Программа Азбука улиц и дорог
Пояснительная записка.
Вопрос организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одним из самых важных. Это обусловлено трагической статистикой.
Необходимо осознавать, что количество несчастных случаев на дороге в нашей стране во много раз превышает показатели развитых стран. А анализ статистических данных о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма показал необходимость акцентирования внимания всего педагогического коллектива на такой приоритетной задаче, как охрана жизни и здоровья детей. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма в КСКОУ ОО «Дмитровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» строится согласно утверждённому плану на учебный год.
Занятия по программе «Азбука улиц и дорог» проводятся с 1 по 9 классы 1 раз в неделю, включая темы по безопасности дорожного движения и оказанию первой медицинской помощи.
Ежедневно в конце каждого последнего урока учителя начальной школы и учителя-предметники проводят с обучающимися кратковременное занятие «Минутка» - напоминание по тематике безопасного движения.
На протяжении учебного года ведётся информационно-разъяснительная работа с родителями, примером этому могут быть беседы с родителями «Безопасный маршрут школьника», «Дорога в школу и домой», «Вы, ребёнок, транспорт и дорога».
В школе действует ЮИДовское движение. Отряд ЮИД создан в начале учебного года. Отряд насчитывает 10 человек. Руководит отрядом - воспитатель Хрулёва Галина Николаевна. На мероприятиях все ЮИДовцы принимают клятву изучать правила дорожного движения, учатся методам оказания первой медицинской помощи, заниматься массово-разъяснительной работой по пропаганде ПДД. На учебный год составлена программа работы отряда ЮИД.
Мероприятия, проводимые отрядом ЮИД:
Организация экскурсий на пешеходный переход «Моя дорога в школу».
Викторина по ПДД «Дорожные знаки», «Безопасное колесо».
Конкурс плакатов и буклетов по ПДД 2-10 классы.
Конкурс на лучшее изготовление макета «Улица».
Организация подвижных игр по ПДД 1-5 классы.
Проведение тестов по ПДД (1-10 классы).
Данная программа:
направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
дано системное изложение материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – обучающимся школы и их родителям;
в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.
Цель программы: учить соблюдать элементарные основные правила движения по улице и переход её.
Задачи программы:
Образовательные:
повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения для пешеходов и велосипедов;
соблюдать правила движения по загородной дороге;
оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание.
Воспитательные:
воспитать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Нормативно-правовая база:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.г.».
Положение об отряде юных инспекторов движения (ЮИД) в школе-интернате.
Выписка из правил дорожного движения Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 767)
Паспорт дорожной безопасности образовательной организации.
Моделирующая программа по заполнению паспортов дорожной безопасности в образовательных организациях.
Концептуальные аспекты программы:
1.Создание единого воспитательного пространства для организации пропаганды безопасности дорожного движения в школе.
2.Интеграция усилий всех субъектов воспитания – школы, учреждений дополнительного образования, административных структур, общественности.
3.Включение в воспитательный процесс всех сфер личности ребенка:
-Интеллектуальная – сознательное усвоение детьми информации о соблюдении правил дорожного движения;
-Действенно-практическая – вовлечение в активную, общественно-полезную социальную деятельность;
-Эмоциональная – отношения с самим собой и окружающими.
4.Личностная направленность – учет индивидуальных склонностей и
интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство детей и
подростков, опора на их положительные качества.
5. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков
6. Единство воспитания, организации досуга, индивидуальной помощи и социальной поддержки детей и подростков.
Принципы реализации программы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности. У старших школьников довольно явно появляется стремление самостоятельно ходить на прогулку и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у воспитанников школы-интерната наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется заболеванием детей их ограниченными возможностями здоровья 8 вида, а так же как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Формы реализации программы:
Фронтальные беседы;
Индивидуальные разъяснения;
Групповые выступления;
Бригадные соревнования.
Методы реализации программы:
Внушение. Дети школы-интерната легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего, осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично).
Поэтому важно окружить воспитанников школы-интерната положительными примерами. Достаточно несколько раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, школой. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, минилекция, убеждение, рассуждение);
Наглядные (демонстрация видеофильмов, показ серии картин);
Практические (практикум, разбор и обыгрывание ситуаций, работа с макетом «Улица», настольные, ролевые, деловые игры).
