Лабораторно-практические работы по биологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский колледж электроники»
-211455200025РАССМОТРЕНО
на заседании
цикловой комиссии
Нефтехимии и спецтехнологийПредседатель цикловой комиссии _________/Лобанова Л.И./
00РАССМОТРЕНО
на заседании
цикловой комиссии
Нефтехимии и спецтехнологийПредседатель цикловой комиссии _________/Лобанова Л.И./
275971039370УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР
_________/Ларина М.Е./
00УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР
_________/Ларина М.Е./
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине: Биология
для специальностей:
Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям)
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Компьютерные сети
Информационная безопасность
Подготовил преподаватель: Пряхина Олеся Петровна
Рязань 2015
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc437860181 \h 3Лабораторная работа №1 PAGEREF _Toc437860182 \h 4«Описание растительной и животной клеток, их сравнение» PAGEREF _Toc437860183 \h 4Практическая работа №2 PAGEREF _Toc437860184 \h 5«Решение задач по генетике» PAGEREF _Toc437860185 \h 5Лабораторная работа №3 PAGEREF _Toc437860186 \h 11«Статистические закономерности модификационной изменчивости» PAGEREF _Toc437860187 \h 11Лабораторная работа №4 PAGEREF _Toc437860188 \h 14«Изучение изменчивости, критериев вида на сортах культурных растений» PAGEREF _Toc437860189 \h 14Лабораторная работа №5 PAGEREF _Toc437860190 \h 15«Изучение приспособленности организмов к среде обитания» PAGEREF _Toc437860191 \h 15Список литературы PAGEREF _Toc437860192 \h 19Интернет-ресурсы PAGEREF _Toc437860193 \h 19
Пояснительная запискаМетодические рекомендации предназначены для студентов 1 курса. Лабораторные работы содержат описание последовательности действий при проведении опытов, описании биологических объектов, этапов работы с учебной литературой.
Биологическая наука содержит множество фактической информации об окружающем мире, а также включает совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т. е. осуществлять процесс накапливания знаний с последующим их применением.
Науку развивает человеческая любознательность, и наша задача состоит в том, чтобы учащиеся не только запомнили совокупность знаний, но и освоили их в ходе выполнения лабораторных работ.
В процессе выполнения лабораторных работ по биологии учащиеся получают элементарное представление о методах научного исследования. Данный деятельностный подход позволяет учащимся проверять на практике выводы науки, выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности учащихся. Проведение лабораторных работ стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблем. Моё глубокое убеждение состоит в том, что выполнение лабораторных работ имеет огромное значение в учебно- воспитательном процессе, так как в наибольшей степени позволяет реализовать важные принципы дидактики ‒ деятельностный подход и гуманизацию процесса обучения. Ученик из объекта обучения превращается в субъект собственной деятельности.
Задания собраны и составлены в соответствии с действующими типовыми программами и учебниками.
Лабораторная работа №1«Описание растительной и животной клеток, их сравнение»Цель: Сравнить строение растительной и животной клетки, и узнать о чем свидетельствует их сходство. Доказать, что клетка является единой целостной системой, все части которой взаимосвязаны.
Оборудование: карточка- 1- изображение растительной клетки, карточка-2 - изображение животной клетки, плакат «Строение клетки», микропрепарат, микроскоп, чашка Петри, пинцет, препаровальная игла, скальпель, предметное и покровное стеклышко, вода, пипетка.Ход работы:
1.Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука или листа элодеи и рассмотрите их под микроскопом и сравните с карточкой-1. Зарисуйте растительную клетку. Отметить клеточные структуры и расположение органоидов в растительной клетке.
2.Рассмотрите готовый микропрепарат клеток многоклеточного животного, сравните увиденное с карточкой-2. Зарисуйте животную клетку. Отметить клеточные структуры и расположение органоидов в животной клетке.
3.Отметьте характерные особенности строения растительной и животной клетки: назвать органеллы, характерные только для растительной и только для животной клетки. Результат зафиксируйте в таблице.
Признаки Клетки растений Клетки животных
Способ питания Клеточная стенка Пластиды Вакуоли Синтез АТФ Запасной углевод Способ хранения питательных веществ Центриоли Деление 4. Выводы
Контрольные вопросы:
1.Назовите основные части растительной клетки.
2.В каких частях клетки откладываются запасные питательные вещества?
3.Укажите отличительные особенности строения растительной клетки.
4. Чем различаются оболочки животной и растительной клеток?
5. Каково строение клеточной мембраны?
Практическая работа №2«Решение задач по генетике»Цель: Научиться решать генетические задачи.
