Урок на тему Расчет массы и объема тела по его плотности


Урок физики в 7 классе с использованием УМК А. В. Пёрышкина. Разработан в соответствии с ФГОС.
Цель урока: Совершенствовать экспериментальные умения по измерению массы и объёма тела. Закрепить практические навыки и умения по определению массы тела по его объему и плотности и определять объем тела по его массе и плотности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Физика. 7 кл. :учебник/А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2015.
Рабочая тетрадь по физике к учебнику А.В. Пёрышкина / Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. – М.: Дрофа, 2014.
Карточки для работы в группах.
Таблицы для рефлексии – каждому ученику.
Комплекты для выполнения эксперимента в группах – 4 шт.
I комплект: мензурка с водой, металлический цилиндр на нити.
II комплект: мензурка отливной стакан с водой, металлический цилиндр на нити.
III и IV комплект: весы с разновесами, металлический цилиндр на нити.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: сформировать умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической форме (записывать формулы для определения массы тела через плотность и объем, объем тела через массу тела и его плотность), анализировать материал параграфа; овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выполнении экспериментального домашнего задания по определению плотности меда, объема бруска.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о расчете массы тела и объёма тела по его плотности, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при расчете плотности тела по его объему и массе; самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, проявлять инициативу.
предметные: применять знания о плотности вещества при решении задач, объяснять полученные результаты и делать выводы, измерять плотность, объем, массу тела, владеть расчетным способом для нахождения объема, плотности, массы тела; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества; анализировать формулу ρ = m/V; выражать результаты расчетов в единицах СИ.
Домашнее задание. § 23. Упражнение 8. Задание в конце § 23.
№ Этап урока
(предполагаемое время) Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный
1 мин Организует деятельность по подготовке к уроку
Готовят рабочее место.
2 Актуализация. Закрепление изученного материала.
5-7мин
Создает благоприятную атмосферу, необходимую для актуализации знаний учащихся. Задаёт вопросы, благодарит за ответы.
Решают кроссворд
1. Две сестры качались, Правды добивались, А когда добились, То остановились.(весы)
2.Какая физическая величина определяется с помощью весов? (масса)
3. Что можно вычислить, зная длину, ширину и высоту тела? (объем)
4. Величина, которая показывает чему равна масса в единице объема?(плотность)
5. Какой буквой она обозначается?(ро)
6. Прибор для измерения плотности жидкостей. (ареометр)
7.Металл с плотностью 21500 кг/м3?(платина)
8. Жидкость с плотностью 710 кг/м3? Бензин)
9. Самое распространенное вещество на планете Земля с плотностью 1000кг/ м3 ?(вода)
10.Как изменится плотность твердого тела при нагревании?(уменьшается)
Ребята, воспроизведём на доске схему формулы ρ = mV
7334253429000
– Как по этой схеме определить массу? Объём?
Дописывает в таблицу единицы измерения.
физическая величина m V ρ
единица измерения г см3 г/см3
единица измерения кг
м3
кг/м3
– Как вам кажется, чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. Попробуйте поставить цель урока.
– Запишите тему в тетради Расчёт массы и объема тела по его плотности.
– Основная цель урока: научиться рассчитывать массу и объём по плотности тела.
Вспоминают, что им известно. Отвечают на вопросы.
Заполняют кроссворд на доке.
Записывают на доске.
Предлагают способы.
Предлагают варианты.
Называют единицы измерения.
Формулируют тему и ставят цель
записывают
3 Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний)
15 мин Вы на уроке всё поймёте,
Когда задачки разберёте.
Начнём мы с простенькой пока,
Нетрудной для ученика.
Задача1:
Определить плотность варенья, которое очень любит Карлсон, если масса варенья в литровой банке 1,5 кг?
( V = 1л = 0,001м3 )
Вторую мы немножко усложним.
Анализ сделаем и быстро разрешим.
Задача 2: (задача с экологическим содержанием) Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.
Задача 3:
Определите массу Золотого Ключика, если его объем 15 см3?
Задача 4: (на основе использования литературных персонжей)
Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 0,002 м3?
Предлагается решить задачи в группах, организовать взаимопомощь при решении задач, задачи по уровням соответственно Решение записывается на доске, комментируется
4 Физкультурная пауза
2мин – Молодцы! Мы уже неплохо поработали, пришло время отдохнуть!
Организуют физкультурную паузу.
5 Закрепление новых знаний.
5-6мин Организует работу в группах. Активизирует внимание, задаёт вопросы, при необходимости оказывает помощь.
– Ребята, вы получили задания и необходимое оборудование. Посмотрите внимательно, что из оборудования есть у каждой группы?
– Приступайте к работе по картам группы. Проговорите в группах правила техники безопасности. Примерное время для эксперимента 3 минуты.
1 группа и 3 группа.
Экспериментальное задание:

