Диагностика уровня профессиональных затруднений и успехов молодого педагога
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
АНКЕТА по определению объема инноваций, используемых учителем
Ф.И.О. ____________________________________________________________________________
Предмет __________________________________
№/№ Используемые инновации Не применяю Применяю эпизодически Иногда применяю Применяю довольно часто Пользуюсь ежедневно
1 Освоение методики проведения интегрированных уроков 2 Освоение методики микрогруппового обучения 3 Внедрение в практику обучения зачетной системы 4 Проведение обучения без использования неудовлетворительных оценок 5 Обучение на основе индивидуального внимания к каждому ученику 6 Обучение учащихся анализу и оцениванию собственной деятельности на уроке 7 Разработка мониторинговых процедур для отслеживания промежуточных ЗУН учащихся 8 Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимопроверки 9 Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на метапредметной основе 10 Использование разноуровневого обучения 11 Изучение теоретических сведений о новых педагогических технологиях 12 Апробирование новых педагогических технологий (указать название технологии) 13 Самообразование (указать тему) ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
АНКЕТА для молодых педагогов
(промежуточная)
1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да
Нет
Частично
2. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________
3. В каких направлениях организации учебно-¬воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в составлении календарно¬-тематическом планировании
проведении уроков
проведении внеклассных мероприятий
общении с коллегами, администрацией
общении с учащимися, их родителями
другое _________________________________________________________
4. Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно ¬поисковые ситуации в обучении
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовывать сотрудничество между учащимися
организовывать само¬ и взаимоконтроль учащихся
организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся
развивать творческие способности учащихся
другое________________________________________________________
5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (проранжируйте очередность ваших предпочтений):
cамообразованию обучающему семинару практической направленности
курсам повышения квалификации
мастер-классам
творческим лабораториям
индивидуальной помощи со стороны наставника
предметным методическим объединениям
школе молодого специалиста
другое _________________________________________________________
6. Если бы вам предоставили возможность выбора обучающих семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (проранжируйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-¬педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
другое ________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ИЗУЧЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ.
Дата___________ Учитель __________________________________________
№ Направления педагогической деятельности Не получается, требуется помощь
получается, но нужно убедиться в правильности
умею использовать
1 Планирование педагогической деятельности.
- постановка целей, задач урока,
- выбор форм и методов обучения, соответствие цели и содержания. 2 Составление конспекта урока 3 Знание содержания программы и учебников 4 Использование разнообразных форм:
-фронтальных,
-групповых,
-индивидуальных 5 Использование методов развивающего обучения
-проблемное обучение,
-исследовательский метод,
-частично – поисковый метод 6 Развитие мотивации к обучению:
-активные формы обучения,
-игровые, соревновательные,
самостоятельные формы работы. 7 Выявление типичных ошибок и затруднений школьников и коррекция своей деятельности 8 Использование межпредметных связей 9 Формы и методы воспитательной работы на уроках 10 Работа по теме самообразования. 11 Организация дисциплины на уроке. 12 Самоанализ урока 13 Дифференциация обучения 14 Индивидуальные формы работы с учащимися 15 Личностно – ориентированное построение урока 16 Здоровьесбережение учащихся 17 Использование новых технологийобучения18 Формы домашней работы:
- дифференцированные,
- творческие. 19 Оценивание учебной деятельности учащихся 20 Использование тестирования как формы контроля знаний и определения пробелов в знаниях учащихся. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Анкета для молодых специалистов (вводная)
1. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?
А). Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности
Б). Нет, трудностей практически не возникает
В). Затрудняюсь ответить.
2. Назовите, какие трудности у Вас возникают____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какие чувства Вы испытываете на рабочем месте?_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
А). Да, изменилось в лучшую сторону
Б). Да, изменилось в худшую сторону
В). Нет, осталось прежним
Г). Затрудняюсь ответить
Д). Другое____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Если изменилось ваше отношение к выбранной профессии, то что больше всего повлияло на это?___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Удовлетворены ли Вы своей работой?
А). Да
Б). Частично
В). Нет
Г). Затрудняюсь ответить.
7. Укажитепричины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворенность работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как Вы считаете, что является главной причиной ухода молодых учителей из педагогической профессии?
А). Низкий уровень заработной платы
Б). Нет возможности самосовершенствоваться
В). Не удовлетворительные условия работы
Г). Однообразие в профессиональной деятельности
Д). Проблемы с коллективом
Е). Проблемы во взаимоотношениях с обучающимисяЖ). Другое____________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимо провести школе для поддержки и сопровождения молодых специалистов?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Комплекс анкет для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов
АНКЕТА № 1
Данный опрос проводится с целью улучшения условий профессиональной деятельности молодого педагога.
Дата________ Ф.И.О.педагога_______________ предмет____________
1. Нравиться ли Вам работать в данном образовательном учреждении? Почему?..........................................................................................................
…....................................................................................................................
2. Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу?
Хорошее
Доброжелательное
Удовлетворительное
Плохое
безразличное
Почему?......................................................................................................................…......................................................................................................................................................................................................................................................................
