Методический материал по теме «Технология оценивания достижений планируемых образовательных результатов учащихся в соответствии с новыми требованиями ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верх – Катунская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края
Окружная методическая выставка
«Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы».
Тема: «Технология оценивания достижений планируемых образовательных результатов учащихся в соответствии с новыми требованиями ФГОС»
Номинация: «Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике образовательного учреждения.»
Доронина Жанна Валерьевна – учитель начальных классов
Ребрикова Татьяна Леонидовна– учитель начальных классов
Жданова Наталья Сергеевна– учитель начальных классов
2016
Содержание
Аннотация
Пояснительная записка
Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике образовательного учреждения.
3.1.Модель школьной системы оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
3.2.Материалы (оценивания) мониторинга достижений планируемых образовательных результатов школьников.
Заключение
Литература
Приложение
Достижения нужно не оценивать, а документировать.
То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.
Аннотация
Новые образовательные стандарты изменили способы и организацию механизма контроля образовательного процесса и оценки его результатов. ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Организация мониторинга позволит отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса. Позволит получить информацию для определения изменений в системе школы.
Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя: описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения.
Для эффективной организации учебного процесса учитель должен владеть комплексным подходом к изучению личности школьника, учебной ситуации. Такой комплексный подход направлен, прежде всего, на осмысление реальных учебных возможностей обучающихся: степени обученности, уровня развития познавательной сферы, мотивов учения, а также должен способствовать установлению причин слабой успеваемости. Реализовать в школе такой комплексный подход помогает мониторинг качества образования.
Диагностический инструментарий, а также технологическая карта мониторинга позволят проследить динамику обученности, оценить эффективность работы, как учителя, так и образовательного учреждения в целом. Предложенные варианты инструментария мониторингов соответствуют образовательным стандартам.
Работа может быть использована учителями начальных классов, руководителями методических объединений, педагогов-психологов, заместителей директора по УВР.
Пояснительная записка Цель мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
Универсальные учебные действия младших школьников;
Психолого- педагогические условия обучения;
Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Данные, полученные в ходе мониторинга используются для коррекции учебно- воспитательного процесса.
Сбор информации осуществляется путём:
анкетирования;
тестирования;
наблюдения;
беседы Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В чём заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?
Самое главное, на наш взгляд, то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.
В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.
Мониторинговое изучение есть ни что иное, как последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа и оценки. Правильно спланированный на подготовительном этапе процесс осуществления педагогического мониторинга, за исключением анализа собранной информации, не представляет собой сложности для опытных педагогов и психологов-практиков. Анализ результатов достаточно сложен и подчиняется общим требованиям к анализу как методу исследования. Он требует учета целого ряда дополнительных факторов, хорошего знания процессов, происходящих в образовании. Исследователи, осуществляющие анализ, должны обладать высокой квалификацией, универсальностью мышления, целым рядом практических навыков, опытом педагогической работы. Оценка полученных в ходе анализа данных, как и любая оценка, устанавливают абсолютную или сравнительную ценность какого-то объекта, она выступает как индикатор определенных достижений. Содержательная оценка может быть дана на основе сравнения реальных результатов с эталонами и нормами. К сожалению, проблема нормирования в педагогике находится в самом начале её решения, в то время как оценка (а значит и сам мониторинг) будет настолько эффективна, насколько корректно заданы стандарты и нормы. Учитывая эту ситуацию, оценка вскрытых в процессе мониторинга фактов может быть осуществлена на основе динамики результатов по отдельным показателям.
Система оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС и критериями качества образования в практике образовательного учреждения
3.1.Модель школьной системы оценки образовательных достижений школьников в соответствии с новыми требованиями ФГОС.
Концепция модернизации российского образования и последние правительственные документы по вопросам образования предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования и созданию системы его отслеживания, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования. Современная педагогическая наука и практика поставлены перед необходимостью перехода от традиционных способов сбора сведений о школе к педагогическому мониторингу. Первые шаги в решении этой проблемы уже сделаны: совершенствуются государственные образовательные стандарты как общественно необходимый норматив, разрабатываются критерии и показатели качества разного уровня образования, накапливается эмпирический опыт организации педагогического мониторинга в образовательных учреждениях.