Основные направления деятельности.
1.“Учим Правила дорожного движения”
Цель: формировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
Содержание:
Воспитательские занятия по программе «Азбука улиц и дорог».
Информационные часы.
Внеклассные мероприятия.
Уроки безопасности.
Встречи с инспектором ГИБДД.
2. Работа с родителями
Цель: поддерживать у родителей приходящих детей устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Содержание:
Индивидуальная работа классных руководителей и воспитателей (встречи и беседы).
3. Научно-методическое обеспечение
Цель: применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.
Содержание:
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения занятий по ПДД.
Учебные и воспитательные программы.
Методические разработки для педагогов.
4. Материально – техническое обеспечение
Цель: использование материально-технического потенциала школы и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Содержание:
Фильмы и видеоматериалы по ПДД.
Игры.
Плакаты и макеты.
Условия выполнения программы.
Занятия с учащимися I-IV классов рекомендуется проводить в классе или на специальной площадке с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрёстке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования), в общественном транспорте.
Занятия с обучающимися V-VIII классов следует проводить в оборудованном классе и на специальной площадке с использованием средств регулирования и транспортных средств для подростков.
Очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного движения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе во внеклассное время правил безопасного поведения обучающихся на улицах и дорогах. Необходимо воспитывать у обучащихся неукоснительное выполнение на практике правил дорожного движения – закона улиц и дорог, соблюдение которого является их обязанностью.
Создавая программу, систематизируя дидактический материал в помощь педагогам, разрабатывая памятки для обучающихся, творческий коллектив постарался помочь учителям и воспитателям нашей школы-интерната при организации работы по профилактике безопасности дорожного движения. В нашей школе случаев ДТП с воспитанниками не зарегистрировано. Одним из положительных факторов данной статистики является работа с обучающимися по профилактике ДТП и изучение правил дорожного движения начиная с 1 класса. Предлагаемые материалы подобраны с учетом возрастных особенностей обучающихся школы-интерната.
Главная идея программы «Мы - законопослушные граждане на дороге».
Программа «Азбука улиц и дорог» рассчитана на 32 часа в год.
В неделю – 1 час
I четверть-8 часов
II четверть-7часов
III четверть-9часов
IV четверть-8часов
Формы контроля по результатам изучения программы:
В начале изучения программы и в конце проводится тестирование;
Анкетирование;
Опрос, зачёт;
Доклады.
В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются видеофильмы, проводятся экскурсии, организуются утренники, КВНы, викторины, соревнования по безопасности движения школьников, которые должны способствовать воспитанию у обучающихся сознательного безопасного поведения на улицах и дорогах и неукоснительного выполнения правил дорожного движения.
Основные требования к знаниям и умениям по программе:
Знать: безопасные места перехода проезжей части в районе школы;
правила движения по загородной дороге; виды перекрёстков и
правила перехода проезжей части на них; все сигналы светофора и
их значение;
правила перехода проезжей части; правила посадки и высадки из
общественного транспорта.
Уметь: применять на практике основные правила перехода проезжей
части;
перейти улицу, дорогу с двусторонним движением; пользоваться
общественным транспортом; самостоятельно выбрать безопасный
путь движения в той или иной местности.
Календарно-тематическое планирование в 1 классе.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата
проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Экскурсия «Город, в котором мы живём».
Улица: тротуар, проезжая часть улицы.
Дорожная разметка.
Почему на улице опасно?
Правила поведения учащихся на улице.
Где и как можно переходить дорогу?
Светофор и его сигналы.
Аппликация «Светофор».
Сигналы для регулирования дорожного движения.
Дорожные знаки.
Движение пешеходов по улицам.
Правила перехода улиц.
Транспорт на улице. Остановка транспорта.
Дидактическая игра «Виды транспорта».
Мы - пассажиры.
Ролевая игра «В автобусе».
Мы учимся соблюдать правила дорожного движения.
Дидактическая игра «На улице».
Перекрёстки.
Мы идём в городской парк.
Где можно и где нельзя играть?
Игра «Транспорт и пешеходы».
Экскурсия по улице Коммунистической.
Рисование на тему «Наша улица».
Практические занятия и игры по правилам дорожного движения на улице.
Занятие «Проверь себя».
Игра «Ловкий пешеход».
Составление макета «Улица».