3. На Ваш взгляд, Вы готовы к профессиональной деятельности?
- да
- нет
- не совсем
4. Оцените уровень Вашей подготовленности по пятибалльной системе:
_____________________
5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?
Организация и проведение учебных занятий
Проблема с дисциплиной в классе
Отношения с коллегами
Отношения с родителями
Проведение классных мероприятий
Проведение родительских собраний
Организация процесса самообразования
Другие трудности……………………………………………………..
7. Какие условия созданы педагогическим коллективом и администрацией, чтобы Вы чувствовали себя комфортно:
Выделена рабочая зона
Своевременное методическое информирование
Удобное время работы методического кабинета
Помощь опытных педагогов
Гибкий режим работы
Четкое определение полномочий, должностных обязанностей
Доброжелательная атмосфера в коллективе
8. Как складываются Ваши отношения с коллективом:
С первого дня не обращают внимание
Настроены не дружелюбно
Не хотят помогать
Приняли доброжелательно
Оказывают моральную поддержку
Оказывают практическую помощь
Приглашают на занятия
Помогают решать педагогические задачи
Рекомендуют методы и примы
Делятся опытом
Ждут от Вас практических советов
Не нуждаетесь в помощи коллег.
АНКЕТА №2
1.Вам необходима помощь в профессиональной деятельности? В какой период:
Первый месяц
Первые 3 месяца
Первые полгода
Первый год
Нужна до сих пор
1. Кто помогает в решении профессиональных трудностей и проблем?
Директор
Завуч
Наставник
Коллеги
Специалисты научно-методического центра
Друзья по педагогическому университету
Преподаватели педагогического университета
Никто не помогает
2. Кто, когда и какую помощь Вам в процессе становления педагогической деятельности? Заполните, пожалуйста, таблицу (отметьте знаком «+»)
КТО? Первый месяц Первые 3 месяца Первые 6 месяцев Первый год До сих пор Какая помощь оказана
Директор Завуч Коллеги Наставник Преподаватели ВУЗа Методисты КНМЦ 3. Директор или завуч приходят к Вам в класс, чтобы:
отметить положительные результаты, похвалить
найти недостаток в работе
помочь разобраться в неудачах
5. Каким образом вы пытаетесь решить выделенные ваши профессиональные трудности:
Рассчитываете на свой опыт и знания
Консультируетесь с коллегами
Обращаетесь к завучу
Обращаетесь к преподавателю педагогического университета
Самообразовываетесь
Другое ………………………………………………………………..
АНКЕТА № 3
для молодого специалиста по определению степени удовлетворенности условиями работы в образовательном учреждении
1.Укажите, удовлетворяют ли вас следующие аспекты вашей работы (поставьте галочку в соответствующим столбце).
1 Наименование критерия Да Нет
2 Перешли бы вы работать в другое образовательное учреждение, если бы представилась такая возможность? 3 Удовлетворены ли вы своей работой? 4 Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь в последний год? 5 Понимаете ли вы, что должны делать на своей работе, чтобы способствовать развитию образовательного учреждения? 6 Хорошо ли планируется и координируется работа в образовательном учреждении? 7 Четко ли вы понимаете, что от вас ожидают в работе? 8 Понимаете ли вы, чем определяется ваша зарплата? 9 Можете ли вы открыто высказывать администрации образовательного учреждения свои идеи и предложения? 10 По вашему мнению, в этом образовательном учреждении вы сможете осуществить свои жизненные планы? 11 Устраивает ли вас признание вас как учителя в образовательном учреждении? 12 Устраивают ли вас условия труда (шум, освещенность, температура, чистота, комфорт и др.)? 13 Устраивает ли вас обеспечение рабочего места всем необходимым? 14 Устраивает ли вас состояние помещений (кабинетов, рекреаций, столовой, учительской и т.д.)? 15 Устраивает ли вас размер заработной платы? 16 Дает ли уверенность в завтрашнем дне работа в этом образовательном учреждении? 2. Что из нижеперечисленного вызывает у вас озабоченность? (отметьте галочкой)
1 Уровень оплаты труда 2 Информирование коллектива 3 Возможность доведения своего мнения до администрации 4 Состояние трудовой дисциплины в образовательном учреждении 5 Условия труда 6 Взаимоотношения в педагогическом коллективе 7 Организация питания 8 Материально-техническое обеспечение 9 Отношение к инициативным педагогам 10 Система поощрения лучших учителей 11 Качество подготовки учащихся 12 Взаимоотношение с администрацией 13 Возможность защиты от несправедливости 14 График работы 3. Как вы оцениваете систему морального стимулирования в образовательном учреждении? (отметьте галочкой)
1 Морального стимулирования практически нет, никто не скажет «спасибо» за труд 2 Моральное стимулирование есть, но недостаточно продуманное 3 Меня вполне устраивает действующая система морального стимулирования 4 Моральное стимулирование никому не нужно, платили бы деньги 4. Какие формы морального стимулирования вы считаете лучшими для вас?
