Конспект урока по физике в 8 классе по теме Тепловые явления 
Конспект урока по физике  в  8 классе  по  теме  «Тепловые явления»
Цель:  Обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Тепловые явления»
Задачи:
1.Обучающие: 
- повторение материала по данной теме, систематизация , обобщение и углубление знаний, подготовка к к/р. работе.
2.Воспитательные
-  развитие  самостоятельности  мышления, воспитание чувства ответственности, культуру умственного труда;
- создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.
3.Развивающие:   
- продолжить формирование умений грамотно излагать свои мысли, добиваться обобщенности, системности, действенности знаний через учебную деятельность, провести контроль знаний учащихся по теме «Тепловые явления»; 
стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету в целом; создать условия для практического применения знаний, умений, навыков по изученной теме; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики; усиливать прикладную направленность знаний.
Тип урока: урок-игра систематизации и обобщения знаний. 
Формы работы учащихся: устные ответы на вопросы игры, выбор правильного ответа, манипуляции электронной ручкой на ИАД, решение задач в тетради и на доске, практическое задание.
Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Лабораторное оборудование:
алюминиевый цилиндр, стакан с водой, термометр, весы  с разновесами.                     
                                                   План урока:
1.Организационный момент.
2.Физики и лирики.
3.Физическая разминка.
4.Прочти график.
5.Решаем задачку.
6.Поэкспериментируем.
7.Решение  качественных задач.
8. Внимание! Биофизика.
9.Приплюсуем – вычтем.
10.Подведение  итогов урока.
11.Домашнее задание.                                                    
                                                                      Ход  урока:
1.Организационный   момент. Вступительное слово учителя. Определение темы урока по  изображениям  рисунков   на экране. Знакомство с  целью  и планом урока. 
- Сегодня мы проводим урок в игровой форме  по теме, которую вы сами должны определить. Посмотрите на экран  и  по картинкам  определите, какой теме  посвящен сегодняшний урок.  Ответ: тепловым явлениям 
-Итак, название урока-игры «Ее величество теплота» по теме «Тепловые явления» Записываем тему в тетради. 
Цель урока:  обобщение, систематизация и углубление знаний по теме «Тепловые явления»
-План урока  следующий  (см. выше)
2 этап. «Физики и лирики»
1 .Тепловые явления в природе очень красивы и разнообразны, поэтому многие писатели и художники посвятили им свои произведения этого явления. Послушайте отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений  Онегин» и ответьте: «О каком физическом явлении идет речь в этом произведении? Объясните причину этого явления.»2.-Объясните  явление   по  отрывку « Зимнее утро» А.С. Пушкина.(см. на экран)
3 этап. Физическая  разминка. 
Оценивание работы  проводим  с помощью  жетонов.  За каждый правильный ответ -1 жетон. За решение расчетных задач 1-2 жетона в зависимости от уровня сложности задачи. Каждый   вопрос разминки написан на отдельной странице. Ответ спрятан рядом за  цветным прямоугольником. После ответа учащегося нужно свериться с правильным ответом, убрав прямоугольник в сторону или удалив его.
1.Вспомним определения.
2. Ответьте на вопросы.
3. Задание на логику. «Четвертый лишний»
 Из списка  понятий уберите лишнее слово: теплопроводность, теплоемкость, конвекция, излучение. 
4.Угадайка. Угадать понятие, зашифрованное на доске. Характеристика вещества, по которой можно судить о средней  скорости движения  молекул  вещества. Ответ: температура
5. Подножка. Найди ошибку   в формуле. (формулы на доске)
4 этап. Задание на экране. «Прочти график»
Ответить по графику:
1. В какой момент времени начался процесс плавления вещества?
2. В какой момент времени вещество кристаллизовалось?
3. Чему равна температура плавления вещества? 
5. Задание « Порешаем»
Задачи на карточках.  Два человека  решают  задачи у доски  с закрытой  стороны доски. Остальные - на местах , а затем  сверяем  решения и ставим  себе оценки .1 задача -4 балла , 2 задачи- 5 баллов. 
Задача №1 
Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 200г, взятой при температуре 0оС  для того, чтобы нагреть её до температуры кипения? 
Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*˚СЗадача № 2
Сколько воды, взятой при температуре 20 оС можно нагреть до 50 оС, сжигая спирт массой 30 г и считая, что вся выделяемая при горении спирта энергия идет на нагревание воды? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг*˚С. 
Удельная теплота сгорания спирта 27 МДж/кг 
Решение №1:
  m = 0,2 кг (100-0оС ) 4200 Дж/кг*˚С=84 кДж
Решение №2:
0,03 кг 27000000 Дж/кг = m (50-20  о С)4200 Дж/кг*˚С.
m≈ 6,4  кг
6.  «Поэкспериментируем»   
Задание. Алюминиевый цилиндр опустили  в стакан с горячей водой. Определите количество теплоты, которое цилиндр получил от горячей воды  в процессе теплообмена. Считать начальную температуру воды   равной комнатной, а конечную = температуре воды после теплообмена. Удельная теплоемкость алюминия 920 Дж/кг °С. 
Оборудование:  алюминиевый цилиндр, стакан с водой, термометр, весы  с разновесами
7. Физкультминутка.
8.Решение качественных задач. При объяснении ссылаемся на физические термины.
9. Внимание! Биофизика.
-Как можно использовать полученные знания  о тепловых  явлениях в мире животных?
Посмотрите  на экран  и ответьте  на вопрос: «Каких животных вы видите на картинках? Как проявляются законы  физики в мире животных? Что вы можете сказать про белого медведя? Про его покров?
Ответ: шерсть и подкожный жир
10. Игра «Приплюсуем – вычтем»
11.Подведение  итога  урока.
Оценивание  работы учащихся на уроке, выставление оценок. Выявление моментов урока, наиболее понравившихся учащимся.
12.Домашнее задание. Марон  А. Е. Дидактический материал  СР-3  (В-6)  стр. 67