Праздник «Зелёный огонёк».
Итоговое занятие по правилам дорожного движения.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
город
проезжая часть
улица
тротуар
опасность
пешеход
светофор
сигнал
регулировщик
дорожный знак
правостороннее
транспорт
легковой
грузовой
пассажир
автобус
переход
перекрёсток
путь
дисциплина
автобус
маршрут
газон
автотранспорт
макет
Календарно-тематическое планирование во 2 классе.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата проведен
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Экскурсия по улице Советской. Элементы улиц и дорог.
Дорожная разметка.
Перекрёстки и их виды.
Правила перехода улиц и дорог.
Игра «Ловкий пешеход».
Сигналы светофора.
Занятие «Проходите - путь открыт».
Дорожные знаки.
Игра «Угадай, какой знак».
Практическое занятие «Как разговаривает улица».
Транспорт на улице.
Игра «Водители, на старт».
Обязанности пассажиров.
Правила перехода улицы при высадке из транспортных средств.
Кто движением управляет.
Игра «Слушай-запоминай».
Экскурсия по улице Коммунистической.
Настольная игра «Улица».
Работа с рассказом Н. Носова «Автомобиль».
Занятие «Проверь себя».
Загородная дорога. Правила движения по загородной дороге.
Практические занятия и игры по правилам движения на специально размеченной площадке или на улице.
Викторина по правилам дорожного движения.
Составление макета «Улица».
Дидактическая игра «Наша улица».
Занятие «Это должны знать все».
Вечер досуга «Красный, жёлтый, зелёный».
Экскурсия по улице Красной.
Итоговое занятие по правилам дорожного движения.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
одностороннее и
двустороннее движение
тротуар
перекрёсток
регулируемый
сигнал
запрещающие
предупреждающие
пассажирский
троллейбус
регулировщик
жезл
автомобиль
постовой
обочина
жест регулировщи-ка
общественный
транспорт
движение
велосипед
Календарно-тематическое планирование в 3 классе.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата
проведен
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29
30.
31.
Экскурсия «Городские улицы».
Дорожная разметка улиц и дорог.
Перекрёсток. Виды перекрёстков.
Правила перехода улиц и дорог.
Если на улице нет светофора.
Сигналы светофора. Работа с рассказом
«По сигналу светофора».
Знаки дорожные помни всегда.
Игра «Дорожные знаки».
Экскурсия «Бегут машины в ряд».
Виды транспортных средств.
Правила поведения в общественном транспорте.
Чрезвычайные ситуации на транспорте.
Опасные ситуации на улице и дороге.
Игра «Запрещается-разрешается».
Безопасное поведение школьника на дороге.
Тест «Узнай и нарисуй».
Загородные дороги.
Игра «Водители и пешеходы».
«Незнайкины» загадки.
Дидактическая игра «Кто отличник-пешеход!».
Экскурсия в городской парк.
Лабиринт «Безопасная дорога».
Занятие «Шагая осторожно».
Тест «Проверь себя».
Работа с рассказом А. Дорохова
«Влиятельная палочка».
Занятие «Если бы».
Игра «Знаем правила движения».
Занятие «Ты и улица».
Вечер досуга «Путешествие в страну дорожных знаков».
Составление макета «Улица».
Итоговое занятие. Тест «Знай и выполняй ПДД».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
транспортные
средства
нерегулируемый
безопасный
участок
предписывающ.
предупреждающ
тормозной путь
авария
опасность
несчастный случай
тёмное время
суток
милиционер
движение группой
зона видимости
жезл
инспектор
посадочная площадка
виды транспорта
Календарно-тематическое планирование в 4 классе.
№
п/п
Тема
Кол-во час
Словарь
Дата
проведен
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Экскурсия «Улицы нашего города».
Элементы улиц и дорог.
Дорожная разметка.
Экскурсия по улице Красной.
Перекрёстки и их виды.
Дидактическая игра «Перекрёсток».
Переход улиц и дорог.
Движение учащихся группами и в колонне по тротуару.
Работа со стихотворением А. Дмоховского «Азбука безопасности».
Дорожные знаки: предупреждающие и запрещающие.
Сигналы регулирования.
Как избежать несчастного случая на улице.
Это каждый должен знать обязательно на пять.
Экскурсия по улице Советской. Транспорт на улице.
