Учебно-исследовательская работа Использование мультимедийных средств в учебном процессе: дидактические основы проектирования.
ГБПОУ СО «Калининский агропромышленный лицей»
_______________________________________________________________________
Учебно-исследовательская работа
Использование мультимедийных
средств в учебном процессе:
дидактические основы проектирования.
Выполнила мастер п/о Иванова Ольга Валентиновна
2015г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Использование мультимедийных средств в учебном процессе
Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе
1.2 Проектирование мультимедийного урока
Глава 2. Практическое применение урока с использованием мультимедиа, описание и результаты
2.1 Описание урока с использованием мультимедиа
2.2 Сравнительный анализ мультимедиа урока с традиционным уроком
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
"Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в профессиональном учреждении. В связи с этим тема данной исследовательской работы ориентирована на изучение возможностей мультимедиа как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в профессиональном учреждении.
Актуальность исследования определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают студентам доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения.
Объект исследования: учебный процесс в профессиональном учреждении
Предмет исследования: роль мультимедиа в повышении эффективности учебного процесса.
Для достижения намеченной цели надо было решить следующие задачи:
Изучить сущность, специфику и особенности использования мультимедиа как средства повышения эффективности обучения.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование мультимедиа становится средством повышения эффективности обучения.
Выявить общие закономерности изменения успеваемости студентов.
Цель исследования: проанализировать использование мультимедиа с целью повышения эффективности учебного процесса.
Гипотеза исследования отражена в следующем предположении: если в учебном процессе использовать мультимедиа, то это способствует повышению эффективности обучения, а именно: улучшение усвоения учебного материала; уменьшению времени решения стандартных задач; сформированности практической направленности знаний обучаемых; улучшению поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышению информационной культуры студентов, развитию их познавательной и творческой активности.Методологическая основа исследования: В ходе исследования использовались такие методы как наблюдения, сравнительный анализ и прогнозирование педагогических явлений.
Теоретическая основа исследованияв данной работе составлена из научныхматериалов следующих авторов:Клемешовой Н.В.,Захаровой И.Г.,Егоровой Ю.Н., Уварова А.Ю.,Кручининой Г.А., Храмцовой П.Б, Брик С.А., Русак А.М., Сурина А.И., Коржинского С. Н., Войскунского Янг А.Е.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть успешно использованы в педагогической практике.
Структура выпускной работы: данная выпускная работа состоит из содержания, введения, двух глав теоретической и практической соответственно, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных средств обучения, оснащение современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что, несомненно, способствует повышению качества профессионального образования.
Одними из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические средства.
Мультимедийные дидактические средства можно использовать на различных видах занятий: лекционных, для повторения изученного материала, для обобщения и систематизации заданий по теме или разделу, как дополнительный материал к самостоятельным заданиям студентов.
Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные (электронные обучающие программы различных видов: электронные учебники, электронные учебные издания, электронные справочники и энциклопедии, тестирующие и контролирующие программы).
Рассмотрим дидактические требования, предъявляемые к мультимедийным дидактическим средствам.
1.Требование научности обучения с использованием мультимедийных дидактических средств означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала. Процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедийных дидактических средств должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, метод системного анализа.
2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством мультимедийных дидактических средств, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Не допустимы чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которых овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.
3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда студент сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает.
4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение студентов. Требование обеспечения наглядности в случае мультимедийных дидактических средств реализуется на принципиально новом, более высоком уровне.
5. Требование сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение мультимедийными дидактическими средствами самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучаемого является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность.
6. Требование систематичности и последовательности обучения при использовании мультимедийных дидактических средств означает обеспечение последовательного усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области
7. Требование прочности усвоения знаний при использовании мультимедийных дидактических средств: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.
8.Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в мультимедийных дидактических средствах [2].
Кроме традиционных дидактических требований, к интерактивным дидактическим средствам предъявляются специфические требования:
1.Требование адаптивности Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого
2.Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой обучающей программой, предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (компьютеров, мультимедийных проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в обучающей программе.
3.Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала.
1.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА
В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.7
Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки
Прежде чем начать проектировать подобный урок, необходимо знать, что:
Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного ПО. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, звук, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.
Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на данном компьютере. Оно делится на системное и прикладное. Прикладное ПО – программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи. Это текстовые, графические редакторы, табличные процессоры, СУБД, коммуникационные программы. Мультимедийные программы – программы, в которых объединена графическая, звуковая и видеоинформация.
Прежде чем приступать к разработке какого-либо урока, необходимо :1. определить контингент слушателей, учесть возрастную группу; учесть уровень компьютерной грамотности.
2 Определив целевую группу студентов, нужно понять и сформулировать, какие цели и задачи мы ставим перед ними, какие навыки планируем у них сформировать, чему хотим обучить на данном конкретном уроке, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- для обобщения, систематизации знаний.9
Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, учителю необходимо подобрать формы и методы обучения, формы организации учебного процесса, образовательные технологии, приемы педагогической техники.
3.Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необходимо отобрать тематическое содержание урока, которое позволит данной фокусной группе достичь вышеназванных целей.
То есть нужно сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути, будут являться кратчайшим путем достижения целей.
Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».11
Использование наглядности тем более актуально, что в ОУ, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.
Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации
Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.
Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.
При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:
- структура;
- объем;
- формат.
Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает.
Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться напроектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.
Немаловажное значение имеет использование на уроке звука. Звук может играть роль
- шумового эффекта;
- звуковой иллюстрации;
- звукового сопровождения.
В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в случае проведения мультимедийной обучающей игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.
Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью. 12
Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов.14 Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения.
Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как учитель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Учитель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА, ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
C целью экспериментального подтверждения эффективности использования мультимедиа в учебном процессе в группах 1 и 2 курсов по профессии «Хозяйка(ин) усадьбы» были проведены уроки по учебной практике. На 1-м курсе урок проходил по стандартной схеме, на 2-м (экспериментальном) проведен с использованием мультимедиа.2.1 ОПИСАНИЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА.
Группа № 22 Курс: второй
Профессия: «Хозяйка (ин) усадьбы»
Специальность: «Плодоовощевод»
МДК 02.01. Технология производства продукции растениеводства в сельской усадьбе
Раздел: Цветоводство
Тема урока: Посадка луковичных растений на выгонку
Цели:
Обучающая: исследовать технологии и научить посадке луковичных растений на выгонку в домашних условиях.
Развивающая: развить интерес к выращивания декоративных луковичных растений в домашних условиях; формировать умение самостоятельного планирования в выполнении работы.
Воспитательная: создать атмосферу коллективного поиска и радость познания в преодолении сложных задач при выполнении данных работ.
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Планировать работы в саду, огороде, плодовом питомнике;
ПК 2.2. Выращивать сельскохозяйственные культуры в сельской усадьбе в открытом и закрытом грунте в соответствии с агротехнологиями.
Формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Технологическая карта урока
(приложение)
2.2. СРАВНИТЕЛЬНВЫ АНАЛИЗ МУЛЬТИМЕДИА УРОКА С ТРАДИЦИОННЫМ.
В экспериментальной группе урок прошел динамичней и непринужденней, у студентов наблюдался повышенный интерес к новой теме.
Сочетание комментариев мастера с анимацией значительно активизировало внимание студентов, принося эстетическое удовлетворение. Урок проходил более эмоционально, учащиеся охотней проявляли инициативу, позитивней вступали во взаимодействие с мастером.
Количественные показатели инициативности студентов на уроке
Таблица 1
Мультимедиа урок
традиционный
средний показатель
активности студентов в ходе урока, % Удельный вес желающих активно участвовать в уроке, % Рост инициативности, % средний показатель
активности студентов в ходе урока, % Удельный вес желающих активно участвовать в уроке, % Рост инициативности, %
41 62 25 37 49 8
По данным таблицы 1 видно, что инициативность студентов на уроке с использованием мультимедиа на 17 % выше по сравнению со средним показателем активности в ходе традиционного урока
За время урока удалось изложить большее количество материала, нежели в контрольном, что говорит о более эффективном использовании учебного времени.Экономия времени на уроке с использованием мультимедиа
Таблица 2
Урок с использованием мультимедиа Традиционный
урок Экономия времени на уроке с использованием мультимедиа
Длительности, минут 40 52 12
Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного, следует то, что компьютер может и должен рассматриваться как орудие деятельности в первую очередь учителя, остающегося, "лидером" педагогического процесса. Человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы.