Глубокие исследования проблемы мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала ХХ столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, С.Е. Шишов и др.). Они выстраивались на теоретической базе управления образованием, разработанной Ю.В. Васильевым, Ю.А. Конаржевским, В.С. Лазаревым, А.М. Моисеевым, А.А. Орловым, В.П. Симоновым, П.И. Третьяковым, Т.И. Шамовой и др. В трудах этих ученых определены и раскрыты принципы и функции управления, содержание управленческой деятельности, создавшие основу для разработки системы мониторинга. В последние несколько лет ученые активно исследуют вопросы, связанные непосредственно с качеством образования, разрабатывают технологии и механизмы управления им (С.Г. Воровщиков, С.А. Гильманов, В.И. Загвязинский, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, Д.В. Татьянченко, Е.А. Ямбург и др.), в том числе на основе мониторинга (Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев и Н.Н. Мельникова, Н.А. Кулемин и др.). Продуктивные модели мониторинга предложены А.С. Белкиным и Н.К. Жуковой, Т.А. Строковой, Е.И. Терзиогло, Л.В. Туркиной, В.И. Грибановым, В.К. Муратовой, Л.Д. Назаровой и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В связи с этим возникает необходимость в создании модели школьной оценки.
Мониторинговые исследования
Аттестация учащихся, педагогических кадров, образовательных учреждений
Стартовый, текущий и итоговый контроль
Анкетирование (стандартизированное)
Тестирование (стандартизированное)
Письменный или устный опрос
Портфолио
Практические работы
Проекты
Объективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии)
Субъективные методы оценки (инструментарий, процедуры и критерии)
Оценка результатов освоения общеобразовательных программ начального образования (объект и содержание оценки)
Другие
Внешняя оценка
Внутренняя оценка
Она выражается:
в текущих отметках, которые ставятся учителями;
в результатах самооценки учащихся;
в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами;
в промежуточных и итоговых оценках учащихся
и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
государственная итоговая аттестация выпускников;
аттестация работников образования;
аккредитация образовательных учреждений;
мониторинговые исследования качества образования.
В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. УУД –
новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но, тем не менее, за ней скрывается принципиально важное педагогическое понятие.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Можно выделить четыре блока в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
С УУД, их формированием и оценкой, теперь во многом связаны требования к профессионализму современного педагога начальной школы. И для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, он должен позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения, так сказать, «способом обращения» с этим знанием (УУД), в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
3.2.Материалы (оценивания) мониторинга достижений планируемых образовательных результатов школьников.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Главными лицами в данном мониторинге являются сами учащиеся, то есть, мы получаем информацию о сформированности метапредметных УУД, предлагая диагностические задания ученикам. Исполнителями, проводящими основные этапы мониторинга, и одновременно основными потребителями информации являются педагоги начальной школы. В качестве дополнительных адресатов выступают: заместитель директора начальной школы, директор, а также родители учащихся.
Для оценивания образовательных результатов используются мониторинги направленные на отслеживание личностные, предметных, метапредметных и УУД.
Личностные УУД
В начале школьного обучения личностные универсальные учебные действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации определяют личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка. Сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), а также учебных и познавательных мотивов определяет мотивационную готовность первоклассника.
На базе нашего ОУ уровень развития личностных УУД отслеживаются и во внеурочной
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Социальное ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая
Познавательная
Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество
Социальное творчество
Техническое творчество
Спортивно-оздоровительная деятельность
Туристско-краеведческая деятельность
Проектная деятельность ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
экскурсии,
кружки,
секции,
круглые столы,
школьные научные общества,
олимпиады,
соревнования,
поисковые и научные исследования,
тематические лагерные смены,
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, форм и видов деятельности.
Список методик для мониторинга
«Лесенка» (1- 4 класс).
Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 - 4 класс.)
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
«Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Диагностические методики
«ЛЕСЕНКА»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
МЕТОД ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
(Н. Лускановой)
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (личностные УУД: самоопределения и смыслообразования).
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
9. У тебя много друзей в твоем классе?
а) мало
б) много
в) нет друзей
10. Тебе нравится твой класс?
а) нравится
б) не очень
в) не нравится
АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ
№ вопроса Ответы А Ответы Б Ответы В
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
25 – 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация
14 – 19 баллов – положительное отношение к школе
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе
5 основных уровней школьной мотивации.
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация.