Обсуждение рассказа «Автомобиль»
Н. Носова.
Обход транспорта.
Загородная дорога. Движение по загородной дороге.
Экскурсия по городу. (Наблюдение за дорожным движением)
Причины дорожно-транспортных проис.
Настольные игры по правилам дорожного движения.
Тест «Проверь себя».
Кто движением управляет?
Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспортных средств.
Детский дорожно-транспортный травматизм.
Просмотр видеофильмов по безопасности движения.
Дидактическая игра «Ловкий пешеход».
Опасные ситуации на дороге.
Вечер досуга «Эстафета зелёного огонька».
Тест «Это должны знать все».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
бульвар
виды разметки
указатель
секция
«зебра»
островок безопасности
предписы-
вающие
дорожные «ловушки»
трамвай, такси
движение на велосипеде
тормозной путь
кювет
знаки сервиса
инспектор движения
травма, первая
медицинская помощь
Календарно-тематическое планирование в 5классе
·
п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата про-
ведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Экскурсия «На наших улицах».
Элементы улиц и дорог.
Перекрёстки и их виды.
Сигналы светофора.
Сигналы регулировщика.
Дорожные знаки и их группы.
Правила перехода улиц и дорог.
На загородной улице.
Виды транспортных средств.
Обход стоящего транспорта при переходе улиц и дорог.
Езда на велосипеде.
Обязанности пассажиров. Правила посадки и высадки из общественного транспорта.
Ролевая игра «Водитель-пешеход». Экскурсия по улице Красной.
Занятие «Проверь себя».
Где можно играть на улице?
На сельских дорогах.
Соревнования по знанию правил дорожного движения.
Тест «Правила дорожного движения».
Дорожные зарисовки.
Детский дорожно-транспортный травматизм.
Занятие «Запрещается-разрешается».
Конкурс «Твой друг автомобиль». Правила безопасного движения зимой.
Разбор ситуаций на тему: «Человек на улице».
Кто управляет движением?
Причины дорожных происшествий.
Тест «Улица».
Дидактическая игра «Маленький шофёр».
Практическое занятие по правилам движения.
Праздник «Азбука безопасности».
Итоговое занятие.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
интенсивное
движение
безопасный
маршрут
жест, жезл
указательные
тормозной путь
движение на велосипеде
обход
линии разметки
запрещающие игры
ориентир
травматизм
пропаганда
гололёд
оштрафовать
ограничение
ДТП,
ГИБДД
история развития
транспорта
Календарно-тематическое планирование в 6 классе.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата прове-
дения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Экскурсия «Дорожная азбука города».
Элементы улиц и дорог.
Сигналы светофора.
Сигналы регулировщика.
Дорожные знаки и дополнитель-
ные средства информации.
Перекрёстки и их виды.
Как переходить улицу на нерегулируемом перекрёстке.
На сельских дорогах.
Экскурсия по улице Советской.
Транспортные средства в городе.
Подвижная игра «Пешеходы и водители».
Как обходить стоящий транспорт.
Езда на велосипеде.
Викторина «На языке сигналов».
Дорожные зарисовки.
Диспут «Почему нужно соблюдать правила движения?».
Секунда – это много или мало.
Нарушение правил дорожного движения – серьёзная опасность. Викторина «Правила дорожного движения».
Занятие «Безопасная дорога».
Конкурс «Твой друг автомобиль».
Тест «Проверь себя».
Зан. «Запрещается-разрешается».
Работа с рассказом О. Бедарева «Азбука безопасности».
Автовикторина.
Прак. ситуации «Человек и улица».
Детский дорожно-транспортный травматизм.
Соревнование по знанию правил дорожного движения.
Рисование плаката «Правила знай и выполняй».
Занятие «Наши верные друзья».
Утренник «Учите правила дорожного движения».
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
автотранспорт
интенсивность
движения
опасные участки
шоссе
бульвар
номерные знаки
транспортные
средства
велосипедист
ДТП
безопасность
виды травм
очевидец
пострадавший
медпомощь
мопед
ГИБД
черепно- мозговая
травма
Календарно-тематическое планирование в 7 классе.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата прове-
дения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Экскурсия «Дорожная азбука города».
Элементы улиц и дорог.
Сигналы светофора.
Сигналы регулировщика.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Перекрёстки и их виды.