Умение решать задачи способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает логическое мышление и позволяет глубже понять учебный материал.
Основные понятия генетики.
Понятие Определение
Ген Единица наследственности; участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка.
Аллельные гены Парные гены – различные формы одного итого же гена. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом.
Неаллельные гены Гены, расположенные в разных локусах или в разных хромосомах.
ГетерозиготаОсобь, которая даёт гаметы разных сортов.
ГомозиготаОсобь, которая даёт гаметы одного сорта.
Моногибридное скрещивание Скрещивание по одной паре альтернативных признаков.
Дигибридное скрещивание Скрещивание по двум парам альтернативных признаков.
Полигибридное скрещивание Скрещивание по нескольким парам альтернативных признаков.
Гибриды Организмы, получающиеся в результате скрещивания.
Доминантный признак Преобладающий; признак, который проявляется у гетерозигот.
Рецессивный признак Признак, который подавляется
Генотип Совокупность всех генов организма; система взаимодействующих генов.
Фенотип Совокупность внешних и внутренних признаков и свойств организма.
Наследственность Способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки и свойства.
Изменчивость Способность организмов приобретать новые признаки и свойства.
Символ Характеристика
♀ Женский организм
♂ Мужской организм
× Знак скрещивания
P Родительские организмы
F1, F2 Потомки, гибриды первого и второго поколения
A, B, C, D Гены, которые кодируют доминантные признаки
a, b, c, d Гены (парные, аллельные), которые кодируют рецессивные признаки
AA, BB, CC, DD Генотипы моногомозиготных особей по доминантному признаку
aa, bb, cc, ddГенотипы моногомозиготных особей по рецессивному признаку
Aa, Bb, Cc, DdГенотипы моногетерозиготных особей
AABB, AABBCC Генотипы ди- и тригомозиготных особей
AaBb, AaBbCcГенотипы ди- и тригетерозиготных особей
А B, CDa b cdГенотипы дигетерозигот в хромосомной форме при независимом и сцепленном наследовании
A; B; C; D
406406985
А
00
А
AB; Ab; ABc51435034290 Ab
00 Ab
или
Гаметы
План решения задач по генетике
1. Записать условие генетической задачи. Условие задачи необходимо записать в виде символов. Вначале записывают, что дано (признаки родительских форм) и что требуется определить (признаки потомков):
Родительские организмы обозначаются латинской буквой P (perenta), на первом месте принято ставить женский пол - ♀ (зеркало Венеры), на втором - мужской ♂ (щит и копьё Марса).
Потомство от скрещивания (гибриды) обозначают буквой F (filie), цифрой в индексе обозначают порядок поколения, например: F1, F2.
Доминантный признак обозначают произвольно (если недаётся определённое обозначение признака в условии задачи) любой заглавной буквой латинского алфавита, а рецессивный признак (аллельный) - той же строчной буквой, например: A и a, B и b, C и c, D и d, L и l и т.д.
2. Определение типа задачи. Необходимо выяснить, сколько пар генов кодируют эти признаки, число фенотипических классов в потомстве и их количественное соотношение. Кроме этого, следует учитывать, связано ли наследование признака (-ов) с половыми хромосомами, специальное оно или независимое, а также какие гены взаимодействуют при наследовании - аллельные или неаллельные.
3. Решение задачи. Решать генетическую задачу необходимо в определённой последовательности. Сначала составляют цитологическую схему скрещивания родительских форм (указывают фенотипы), их гаметы, а затем решётку Пеннета для расчёта возможных типов зигот (потомков) и их фенотипы.
При записи гамет учащиеся должны помнить, что:
каждая гамета получает гаплоидный (одинарный) набор хромосом (генов);
все гены имеются в гаметах;
в каждую гамету попадает только одна гомологическая хромосома из каждой пары, то есть только один ген каждой аллели;
потомок получает одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) от отца, а другой аллельный ген – от матери;
гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак, а организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
В решётке Пеннета по горизонтали располагают женские гаметы, а по вертикали - мужские. В ячейки решётки вписывают образующиеся сочетания гамет – зиготы. Затем записывают фенотипы потомства.
4. Объяснение решения задачи. Необходимо указать, по каким законам и принципам происходит наследование признаков.
5. Ответ. В ответе необходимо ответить на все вопросы, поставленные в задаче.
Ход работы:
Решить задачи:
1.В стаде были коровы черной и красной мастей. Бык имел черную окраску шерсти. Телята, которые появились в этом стаде, были все черные. Какой цвет шерсти является доминантным? Какой рецессивным? Какие потомки будут у этих телят?
