестве средства наглядности;
2. Спроектировать методическое обеспечение использования мультимедийных средств;
3.Исследовать влияние данной технологии на уровень усвоения учебного материала, формирование мотивации учения, уровень общего психического развития, потребность в самообразовании.
ИКТ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ 1.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Информационные технологии - способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В словосочетании «информационные технологии» выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею. Вообще значение разнообразных социальных технологий, в том числе информационных, по мере развития общества все возрастает. Связано это с технологизацией человеческой деятельности, а технология, будучи включенной в систему общественных отношений, становится фактором различных социальных модификаций и трансформаций, влияя на разнообразные структуры и подсистемы общества, в том числе и на социальный институт образования.
Специфика современных информационных технологий заключается в том, что они проникают прежде всего в сферу интеллектуального труда. В отличие от всех других технологий, реализуемых исключительно в сфере материального производства и предметной деятельности, и, соответственно, лишь опосредованно влияющих на духовную деятельность, современные информационные технологии, по мнению И.В. Сидорской, являются культурогенными и гносеогенными. Реализуя свою культурогенную функцию, они, проникая во все механизмы массовой коммуникации, образование, воспитание, оказывают влияние на формирование личности, образ жизни, систему межличностного общения и т.д.
Гносеогенная функция современных информационных технологий заключается в совокупности осуществляемых с их помощью процедур и операций, влияющих на познание и содействующих приросту новых знаний.
По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения технологий, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Использование технических средств отбора, передачи, преобразования и отображения информации позволяет механизировать и автоматизировать такие интеллектуальные процессы, которые всегда были прерогативами человека, - управление, проектирование, исследование и т. п. Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ИКТ позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации. Многие современные технические средства, вплоть до персональных компьютеров, стали или становятся привычными в повседневном быту многих обучаемых.
Информатизация (по А. П. Ершову) — это система следующих взаимосвязанных процессов:
 информационного - обособление и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;
 познавательного (когнитивного) - формирования и сохранения целостной информационной модели мира, позволяющей обществу осуществлять упреждающее динамическое регулирование своего развития на всех уровнях: от индивидуальной деятельности до функционирования общечеловеческих институтов;
 материального — строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации. 
Одним из важнейших направлений информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Согласно требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования к уровню подготовки выпускников, обучающиеся за время учебы должны научиться использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации не только по информатике, но и по физике, биологии и т.д. Таким образом, умение использовать средства новых информационных технологий является общим учебным умением.
Умение обучающихся работать с информацией на современном уровне, используя при этом традиционные источники, электронные носители информации и Интернет, позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы у обучающихся развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности.
Использование мультимедийных средств способствует развитию у обучающихся наблюдательности, умений анализировать, систематизировать и обобщать получаемую информацию. В конечном итоге это способствует повышению качества успеваемости  обучающихся по производственному обучению и уровня сформированности умений использовать информацию, получаемую с помощью ИКТ, что, в свою очередь, работает на удовлетворение спроса работодателя. Сегодня работодатель предъявляет весьма высокие требования к наёмному рабочему. От повара, кондитера требуется знание современных ИТ, так как всё больше и больше оборудования на современных кухнях управляются при помощи компьютерных программ, уже сегодня разработаны и внедряются специальные программы по расчету рецептуры, калорийности, калькуляции кулинарных блюд и кондитерских изделий. Поэтому важно уже на этапе овладения профессией ввести обучаемого в ИКТ-среду, показать ему возможности компьютера в обучении и в профессиональной деятельности. Кроме того, важно и то, что использование компьютера на уроке обеспечивает более полное восприятие изучаемых объектов и более четкое выделение в них существенных свойств, сторон, взаимосвязи изучаемых явлений и процессов. Это помогает повысить мотивацию к обучению, стимулирует познавательный интерес, активизирует самостоятельный поиск обучающимися нужной информации, например, в сети Интернет.
