Технологическая карта по русскому языку на тему Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова (2 класс)


Технологическая карта урока.
1. Ф.И.О. учителя: Ленкова Елена Евгеньевна. 
2. Класс: 2    Предмет:   русский язык  . № урока по расписанию: 2
3. Тема урока « Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме______________________
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные слова»;
развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,
развивать речь, совершенствовать навык письма,
воспитывать умение общаться в коллективе.
Характеристика этапов урока
Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организа-
ционный 1 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу – – – Приветствует обучающихся, прове-
ряет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 Словарно-орфографическая работа. 8 Подведение детей к формулирова
нию темы и постановке задач урока. Составление плана работы На доске написаны слова " круж..во   ..рех   р..цепт   м..нета  н..деля   леб..дь
– Какое задание можно предложить к этим словам?(Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы?(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему?(Написание нужно запомнить.) Наблюде-
ние, проблем-ная ситуация. Работа по плану урока Ф Организует диалог с обучающимися,
в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формули-
рует некоторые задачи урока,
составляет совместно с обучаю-
щимися план урока Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока
Минутка чистописа-ния. 5 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее     оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили?(Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его.(Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова корень.
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.) Наблюде-ние. Ф Указывает объект наблюдения   Рабо-та над те-мой.  11 Подведение детей к самостоятель-ному выводу Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
-О чем  будем говорить сегодня на уроке? Наблю-дение, работа с текстом (сравне-ние) . З а-
п и сь  
н а   д о с к е: 
Белка,бе-ленький, белить,
Водяной,во-да, водить,
Лист,лиса, лисенок,
Лось,лос-кут, лосенок,
Горный,
горка, городок,
Пес, песочный и песок.
Где слова родные (однокор.) Ф, П Организует подводящий диалог, уточняет правило Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, с.51, сравнивают и добавляют свои слова.
Проверка понимания способа действия. У п р а ж н е н и е  349, с. 150 – коллективное выполнение.
– Выпишите однокоренные слова. (Снегом, снежною.)
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
–От какого корня образовалось словоснежною? (От корня -снег-.)
– При образовании и изменении слов в корне слова может происходить чередование отдельных звуков. Доказатель-ство Ф Дает образец короткого доказатель
ства Объясняют написания слов, делают выводы.
Первичное закрепле-ние нового материала 9 -Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,    На листах   И г р а  «Выбери пару».(Приложение 1)
Соединить пары однокоренных слов.
– Какими частями речи являются эти слова? Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль Г Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп,
обмен мнениями По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Производят взаимопроверку, рефлексию
Выявление однокоренных слов Хоровое чтение Г Помещает слова на доску Читают хором с листов групповой работы
Самопро-верка 4 Пять слов с листов групповой работы и одно новое слово Диктовка, самопроверка, самооцен-ка И Диктует слова Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку
Подведе-ние итогов 2 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей План на доске, составленный  в начале урока Рефлексия, контроль Ф Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, К – коллективная, Г – групповая).
 
6. Работа обучающихся на уроке :  обучающиеся работали активно, все были включены в работу_______________________________________________________________________________________________.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/ отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока:  урок достиг поставленных целей______________________________________