Классный час в 9в классе Нас выбирают. И мы выбираем
Классный час в 9в классе « Нас выбирают. И мы выбираем»
Классный руководитель-Ряполова Оксана Васильевна,
пед.стаж-17 лет,
опыт работы в избирательной комиссии-10 летСамоанализ
классного часа в 9в классе «Нас выбирают. И мы выбираем»
классного руководителя Ряполовой Оксаны Васильевны
Классный час посвящен формированию правовой культуры школьников – будущих участников избирательного процесса.
Форма: ролевая игра
Цели:
1. Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России.
2. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
3. Воспитание активной гражданской позиции.
4. Пропаганда избирательного права.
5. Формирование мотивации и познавательного интереса у учащихся к правовым и конституционным основам Российской Федерации, нормам избирательного права, истории демократии и выборов в г.Липецке, Липецкой области, России в целом.
Оборудование: компьютерная презентация мероприятия, флаг РФ и Липецкой области, переносная урна для голосования, кабины для голосования, бюллетень.
Являясь классным руководителем в 9в классе, я являюсь так же председателем избирательного участка № 07-09. Классный час проводился в 9в классе социально-гуманитарного профиля (обществознание, история), который изучает курс «Конституционное право». Учащиеся проявляют интерес к процессам выборов, к избирательным правам граждан, поэтому были заинтересованы в проведении этого мероприятия.
Подготовительная работа: класс 9в был разделен на 3 группы: «Историки», «Правоведы», «Кандидаты», которые получили задания.
Группа «Историки» - подготовить сообщения об истории избирательного права, получить консультацию у учителя истории и обществознания, группа «Правоведы»- сообщить непосредственно об избирательных правах граждан РФ и порядке выборов, выбрать 3 человек в счетную комиссию, изготовить выборный бюллетень, группа «Кандидаты» - выдвинуть 4 кандидатов на выборы в Совет лицеистов «Позиция», составить предвыборную программу.
Мероприятие было оборудовано так, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу голосования (кабины для голосования, переносная урна для голосования, списки избирателей 9в класса, избирательный бюллетень, презентация в качестве наглядности), что так же способствовало формированию мотивации к процессу выборов и избирательным правам граждан РФ.
Во время мероприятия присутствовал преподаватель ЕГУ им. И. А. Бунина, учитель истории и обществознания Демин Александр Анатольевич, совместно с учащимися была изучена соответствующая литература, классный руководитель выступил в роли консультанта.
Мероприятие соответствовало полностью поставленным целям и носило как пропагандирующий, так и обучающий и воспитательный характер.
Начало классного часа настроило учеников на серьезную и проблемную тему и нацелило на работу.
Учащиеся продемонстрировали знание истории выборов, избирательного права, обсуждали правовые документы, задавали вопросы, кандидаты в Совет лицеистов «Позиция» произнесли свои программы преобразований в лицее, учащиеся участвовали в блиц опросе, проведенном учителем истории и обществознания, учащиеся приняли участие в тестировании, чтобы понять, готовы ли они к выборам, и, самое главное, участвовали в голосовании и подсчете голосов. Все сообщения учащихся сопровождались презентацией. Учащимся был представлен видео - сюжет из обучающего диска о порядке проведения голосования в день выборов.
Учащиеся 9в сделали вывод, что голосовать необходимо, так как это важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
Сама форма мероприятия, все этапы были направлены на формирование мотивации и познавательного интереса у учащихся к правовым и конституционным основам Российской Федерации, нормам избирательного права, процессу выборов.
Учащиеся проявили интерес и дальше в процессе проведения классных часов обсуждать данную тему и еще глубже окунуться в процесс выборов, изъявили желание пойти на экскурсию во время работы избирательного участка в ближайшей выборной кампании.
Считаю, что данным мероприятием достигла намеченных целей.
Классный час в 9в классе "Нас выбирают. И мы выбираем"
Форма: ролевая игра
Цели:
1. Знакомство с историей выборов, развитием избирательной системы России.
2. Дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
3. Воспитание активной гражданской позиции.
4. Пропаганда избирательного права.
5. Формирование мотивации и познавательного интереса у учащихся к правовым и конституционным основам Российской Федерации, нормам избирательного права, истории демократии и выборов в г.Липецке, Липецкой области, России в целом.