1 Почетная грамота 2 Похвала руководителя 3 Благодарность в приказе с занесением в трудовую книжку 4 Вынесение на доску почета 5 Возможность для обучения, возможность карьеры, рост ответственности и влияния 6 Более хорошие условия работы 7 Ощущение своей принадлежности, нужности, уважение, признание со стороны коллег, администрации образовательного учреждения 8 Ощущение полезности своей работы, информированность о делах, планах, перспективах развития образовательного учреждения 9 Интересная, усложняющаяся работа, требующая роста мастерства, возрастающая ответственность 5. Какие из аспектов работы являются для вас самыми важными? (отметьте галочкой)
1 Интересная работа 2 Высокий уровень зарплаты 3 Благоприятные условия труда 4 Хороший, дружный коллектив 5 Возможность больше заработать тому, кто больше прикладывает усилий 6 Возможность проявить инициативу и предприимчивость 7 Недопущение чрезмерных различий между сотрудниками 8 Учет мнения педагогического коллектива при принятии решений 9 Возможность честным трудом заслужить доверие и уважение 10 Доброжелательное отношение руководителей к педагогическому коллективу АНКЕТА (итоговая)
для молодого специалиста по определению степени эмоциональной комфортности
Просим Вас оценить уровень Вашей эмоциональной комфортности.
1. Трудно ли Вам было привыкнуть к работе учителя?
1) да, процесс адаптации был трудным и долгим
2) нет, процесс адаптации был не трудным и не долгим
3) никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя педагогом
4) затрудняюсь ответить
2. Какова Ваша общая удовлетворенность профессией?
1) полностью удовлетворен
2) скорее удовлетворен, чем нет
3) затрудняюсь ответить
4) скорее не удовлетворен, чем удовлетворен
5) полностью не удовлетворен
3. Какова Ваша удовлетворенность различными сторонами педагогического труда?
Аспект педагогической деятельности да Не очень нет
Набором и содержанием учебного процесса Организацией воспитательного процесса Своими результатами работы Качеством преподавания предмета Обеспеченностью учебно-методической литературой и информацией Технической оснащенностью аудиторий Отношением с коллегами Отношениями с наставником Сопровождением Вашей деятельности, оказанием своевременной помощи Материально-техническими условиями работы Условиями питания в образовательном учреждении Взаимоотношениями с классом Взаимодействием с родителями учеников Взаимодействием с руководством образовательного учреждения Возможностями творческой самореализации 4. Кто или что помогло адаптироваться в новой социальной роли?
1) наставник
2) коллеги
3) руководитель образовательного учреждения
4) заместители руководителя образовательного учреждения
5) руководитель методического объединения
6) мероприятия, проводимые в образовательном учреждении
7) друзья, подруги, знакомые
8) никто и ничто
9) консультации на портале «Молодому учителю»
10) другое
5. Что вызвало наибольшие проблемы в адаптационный период?
1) недостаток свободного времени
2) перегруженность учебными занятиями, не удобное расписание
3) недостаточныйуровень профессиональной подготовки
4) неумение организовать себя
5) особых проблем не было
6) нехватка средств, не умение их расходовать
7) отсутствие привычного круга общения
8) невозможность найти занятие по душе, интересное дело
9) мало внимания со стороны руководства, наставника
10) низкая техническая оснащенность аудиторий
11) плохие санитарно-гигиенические условия
12) сложно привыкнуть к новой обстановке, сходиться с новыми людьми
13) невнимание родителей
14) другое
6. Как вы оцениваете отношения к Вам в коллективе?
1) коллектив доброжелателен ко мне
2) всем все равно
3) настороженное отношение
4) отношение враждебное
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
АНКЕТА
по определению готовности молодого специалиста к дальнейшей деятельности в образовательном учреждении
1.В каком настроении вы обычно приходите на работу?
а) хорошем
б) безразличном
в) плохом
2.Вы рассматриваете возможность смены места работы?
а) нет
б) только когда сталкиваюсь с трудностями
в) да
3.Вы знаете о возможностях своего карьерного роста в данном образовательном учреждении?
а) да
б) только догадываюсь
в) нет
4.Какие у вас отношения с учащимися класса?
а) отличные
б) они мне безразличны
в) мы не понимаем друг друга
5.Насколько вы успели интегрироваться в педагогический коллектив?
а) сдружился с большей его частью
б) затрудняюсь ответить
в) практически ни с кем не общаюсь
6.Как часто вы попадаете в конфликтные ситуации?
а) ни разу не попадал
б) попадаю крайне редко
в) постоянно
7.Получаете ли вы помощь в своей профессиональной деятельности?
а) да, постоянно
б) иногда
в) нет, моими делами никто не интересуется
8.Удовлетворены ли вы результатами своего труда?
а) да
б) не всегда
в) нет
9.Вас устраивает режим трудовой деятельности и нагрузка?
а) да
б) не всегда
в) нет
10.Вы считаете достаточным уровень своей профессиональной компетентности?
а) да
б) затрудняюсь ответить
в) нет
11.Если бы вам представилась возможность перейти в другое образовательное учреждение, вы бы
а) остался здесь
б) оценил условия труда на новом месте и если они оказались бы лучше, то перешел
в) ушел бы, не задумываясь