Вычислите массу ключа (плотность ключа 7,8 г/см3 )
Оборудование: мензурка с водой, ключ на нити

Ответ запишите в карточке
2 группа и 4 группа.
Экспериментальное задание:
Вычислите объем деревянного бруска (плотность 0,4г/ см3 )
Оборудование:,. весы с разновесами, деревянный брусок.
Ответ запишите в карточке
– Командиры групп назовите результаты измерений.
– Сравните объёмы цилиндров и их массы.
– Сделайте вывод. Готовят столы для проведения эксперимента.
Сравнивают, отвечают.
Вспоминают и проговаривают правила.
Работают в группах.
Записывают результаты измерений.
Сравнивают, делают вывод.
6 Контроль знаний
5мин Учитель предлагает выполнить задание в группах
взаимопроверка Выполняют
7 Подведение итогов урока
3 мин Организует подведение итогов.
Кратко характеризует работу класса в целом.
Ребята запишите задание на дом: § 23; упр.8, № 2(для всех); Формулируют выводы о достижении цели урока.
8 Рефлексия
1 мин
– Ребята, я сейчас прочту стихотворение о трёх физических величинах, с которыми мы работали на уроке. Пока я буду читать, вы в приготовленных таблицах выразите своё отношение к уроку.
Читает стихотворение (см. ниже)
-- Сейчас этой неведомой силой будет звонок.
-- Спасибо за урок! Слушают, подчёркивают нужное.
Как-то встретились втроем: Масса, Плотность и Объем
Посидели – поболтали и, конечно, спорить сталиКто из них всего важнее.«Я главней!» - сказала МАССА. Вы спросите хоть у класса
Ведь не сможет без меня, человек прожить и дня.Не построит даже дом, кто со мною не знаком
И сказала очень мило: «Знайте в массе моя сила!»Погоди, моя подруга, мы не можем друг без другаПЛОТНОСТЬ молвила в ответ: «Ты важна и спору нет
Но без нас бы, дорогая, стала вся бы ты худая,И худая, и пустая, в общем, просто никакая.Долго хмурился ОБЪЕМ, но сказал он о своем«Дорогие, не шумите и себя вы не хвалите
Без меня как ни крутись, никому не обойтись
Даже платья не пошить, коль со мною не дружить!Без меня одна беда…» … Ах, какая ерунда!Масса тяжело дыша перебила не спеша;Разгорался спор сильнее, кто же все таки важнее?!Вдруг неведомая сила ворвалась и закружилаЧто за чудо, за эффект? Неизвестный сей объект?Беспорядок навела, да и такова была.В неизвестность улетело неопознанное тело…Что ж, друзья, пора учесть, что и нас сильнее есть
Заявил старик объем «Так останемся втроемНесомненно, все важны, для науки мы нужны».
1 группа и 3 группа.
Экспериментальное задание:

Вычислите массу ключа (плотность ключа 7,8 г/см3 )
Оборудование: мензурка с водой, ключ на нити

Ответ запишите в карточке
2 группа и 4 группа.
Экспериментальное задание:
Вычислите объем деревянного бруска (плотность 0,4г/ см3 ), используя данное оборудование
Оборудование: весы с разновесами, деревянный брусок.
Ответ запишите в карточке
1 группа и 3 группа.
Экспериментальное задание:

Вычислите массу ключа (плотность ключа 7,8 г/см3 )
Оборудование: мензурка с водой, ключ на нити

Ответ запишите в карточке
2 группа и 4 группа.
Экспериментальное задание:
Вычислите объем деревянного бруска (плотность 0,4г/ см3 ), используя данное оборудование
Оборудование: весы с разновесами, деревянный брусок.
Ответ запишите в карточке
Решите задачи
Задача1:
Определить плотность варенья, которое очень любит Карлсон, если масса варенья в литровой банке 1,5 кг? ( V = 1л = 0,001м3 )
Задача 2: (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).
Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.
Задача 3:
Определите массу Золотого Ключика, если его объем 15 см3?
Задача 4: (на основе использования литературных персонжей)
Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 0,002 м3?
Решите задачи
Задача1:
Определить плотность варенья, которое очень любит Карлсон, если масса варенья в литровой банке 1,5 кг? ( V = 1л = 0,001м3 )
Задача 2: (задача с экологическим содержанием для самостоятельного решения на местах).
Какой объём газа выделяет в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовав за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.
Задача 3:
Определите массу Золотого Ключика, если его объем 15 см3?
Задача 4: (на основе использования литературных персонжей)
Старик Хоттабыч, когда находился в обществе своего спасителя Вольки, имел плотность организма 980 кг/м3 и объём, равный 0,08 м3. Какова была плотность Хоттабыча, когда он на протяжении двух тысяч лет в полном одиночестве сидел в кувшине объёмом 0,002 м3?
ГРУППА 1
1. Масса тела:
1308735287655
4000020000
2.Расшифруйте ребус: ________________
3. Какие физические тела расположены у Вас на столе?
Перечислите как можно больше.
______________________________________________________________________
4. Как называется физический прибор, находящийся на вашем столе?
______________________________________________________________________
5. Какова цена деления прибора?
Ц.Д. =
Оцените работу
ГРУППА 3
1. Масса тела:
1889760335915
4000020000
Расшифруйте ребус: ________________
2. Какие физические тела расположены у Вас на столе? Перечислите как можно больше.
__________________________________________________________________________________
4. Как называется физический прибор, находящийся на вашем столе?
______________________________________________________________________
5. Какова цена деления прибора?
Ц.Д. =
Оцените работу
ГРУППА 2
1. Объем тела:
1442085249555
4000020000
2.Расшифруйте ребус: ________________
3. Какие физические тела расположены у Вас на столе? Перечислите как можно больше.
__________________________________________________________________________________
4. Как называется физический прибор, находящийся на вашем столе?
_____________________________________________________________________
5. Назовите массу самой большой гирьки из набора __________________
Самой маленькой___________________
Оцените работу
ГРУППА 4
1. Объем тела:
2.Расшифруйте ребус: ________________
1870710100965
4000020000

3. Какие физические тела расположены у Вас на столе? Перечислите как можно больше.
__________________________________________________________________________________
4. Как называется физический прибор, находящийся на вашем столе?
______________________________________________________________________
5. Назовите массу самой большой гирьки из набора __________________
Самой маленькой___________________
Оцените работу
Рефлексия
Подчеркни или заштрихуй нужное ФИО
Оцени свою работу на уроке
по пятибалльной шкале
было легко и интересно было трудно, но интересно было трудно на уроке было скучно я обязательно во всём разберусь! Рефлексия
Подчеркни или заштрихуй нужное ФИО
Оцени свою работу на уроке
по пятибалльной шкале
было легко и интересно было трудно, но интересно было трудно на уроке было скучно я обязательно во всём разберусь! Список использованной литературы:
1. Пёрышкин А.В. Физика – 7. М.: Издательский дом «Дрофа», 2003.
2. Фадеева Г.А., Попова В.А. Физика и экология .7 -11 классы: - Волгоград: Учитель, 2007.
3. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе:
7 – 11 кл. – М.: Просвещение, 1996.
4. Остер Г.Б. Физика. М.: Росмэн, 1994.
5. Буров В.А. и др.; под ред. Покровского А.А. – М.: Просвещение, 197