РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ


Редькина Валентина Григорьевна
учитель начальных классов
ГУ«Лесная средняя школа» Акмолинская область
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
В наше время, когда детей все больше интересует компьютер, телевизор, они все меньше читают. Общение проходит часто на примитивном языке. Речь учащихся желает быть лучше.
Школа ставит перед нами важнейшую задачу: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, вооружить их навыками пользования устной и письменной речью в такой степени, в какой это будет им необходимо для активной творческой деятельности.
Проработав с детьми начальных классов не один год (4 выпуска из начальной школы) сделала вывод, что далеко не всё мы для этого делаем. В частности, данную проблему мы решаем в основном на уроках русского языка и литературного чтения. На развитие речи отводится не так уж много времени.
Какими же возможностями располагает учитель для того, чтобы дать учащимся необходимые навыки? Что для этого нужно учитывать?
Ведь если дать школьнику необходимые практические навыки, то в будущем,в самостоятельной жизни, он сможет смело их использовать.
Так как в этом школьном возрасте дети любят играть, на уроках использую игровые моменты. На уроках чтения это отличный стимул для творческой самореализации. По результатам игры, в зависимости от проявленных способностей, могут быть определены номинации: «читатель - фантазер», «читатель - мыслитель», «читатель - психолог», «читатель - мечтатель», «читатель - творец», «читатель - художник» и т.д.
I«Залив созерцания» (активизация образного мышления учащихся)
- Какие картины предстали перед вашим умственным взором, когда вы читали произведение?
- Какие звуки? Какие запахи?
- Что и как вы бы нарисовали, если бы были иллюстраторами этого текста?
II«Бухта радости и печали» (проявление способности к эмоциональному резонансу).
- Какой эпизод произведения показался вам наиболее радостным? Что вызвало улыбку или смех?
- Какой момент заставил загрустить?
- А может быть кто-то или что-то вызвало у вас гнев или другие чувства?
III«Мыс проникновения» (погружение во внутренний мир персонажей и авторский подтекст).- Как вы объясните: почему персонаж действовал так, а не иначе? Почему у него возникли такие мысли чувства. А не другие?
- Что скрыто за такими словами героя?
- Каким вы видите автора произведения?
- Как он относится к своим персонажам?
- Разделяете ли вы его мнение?
IV«Утес творчества и фантазии» (проективное мышление по структурированию дальнейших событий).
- Каким вы представляете себе будущее героев?
- Как по вашему мнению сложится их судьба?
- Какие события последуют за «концом» произведения?
V «Бухта важных мелочей» (способность к истолкованию отдельных слоев и деталей произведения).
- Обратили ли вы внимание на такое слово (словосочетание)? Что оно означает? Как вы его понимаете? О чем оно говорит? Какое отношение имеет к герою и и к произведению в целом?
VI«Айсберг или Земля сущности» (способность к целостному восприятию).
- О чем же это произведение?
- Почему оно так названо?
- Чем оно отличается от всех известных вам?
- В чем его смысл и оригинальность?
VII«Пролив воспоминаний» (активация ассоциативных связей).
- Не напоминает ли вам это произведение чего-либо из вашей собственной жизни?
- Может быть, подобная ситуация или герой знакомы вам по фильму или другим книгам?
VIII«Риф самопознания» (способность перенести читаемое на себя)
- Нет ли в персонаже чего-либо созвучного вашему характеру?
- Не узнали ли вы в ком-то свои собственные черточки?
- А если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы действовали вы?
Почти каждый мой урок по русскому языку и литературному чтению одной из задач имеет именно эту: развитие навыков грамотного письма и речи. Уже в 3 классе начинаю знакомить их с жанрами сочинений.
Привить учащимся потребность в публицистических выступлениях (устных и письменных)и дать необходимые навыки в этом увлекательном деле – одна из актуальных задач нашей школы в современное время.