Как переходить улицу на нерегулируемом перекрёстке.
На сельских дорогах.
Экскурсия по улице Советской.
Транспортные средства в городе.
Подвижная игра «Пешеходы и водители».
Как обходить стоящий транспорт.
Езда на велосипеде.
Викторина «На языке сигналов».
Дорожные зарисовки.
Диспут «Почему нужно соблюдать правила движения?».
Секунда – это много или мало.
Нарушение правил дорожного движения – серьёзная опасность для жизни.
Викторина «Правила дорожного движения».
Занятие «Безопасная дорога».
Конкурс «Твой друг автомобиль».
Тест «Проверь себя».
Занятие «Запрещается-разрешается».
Работа с рассказом О. Бедарева «Азбука безопасности».
Автовикторина.
Практические ситуации «Человек на улице».
Детский дорожно-транспортный травматизм.
Соревнование по знанию правил дорожного движения.
Рисование плаката «Правила знай и выполняй».
Занятие «Наши верные друзья на дороге».
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
автотранспорт
интенсивность
движения
опасные участки
шоссе
бульвар
номерные знаки
транспортные
средства
велосипедист
ДТП
безопасность
виды травм
очевидец
пострадавший
медпомощь
мопед
ГИБДД
черепно-
мозговая
травма
Календарно-тематическое планирование в 8 классе.
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата про-
ведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Экскурсия «Улица. Транспорт».
Диспут «Почему нужно соблюдать правила ДД».
Занятие «Мы учимся соблюдать правила дорожного движения».
Назначение дорожной разметки.
Дорожная разметка.
Наши верные друзья. Средства регулирования.
Движение пешеходов по улице и дороге.
Правила перехода улиц и дорог.
Как переходить улицу на нерегулируемом перекрёстке.
Экскурсия по улице Красной.
Дорожные знаки.
Тест «Подбери нужный знак».
На загородной дороге.
Где можно играть?
Опасные ситуации на дороге для пешеходов.
Правила езды на велосипеде.
Места катания на роликах, скейтбордах
Дорожные зарисовки.
Правила безопасного движения зимой.
Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль.
Практическое занятие по правилам дорожного движения.
Соревнования по знанию правил дорожного движения.
Детский дорожно-транспортный травматизм.
Викторина «Пешеход».
Занятие «Труд водителя»
Причины дорожно-транспортных происшествий.
На железной дороге.
Выпуск стенной газеты «Правила движения для пешеходов».
Встреча с работником ГИБДД.
Тест «Как вы знаете правила ДД».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
«островок»
безопасности
полоса движения
линия посадочной
площади
многорядовая
улица
знаки сервиса
приоритета
путевой инструмент
скейтборд
снегопад
метро
медпомощь
шлагбаум
безопасность
на транспорте
железнодорожный
переезд
участник дорожного движения
Календарно-тематическое планирование в 9 классе.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Словарь
Дата проведения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Экскурсия по улице Советской.
Диспут «Нужны ли правила на дороге?».
Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
Права и обязанности участников дорожного движения
Меры по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обход стоящего транспорта при переходе улиц и дорог.
Деловая игра «Водитель-пешеход».
Осветительные приборы автомобилей и их значение.
Дорожные знаки.
Сигналы регулировщика.
Правила перехода улиц и дорог.
Правила безопасного движения зим.
Дорожные зарисовки.
Опасные ситуации для пешеходов на дороге.
Организация дорожного движения. Правила езды на велосипеде.
Викторина «Правила дорожного движения».
Дорожно-транспортные происшеств.
Ответственность за нарушение правил дорожного движения.
На сельских дорогах.
Тест «Проверь себя».
Перевозка грузов с помощью транспортных средств.
Как переходить улицу на нерегулируемом перекрёстке.
На загородной дороге.
Детский дорожно-транспортный травматизм.
Оказание первой помощи пострад.
Правила движения – закон улиц.
Тест «Как ты знаешь правила дорожного движения?».
На железной дороге.
Практическое занятие «Движение на улице».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
технические средства
тормозной путь
пешеходная зона
транспортный и
пешеходный поток
психологическая
болезнь
приёмы самосохранения
специальный сигнал
первая помощь
государственные
службы безопас-
ности
Воспитанники 1класса должны знать:
1.Основные части улицы и дороги.