2.Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбуза, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки. Какая окраска плодов арбуза может быть во втором поколении?
3.Что можно сказать о характере доминирования черной окраски шерсти у одного из пород кроликов, если при гибридизации с белыми кроликами все первое поколение крольчат имело серую «шубку»?
4.На птицеферму завезли несколько петухов с оперенными ногами. Куры и петухи, бывшие на этой ферме, не имели оперения на ногах. Все цыплята, полученные от кур и вновь привезенных петухов, были с оперенными ногами. Какое потомство будет у них, если они превратятся во взрослых птиц? Могут ли на этой ферме быть птицы только с оперенными ногами? Если да, то через сколько поколений?
5.Томаты, полученные от гибридизации растений с грушевидными и шаровидными плодами, имели только шаровидные плоды. Второе поколение томатов, выросшее из семян, полученных плодов, имело 90 растений с шаровидными плодами и 30 с грушевидными. Каким образом следует вести гибридизацию, чтобы в потомстве половина томатов имела шаровидные плоды, а половина- грушевидные?
6.От серых крольчих и серых кроликов было получено потомство-503 серых и 137 белых крольчат. Какой цвет шерсти кроликов является доминантным? Какой – рецессивным?
7.В результате гибридизации диких коричневых норок с голубовато-серыми алеутскими были получены зверьки первого поколения, имеющие только коричневую окраску. Какой закон проявится в этом случае?
8. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушённой кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какое потомство можно ожидать при скрещивании гибридов между собой.
9. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями у 32 потомков были укороченные крылья, а у 88 потомков – нормальные крылья. Определите доминантный и рецессивный признаки, генотипы родителей и потомства.
10. На звероферме в течение нескольких лет от одной пары норок был получен приплод в 225 особей. Из них 167 имели коричневый мех, а 57– голубовато-серый. Определите, какой признак является доминантным. Каковы генотипы родителей и потомков?
11. Две черные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 19 черных и 17 коричневых потомков, а вторая — 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков.
12. У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой, а рассеченные листья над цельнокрайними («картофелелистность»). При скрещивании растений томата с пурпурными стеблями и рассеченными листьями с растениями, имеющими зеленые стебли и рассеченные листья, получено 642 пурпурных рассеченных, 202 пурпурных картофелелистных, 620 зеленых рассеченных и 214 зеленых картофелелистных.
13. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
14. У человека некоторые формы близорукости доминируют над нормальным зрением, а цвет карих глаз над голубым. Гены этих признаков находятся в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать от брака близорукого кареглазого мужчины с голубоглазой женщиной с нормальным зрением? Определите все возможные генотипы родителей и потомства.
15. В парниках овощесовхоза высажена рассада томатов. 31 760 кустов этой рассады принесли плоды грушевидной формы, а 95 150 кустов — круглой. Определите характер наследования формы плодов у томатов и генотипы родителей. Сколько примерно гетерозиготных кустов среди них?
Контрольные вопросы:
1.Какое скрещивание называется дигибридным?
2.Сколько разных букв используются для обозначения генотипа пи дигибридном скрещивании?
3.Сколько типов гамет образует дигетерозигота?
4.Каковы правила заполнения решётки Пеннета?
5.Сформулируйте первый закон Менделя и второй закон (закон расщепления).
6.Сформулируйте третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков).
7.Объясните с точки зрения поведения негомологичных хромосом в мейозе, почему при дигибридном скрещивании наследование по каждой паре признаков идёт независимо друг от друга.
8.Запишите фенотипический радикал дигибридного скрещивания.
( 9А_В_ : 3 А_bb : ааВ_ : 1 ааbb )
Тест
Вариант 1.
Как называется организм, имеющий генотип АА?
гомозигота по доминантному признаку
гомозигота по рецессивному признаку
гетерозиготагемизиготаСколько типов гамет типов гамет образует зигота ААВВ?
1 2) 2 3) 3 4) 4
Аллельными являются гены
А и В 2) А и в 3) В и в 4) а и В
У человека карий цвет глаз доминирует. Каков генотип кареглазого гетерозиготного человека?
АА 2) Аа 3) ВВ 4) ааКак называется признак, который не проявляется у гибрида?
промежуточный 3) доминантный
рецессивный 4) мутантный
6. Аллельными считаются следующие пары генов
1) рост человека - карие глаза
2) низкий рост - темные глаза
3) рогатость коров - безрогость коров
4) чёрная шерсть -гладкая шерсть
Вариант 2.
Как называется организм, имеющий генотип аа?
гомозигота по доминантному признаку 3) гетерозиготагомозигота по рецессивному признаку 4) гемизиготаКакую гамету не образует особь с генотипом АаВв?
