Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.
Работа с учащимися, испытывающими трудности при обучении чтению.
(Выступление на методическом объединении учителейначальных классов).
Подготовила учитель 3 «А» класса Андреева М.А.
Для того чтобы правильно организовать работу в 3 классе, необходимо выявить характер затруднений, имеющихся у учащихся.
При обследовании навыков чтения учащихся необходимо учитывать их возрастные, индивидуально-типологические особенности, а также возможности чтения. Важным является то, что обследование навыка чтения должно строится на изучаемом программном материале.
Если ребенок не владеет навыками чтения текста, тогда пытаются определить, знает ли он буквы, может ли складывать буквы в слоги и читать их. Необходимо проверить, есть ли у него навык звукового анализа слогов и слов.
При обследовании навыка чтения необходимо обратить внимание на способ чтения. По способу чтения выделяется: побуквенное чтение (учащийся последовательно называет буквы слога, слова, не сливая буквы в слоги, слоги в слова), послоговое чтение (учащийся сливает буквы в слоги и слова), синтетическое чтение (учащийся читает целыми словами). Есть еще один способ чтения – переходный от послогового к синтетическому.
Из всех способов чтения наиболее нерациональным является побуквенное чтение, так как в данном случае приходится говорить о несформированности навыка вообще, т.е. об отсутствии слитности чтения, но самое главное – об отчуждении смысла. Как правило, ребенок либо понимает с большим трудом, либо вообще не понимает того, что он прочитал.
В тех случаях, когда ученики и в 3 классе остаются на уровне побуквенного чтения, учителю необходимо:
Показывать учащимся, как на основе последовательного распознавания букв и слияния соответствующих им звуков сливать буквы в слоги; тренировать детей в слиянии букв в слоги, слогов в слова;
Проводить упражнения в чтении слоговых структур различной сложности, использовать разрезную азбуку;
Тренировать учеников в чтении по слогам и целыми словами; использовать различные модификации печатного текста (словесные лесенки, специально подготовленные таблицы на выделение слов среди буквенных текстов);
Проводить работу по расширению поля зрения при чтении;
Осуществлять постепенный переход к чтению слов целиком при зрительном объединении воедино отдельных слогов.
Условием успешной работы является обязательное чтение вслух с использованием на начальном этапе послоговой разбивки читаемых слов, обобщенное чтение коротких слов. В процессе индивидуальной работы тексты всех упражнений также должны прочитываться вслух.
Послоговое и синтетическое чтение являются наиболее рациональными. Учащиеся должны перейти к слитному чтению к концу третьего года обучения.
Все ошибки, которые допускают учащиеся при чтении, можно разделить на две группы: неспецифические и специфические, связанные с нарушениями формирования навыка чтения (дислексия). Примером неспецифических ошибок выступают неправильная расстановка ударений в словах, отдельные ошибки в окончаниях слов. Данный тип ошибок, как правило, не влияет на понимание прочитанного и в основном обусловлен неполнотой представления окружающих об окружающем мире или недостаточным владением русским языком.Специфические ошибки являются наиболее распространенными и связаны с нарушением формирования навыка чтения. К специфическим ошибкам относятся: стойкие, повторяющиеся замены букв, как гласных, так и согласных по акустическому сходству (косы – козы, липа – пила), оптическому сходству(т – г, н – п); пропуски букв, слогов, отдельных слов; перестановки внутри слога, слова; недочитывания или неправильное, аграмматическое прочтение слов и целых фраз (нарушения согласования существительных с прилагательными, употребление слов в начальной форме, пропуски предлогов). Это связано с нарушение грамматического строя речи.
Особенностью специфических ошибок является то, что они значительно затрудняют установление смысла прочитанного. Кроме того, наличие данного вида ошибок косвенно свидетельствует не только о нарушениях чтения, но и о нарушениях письма.
Результаты обследования чтения учащихся можно представить следующим образов:
Чтение целыми словами, правильное, выразительное; темп нормальный; смысл прочитанного устанавливает правильно, самостоятельно;
Чтение целыми словами; темп замедленный; монотонное; не соблюдает границ предложения; преобладают ошибки специфического характера. Смысл прочитанного самостоятельно не устанавливает. Требуется значительная помощь разъяснительного характера. Оказание помощи не улучшает понимания прочитанного.
Для преодоления имеющихся нарушений навыка чтения разрабатывается коррекционно-развивающая программа.
Работа начинается с того уровня техники чтения, на котором находится ребенок по результатам обследования.
Помимо индивидуальной работы, необходимо вовлекать учеников в коллективные формы работы на уроке, соблюдая при этом определенные требования к их деятельности:
На уроках чтения отстающие ученики должны читать чаще других детей. Это помогает поддерживать их работоспособность и активизировать внимание;
Давать для чтения короткие и легкие части текста; следует исключать (особенно на первоначальном этапе) незнакомые слова, слова со сложной слоговой структурой, большим количеством согласных, сложных или провоцирующих ошибки звукосочетаний (мышка-миска, были-били);
Добиться громкости и отчетливости при чтении. Это создает благоприятные условия для самоконтроля.
Использовать специальные закладки при самостоятельном чтении, при чтении текста одноклассниками. Это помогает учащимся сосредоточить внимание на читаемом материале, создает благоприятные условия для восприятия читаемого, активизирует деятельность зрительного и слухового анализаторов;
Использовать индивидуально составленные учителем карточки, содержание которых составляют тексты учебников предыдущих лет обучения, а также буквари для различных типов школ;
Работа должна проводиться не только над техникой чтения, но и над пониманием содержания прочитанного.
В зависимости от того, к какому типу природного темпа деятельности относятся учащиеся (при условии, если этот темп является причиной трудностей в овладении чтением), необходимо проводить специальную работу, направленную либо на замедление, либо на увеличение темпа чтения.
В первом случае (замедленный темп деятельности) рекомендуется:
Давать задание читать на время (это касается чтения текстов, слоговых структур) с учетом количества прочитанных слов (их число должно увеличиваться);
Стимулировать выработку нужного темпа чтения (читать скороговорки и чистоговорки),
Использовать таблицы с буквами и цифрами. При этом работа над увеличением скоростных пределов не должна влиять на правильность выполнения заданий.
Во втором случае, когда учащиеся читают быстро, но допускают при этом большое количество ошибок, работа строится по-другому.