Реактивное движение 10 класс. Сценарий урока с использованием элементов интерактивных технологий — технологии коллективной и индивидуальной мыследеятельности и технологии развития критического мышления у учащихся посредством чтения и письма/.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ножовская средняя общеобразовательная школа.
Пермский край, Частинский район, село Ножовка









Сценарий урока с использованием элементов
интерактивных технологий -
технологии коллективной и индивидуальной мыследеятельности и технологии развития критического мышления
у учащихся посредством чтения и письма,
а также компьютера и Интернета.





Реактивное движение
10 класс.






Шустова Людмила Филипповна,
учитель физики,
высшая квалификационная категория














С. Ножовка, 2015

Сценарий урока с использованием элементов интерактивных технологий -
технологии КИМ и технологии развития критического мышления у учащихся посредством чтения и письма, а также компьютера и Интернета.
По теме «Реактивное движение», 10 класс.
Учитель - Шустова Людмила Филипповна
Предмет – Физика.
Тема - Реактивное движение. Освоение космоса.
Продолжительность занятия- 45 минут, возможность на 2 урока.
Класс - 10. Учебник «Физика -10», авторы Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н..- 2004 год издания.
Образовательное учреждение - Пермский край, Частинский район, село Ножовка, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ножовская средняя общеобразовательная школа».
Авторский медиапродукт - презентация «Космическая эпопея» 19 слайдов, «План урока «Реактивное движение» для учащихся» 11 слайдов (среда POWER POINT).

План урока:
Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся)
Временная реализация

1.Организационный момент: Эмоциональный настрой.
2 минуты

2.Организация целевого пространства. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Этап «Вызов»
10 минут

3.Организация поискового пространства. Работа в группах. Изучение нового материала с 3 остановками. Составление кластера «Освоение космоса». Этап «Освоение содержания».
Физкультминутка «Полёт в космос».
20 минут


1 минута

4.Организация рефлексивного пространства. Составление синквейна по теме «Реактивное движение». Этап «Рефлексия».
10 минут

5.Итоги урока.
2 минуты





Задачи урока:
Мировоззренческая – сформулировать свою точку зрения по проблеме - реактивное движение – это форма движения материи или это вид движения?
Предметная – исследовать особенности и характеристики реактивного движения, историю его развития. Подготовить учащихся к распознаванию реактивного движения среди других видов движения, воспроизводить и применять реактивное движение в конкретных ситуациях.
Развивающая – совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся при работе с различными источниками информации, коммуникативные свойства речи, развивать критическое мышление, познавательное творчество, собственную оценочную позицию.
Воспитательная – формировать материалистическое мировоззрение. Содействовать патриотическому воспитанию чувства гордости за вклад отечественных ученых и естествоиспытателей в дело освоения космического пространства. Укреплять сотрудничество и общение в малых группах.

Оборудование к уроку: ноутбуки в каждую группу, интернет, видеопроектор с экраном, тележка с баллистическим пистолетом, большая металлическая тележка и баскетбольный мяч, воздушный шарик, воронка с резиновым шлангом, микрофон.
Презентации «Космическая эпопея» 19 слайдов, «План урока «Реактивное движение» для учащихся» 11 слайдов, «Космос», «Реактивное движение», «К звездам» (среда POWER POINT). СДR-диск из УМК Генденштейна Л.Э. «Интерактивное приложение. Реактивное движение».
Учебники разных авторов для работы в группах – Перышкин А.В., Гутник Е.М.
(9 класс), «Физика -10(базовый уровень)»: авторы Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н..; Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А.
Плакаты многоступенчатой ракеты, реактивного самолета, космических полетов.
Демонстрации:
Движение тележки в результате выбрасывания шара из баллистического пистолета, жестко закрепленного с ней.
Движение воздушного шарика при выходе воздуха из него.
Вращательное движение тела, при выходе воды из его отверстий.
Материалы из УМК Генденштейна Л.Э. «Интерактивное приложение. Реактивное движение».
Компьютерные презентации учеников, презентации о космосе из Интернета.

Ход урока.
Оргмомент. Начать презентацию «План урока «Реактивное движение» для учащихся» и работать с ней по ходу урока.
Задача. Создать эмоциональный настрой учащихся.
Учитель.- Доброе утро! Я рада вас приветствовать в нашей физической лаборатории на уроке физики. Желаю вам новых открытий и огромной работоспособности. Начнем с опытов и выявления проблемы.
2. Организация целевого пространства. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний. Этап «Вызов».
Задача. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся , создать ситуацию их потребности к изучению реактивного движения.
Выявление проблемы. Вопросы для 1-ой остановки.
- От чего можно оттолкнуться, если вокруг ничего нет? ( Опыты с тележкой при выбрасывании шара, при отбрасывании мяча.)
- Реактивное движение. Что это такое? (Опыты с воздушным шаром, с наливанием воды в воронку со шлангом).
- От чего зависит скорость ракеты? (рассмотреть плакаты).
Организация творческих групп.
Распределение обязанностей в группе (лидер, исследователь, аналитик, художник-оформитель).
Создание общей зоны целей: постановка проблемы, индивидуальных целей, целей творческой группы; проектирование результата (составление таблицы):

Знаю
Хочу узнать
Узнал(а)

1.
2.
1.
2.


1.
2.


Определение зоны поиска и средств решения проблемы.
(В каких учебниках, презентациях на ноутбуках из интернета искать).