Оборудование: компьютерная презентация урока, переносная урна для голосования, кабины для голосования, флаг РФ , флаг Липецкой области, бюллетень, обучающий диск о порядке и организации выборов.
Ход мероприятия
Организационныймомент.
Учитель:Здравствуйте, дорогие друзья! У нас сегодня с вами необычный классный час по избирательному праву.
Сегодня мы
- познакомимся с историей выборов, развитием избирательной системы России;
- получим первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества;
- определим для себя свою гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества;
-выслушаем и обсудим предвыборные программы кандидатов из нашего класса в Совет лицеистов «Позиция»;
- проведем выборы в Совет лицеистов «Позиция».
Вступительное слово учителя.
В политической жизни общества, так или иначе, принимают участие все люди, независимо от их социального положения, уровня образования, возраста. В современном обществе любая проблема приобретает политический характер, если решение ее связано с интересами социальных групп, с вопросами власти. Каждый человек входит в состав той или иной социальной группы, такой как семья, класс, спортивная секция, и т.д. Хотим мы этого или нет, но все мы являемся участниками политической жизни, даже если не осознаем это.
Ведь человек, не участвующий в голосовании во время очередных выборов в государственные или местные органы власти, тоже выражает свою позицию. Какова позиция сегодняшней молодежи, тех, кто через год-два станет полноправным гражданином России, предстоит сегодня выяснить. Человек во все времена выражал свое мнение, участвуя в волеизъявлениях.
История выборов и избирательной системы.
Учитель: Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства. Итак, мы выслушаем первую группу «Историки».
Сообщение учащихся группы «Историки»
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого. Принципы новгородской и псковской демократии предоставляли избирательные права не только знати - феодалам, владельцам торгового капитала, но и новгородскому плебсу. Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника.
21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок».
Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
От участия в выборах согласно закону отстранялись:
а) лица женского пола;
б) лица моложе 25 лет;
в) обучающиеся в учебных заведениях;
г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;
д) иностранные подданные.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г. Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:
- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;
- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;
- избирательными правами наделялись также военнослужащие;
- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;
- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.
Учитель:Вы знаете, что у каждого из нас есть свои права. Что же такое право? Как Вы думаете, кем и чем регламентируются и определяются права человека? На эти и многие другие вопросы попытались найти ответы участники группы «Правоведы».
Сообщение учащихся из группы «Правоведы»
Права человека определяются и регламентируются основным законом государства – Конституцией. У каждого из нас есть права, которые мы получаем при рождении. Но есть права, которые мы приобретаем по достижении определенного возраста. Это право участия в выборах государственных органах власти. Каждый человек по достижении им 18-летнего возраста автоматически приобретает право избирать и быть избранным, а также право на свободное волеизъявление граждан на выборах. Никто не вправе их отнять!
Что же является источниками избирательного права Российской Федерации? Конституция и законодательство Российской Федерации, нормативно-правовые акты избирательных комиссий, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Каким же образом проходит процедура выборов? У каждого мероприятия есть своеобразный план действия, алгоритм. Есть он и у избирательного процесса.
1. Составление списков избирателей. 2. Образование избирательных округов и участков. 3. Избирательные комиссии. 4. Выдвижение и регистрация кандидатов.5. Предвыборная агитация. 6. Финансирование выборов 7. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:
1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.
2. Возможность формировать государственную политику.
3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.
Порядок проведения выборов: каждый гражданин голосует лично, по паспорту, получая один бюллетень в руки, соблюдается тайна голосования в помещении (кабины для тайного голосования) и прозрачность выборов (прозрачные стационарные урны для голосования и переносные ящики для голосования), свой выбор гражданин проставляет знаком «+» или «V» в установленном месте напротив выбранного им кандидата, голосование за нескольких кандидатов сразу недопустимо (такой бюллетень признается недействительным). Избирательные комиссии начинают активную свою работу за месяц до дня голосования и заканчивают после подведения и оглашения результатов после дня голосования через неделю. На последних выборах главы администрации Липецкой области существовало досрочное голосование (если граждане не могут явиться в день выборов, голосуют досрочно). После окончания выборов с 8.00 до 20.00 начинается непосредственный подсчет голосов, заполняется протокол, сдается в территориальную избирательную комиссию в ночь после голосования. После окончательных подсчетов голосов ТИК объявляет уже об итогах голосования.
