Выступление: Развитие навыков чтения, устной и письменной речи за счет использования ИКТ.

Задорожная Е.А.
Развитие навыков чтения, устной и письменной речи за счет использования ИКТ.
С внедрением и применением на уроках ИКТ, приносит свои результаты:
повышение мотивации детей к обучению и самостоятельной учебной активности, благодаря увеличению разнообразия материала и усилению его интерактивности и наглядности;
повышение ритмичности уроков, благодаря возможности управления темпом обучения на основе интерактивной мультимедийной составляющей обучения;
возможность организации индивидуальных траекторий обучения учащихся;
достижение полной индивидуализации обучения: индивидуальная работа на компьютере позволяет настроить оптимальный для каждого ученика темп работы; определить и отобрать наиболее приемлемые для ученика способы представления информации (аудиально, визуально, кинестетически),
возможность включения в учебную работу исследовательской составляющей на основе метода проб и ошибок: ученик не боится делать ошибки, так как на компьютере он имеет возможность вернуться назад, отменить ошибочный шаг и выполнить его заново правильно, достигнув тем самым педагогической цели – достичь в учебной ситуации правильного решения;
реализацию объективности в оценивании учебных достижений на уроке средствами компьютерных диагностических заданий, что снимает у детей психологическое напряжение, помогает сформировать у ребенка чувство критической самооценки выполненной работы;
обеспечивается возможность самостоятельной работы учащихся при выполнении домашних заданий и подготовке к урокам.

На уроках учителя города Абакана используют следующие элементы информационно-коммуникационных технологий:
- интерактивная доска.
Через Интерактивную доску ученик может не только воспринимать и видеть информацию, но и сам создавать модели, схемы, записи своих открытий, проводить самоконтроль и оценивать свою деятельность, видеть грань своих знаний и незнаний. Интерактивная доска дает возможность проводить коллективную работу с электронными образовательными ресурсами, создавать с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий, демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов и т.д.
- интерактивные презентации в программе Power Point:
Презентации дают возможность дать сложный материал, в удобной, иллюстрированной форме.
Уже во втором классе ученики сами готовят презентации по выбранным темам.
- графические планшеты
Строя модели, графы, схемы, делая записи или рисуя ту или иную картину в своей группе, ученики могут продемонстрировать работу через индивидуальный нетбук, а учитель вывести работу группы через интерактивную доску. Данная работа позволяет экономить время для демонстрации достижений.(демонстрация)
-электронное тестирование
Отличительной особенностью компьютерного тестирования от обычного является то, что ученик более раскрепощен в работе, у ученика не наблюдается тревожности, страха за проделанную работу. Он знает, что можно вернуться назад для устранения допущенных неточностей. В тоже время учитель может отследить работу ученика через электронный журнал. Компьютер выставляет итоговую оценку ученику, причем в пользу ученика. .(демонстрация)
-аудио и видео ресурсы
Аудио и видео ресурсы дают возможность познакомить детей с произведениями авторов. Ученики полюбили смотреть российские фильмы, мультфильмы через он-лайн. Такой просмотр дает возможность остановить мультфильм или включить его на определенном фрагменте. (демонстрация)
-интернет ресурсы
Со второго класса в учебнике Окружающего мира по УМК «Перспективная начальная школа» прописаны Интернет сайты, в которых каждый ученик может получить дополнительную информацию к уроку. (демонстрация)

В 2009 году Абаканская гимназия для каждого ученика начальной школы получила нетбуки от некоммерческой компании «Вольное дело». Администрация гимназии закупила программу -«Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» (демонстрация) Это позволяет учителю использовать данный мультимедийный ресурс совместно с учебниками из Федерального перечня, рекомендованных или допущенных к использованию Министерством образования и науки РФ. Все учебные медиаобъекты мультимедийного УМК [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (математика, окружающий мир, переменка, русский язык). Каждая предметная область распределена на блоки -1,2,3 и 4 классы. В предмет «Русский язык» добавлен блок «Обучение грамоте». В этом блоке очень хорошая работа по приобретению навыков, умений планируемых результатов по разделу «Фонетика и графика». В каждой предметной области представлены комплектами либо в форме медиауроков, либо в форме медиатеки. Учащимся предлагаются готовые обучающие компьютерные модули с аудио и видео сопровождением. На таких уроках учитель чаще всего выступает в роли консультанта. У него появляется больше возможностей для индивидуальной работы. Уроки оживляют психологическую атмосферу, повышают мотивацию к учению. На данном уроке созданы условия для развития внимания, мышления, наблюдения, самостоятельной работы.
УМК включает в себя инструментальные средства для организации обучения на персональных компьютерах школьников, объединенных в локальную компьютерную сеть, и учебные медиаобъекты по русскому языку, математике, окружающему миру и информатике для уроков с 1-4 классы. (демонстрация)
Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи. Серии сюжетных картинок с заданиями по развитию связной речи и видео- или мультипликационные сюжеты с целью их описания, составления или продолжения рассказа и др. Интерес представляют также анимационные сюжеты.
Представленные в уроках учебно-методические материалы по русскому языку ориентированы на сквозной раздел предмета русский язык в начальной школе «Орфография». Выбор анимационных сюжетов и интерактивных дидактических средств основывался на анализе частно-методических умений, вот некоторые из них:
1. Умения, связанные с обучением детей каллиграфии. С этой целью в медиатеку включен специальный анимационный сюжет, который позволяет формировать динамический образ изучаемых букв. Использование такого сюжета дает возможность сосредоточиться на комментировании начертания буквы, он может при показе буквы стоять лицом к учащимся (этой возможности нет, если он сам изображает букву на доске), а также контролировать начертание учениками букв в воздухе вслед за образцом на экране. Кроме того, работа с данным сюжетом позволяет совершенствовать собственный каллиграфический навык учителя. .(демонстрация)
2. Умения, связанные с обучением чтению. Эти умения можно развивать с помощью специально подготовленного дидактического средства «Касса букв». Это средство обеспечивают материалом для формирования у младших школьников навыка чтения в период обучения грамоте, в частности, для предупреждения наиболее распространенных ошибок. С этой целью можно использовать такие приемы, как: усечение буквы (шары шар) или наращивание буквы (стол столб); замена буквы в середине (стол стул) или на конце слова (рог рот); вставка буквы (ком корм); замена последних букв (поет поют, мои мой); чтение слов справа налево и слева направо. .(демонстрация)
3. Умения, связанные с обучением орфографии. Данные умения предполагается формировать при помощи разных компонентов. К ним относятся анимационный сюжет «Безударные гласные в корне (учимся применять правило)»; демонстрационные слайды; комплекс тренинговых и контрольных упражнений по сквозной (2-4 классы) орфографической теме. .(демонстрация)

Применяя на уроках Интерактивную доску, можно через диалоговое окошко «Компьютер студента», отследить или продемонстрировать всему классу работу данного ученика.

15