АВ 2) аВ 3) ав 4) В
Дигеторозиготой является организм с генотипом
ААВВ 2) АаВВ 3) АаВв 4) ааВвКакой генотип будет у потомков пр скрещивании особей с генотипами АА и аа?
1)Аа 2) АА 3) аа 4) аА5. Какое продолжение может иметь следующее высказывание: «Особь имеет следующий фенотип: …..»
1) ААВВ 2)АаВв 3) В 4) красная окраска плодов
6. В соответствии с I законом Менделя в первом поколении наблюдается
1) расщепление по фенотипу 3:1
2) расщепление по генотипу 1:2:1
3) единообразие по фенотипу и генотипу
Лабораторная работа №3«Статистические закономерности модификационной изменчивости»Цель: познакомиться со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака,изучить закономерности изменчивости длины листьев ____________:
а) определить пределы изменчивости (норму реакции) изучаемого признака;
б) определить наиболее часто встречающееся значения признака;
в) сформировать отчет о проделанной работе в виде презентации Power Point
Оборудование: линейки, гербарии листьев растений
Модификационная изменчивость - способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды. Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.
Нормой реакции называются те пределы, в которых возможно изменение признаков у данного генотипа. Во всех случаях наследуется не сам фенотип, а способность к его проявлению.
Ход работы:
1. Измерить длины 20 листьев ________
2. Составить таблицу изменчивости признака
Таблица изменчивости признака
Длина, смmin max
Количество листьев с такой длиной 3. Определить норму реакции (т.е. пределы изменчивости) изучаемого признака (min, max)
4. Используя данные таблицы изменчивости признака, построить график (вариационную кривую)
Кривая изменчивости длины листьев ______
5. Определить среднее значение изучаемого признака
Сумма всех длин
Средняя длина = общее кол-во листьев
Как соотосится среднее значение длины с вершиной графика (кривой) изменчивости?6. Определите среднюю величину выраженности признака по формуле , где М – средняя величина, V – варианта, P – частота встречаемости вариант, n – общее число вариант вариационного ряда.
7. Вывод (исходя из целей)
Контрольное задание:
В четырех школьных параллельных классах измерили рост 83 учащихся. Результаты следующие:
Группы (в см. с разницей в 5 см) (V) Число вариант (Р) (чел.)
140-144145-149150-154155-159160-164165-169170-179180-184185-189 -6152321831-
Задание: а) постройте вариационную кривую роста учащихся;
б) определите среднюю величину ряда (М);
в) объясните, какое практическое значение имеет изучение изменчивости роста людей.
Лабораторная работа №4«Изучение изменчивости, критериев вида на сортах культурных растений»Цель работы:
1. Выявление отличительных признаков растений одного вида, разных сортов
2.Изучение форм изменчивости
3.Изучение критериев вида
Вид культурного растения: бархатцы прямостоящие
Оборудование: гербарий, м/м презентация с описанием сортов растений
Ход работы:
1. Изучить особенности внешнего строения растений
2. Прочесть описание сортов бархатцев прямостоячих
3. Указать отличительные черты
4. На основе изученных сортов тагетиса сделать выводы об отличительных признаках растений одного вида, но разных сортов (заполнить таблицу)
Сорт Высота стебля Степень махровости Тип соцветия корзинки Окраска соцветия Ветвистость стебля
5.Выводы (по цели)
Контрольные вопросы:
1.Дайте определение понятию «вид»
2.Дайте характеристику критериев вида
3.Объясните многообразие сортов культурных растений
Лабораторная работа №5«Изучение приспособленности организмов к среде обитания»Цель: выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора.
Оборудование: коллекции насекомых, чучела птиц и млекопитающих, кабинетные растения, гербарные экземпляры растений, рисунки животных различных мест обитания, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, карточки. Ход работы:
Часть 1.
Рассмотрите гербарные растения.
Определите среду обитания каждого из образцов.
Опишите черты приспособленности к условиям среды обитания.
Заполните таблицу.
№ Название вида Среда обитания Черты приспособленности к условиям среды
1 Крапива жгучая 2 Боярышник колючий 3 Борщевик сибирский 4 Чистяк 5 Гусиный лук6 Ландыш майский Как возникли данные приспособления и почему они носят относительный характер?
По гербарным образцам рассмотрите внешнее строение следующих видов растений: а) не поедаемых животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский б) раннецветущих: чистяк, гусиный лук, ландыш майский.
Результаты работы занесите в таблицу «Отличительные особенности».