Также кроме разгрузки умственной деятельности от рутинных компонентов можно выделить следующие психологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессе обучения школьников:
1. Визуализация. Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.
2. Ускорение процесса экстериоризации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.
3. Ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.
4. Расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером.
5. Возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя память компьютера).
6. Возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.
7. Экономия урочного времени, динамичность хода урока.
8. Повышенные требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.
9. Улучшение эмоциональной атмосферы на уроке за счет большей заинтересованности учащихся в учебном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Калининград, 1999.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук – Чебоксары, 2000.
Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе//Материалы Региональной научно - практической конференции Чебоксары, ЧТУ им. И. Н. Ульянова, 1999 г. - С. 170 -172.
Электронный источник: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=1
Chan Lin. Formats and prior knowledge on learning in a computer-based lesson / Journal of Computer Assisted Learning. — 2001, N 17, p. 409 — 419.
(А.Ю. Уваров. Педагогический дизайн//Информатика. №30. 2003. Он же. Серия «Педагогический дизайн»//Вопросы Интернет Образования. №№10-13).Электронный источник: admin@km-school.ru
Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Кручинина Г.А. Нижний Новгород, 2000.
Основы web-технологий. Курс лекций. П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И. Сурин. Интернет-Университет Информационных Технологий, 2003
Настольная книга web-мастера: эффективное применение HTML, CSS И JavaScript. С. Н. Коржинский./"КноРус", 2000
Энциклопедия Интернет, СПб, 2002
Журналы Мир Internet.
С. Н. Коржинский./"КноРус", 2000
Copyright Information Goes Here. All Rights Reserved. САМАРА 2009 г.
Электронный источник: e-mail:kafinf-rgsu@mail.ru РГСУ
Электронный источник: festival@1september.ru
Электронный источник: www.calenda.ru-Практическая работа «Использование звука и анимации»_65.mht
Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема, М., 2000.
Янг К.С. Диагноз - интернетзависимость., М., 2001.
Иванов Д.В. Феномен компьютеризации М., 2000 .
Приложение
Технологическая карта урока
№
п/пСтруктура Элементы технологии обучения
Дидактические задачи урока Методическое обеспечение Методы обучения
Средства обучения
Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент.
1 мин Проверяет готовность к уроку Вступительное слово мастера по мотивации. Сообщение темы и цели
2 мин. Беседует с обучающимися о том, что тюльпаны сейчас продаются почти круглый год, собственная выгонка доставляет массу удовольствия, потому что позволяет выбрать по своему вкусу сорта, наблюдать весь процесс развития растений и получить желаемое цветение к нужной дате. Слушают, осмысли-вают, восприни-маютОбъяснительно-иллюстративный презентация
Актуализация опорных знаний.
15 мин. Комментирует, беседует об истории возникновения тюльпанов и гиацинтов, напоминает опыт посадки тюльпанов и гиацинтов на выгонку Воспринимают осмыс-ливаютОбсуждают, делятся найденной информацией Объяснительно-иллюстративный Презентация,
Видео ролик
Личный показ мастером трудовых приемов.
6 мин. Личный показ посадки луковиц тюльпанов двумя способами в горшках и ящиках с землей Наблюдение
воспринимают практический Луковицы тюльпанов, нарциссов, ящики с субстратом, лейки с водой, емкости с раствором марганцовки
Практическая работа
10 мин. Выдает луковицы тюльпанов и гиацинтов, комментирует задания. Включаются в работу, делятся на три подгруппы демонстрируют работу практический Луковицы тюльпанов, нарциссов, ящики с субстратом, лейки с водой, емкости с раствором марганцовки, емкость для гидропоники
Заключительный инструктаж. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.
11 мин. Демонстрирует, оценивает фрагменты, комментирует Воспринимают подводят итоги Объяснительно-иллюстративный презентация