Ф.И.__________________________________________________
Класс____________________Дата_____________________________________
Инструкция: Прочтите внимательно каждое предложение и обведите одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, какого ваши обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы обычно себя чувствуете.
Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1. Я спокоен. 1 2 3 4
2. Мне хочется понять, узнать, докопаться до сути. 1 2 3 4
3. Я разъерен. 1 2 3 4
4. Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе. 1 2 3 4
5. Я напряжен. 1 2 3 4
6. Я испытываю любопытство. 1 2 3 4
7. Мне хочется стукнуть кулаком по столу. 1 2 3 4
8. Я стараюсь получать только хорошие и отличные отметки. 1 2 3 4
9. Я раскован. 1 2 3 4
10. Мне интересно. 1 2 3 4
11. Я рассержен. 1 2 3 4
12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успехов в учебе. 1 2 3 4
13. Меня волнуют возможные неудачи. 1 2 3 4
14. Мне кажется, что урок никогда не кончится. 1 2 3 4
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать. 1 2 3 4
16. Я стараюсь все делать правильно. 1 2 3 4
17. Я чувствую себя неудачником. 1 2 3 4
18. Я чувствую себя исследователем. 1 2 3 4
19. Мне хочется что-нибудь сломать. 1 2 3 4
20. Я чувствую, что не справлюсь с заданием. 1 2 3 4
21. Я взвинчен. 1 2 3 4
22. Я энергичен. 1 2 3 4
23. Я взбешен. 1 2 3 4
24. Я горжусь своими школьными успехами. 1 2 3 4
25. Я чувствую себя совершенно свободно. 1 2 3 4
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова. 1 2 3 4
27. Я раздражен. 1 2 3 4
28. Я решаю самые трудные задачи. 1 2 3 4
29. Мне не хватает уверенности в себе. 1 2 3 4
30. Мне скучно. 1 2 3 4
31. Мне хочется что-нибудь сломать. 1 2 3 4
32. Я стараюсь не получить двойку. 1 2 3 4
33. Я уравновешен. 1 2 3 4
34. Мне нравится думать, решать. 1 2 3 4
35. Я чувствую себя обманутым. 1 2 3 4
36. Я стремлюсь показать свои способности и ум. 1 2 3 4
37. Я боюсь. 1 2 3 4
38. Я чувствую уныние и тоску. 1 2 3 4
39. Меня многое приводит в ярость. 1 2 3 4
40. Я хочу быть среди лучших. 1 2 3 4
Обработка результатов.
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считается в обратном порядке:
На бланке 1 2 3 4
Вес для подсчета 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
По шкале познавательной активности: 14,30,38
По шкале тревожности: 1, 9, 25, 33
По шкале достижения мотивации: 4, 20, 32.
Ключ
Шкала Пункты, номер
Познавательная активность 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
Мотивация достижения 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Тревожность 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
Гнев 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале- 10 баллов, максимальная – 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10=27,3, общий балл – 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов.
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где
ПА- балл по шкале познавательной активности;
МД- балл по шкале мотивации достижения;
Т- балл по шкале тревожности;
Г- балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень – сниженная мотивация, переживание “школьной скуки”, отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень – резко отрицательное отношение к учению.
Распределение баллов по уровням:
Нормативные показатели
Шкала уровеньПоловозрастные группы, интервал значений
10-11 лет 12- 14 лет 15-16 лет
Дев. Мал. Дев. Мал. Дев. Мал.
Познавательная активность Высокий
31-40 28-40 28-40 27-40 29-40 31-40
Средний
21-26 22-27 21-27 19-26 18-28 21-29
Низкий
10-25 10-21 10-20 10-18 10-17 10-20
Тревожность Высокий
27-40 24-40 25-40 26-40 25-40 23-40
Средний
20-26 17-23 19-24 19-25 17-24 16-22
Низкий
10-19 10-16 10-18 10-18 10-16 10-15
Гнев Высокий
21-40 20-40 19-40 23-40 21-40 18-40
Средний
14-20 13-19 14-19 15-22 14-20 12-18
Низкий
10-13 10-12 10-13 10-14 10-13 10-11
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ.