В результате применения мультимедийных средств достигаются следующие цели: 1. Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через: - развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; - развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; - формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании табличных процессоров). 2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества: - подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности 3. Мотивация учебно-воспитательного процесса: - повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; - выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации своего общего интеллектуального потенциала, вкуса и способности.
1.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время получили широкое применение следующие направления использования компьютерных  технологий в образовании:
1. Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:
 компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
 диагностические   или   тестовые   системы,   предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;
 тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
 лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
 экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
 базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
 прикладные   и   инструментальные   программные   средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).
2. Системы на базе мультимедиа-технологии, построенные с применением видеотехники, накопителей на CD-ROM, DVD-RAM.
3. Интеллектуальные обучающие экспертные системы, которые специализируются по конкретным областям применения и имеют практическое значение, как в процессе обучения, так и в учебных исследованиях.
4. Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т.д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети.
5. Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном   режиме   с   высокой  скоростью  осуществить  выпуск учебных пособий и документов на различных носителях.
6. Электронные библиотеки как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ обучающихся к мировым информационным ресурсам.
При создании компьютерных обучающих средств могут быть использованы различные базовые информационные технологии. Новые возможности, открываемые при внедрении современных компьютерных  технологий в образовании, можно проиллюстрировать на примере мультимедиа-технологии. Появилась возможность создавать учебники, учебные пособия и другие методические материалы на машинном носителе. Они могут быть разделены на следующие группы:
1. Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.
2. Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений.
3. Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду,   в  которой  обучаемый  является  активным участником и может сам вести учебный процесс.
4. Системы виртуальной реальности, в которых обучающийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.
5. Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе обучающихся. К сожалению, это требует значительных финансовых средств. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.
В процессе компьютеризации образования необходимо иметь в виду, что главный принцип использования компьютера — это ориентация на те случаи, когда человек не может выполнить поставленную педагогическую задачу. Например, преподаватель не может наглядно продемонстрировать большинство физических процессов без компьютерного моделирования. С другой стороны, компьютер должен помогать развитию творческих способностей обучающихся, способствовать обучению новым профессиональным навыкам и умениям, развитию логического мышления. Процесс обучения должен быть направлен не на умение работать с определенными программными средствами, а на технологии работы с различной информацией: аудио- и видео -, графической, текстовой, табличной.
Современные инструментальные средства позволяют реализовать всю гамму компьютерных обучающих средств. Однако их использование требует достаточно высокой квалификации пользователя.
К сожалению, большая часть учебных программных продуктов представляет собой аналоги существующих учебников.
   
2. ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, развивать интерес обучающихся к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.
Технологии мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, значительно расширяют возможности представления учебной информации.
Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать требуемые таблицы, схемы, иллюстрации на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с учащимися, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например: на уроках учебной практики в условиях технологической лаборатории, для подготовки поваров при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: схемы первичной обработки овощей, рыбы, мяса(Приложение 1, приложение 2).  Таблицы видов нарезки и кулинарного использования овощей; видов и кулинарного использования полуфабрикатов из рыбы, мяса и др. продуктов; схемы приготовления блюд; инструкционные карты с указанием последовательности выполнения технологических операций и приёмов(Приложение 3) ; карточки-задания, тесты(Приложение 4) , технологические карты и др.
Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала. Большим достоинством использования мультимедийных систем обучения является помощь в заполнении дневников по производственному обучению (запись тем, практических заданий, схем, таблиц)  Дневник заполняется не только под диктовку или с помощью печатного на бумаге материала, но и с экрана; а также возможность показа электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий.
Соответственно, большее количество времени на уроках производственного обучения уделяется практической деятельности обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения обучающей задачи. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний(Приложение 5) 
В зависимости от построения сценария урока я включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Как правило, я использую технологии мультимедиа на вводном инструктаже при изучении нового и повторении пройденного учебного материала. Презентация позволяет не просто вести беседу с обучающимися, задавая вопросы по теме, и тем самым, заставляя их актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, почему, как, какой, для чего и т.д.). Анализ представленной информации способствует развитию мышления обучающихся. Например: при повторении пройденного материала на вводном инструктаже задаю вопросы по теме урока “Приготовление салатов”: “С каких последовательных операций состоит процесс приготовления салатов?” Обучающиеся отвечают. Затем, с использованием анимации и других возможностей программы MS Office Power Point, следует ответ на экране, и все сравнивают свой ответ с электронным. На вопрос: “Какие используют варианты оформления салатов?”, обучающиеся отвечают, а затем на экране воспроизводятся ответы в виде иллюстрированных слайдов и красочных фотографий блюдВ другом случае, обучающийся рассказывает технологическую схему обработки овощей, рыбы или мяса, затем правильность его ответа сопоставляется с ответом на электронной схеме. Таким образом, обучающиеся легче усваивают изучаемый материал, а мастер может объективно и наглядно оценить уровень их теоретической подготовки.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе урока большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи мастера, преподавателя. Однако элементы занимательности на занятиях, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово, вызывают неподдельный интерес к изучаемой теме, желание узнать и научиться большему; в дальнейшем формируют устойчивую мотивацию изучения данного предмета или овладения теми или иными практическими навыками.
Сформировать глубокий познавательный интерес к предмету у всех обучающихся невозможно. Важно, чтобы всем обучающимся на уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность перерастёт в стойкий интерес к обучению.
Применение разнообразных форм обучения на уроках и во внеурочное время (упражнения, конкурсы, викторины составление и разгадывание кроссвордов, поиск интересной и нужной информации для рефератов, стенгазет, посещение факультативных занятий), создают положительный эмоциональный фон деятельности обучающихся. Все формы обучения, перечисленные выше, можно реализовать с помощью информационно-коммуникационных технологий.
При проведении конкурса профессионального мастерства я использую электронные презентации как наглядно-демонстрационный материал и для создания спокойной и приятной атмосферы для участников и присутствующих на конкурсе. На экране воспроизводится иллюстрированная схема приготовления горячего блюда и красочное слайд-шоу с различными вариантами оформления салатов. Демонстрация осуществляется музыкальным сопровождением, что способствует созданию благоприятного микроклимата в аудитории 
Использование мультимедийных технологий – есть применение наглядного метода иллюстраций, который во взаимосвязи с другими методами, позволяет не только сэкономить время на уроке, но и увеличить яркость восприятия материала, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты недоступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте. Например, практикую в своей работе использование электронных плакатов по изучению технологического оборудования предприятий общественного питания (Приложение 6) 
Информация, размещённая на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, показа практических приёмов, операций воспитывает интерес к уроку, делает его более привлекательным.
Удивить, – значит заинтересовать. Необычность действий, фактов, явлений, парадоксальность опыта, демонстрируемого обучающимся, всё это вызывает у окружающих какие-то эмоциональные проявления, а значит и интерес. Ежегодно, занимаясь привлечением обучающихся первого курса к занятиям факультатива “Карвинг”, я использую электронную презентацию. Карвинг – это восточное искусство вырезания фигур, цветов из овощей и фруктов. Демонстрируя электронную презентацию факультатива “Карвинг”, я стараюсь снять равнодушие, вызвать заинтересованность, создать положительный эмоциональный фон, расположить к выполнению тех заданий, которые кажутся на первый взгляд трудными и даже непреодолимыми(Приложение 7) 
