План урока по теме Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время
План занятия № 21
Дата проведения: 8.12.2014
Место проведения: кабинет № 14
Группа: ЭБ – 19101
Преподаватель: Овчинникова С.Н.
Дисциплина «История».
Тема занятия «Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время»
Вид занятия урок
Тип урока комбинированный с элементами проблемного обучения
Приобретаемые умения:
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, решение поставленной проблемной задачи;
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема);
представлять результаты изучения исторического материала по данной теме в форме конспекта, реферата, сообщения
Приобретаемые знания: формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей по данной теме, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности, решить проблемную задачу.
Цели занятия:
Учебная: выяснить причины, предпосылки и значение Великих географических открытий (далее ВГО) как начало эволюции системы международных отношений и складывания колониальной системы в Новое время, решить поставленную проблему
Развивающая: развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, работать с картой, выступать с сообщением перед аудиторией
Воспитательная: стимулирование любознательности, познавательной активности студентов и интереса к дисциплине; воспитание потребности у студентов применять полученные на уроках истории знания в повседневной жизни
Методическая: показать методику использования лекции – визуализации с элементами проблемного обучения в рамках изучения темы «Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время»
Междисциплинарные связи:
География – расположение объектов на карте.
Обеспечение занятия:
Технические средства: компьютер Atlon 64х2ЕЕ3800, презентация «Великие географические открытия», мультимедийная система
Литература:
Самыгин П.С. и др. История. М., 2013. С. 180 – 181
Электронная библиотечная система ЭБС «IPRbooks»:
Бабаев Г.А. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабаев Г.А., Иванушкина В.В., Трифонова Н.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6287.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
Интернет - ресурсы:
http://ru.wikipedia.org, - биографии
http://megabook.ru/ - словарь терминов, биографии
http://indeec.net/imperia_actekov/2.html - ацтеки
http://indeec.net/imperia_inkov.html - инки
http://150gimnasium.ru/child/project/009/index.html - шоколад
Ход занятия
№
п/п Этапы занятия Содержание урока
( формы, методы, средства обучения) Время
(мин)
1 Организационный момент отметка отсутствующих методом переклички 2 мин
2 Актуализация опорных знаний Письменный опрос по лекции № 20.
Литература Живопись Наука
У. Гарвей;
Г. Галилей;
Л. да Винчи
М. Сервантес;
Ф. Петрарка;
А. Дюрер;
И. Ньютон;
Микеланджело;
Дж. Боккаччо;
У. Шекспир
Задание:
Распределите фамилии деятелей культуры эпохи Возрождения по колонкам.
Ответ:
Литература Живопись Наука
М. Сервантес;
Ф. Петрарка;
Дж. Боккаччо;
У. Шекспир Л. да Винчи
Микеланджело;
А. Дюрер У. Гарвей;
Г. Галилей;
И. Ньютон;
Самопроверка студентами работ друг друга. 10 мин
3 Сообщение темы, плана, целей занятия Устное сообщение:
Лекция № 21.«Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время»
План:
1. Технические открытия в начале Нового времени. Причины ВГО.
2. Первые путешествия и путешественники.
3. Колониальные захваты европейцев.
4. Последствия ВГО.
2 мин
4 Мотивация учебной деятельности постановка проблемы (см. Приложение №1) 3 мин
5 Изучение нового материала Проблемная лекция с элементами беседы, лекция – визуализация с использованием презентации.
Выступления студентов с биографическими сообщениями и рефератами как результат внеаудиторной самостоятельной работы по теме «Герои Великих географических открытий (Колумб, Магеллан и др.)». 60 мин
6 Обобщение и систематизация изученного материала решение проблемной задачи, поставленной в начале урока
запись в тетради последствий ВГО 8 мин
* Резерв Игра «Тёмная лошадка» (перед студентами ящик с предметом, они должны отгадать, по подсказкам, что лежит внутри. Если отгадают, получают приз) – см. Приложение № 2.Работа по карте (см. Приложение № 3)
7 Выдача домашнего задания Самыгин П.С. и др. История. М., 2013. С. 180 – 181
Биографические сообщения про мореплавателейСамостоятельная работа студентов:
реферат:
«Реформация и религиозные войны в Германии XVI в.» 3 мин
Приложение №1
Мотивация учебной деятельности
Любите ли вы путешествовать? Ну, или мечтаете ли вы когда - нибудь отправиться в путешествие?
Люди путешествовали всегда. Ещё первобытные охотники пускались в путь, чтобы найти охотничьи угодья. Древние скотоводы вместе со своими стадами отправлялись в многодневные походы на поиски новых пастбищ. Люди осваивали новые земли, пересекали пустыни и перебирались через горы, на лёгких лодочках переплывали моря и даже океаны.