Интерпретация данных
Шкала Интерпретация
Познавательная активность тревожность гневВысокий Низкий, средний Низкий Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению
Средний Низкий, средний Низкий Позитивное отношение к учению
Низкий Низкий, средний Низкий,
средний Переживание «школьной скуки»
Средний Низкий, средний Низкий,
Средний Диффузное эмоциональное отношение
Средний Низкий,
средний Высокий Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей
Низкий Низкий,
средний Высокий Негативное эмоциональное отношение
Низкий Низкий Высокий Резко отрицательное отношение к школе и учению
Высокий Высокий Высокий Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей
Высокий Высокий Средний Повышенная эмоциональность на уроке
Средний,
низкийВысокий Средний,
Низкий Школьная тревожность
Высокий Средний, низкий Высокий Позитивное отношение при фрустрированности потребностей
Высокий,
среднийВысокий Низкий,
среднийПозитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравиться
Б Не очень нравиться
В Не нравиться
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б НезнаюВ Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б НезнаюВ Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
Если я знаю, что поступил неправильно, то…
Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…
Когда в моем присутствии обижают человека, я…
Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …
Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов.
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:
балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах..
балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
Обработка полученных данных – качественный анализ ответов
Метапредметные УУДПредставляет собой оценку достижения планируемых результатов за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий
Предмет оценки: уровень сформированности универсальных учебных действий
Процедуры оценки:
а) внутренняя накопительная оценка б) итоговая оценка
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени НОО строится вокруг умения учиться:
способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачу, контролировать и оценивать свои действия, проявлять инициативу и самостоятельность
умение осуществлять сбор и поиск информации
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий
умение сотрудничать
Оценивание метапредметных УУД отслеживается по наблюдению учителя.
Индивидуальная диагностическая карта ученика _____________________________________ ____класса 20___-___ учебного года
Организаторские навыки:
баллы датавиды работы на уроке Получив задание: 3 планирует работу до её начала. 2 планирует действия по ходу работы. 1 вообще не составляет плана. Вопросы, уточняющие задание: 4 не нуждается в дополнительных разъяснениях 3 задаёт до начала работы 2 в ходе работы 1 не задаёт, хотя и нуждается в пояснениях. Выполняя задание: 4 точно придерживается плана 3 отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий. 2 начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий. 1 работает хаотично, без плана. Завершая задание: 3 обязательно добивается запланированного результата. 2 не доводит работу до окончательного результата. 1 довольствуется ошибочным результатом. Помощь в работе: 4 не нуждается. 3 нуждается и принимает. 2 нуждается, но не умеет пользоваться. 1 результат проверяет, но ошибок «не видит». общий балл: Обрабатывая результаты диагностики организационных умений и навыков можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 6 до 10 баллов), средняя группа (от 11 до 16 баллов), сильная группа (от 17 до 22 балла.)
Группа, баллы Статус Рекомендации учителям
Слабая группа (6-10 баллов) Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. При этом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться. Необходимо обучать умению ставить цель собственной деятельности, разрабатывать шаги по ее достижению, пошагово сверять свои действия с имеющимся планом. По завершении работы следует побуждать ребенка сравнивать полученный результат с эталоном, находить и исправлять допущенные ошибки и на этой основе давать самооценку. Желательно показывать ребенку, где можно.получить помощь и как ею воспользоваться.
Средняя группа (11-16 баллов) В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться. Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности и способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Также следует формировать более четкие представления об эталоне работы и критериях ее оценки.
Сильная группа (17-22 балла) Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею. Следует развивать самостоятельность в учебной работе, поощрять найденные ребенком оригинальные и рациональные способы организации собственной работы.
Интеллектуальные навыки:
бал датавиды работы на уроке восприятие информации: 1. Устная инструкция. 4 с первого предъявления 3 нуждается в дополнительных разъяснениях 2 нуждается в пошаговом предъявлении с
пошаговым контролем усвоения 1 не воспринимает устную инструкцию 1. Письменная инструкция. 4 самостоятельно3 нуждается в разъяснениях 2 нуждается в пошаговом предъявлении с
пошаговым контролем усвоения 1 не воспринимает письменную инструкцию интеллектуальная обработка информации.
Умение выделять главное. 3 способен выделить самостоятельно. 2 нуждается в помощи 1 испытывает значительные затруднения. Умение выделять новое в учебном материале: 3 способен выделить самостоятельно. 2 нуждается в помощи 1 испытывает значительные затруднения. темп интеллектуальной деятельности. 3 выше, чем у других учащихся класса. 2 такой же, как и у других учащихся класса. 1 значительно снижен. результативность интеллектуальной деятельности.