(просмотр видео из обучающего диска для членов избирательной комиссиио порядке проведения голосования)
Учитель: У нас на классном часе присутствует учитель истории и обществознания Демин Александр Анатольевич, который приготовил для вас вопросы.
Блиц-опрос учащихся.
Назовите нынешнего Президента РФ. ( Путин В.В.)
Назовите имя первого Президента РФ. (Ельцин Б.Н.)
На какой срок избирается Перезидент РФ? (на 4 года)
Кто может быть избран президентом РФ? (гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет)
Кто может быть избран депутатом Государственной Думы? ( гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах)
По каким документам избирателю выдается избирательный бюллетень? ( по паспорту, документу удостоверяющему личность)
Какие документы обладают верховенством на всей территории РФ?( Конституция РФ, Федеральные законы)
Какой документ имеет высшую юридическую силу? (Конституция РФ)
В каком возрасте гражданин России начинает пользоваться основными правами и свободами? (С момента рождения)
С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (с 18 лет)
Учитель: Итак, выборы. Еще одна группа нашего класса назвала себя «Кандидаты». Это лидеры нашего класса, которые стали кандидатами в Совет лицеистов «Позиция». И сейчас вы имеете возможность выслушать их программы и задать им интересующие вопросы.
Выступления кандидатов
4 человека выступают со своей программой развития лицея.
Обсуждения их выступлений.
Выборы.
Итак, приступаем непосредственно к выборам. Пройдите, пожалуйста, к столам для голосования, где ваши данные будут занесены в списки избирателей и вам будет выдан избирательный бюллетень. Каждый избиратель голосует лично, голосование тайное, поэтому воспользуйтесь кабиной для голосования, после чего опустите свой бюллетень в урну.
Учитель: Пока счетная комиссия посчитает результаты вашего голосования, предлагаю вам небольшой тест с мгновенными ответами.
ТЕСТ «Кто, если не Я?»
1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:
а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.
2. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.
3. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:
а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.
4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.
ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»,
то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,
то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,
то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Учитель: Задумайтесь над результатами. Через 2-3 года каждому из вас предстоит пройти процедуру выборов. Знайте, вы сами создаете свою судьбу!
Объявление итогов голосования.
Счетная группа объявляет итоги голосования.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: К сожалению, люди часто не ходят в наши дни на выборы, потому, что всему этому верят. Что их голос может что-то изменить. Тем самым они решают судьбу нашей родины. Совсем недавно ваши родные, близкие или даже просто знакомые делали свой выбор на досрочных выборах главы администрации Липецкой области, в следующем году предстоят выборы главы города Ельца. От их выбора зависит, как дальше жить. Я бы очень хотела, чтоб вы тоже внесли свой вклад в столь важное дело – не позволили своим родным остаться равнодушными. Объясните им насколько это важно и необходимо решить судьбу нашей страны, нашего города и исполнить свой гражданский долг.
-Чем вам запомнится сегодняшнее мероприятие?(ответы учащихся)
Все группы работали серьёзно. Чувствуется, что эта проблема вас заинтересовала. Мы еще продолжим дискуссии и разговор по данной теме. Спасибо всем за участие.
Литература и Интернет- источники:
1.Захаров И., Кокотов А. Избирательное право РФ. Из-во «Юрайт»,2014
2.Постников А.Е. Избирательное право России. Научное и учебное издание. М.,1996
3.Трыканова С. Основы избирательного права и процесса. Из-во «Флинта», 2010
4.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169801/https://ru.wikipedia.org/wiki/http://www.grandars.ru/college/sociologiya/izbiratelnoe-pravo.htmlhttp://studylaw.narod.ru/shumsky/shumsky_9.htmИзбирательный бюллетень
по выборам кандидатов в Совет лицеистов «Позиция»
МБОУ лицея №5
Порядок заполнения: поставьте знак за выбранного вами кандидата в окошке напротив кандидата, в случае двух знаков, бюллетень считается недействительным.
Кутелева Полина Сергеевна,
5.09.1999г.р., учащаяся 9в класса, призер муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Митрофанова Елизавета Геннадьевна, 30.12.1999 г.р., призер муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку
Попова Анастасия Дмитриевна,
31.07.1999 г.р., победитель муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Прокофьев Егор Алексеевич,24.01.
1998 г.р., победитель лицейского конкурса песни на иностранном языке «школьное Евровидение»