Таблица «Отличительные особенности»
Название растения Отличительные особенности
Растения, не поедающие животными
Крапива жгучая Боярышник колючий Борщевик сибирский Раннецветущие растения
Чистяк Гусиный лук Ландыш майский При выполнении задания определите:
А). Какие особенности строения первой группы растений защищают их от поедания животными, а второй – обеспечивают ранее цветение.
Б). Определите, с какими факторами связаны приспособительные черты организации.
Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
Часть 2.
1. Изучите описание адаптаций животных.
Адаптация животных
Крот Кроты — насекомоядные мелких и средних размеров: длина тела от 5 до 21 см; вес от 9 до 170 г. Они приспособлены к подземному, роющему образу жизни. Туловище у них вытянутое, округлое, покрытое густым, ровным, бархатистым мехом. Кротовая шубка имеет уникальное свойство — её ворс растёт прямо, а не ориентирован в определённую сторону. Это позволяет кроту легко двигаться под землёй в любом направлении — ворс свободно ложится и вперёд, и назад. Окрас у крота однотонный, чёрный, чёрно-бурый или тёмно-серый. Линька происходит 3 раза в год: весной, летом и осенью. Конечности укороченные, передние лапы лопатообразно расширены; когти крупные, уплощённые сверху. Задние конечности обычно слабее передних. Хвост короткий. Голова небольшая, удлинённая. Нос вытянут в подвижный хоботок. Шея снаружи почти не заметна. Ушные раковины отсутствуют. Глаза неразвиты — лишены хрусталика и сетчатки, а глазные отверстия крошечные, закрытые подвижными веками; у некоторых видов глаза зарастают. Хорошо развиты обоняние и осязание.
Дятел Все особенности строения тела дятла приспособлены к его образу жизни; своими цепкими когтями он держится на отвесных стволах дерева, а хвост предохраняет его от соскальзывания вниз; крепкий, острый клюв как нельзя лучше приспособлен к долблению; наконец, язык, благодаря своей тонкости, проникает в любое отверстие и может следовать за всеми изгибами проточенного насекомым хода. Подавляющее большинство видов этого семейства — типичные лазающие птицы, вся жизнь которых проходит на деревьях. И дятлы хорошо приспособлены к такой жизни: у большинства видов хвост более пригоден для лазания по деревьям, чем для полета
Камбала Обтекаемая форма тела способствует быстрому передвижению животных и в водной среде и сглаживают его форму. С вязи с переходом на донный образ жизни, тело камбалы уплощенная. Донные рыбы обычно окрашены под цвет песчаного дна (скаты и камбалы). При этом камбалы обладают ещё способностью менять окраску в зависимости от цвета окружающего фона.
Дождевой червь Кожа покрыта слизью, что уменьшает трение, и облегчает дыхание, наличие щетинок на брюшной стороне, помогает передвигаться, наличие кольцевых и продольных мышц, что позволяет передний конец с помощью кольцевых мышц сделать тонким и протиснуть в щели в почве и закрепляясь щетинками и подтягивая задний конец и утолщаясь двигается вперед. При необходимости в плотной почве он проедает себе дорогу, пропуская почву через пищеварительный тракт. Не имеет органов зрения.
Таким образом, приспособленность в органическом мире – следствие естественного процесса эволюционного развития. Явление преадаптации, лишний раз подчеркивает приспособительный характер эволюции, основанный на отборе полезных наследственных изменений и прогрессивных преобразований существующих структур в процессе освоения новых условий среды. У крота и дождевого червя наблюдается дегенерация зрительных органов. У дятла и камбалы формируются различные виды идиоадаптаций.
2. Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.
Окраска шерсти белого медведя
Окраска жирафа
Окраска шмеля
Форма тела палочника
Окраска божьей коровки
Яркие пятна у гусениц
Строение цветка орхидеи
Внешний вид мухи-журчалки
Форма цветочного богомола
Поведение жука-бомбардира Покровительственная окраска
Маскировка
Мимикрия
Предупреждающая окраска
Приспособительное поведение
3. Выводы
Контрольное задание:
Объясните на основании знаний о движущих силах эволюции механизм возникновения приспособленности.
Список литературыБиология: в 2 т./под ред. Н.В.Ярыгина. — М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям/под ред. В.В. Маркиной. — М., 2010.
Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для вузов. — М., 2010.
Биология, генетика и паразитология. — М., 2010.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др.
Биология (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень). 10— 11 класс. — М., 2014.
Интернет-ресурсыwww.bannikov.narod.ru (Общая биология).
www.bio.1september.ru (Я иду на урок биологии)
www.drofa.ru/ (Методические рекомендации к линиям учебников 10-11 классы).
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека). www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты). www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).