Обучение с использованием средств информационно-коммуникационных технологий позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности, как активность, самостоятельность, креативность способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования культуры личности.
Изучение теоретической части многих тем образовательной области, предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с первого курса, обучающиеся получают задания для участия в конкурсах, предметных неделях, других внеклассных мероприятиях, по поиску дополнительной, занимательной информации для стенгазет, рефератов, электронных презентаций. Например: найти сведения об истории блюд, интересные старинные кулинарные рецепты, происхождение названий блюд, традиции, обряды, связанные с ними (Приложение 8) 
Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, так как приходится искать информацию в библиотеке, в книге, в словаре, компьютерной базе данных, в электронном документе, в интернете с использованием поисковых систем. Поиск и обработка информации могут рассматриваться, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучающихся с компьютером. При работе с большим объёмом информации у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления, способности осуществлять выбор и нести за него ответственность.
Работая с рейтинговой системой контроля качества учебно-воспитательного процесса в группе, я также, использую информационно-коммуникационные технологии. Основная цель рейтинговой системы оценки качества – стимулирование равномерной учебно-воспитательной деятельности обучающихся в течение всего учебного года, создание условий для проявления их творческих способностей, предоставление каждому возможности самостоятельно выбирать уровень подготовки. Результаты рейтингового контроля отображаю в электронных таблицах MS EXEL, что позволяет обучающимся объективно и открыто оценивать свои результаты и результаты товарищей 
Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательной работе педагога – это активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках теоретического и производственного обучения, внеурочных мероприятиях, развитие творческого потенциала, воспитание смелости мысли, уверенность в себе, в своих творческих силах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. Образовательные средства ИКТ включают в себя разнообразные программно-технические средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся. Таким образом, в сфере преподавания технологии использование ИКТ открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала через гипертекст. Появляется возможность для концентрации больших объемов учебного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных учителем в зависимости от потребностей учащихся и особенностей программы. Такие дидактические материалы также создают возможность для реализации диалогического компонента в обучении: можно представлять разные источники информации, разные точки зрения, разные подходы к одному и тому же явлению. Безусловно, использование такой наглядности делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.
Мониторинг качества обучения по преподаваемым предметам, анкетирование учащихся, визуальное наблюдение показывает, что использование элементов мультимедийных средств существенно повышает интерес, мотивацию обучающихся к профессии, уровень усвоения знаний на уроках. Результаты итоговой аттестации по предмету «Физиология питания» показывают, что качественные показатели повысились до 76%. Ку ежегодно проводимого контрольного среза в учебных группах по вышеназванному предмету равен не менее 0,7, что свидетельствует о прочности приобретаемых профессиональных компетенций.
Возможности мультимедийных средств огромны и в будущем я не собираюсь останавливаться на достигнутом. В перспективе планируется расширить возможности применения мультимедийных средств в процессе обучения посредством электронной почты: использовать дистанционные консультации, обмен мультимедиа-информацией (схемы, таблицы, электронные пособия), что значительно облегчит организацию учебной деятельности обучающихся и педагога по предмету.
Смею утверждать, что внедрение мультимедийных средств в педагогический процесс способствует глубокому и осознанному изучению учебного материала, а также формированию у обучающихся по профессии «Повар, кондитер» профессиональных компетенций, отвечающих требованиям современного рынка труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетии). — М., 2009 — 352 с.
 Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа,2009. - 144с.
 Дрот В.Л., Новиков Ф.А. Толковый словарь современной компьютерной лексики. — СПб.: БХВ - Санкт-Петербург,2009.
 Ершов А. П. Избранные труды. — Новосибирск: Наука, 2009.
 Закон РФ « Об образовании». 2004
 Запорожец А.В. Развитие восприятия. – М., 2010
 Канаш М.И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения. – Мн., 2009.
 Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации// Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень. — 2009. — №3
 Леонов И.Г. Основы повышения качества обучения. – М.: Высшая школа, 2009
 Педагогика профессионального образования / Под ред.В.А Сластенина —М., 2011. - 368 с.
 Педагогические технологии: Учебное пособие для вузов / Под редакцией В. С. Кукушина – Ростов н/Д: Высшая школа, 2009.
 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. Вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ под редакцией Е.С. Полат. – М.: Академия, 2009
 Производственное обучение по профессии «Повар». в 4 ч./Андросов, Пыжова,Федорченко идр. – М.:,2009
 Рудометов Е. Аппаратные средства и мультимедиа. Справочник. — СПб.: Питер, 2009.
 Степанова М. И. Как обеспечить безопасное общение с компьютером // Народное образование. – 2009. - №2. – С. 31-  40.
 Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. -  Екатеринбург, 2009. — 150 с.
Приложение 1
Схема обработки чешуйчатой рыбы


