Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова


Технологическая карта урока, реализующего системно - деятельностный подход и формирование УУД
Авторы Никонова Марина Евгеньевна, учитель начальных классов, МАОУ Заводоуковского городского округа «Падунская СОШ», Тюменская область
Класс 2
Предмет Русский язык
Автор УМК (программы учебного курса) «Школа 2100»/ Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Пронина
Тема Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.
Место и роль урока в изучаемой теме 1 урок по теме Часть слова .Корень
Дидактическая цель Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий : родственные слова, однокоренные слова, корень, правильное воспроизведение образцов, выполнение заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач
Тип Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями
Задачи Образовательные: Совершенствовать умения выделять корень в слове
Развивающие : Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; развивать умение   различать синонимы и родственные слова; развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать
Воспитательные : Формировать умения  работать индивидуально, в парах
Формируемые УУД Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами
Коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента)
Личностные – осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Планируемые результаты (предметные) научатся самостоятельно определять и подбирать родственные слова, находить и графически обозначать корень слова.
Основные понятия Родственные слова, корень слова, синонимы,
Ресурсы:- основные
- дополнительные Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Пронина «Русский язык» часть1, рабочая тетрадь для самостоятельных работ №1,
ЦОР «Русский язык», электронное приложение к учебнику Русский язык
Организация пространства Учебный кабинет, интерактивная доска, ИКТ

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Мотивация. Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Чтением стихотворения настраивает детей на положительную мотивацию
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать. Ученики открывают учебники, тетради, готовятся внимательно слушать учителя
ΙI. Актуализация знаний.
Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
http://school-collection.edu.ru/cataloq/res cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/view/Что такое корень?
Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.
– Чему удивился Петя Зайцев?
– Что такое корень? (Подземная часть растения.)
– Какое ещё значение слова корень вам известно? Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
– Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.) Комментированная запись числа
1 3 3
(Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.
Цель.
Формулирование темы урока http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b290c8-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl2_78.swf
– Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.
– Что мы сейчас делали? 3 3Составляют план работы
1. Что такое корень слова?
2. Однокоренные слова.
3. Значение корня.
(Планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
Цель.
Узнать какие признаки есть у однокоренных слов 1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
Работа на доске.
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.
3 http://school-collection.edu.ru/cataloq/res 2eeaOOcc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/view/– Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
– Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
– Выделите корень значком.
– Хотите сами стать такими садовниками?(Составление родословное древо )
Посадим корень стол.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
– Каких? (Стол, столик, настольный, столовый, застолье.)
– Как называются такие «расплодившиеся» слова? (Однокоренные.)
– Проведём маленький эксперимент (опыт).
– Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?
– Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол. (Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.)– А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
– Без какой же части не бывает слова? (Без корня.)
– Почему? (В корне заключён главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.)
– Что выражает корень в однокоренных словах? (Общий смысл однокоренных слов.)
– Посмотрите план на доске и сделайте вывод: что такое корень? (Это главная часть слова.)
– У однокоренных слов есть общая часть – один и тот же корень.
– В корне заключён общий смысл однокоренных слов.
– От него образуются («растут») другие слова.
Учитель может добавить:
– Такие словесные «деревья» однокоренных слов называются гнёздами (словообразовательными гнёздами.)
– Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника после упр. 117.
– Что для вас было новым? Непонятным?
2. Работа по учебнику.
Упр. 116 – развивается умение находить общую часть однокоренных слов.
– Какая общая часть есть у этих слов?
– Что общего у них в значении?
– С каким словом они все связаны? Докажите это.
– Какой корень «посадили» здесь?
Упр. 117 – развивается умение находить корень и обозначать его всловах.
3. Работа в группах
– Докажите, что корень – главная часть слова. В этом поможет
I группе – слово лес;
II группе – слово дом.
Подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части, смысл которых непонятен.
4. – Докажите, что корень – общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос 2. Найдите эту информацию и приведите доказательства, опираясь на слова город, пригород, городок.
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? 5 3 1 4
Задание для индивидуальной или групповой работы, направленное на изучение однокоренных слов. Расселение жильцов
Находят в тексте родственные слова, отличают их от слов с омонимичными корнями;
Получат информацию о  составе слова.  Характеризуют  языковые единицы:  часть слова – корень.

Наблюдать над однокоренными словами.
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
(Умение работать с информацией.) Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Первичное закрепление
Цель.
Закрепить знания  о синонимах и родственных словах Организует индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, затем самопроверку с использованием экрана
Работа в Рабочей тетради.
Задание № 2, тема 9.
– Назовите проверочное слово к слову л…пить.
– Какую букву нужно написать в этом слове?
– Какие слова являются проверочными для слова?
– Какие из предложенных вариантов слов будут однокоренными?
(Лепка, лепится.) VI. Рефлексия
Цель.
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.  – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VII. Итог урока. Закрепляют умение и способности к    логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  построения рассуждений http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b290cd-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl2_83.swf– Найдите правильное определение корня.
Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».
Буратино: «Корень – это главная часть предложения».
Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов». 4 4
– Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова VIII. Домашнее задание.
1. Задание № 2, тема 9 в Рабочей тетради.
2. Упр. 100 («Дидактический материал»).
П. Придумайте сказку про корень. (По желанию.Формируют умения опознавать и анализировать   единицы языка – родственные слова
Регулятивные УУД:  научатся действовать по плану