2.Место передвижения пешеходов и транспорта.
3.Правила ориентации на улице, дороге.
4.Название, назначение и возможные места установки изученных дорожныхзнаков.
5.Значение световых сигналов. Светофоры транспортные и пешеходные.
6.Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам.
7.Понятие перекрёсток. Регулируемый и нерегулируемый перекрёсток.
8.Основные виды пассажирского транспорта и правила поведения в транспорте.
Воспитанники должны уметь:
1.Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
2.Уметь обращаться к взрослым пешеходам за помощью при переходе улицы.
Воспитанники 2 класса должны знать:
1.Элементы улицы и дороги.
2.Понятие об одностороннем, двустороннем движении.
3.Правила перехода улиц и дорог.
4.Понятие о тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
5.Дорожные знаки для пешеходов. Различие знаков.
6.Опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в городе.
7.Виды перекрёстков.
8.Значение сигналов регулировщика, светофора для пешеходов и транспорта.
9.Правила поведения пешеходов на улицах.
Воспитанники должны уметь:
1.Определять безопасные места улиц и условия для перехода их.
2.Выполнять переход улиц по обозначенным переходам со взрослыми.
3.Правильно пользоваться общественным транспортом.
Воспитанники 3 класса должны знать:
1.Правила безопасного перехода улиц и дорог с односторонним и двусторон-
ним движением транспортных средств.
2.Название, назначение дорожных знаков, изученных в 1, 2, 3 классах и места
их установки.
3.Правила поведения пешеходов по сигналам регулировщика.
4.Опасные и безопасные участки дорог и улиц.
5.Поведение пассажиров в общественном транспорте.
6.Маршрут движения из школы в городскую библиотеку.
7.Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
Воспитанники должны уметь:
1.Под руководством воспитателей определять места безопасного перехода
улиц.
2.Определять для пешехода безопасные расстояния до движущихся транспортных средств.
3.Соблюдать этику поведения в общественном транспорте.
4.Ходить по маршруту из школы в городскую библиотеку.
Воспитанники 4 класса должны знать:
1.Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах.
2.Запрещающие, предупреждающие, предписывающие знаки, их назначение
и места установки на улицах и дорогах.
3.Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов
и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
4.Правила безопасного поведения школьников при движении группой и колон-
ной по улице и загородной дороге.
5.Маршрут из школы в городской парк.
Воспитанники должны уметь:
1.Безопасно переходить улицу и дорогу.
2.Оценивать правильность и безопасность поведения на улицах и дороге пешеходов и водителей транспортных средств.
3.Обращаться к взрослым в сложных условиях перехода улиц.
Воспитанники 5 класса должны знать:
1.Основные правила дорожного движения.
2.Обязанности пешеходов и пассажиров.
3.Виды светофоров.
4.Опасности на дорогах.
5.Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
6.Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
7.Маршрут движения из школы в городскую библиотеку.
Воспитанники должны уметь:
1.Предвидеть опасности на дорогах.
2.Пользоваться дорожными знаками.
3.Оценивать правильность и безопасность поведения на улицах и дороге пешеходов и водителей транспортных средств.
4.Соблюдать этику поведения в общественном транспорте.
Воспитанники 6 класса должны знать:
1.Дорожные знаки.
2.Что такое перекрёсток?
3.Что такое ДТП? Как избежать опасности на дорогах.
4.Виды травм.
5.Переход дороги в отсутствии пешеходного перехода.
6.Требования, предъявляемые к велосипедисту.
Воспитанники должны уметь:
1.Соблюдать основные правила дорожного движения.
2.Правильно пользоваться общественным транспортом.
3.Определять безопасные места улиц по обозначенным переходам.
4.Соблюдать этику поведения в транспорте.
5.Управлять велосипедом с соблюдением правил и требований безопасности
движения.
6.Составлять безопасный маршрут «Школа-парк-школа».
7.Оценивать правильность и безопасность поведения на улице пешеходов.
Воспитанники 7 класса должны знать:
1.Дорожные знаки.
2.Чрезвычайные ситуации на транспорте.
3.Основные правила дорожного движения.
4.Места катания на санках, лыжах и коньках.
5.Ответственность пешеходов за нарушения.
6.Требования к перевозке людей.
7.Безопасность движения двухколёсных транспортных средств.