3.Организация поискового пространства. Работа в группах. Изучение нового материала с 3 остановками. Составление кластера «Освоение космоса». (Параграфы 43, 44 Мякишев Г.М.)
Этап «Освоение содержания».
Задача. Установить взаимосвязь между реактивным движением и законом сохранения импульса.
Определение способа решения проблемы
(работа с различными источниками информации).
Исследование проблемы и ее разрешение.
Первая остановка. Реактивное движение.
Сделать выводы. Заполнение таблицы в графе «Узнал». Выступления от групп.
- Связана ли скорость ракеты со скоростью газа? (и предыдущие вопросы для 1-ой остановки).
Вторая остановка. Проявление и использование реактивного движения.
Как и где используется реактивное движение? Зачем мне это надо?

Сделать выводы. Заполнение таблицы. Выступления от групп.
Презентация своих моделей или проектов использования реактивного движения в жизни.
(Самоходная поливальная установка на огороде и другие).
Физкультминутка «Полёт в космос».
-Настроение бодрое? (- Бодрое)
- К полету готовы? (- Готовы)
- Пристегнуть ремни! (- Есть, пристегнуть ремни!)
- Включить зажигание! (- Есть, включить зажигание! Вжик-вжик- 4 раза)
- Завести моторы! (- Есть, завести моторы! Р-р-р)
- 54321 Пуск! Полетели! Мы летим в космическое пространство, чтобы исследовать его и пристыковаться к МКС .
Третья остановка. Освоение космоса.
- Развитие ракетостроения и освоение космоса. Презентации о космосе.
Обсуждение в группах. Коррекция позиций. Составление в каждой группе кластера на тему «Освоение космоса». Работа с разными источниками информации.
Кластер - фигура с центром-сердцем и спутниками вокруг него, спутниками вокруг спутников, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле текста.

Заполнение части таблицы «Узнал» и её озвучивание. Сделать выводы.
Выступления от групп (Представить кластер).
4. Организация рефлексивного пространства.
Составление синквейна по теме «Реактивное движение». Этап «Рефлексия».
Задача. Оценить свою деятельность на уроке. Получить информацию о степени усвоения материала на уроке.
1. Составление и защита синквейна о реактивном движении.
2. Оценивание своей работы и в группе.
3. Постановка новой проблемы. Задание на дом: п. 43,44. Упр.8(2).
4. Прием «Открытый микрофон»:
- Что тебя сегодня порадовало на уроке или огорчило?
- Комфортно ли тебе было в группе? Доволен ли ты результатом своей работы и, в целом, группы?
- Чувствовал ли ты усталость при работе? Какие возникли трудности?


Синквейн – стихотворение из 5 строк.

Образцы и примеры синквейна учащихся
Строки
Ответы

Слово-существительное,
задающее суть темы
Реактивность

Два прилагательных,
характеризующих свойства-признаки темы
Мощная, сильнейшая

Три глагола,
определяющих функции темы
Используется, разгоняет, изменяет

Словосочетание из четырех слов, выражающее отношение к теме
Отбрасывается часть, изменяется скорость

Существительное-синоним, которое даёт
вашу характеристику заданной теме
Движение

Реактивное движение - движение, при котором тело изменяет свою скорость,
отбрасывая свою часть

Строки
Ответы

Слово-существительное,
задающее суть темы
Импульс

Два прилагательных,
характеризующих свойства-признаки темы
Огромнейший, сильнейший

Три глагола,
определяющих функции темы
Проявляется, используется, изменяется

Словосочетание из четырех слов, выражающее отношение к теме
Тело изменяет свою скорость

Существительное-синоним, которое даёт
вашу характеристику заданной теме
Толчок



Возможные выступлении от групп на уроке:
Презентация, сообщение, небольшой конспект, тезисы, кластер, синквейн, выводное знание, рефлексия и другие.
5. Итоги урока.
Ответ на главную проблему темы: реактивное движение – это форма движения материи или это вид движения?

Выставление отметок в журнал и в дневники.
Задание на конкурс рефератов. Написать рефераты по темам:
Основоположники научной космонавтики.
Из истории создания космической техники.
Новости космических экспедиций последних лет.
Космонавты России сегодня.




На данном уроке формируются компетенции:
- общепредметные. Коммуникативные умения – докладывать о результатах своего исследования, использовать справочную литературу.
- частные предметные. Умение использовать полученные ЗУН в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья и окружающей среды другие).
- метапредметные. Овладение навыками самостоятельной работы, самостоятельный поиск, анализ, отбор информации из различных источников; умение работать в группе, , вести дискуссию.
- личностные. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, ученым. Самостоятельное приобретение новых знаний, умений, навыков, способов деятельности. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными возможностями и интересами.





Литература
Основная
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; Физика -10, М. Илекса, 2005
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н..- Физика -10, М. «Просвещение»,2004
Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Исаев Д.А. Физика -10, М. «Просвещение»,2009
Шустова Л.Ф. Презентация «Космическая эпопея». 2008.
Дополнительная
1.Колесников Ю.В.; Глазков Ю.Н. «На орбите космический корабль» М.»Педагогика»,1980
2.Уманский С.П. «Космонавтика сегодня и завтра» М. «Просвещение»,1986
3.УМК. /Методические материалы для учителя. СДR-диск/. Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И.; Физика -10, М. Илекса, 2005
4. Презентации из интернета «Космос», «Cosmos», «Реактивное движение».
5.Презентация «К звездам» ученицы 8 класса Барагузиной Елены, 2009.











13PAGE 15


13PAGE 14415




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415