Результат получает: 4 успешно (рационально, эффективно); воспроизводит предложенный учителем алгоритм. 3 оригинальным творческим способом. 2 нерациональным путём («длинным»). 1 путём подгонки под ответ («методом тыка»). Предъявление результата работы: 4 способен дать развёрнутый и аргументированный
ответ. 3 способен дать правильный ответ, но не может его
аргументировать. 2 приходится «вытягивать» ответы. 1 необходимость отвечать, как правило, вызывает серьёзные затруднения. самооценка результата работы: 3 способен дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть допущенных ошибок. 2 не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. 1 не может объективно оценить свою работу, т.к. не понимает, что допустил ошибки. соответствие учащегося требованиям программы обучения: 3 способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки 2 для освоения программы требуется система дополнительных занятий. 1 освоение программы по различным причинам затруднено. общий балл: В результате подсчета результатов диагностики интеллектуальных умений и навыков можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 9 до 15 баллов), средняя группа (от 16 до 23 баллов), сильная группа (от 24 до 31 баллов).
Группа, баллы Статус Рекомендации учителям
Слабая группа (9-15 баллов) Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выраженно снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено. Пошаговое предъявление учебной информации с пошаговым контролем ее усвоения. При интеллектуальной обработке информации необходима значительная обучающая, организующая и стимулирующая помощь учителя. Необходимо развивать приемы логического мышления, формировать представления об эталоне работы и критериях ее оценки. Для успешного освоения большинства учебных предметов требуется система дополнительных занятий.
Средняя группа (16-23 балла) Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки. Нужно оказать учащемуся организующую и стимулирующую помощь. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.
Сильная группа (24-31 балл) Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок. Желательно поощрять творческий подход к решению учебных задач, развивать познавательный мотив.
Коммуникативные навыки:
баллы датавиды работы на уроке Изложение собственных мыслей 3 может самостоятельно донести свою мысль до других 2 может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов 1 не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов Ведение дискуссии
Способность отвечать на вопросы: 4 обычно отвечает, давая развёрнутый ответ 3 обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ 2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения 2 как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря 1 практически не может самостоятельно отвечать на вопросы Способность задавать вопросы: 3 обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы 2 формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений 1 практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику Способность корректно возражать оппоненту: 3 обычно возражает своему оппоненту корректно 2 не всегда возражает своему оппоненту корректно 1 как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников)
Способность аргументированно отстаивать собственную позицию: 3 обычно отстаивает свою позицию аргументировано 2 не всегда отстаивает свою позицию аргументированно 1 как правило, не может аргументированно отстоять свою позицию Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию 4 обычно может гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию в случае необходимости 3 не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию 2 как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию, даже если понимает необходимость этого шага. 1 не может гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию, потому
что, как правило, не осознаёт необходимость этого шага Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела: 3 обычно может подчиниться решению группы 2 не всегда может подчиниться решению группы 1 как правило, не подчиняется решению группы соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения) 3 обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения 2 не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения 1 как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения общий балл: В результате подсчета результатов коммуникативных умений и навыков можно выделить три группы учащихся: слабая группа (от 8 до 13 баллов), средняя группа (от 14 до 20 баллов), сильная группа (от 21 до 26 балла).
Группа, баллы Статус Рекомендации учителям
Слабая группа (8-13 баллов) Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументированно отстаивать собственную позицию и гибко 'менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения. Необходимо развивать приемы участия в дискуссии, формировать способность обосновывать свою позицию в споре, видеть общую цель группы и действовать в соответствии с нею, удерживать социальную дистанцию в ходе общения со взрослыми и сверстниками.
Средняя группа (14-20 баллов) Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию. Необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Желательно помочь ребенку в развитии способности отстаивать свою позицию или разумно менять ее. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.
Сильная группа (21-26 баллов) Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения. Не нуждается в специальной работе по развитию коммуникативных навыков.
Можно использовать так же автоматизированную таблицу в формате Excel размешенную на сайте школы http://vkt22.ruПредметные УУД
Представляет собой оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам.
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов
Процедуры оценки:
а) внутренняя накопительная оценка
б) итоговая оценка
в) процедуры внешней оценки
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В итоговой оценке выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на метапредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся.
Оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, окружающему миру и литературному чтению, а также уровень овладения метапредметными действиями.
Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения Листы учебных достижений, дифференцированная оценка итогов обучения за четыре года, результаты комплексных проверочных работ и различные папки работ учащихся - составляющих портфолио.
Оценка планируемых результатов освоения программы начального образования осуществляется на основе «Итоговой аттестации выпускников начальной школы (комплексная работа на основе единого текста) 4 класс» Р.Г. Чуракова, Н.М. Лаврова.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
Результаты накопленной оценки могут учитываться в листах индивидуальных достижений и храниться в портфолио.
В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика.
В нашем ОУ разработано и утверждено «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся начального общего образования» http://vkt22.ruСистемная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся
реализует одно из основных положений ФГОС НОО - формирование УУД
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования
Рабочий Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. (В нашем ОУ разработано и утверждено «Положение о портфолио – индивидуальной накопительной оценки учебных достижений выпускников начальной школы») » http://vkt22.ruЗаключение
Мониторинг как самоцель не имеет смысла, он должен отвечать существующим информационным запросам. Для того чтобы мониторинг стал реальным фактором использования, он должен представлять собой определённую систему деятельности, должен быть организован. Организация мониторинга связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов анализа и диагностики и должна учитывать особенности конкретной педагогической ситуации.
Несмотря на рассмотрение мониторинга в качестве относительно самостоятельной функции деятельности, в реальном педагогическом процессе он теснейшим образом связан со всеми функциями и стадиями управления.
Очень важно сделать мониторинг приемлемым, личностно значимым для каждого участника образовательного процесса. Располагая информацией, необходимо разделить её с этической точки зрения на несколько блоков:
информация, сообщаемая ученику и его родителям для адекватной самооценки, определения направлений самообразования, для работы по воспитанию необходимых качеств характера;
информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки способностей ребёнка.
Повышение объективности оценки знаний как одного из концептуальных положений теории мониторинга способствует повышению положительного отношения учащихся к учению. Результатом внедрения технологии мониторинга в учебный процесс становится желание детей учиться и их вера в успех учения.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Таким образом, считаю необходимым каждому учителю вести мониторинг знаний, и неважно как это будет оформлено, ведь каждый из нас творец своего дела, лишь бы это было во благо процесса обучения, во благо детей, во благо любимой профессии.
Список используемой литературы
Примерная ООП НОО раздел «СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» (Научные руководители – А. М. Кондаков, А.П. Кезина), методическое пособие «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» (Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой), а также методические материалы ОС «Школа 2100» «Диагностика метапредметных и личностных результатов НО» (Под ред. Е.В.Бунеевой, А.А. Вахрушева), О.В.Чиндиловой, пособий по проектированию и диагностике УУД А.Г. Асмолова, Методических материалов ЦСДП «Школа 2000» Л.Г. Петерсон.
А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
«Мониторинг учебно – предметных компетенций в начальной школе»/ под ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина.-М.: 2007г.
Баранова, В.В. Мониторинг качества образовательного процесса/ В.В. Баранова // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.3-8.
«Диагностика учебной успешности в начальной школе» под ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина.-М.: 2009г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
» http://vkt22.ruhttp://www.ucheba.com/ur_rus/bilets/4_klass/4_klass.htm/http://zavuch.info/pages/file/4245.html/ и http://zavuch.info/pages/file/4244.html/http://festival.1september.ru/articles/500138/http://www.edu.baltinform.ru/?pid=94;sp=101http://www.nachalka.com/biblioteka/.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мониторинг проводился на базе МБОУ «Верх-Катунская СОШ» в 2015-2016 учебном году в 1 «А» и 4-х классах.
МОНИТОРИНГ ДИАГНОСТИКИ
ЛИЧНОСТНЫХ УУД
«ЛЕСЕНКА»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Кл. руководители Доронина Ж.В. (1 класс), Жданова Н.С., Ребрикова Т.Л. (4-е классы).
2. МЕТОД ОЦЕНКИ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
(Н. Лускановой)
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника
- выявление мотивации учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (личностные УУД: самоопределения и смыслообразования).