8.Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Воспитанники должны уметь:
1.Решать ситуационные задачи по правилам дорожного движения.
2.Выявлять ошибки передвижения на улицах и дорогах.
3.Составлять безопасные маршруты движения в черте школы.
Воспитанники 8 класса должны знать:
1.Значение дорожных знаков и разметки в организации движения. Группы
знаков и их значение.
2.Правила поведения участников дорожного движения.
3.Тормозной путь автомобиля в любое время года.
4.Разделение транспортных и пешеходных потоков.
5.Правила оказания медпомощи пострадавшему.
6.Сложные ситуации на дороге.
7.Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
Воспитанники должны уметь:
1.Ориентироваться в дорожных ситуациях.
2.Оказать первую медпомощь.
3.Применять приёмы самосохранения при возможном попадании в ДТП и
ЧС в качестве пассажира транспортных средств.
4.Вызвать государственные службы безопасности и спасения.
Воспитанники 9 класса должны знать:
1.Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
2.Закон - основы безопасности. Правила дорожного движения (ПДД )-нормативный документ и основы дорожной грамоты.
3.Правила оказания медпомощи пострадавшему.
4.Сложные ситуации на дороге и перекрёстке.
5.Передвижение на велосипеде.
Воспитанники должны уметь:
1.Решать ситуационные и другие задачи по правилам дорожного движения
с применением макетов и без них.
2.Правильно оказывать первую медицинскую помощь в пути, при ДТП и ЧС.
3.Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
Ожидаемые результаты:
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
включить в работу значительное число обучающихся школы-интерната, учителей, воспитателей, родителей, государственные учреждения;
будут вырабатываться навыки по формированию у воспитанников устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, что позволит повысить интерес к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения.
Программа предусматривает такие содержательные линии:
воспитательские занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения 1- 9 классы;
проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах области, района, города и поселка
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте.
Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Наблюдения показывают, что подавляющее большинство родителей, приходящих детей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей с ограниченными возможностями здоровья 8 вида в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них.
Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, классные руководители должны методически обеспечить и работу с родителями приходящих детей.
На занятиях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с воспитанниками их причины
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Со школой сотрудничает ГИБДД по Дмитровскому району. 1 раз в четверть инспекторами ГИБДД проводятся беседы с обучающимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в снабжении методической литературой, памятками и проспектами для обучающихся 1-9 классов по изучению правил дорожного движения.
Ключевые дела по классам:
Класс
Мероприятие
1 класс
Праздник «Зелёный огонёк»
2 класс
Вечер досуга «Красный, жёлтый, зелёный»
3 класс
Вечер досуга «Путешествие в страну дорожных знаков»
4 класс
Вечер досуга «Эстафета зелёного огонька»
5 класс
Праздник «Азбука безопасности»
6 класс
Утренник «Учите правила дорожного движения»
7 класс
Занятие «Наши верные друзья на дороге»
8 класс
Выпуск стенной газеты «Правила движения для пешеходов»
9 класс
Викторина «Правила дорожного движения»
Встреча с сотрудником ДПС
Отряд ЮИД
Выступление агитбригады « Мы выбираем безопасную дорогу!»
Литература в помощь воспитанникам:
1. Лаппо Н.В. «100 задач по Правилам дорожного движения» - Мн.: Народная асвета , 1981 г.
2.Н.А.Извекова «Правила дорожного движения» (Учебные пособия для 1-3 кл.).
3.И.Г.Маландин, И.М .Поддубная «Методическое руководство к таблицам по правилам дорожного движения».
4.Т.А.Веселовская, В.Э.Рублях Таблицы по правилам дорожного движения.
5.А.К. Дитрих, Г.А. Юрмин «Почемучка» - Детское справочное бюро.- 2002г.
6.И.Г.Маландин «Внимание, дети!»- М.: Педагогика, 2005г.
7.Г.Юрмин «Светофор» (Сборник рассказов и стихотворений).
8.М.И.Петрова «Будь внимателен на улицах города».
9.И.Г.Маландин «Внимание - дети!».
10.Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора».
11.Е.Л.Козловская, С.А. Козловский «Дорожная безопасность :обучение и вос-
питание младшего школьника» М., из-во «Третий Рим»,2002г.
12.И.М.Серяков «Пособие для изучения правил движения пешеходов».-М. 2001г.