Мы учим детей устным и письменным сочинениям, но наша беда в том, что в школе (особенно начальной) они в большинстве случаев преподносятся безжанрово. Между тем, как показывает практика, литературное мастерство школьника в сочинениях, например, по личным наблюдениям, проявляется наиболее зрело и глубоко, если он умеет не только изложить содержание, но и разработать тему в нужном жанре.
Уже в начальных классах необходимо, кроме тех, что дает программа, знакомить детей с такими жанрами, как репортаж, газетный отчет, интервью, корреспонденция, статья и др.
Но есть чисто педагогическая проблема: не всякому классу, не всякому ученику по силам переход от простейшего информационного жанра. Учу детей, прежде всего, выражать своё «Я», своё мироощущение на бумаге. Не секрет, что сочинения для многих школьников – надоедливая, а порой, и мучительная обязанность. Как превратить это в радостный труд, в полноценный способ самовыражения?
Источником материала служат: сама жизнь (природа, окружающая среда, общество и др.); программные и внепрограммные произведения литературы и искусства.
Преподавателю следует постоянно напоминать учащимся: «Напишите в жанре заметки дискуссионного характера», «Используйте жанр рассказа» и т.д.
И даже сочинение одного и того же ученика, написанное на одну тему, но в разных жанрах, различаются по стилю, потому что всякому жанру присущи свои сюжетные и стилистические признаки. Кроме того, стиль сочинений зависит – и это очень важно – от натуры школьника, склада его ума, вкусов, склонностей. У одного это сухой отчет, а у другого он лирически окрашен. И вот тут очень важен адресат сочинения.
Принято считать, что сочинение читает только учитель. Не потому ли многие сочинения так однообразны. Например, сочинение «Как я провел лето». Даю задание детям написать сочинение-письмо товарищу из другого города (села), в форме заметки в стенную газету или для радио, сделать запись в личном дневнике и т.д.
Вряд ли придет в голову 4-класснику написать сочинение товарищу в том же тоне, как простое, для учителя. Здесь уже будет царить иной, откровенный, дружеский тон. Из всех каникулярных событий на первый план выплывет какая-нибудь необыкновенная забава. Здесь больше всего будет говориться о настроении, чем о событиях. Много восклицаний, недомолвок. Адресат сочинения как бы уточняет тему, определяет ее границы, диктует стиль и основной тон высказывания.
В связи с тем, для кого и для чего пишется сочинение, определяется главная мысль, т.е. то, что ученик-автор хочет (и может) рассказать нового, значительного, интересного для своего адресата. Сведения о каникулах для учителя лучше всего сообщить в жанре газетного отчета, для товарища – в жанре письма, в стенную газету – в жанре заметки или зарисовки и т.д. Учитываю, конечно, индивидуальный подход к учащимся. Одаренным детям можно предложить написать рассказ или лирические стихи.
И все же главная задача – пробудить творческие способности каждого ученика, вызвать интерес к сочинению, развить соответствующие навыки, привить культуру творческого труда, чутьё языка, вкус к работе над словом.
А индивидуальный подход при работе над сочинением – это:
Учет читательских (и зрительских) интересов учащихся;
Разнообразие тематики сочинений, объем сочинений;
Многообразие жанров.
Учить школьников отражать в сочинении (и устном рассказе) свои мысли, чувства, настроения, иначе говоря, свою личность – это значит учить познавать окружающий мир, вырабатывать свою точку зрения, свои наблюдения, свои выводы, анализировать свои представления и поступки.
Если учитель сумеет разобраться в творческой индивидуальности юного автора, в его наклонностях, это может стать решающим моментом в развитии литературных способностей ученика, откроет возможность для благотворного влияния на становление его личности.
Использованная литература:
Тихомирова И. Школа творческого чтения: Методическое пособие. –М.: ВЦХТ(«Я вхожу в мир искусств»), 2003. – 160 с.
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.: Просвещение, 1982.-144с.