Постепенно стали появляться и первые карты, они выглядели как рисунки. Так, древний путешественник пять тысяч лет назад изобразил на серебряной вазе две реки, текущие с гор в озеро, горы, покрытые лесом, а по берегам рек — разных животных, которые там обитали.
Прошло время, и люди научились писать. Тогда путешественники стали записывать, где они побывали и что видели.Первым путешественником, чьё имя нам известно, был египтянин Ханну. На корабле он проплыл по Красному морю на юг, в страну Пунт, и вернулся в Египет с грузом благовоний и драгоценных камней. Рассказ о плавании Ханну был высечен на скале.
Замечательными путешественниками были финикийцы, жившие на берегу Средиземного моря. В древнем мире они были самыми искусными мореходами. Финикийцам удалось первыми обогнуть на кораблях Африку. Они путешествовали три года. Осенью высаживались на берег, сеяли пшеницу, собирали урожай и снова двигались в путь. Рассказ об этом записан древнегреческим историком Геродотом.
На севере Европы, в Скандинавии, жили суровые викинги. Они строили хорошие корабли и уходили на них далеко в море в поисках новых земель и добычи. Суда викингов огибали Европу, они открыли Исландию, а в X веке достигли Северной Америки и основали первые поселения. Потом этот путь был забыт, и пять столетий спустя Колумбу пришлось заново открывать Америку.
Путешествие Колумба относится к периоду Великих географических открытий – это середина XV – середина XVII вв.В 2014 году исполнилось 622 года со дня открытия Америки Христофором Колумбом. Ещё в 1992 году некоторые учёные предложили заменить привычное определение «открытие Америки», поскольку оно соответствует только взглядам европейцев, более точным понятием «встреча двух миров» (подчёркивая этим существование у аборигенов своего мира, до встречи с европейцами). Однако часть исследователей считает, что коренным американцам эта встреча была не нужна и навязана вопреки их воле. Подумайте, сегодня над этой проблемой, а также над вопросом: «Следует ли считать ВГО прогрессивным явлением в истории развития человечества, были ли они благом?» И изложите свою точку зрения в конце урока.
Приложение №2
Игра «Тёмная лошадка»
В России первые фабрики по производству этого были открыты в то же время что и во всей Европе, то есть в середине XIX века. Производство контролировалось иностранцами, так как своих специалистов просто не было.
Чего только сюда не добавляли: сахар, банановую муку, сливки, ваниль, пиво, вино, пудру из цветов орхидеи, миндальное молочко, перец чили, сок агавы, зёрна кукурузы.Основной ингредиент загаданного стали использовать в качестве денежных средств (к примеру, за 100 зерен можно было купить раба). Крупные «покупки» оплачивались нераскрытыми целыми стручками, в связи с этим появились даже своеобразные «фальшивомонетчики» – ушлые люди вынимали бобы из стручка, набивали его для весу землей и заклеивали обратно, пуская дальше в оборот.
Основной ингредиент этого ежедневно доставлялся мешками во дворец великого императора ацтеков Монтесумы II, он по легенде выпивал в день не менее пятидесяти бокалов напитка.
В 1519 году на территорию Мексики вторглись конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом, которые захватили Теночтитлан и все кладовые Монтесумы. Испанцы заинтересовались напитком, который, впрочем, не пришелся особо им по вкусу из-за своей горечи, однако они с удивлением отметили его превосходный бодрящий и тонизирующий эффект.
Попав в Европу во время Великих географических открытий, это не получило первоначально широкого распространения. В 1875 швейцарец Даниэль Петер, смешал какао-массу со сгущенным молоком - и получил его в твердом виде, или, как его тогда называли, швейцарский шоколад.
Приложение №3
Работа по карте:
Назовите и покажите на карте, какая страна первой начала экспедиции в Атлантический океан вдоль западного берега Африки? (Португалия)
Назовите фамилию путешественника, который открыл мыс Доброй Надежды. Покажите мыс и направление его путешествия на карте.
(Б. Диаш)
Назовите фамилию мореплавателя и покажите на карте направление его путешествия, если известно, что за 2 года его плавания он потерял 2\3 своих моряков, но достигнув восточного побережья Африки, привёз груз, стоивший в 60 раз больше стоимости экспедиции (В. да Гама).
Назовите фамилию путешественника и покажите на карте направление его путешествия, если известно, что он открыл Америку, но так и не узнал об этом? (Х. Колумб).
Этот путешественник совершил первое кругосветное путешествие, открыл пролив и Тихий океан. Назовите его имя и покажите на карте его маршрут. (Ф. Магеллан).