13.Я.С. Репин «Дорожная азбука»,- М.: ДОСААФ,1980г
14.М.И.Петрова «Будь внимателен на улицах и дорогах» -М.: 2005 г.
15. «Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов, роди-
телей. Подписной индекс-395.
16.В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу» М.: ВАКО, 2006г.
17. А.А. Дорохов «ЗелёныйЖёлтый Красный!» - М.: Детская литература.
18.Шапиро Л.Б., Левитин С.А. «Уличный травматизм и первая помощь при травмах». – М.: Медицина.
19.Улыбка: Мелодии из мультфильмов/ Сост. В. Модель, Ф. Модель.- Л.: Музыка,1991г.
20. О.А. Тарутин «Для чего нам нужен светофор».- Л.: Детская литература,1980г.
Литература в помощь педагогам:
1.В.Э. Рублях, Л.Н. Овчаренко «Изучение правил дорожного движения в школе».
2.Н.А.Извекова «Правила дорожного движения» (Учебные пособия для 1-3 кл.).
3.И.Г.Маландин, И.М . Поддубная «Методическое руководство к таблицам по правилам дорожного движения».
4.Т.А.Веселовская, В.Э. Рублях Таблицы по правилам дорожного движения.
5.И.И.Веременко, В.Г. Ишутина «Комментарий к правилам дорожного движения».
6.Праздник в школе «В лучах светофора».
7.Г.Юрмин «Светофор» (Сборник рассказов и стихотворений).
8.М.И.Петрова «Будь внимателен на улицах города».
9.И.Г.Маландин «Внимание - дети!».
10.Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора».
11.Е.Л.Козловская, С.А.Козловский «Дорожная безопасность :обучение и воспитание младшего школьника» М., из-во «Третий Рим»,2002г.
12.Правила дорожного движения (с изменениями и дополнениями утверждённым
13.Приказ №354 от 09.07.1996г. МО РФ «О повышении безопасности детей и
учащихся России».
14.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95г.
15. «Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов, родителей. Подписной индекс-395.
16.В.И.Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу» М.: ВАКО, 2006г.
17. А.А.Дорохов «ЗелёныйЖёлтый Красный!» - М.: Детская литература.
18.Шапиро Л.Б., Левитин С.А. «Уличный травматизм и первая помощь при травмах». – М.: Медицина.
19.И.М. Серяков «Дорожная грамота»- Саратов,2007г.
20. «Три сигнала светофора»: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга;
Из опыта работы В.А. Добрякова, Н.В.Борисова, Т.А.Панина; Сост. Т.Ф. Саулина.- М.: Просвещение,1989г.
Информационная карта программы.
Название образовательного учреждения
Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дмитровская специальная (коррекцион-ная) общеобразовательная школа-интернат»
Адрес организации
303240, Орловская область, г. Дмитровск, улица Коммунистическая, д.8
Телефон, факс, электронный адрес
8 (48649) 2-13-90, 2-15-05; факс 8 (48649)
2-15-05, Е-mail: dmitrovsk-intern@inbox. ru
Автор - разработчик программы
Торгашова Валентина Петровна - старший воспитатель
Исполнители программы
Администрация, педагогический коллектив, воспитанники школы-интерната, родители
Где рассмотрена программа
Рассмотрена на заседании Методического объединения воспитателей: Протокол № 1 от 28.08.2015г.
Цель программы
учить соблюдать элементарные основные правила движения по улице и переход её
Задачи программы
Образовательные:
повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения;
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения для пешеходов и велосипедов;
соблюдать правила движения по загородной дороге;
оказать содействие обучающимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание
Воспитательные:
воспитать у обучающихся дисциплиниро-ванность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих
Главные ожидаемые результаты
-включить в работу значительное число обучающихся школы-интерната, учителей, воспитателей, родителей;
-вырабатывать навыки по формированию у воспитанников устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, что позволит повысить интерес к безопасности и здоровью детей, как участников дорожного движения.
Срок действия программы
2015-2016г.
Система контроля за выполнением программы
- Текущее управление за ходом реализации Программы осуществляется администрацией.
- Для оценки эффективности Программы используется система показателей, позволяющих оценить ход и результативность поставленных задач.
- Процесс контроля состоит из установок положительной динамики изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки.
-Отчетность на Педагогическом совете школы-интерната.
15