2






Приложение 2
Схема первичной обработки мяса
Срезание клейма

Мытье

Просушивание

Обвалка


Жиловка

Приложение 3
Инструкционная карта
Приготовление винегрета овощного
Упражнения: подготовка продуктов, нарезание продуктов, заправка, оформление салата.
Продукты: картофель, свекла, морковь, капуста квашенная, огурцы солёные, лук репчатый или зелёный, зелёный горошек, растительное масло, сахар, соль, зелень петрушки.
Оборудование: машина для нарезки варёных овощей, холодильный шкаф, настольные весы, производственные столы.
Инвентарь, инструменты: разделочные доски и ножи с маркировкой «ОВ», приспособления для карбования и фигурной резки овощей, ложки, лопатки.
Посуда: кастрюли, миски, лотки, посуда для отпуска.
Инструкционно- технологическая схема приготовления блюда
«Винегрет овощной»
Название операции Содержание работы Графическое изображение
1. Первичная обработка овощей. Картофель, морковь, свеклу вымыть положить в кастрюлю и залить холодной водой. Лук очистить (обрезать донце и шейку, снять чешуйки), промыть. Зелень промыть и высушить.
2. Тепловая обработка. Овощи варить под крышкой до готовности. За 5 мин до конца варки ввести соль. Отвар слить.
3. Подготовка продуктов. Сваренные и остуженные овощи очистить от кожицы, капусту промыть (если кислая) и отжать, зелень перебрать.
4. Приготовление винегрета.
Очищенные овощи нарезать кубиками, огурцы нарезать кубиками или тонкими ломтиками, лук мелко нашинковать кубиками . Соединить подготовленные овощи, посолить, заправить маслом и перемешать.
6. Оформление винегрета. Винегрет уложить горкой в салатник. Посыпать зеленью. По желанию украсить овощами.

Полезно знать. Чтобы овощи, входящие в состав винегрета, не окрашивались свеклой, ее можно заправить подсолнечным маслом отдельно, а затем соединить с остальными продуктами. Солят винегрет до заправки маслом, в подсолнечном масле соль очень плохо растворяется.

Приложение 4
Задание
Укажите формы нарезки овощей, используемых для приготовления супов.
Блюдо Форма нарезки
картофеля моркови Лука Капусты свежей
Суп из овощей
Суп «Крестьянский»
Суп с крупой
Суп картофельный с горохом Задание
Укажите (знаком « +» ) формы нарезки корнеплодов (морковь, свекла), используемых для приготовления приведённых в таблице блюд.
Наименование Формы нарезки блюд ломтики Звёздочки
шестерёнки Мелкий кубик соломка Шарики
орешки
Борщ «Украинский» Салаты и винегреты Щи суточные Холодные блюда (оформление) Котлеты из овощей и маринады Рагу из овощей Рассольники
Приложение 4
Тест
Выберите правильный вариант кулинарного использования нарезки из овощей.
№ п/п Формы нарезки из овощей Кулинарное использование
1 Брусочки из моркови а) морковь припущенная
б) морковь в молочном соусе
2 Кубики мелкие из моркови в) рассольник домашний
г) бульон с овощами
д) для тушения в сметане
3 Соломка из капусты е) для тушения
ж) для винегрета
з) для щей «по- уральски», суточных, из квашеной капусты, борщей, кроме «Флотского» и «Сибирского»
4 Кубики из свеклы средние к) суп харчо
Приложение 5
Презентация «Приготовление блюд из овощей. Салаты».

Приложение 6
Электронный плакат «Форма нарезки, размеры и кулинарное использование картофеля»

Электронный плакат «Виды нарезки моркови»

Приложение 7
Видеоролик «Карвинг»

Приложение 8