3.МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Возраст: 9- 14 лет
Форма проведения: фронтальный письменный опрос
Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообразование, школьная мотивация
МЕТОДИКА «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
МОНИТОРИНГ ПОСЕШЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
МОНИТОРИНГ ДИАГНОСТИКИ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
3.КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
МОНИТОРИНГ ДИАГНОСТИКИ
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Для отслеживания предметных результатов по математике, русскому языку, окружающему миру у каждого учащегося имеются тетради для проверочных работ, по которым учитель может отследить индивидуальный результат каждого ребенка .
Результаты каждого ребенка заносятся в сводные таблицы
МАТЕМАТИКА
Устный счёт_____________уч.год№
Ф.И учащегося сентоктноябдекянвфеврмартапрмайПроверочные работы_____________уч.год№ Ф.И учащегося
№1 №2 №3 №4 Контрольные работы_____________уч.год№ Ф.И учащегося №1 №2 №3 №4 РУССКИЙ ЯЗЫК
Словарные слова_____________уч.год№ Ф.И учащегося сентоктноябдекянвфеврмартапрмай1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Проверочные работы_____________уч.год№ Ф.И учащегося
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Контрольные диктанты_____________уч.год№ Ф.И учащегося
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тестирование_____________уч.год№ Ф.И учащегося
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Анализ выполнения комплексной работы учащихся 1 и 4 -х классов19050105727500 Количество обучающихся 1 класса – 25 человек.
Работу выполняли: 25 человек
Номер
заданияКонтролируемый элемент содержания и (или) требование Тип
трудностизаданияКоличество обучающихся,
процентУмение находить явную информацию Б 23 – 85,8%
Умение анализировать информацию по заданному критерию. Б 19 – 57,2%
Умение находить явную информацию Б 18 – 57,2%
Умение выделять причинно - следственные связи. Б 23 – 85,8%
Умение
понимать информацию в виде рисунков, моделей Б 25 – 100%
Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Б 25 – 100%
Умение анализировать информацию по заданному критерию. Б 10 – 28,6%
Умение находить и корректировать ошибки Б 23 – 85,8%
Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с образцом Б 23 – 85,8%
Умение различать существенные и несущественные
признакиП 19 – 65,9%
Умение выделять причинно – следственные связи П 16 – 42,9%
Умение находить явную информацию Б 23 – 85,8%
Умение оценивать свою работу П 19– 57,2%
Регулятивные универсальные учебные действия Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с образцом 85,8%
Умение находить и корректировать ошибки 85,8%
Умение оценивать свою работу 57,2%
Познавательные универсальные учебные действия Умение различать существенные и несущественные признаки 65,9%
Умение выделять причинно - следственные связи85,8%
Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие 100%
Чтение: Работа с информацией Умение находить явную информацию 85,8%
Умение понимать информацию в виде рисунков, моделей 100%
Умение анализировать информацию по заданному критерию. 57,2%
Количество обучающихся 4 классов – 43 человек.
Работу выполняли: 43 человек
Номер
заданияКонтролируемый элемент содержания и (или) требование Тип
трудностизаданияКоличество обучающихся,
процент1 Умение находить явную информацию Б 40 – 85,8%
2 Умение анализировать информацию по заданному критерию. Б 34– 57,2%
3 Умение находить явную информацию Б 34– 57,2%
4 Умение выделять причинно - следственные связи. Б 40– 85,8%
5 Умение
понимать информацию в виде рисунков, моделей Б 43– 100%
6 Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Б 43– 100%
7 Умение анализировать информацию по заданному критерию. Б 13– 28,6%
8 Умение находить и корректировать ошибки Б 40– 85,8%
9 Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с образцом Б 40– 85,8%
10 Умение различать существенные и несущественные
признакиП 23– 65,9%
11 Умение выделять причинно – следственные связи П 16– 42,9%
12 Умение находить явную информацию Б 40– 85,8%
13 Умение оценивать свою работу П 34– 57,2%
Регулятивные универсальные учебные действия Умение осуществлять контроль в форме сличения результата с образцом 85,8%
Умение находить и корректировать ошибки 85,8%
Умение оценивать свою работу 57,2%
Познавательные универсальные учебные действия Умение различать существенные и несущественные признаки 65,9%
Умение выделять причинно - следственные связи85,8%
Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие 100%
Чтение: Работа с информацией Умение находить явную информацию 85,8%
Умение понимать информацию в виде рисунков, моделей 100%
Умение анализировать информацию по заданному критерию. 57,2%