Описание модели инновационного опыта МАОУ СОШ №23 г.Липецка, претендующего на открытие региональной стажировочной площадки (РСП) по теме «Программно-целевое управление созданием здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в условиях реализации Ф


Описание модели инновационного опыта МАОУ СОШ №23 г.Липецка, претендующего на открытие региональной стажировочной площадки (РСП) по теме «Программно-целевое управление созданием здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС общего образования»
Одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. А идеи стандартизации реализуются на всех ступенях образования.
Реализация новых стандартов на всех ступенях общего образования требует соответствующей подготовки руководящих и педагогических кадров в системе педагогического образования: педагоги должны овладеть компетенциями, необходимыми для реализации ФГОС общего образования.
В МБОУ СОШ №23 г. Липецка успешно сформированы механизмы изучения и освоения лучших образовательных практик, функционирует система социального партнерства в рамках сетевого взаимодействия в муниципальной системе образования, обеспечивающая готовность административных и педагогических работников к работе в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов.
В 2011-2012 учебном году школа работала в статусе базовой площадки по теме «Управление процессом разработки и реализации комплексных и тематических программ по оздоровлению обучающихся и пропаганде здорового образа жизни». Организация деятельности в 2012-2013 учебном году базовой площадки в системе образования г. Липецка по теме «Учет федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников в процессе разработки и реализации программ формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» способствовали совершенствованию разделов основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), связанных с формированием культуры здоровья и безопасного образа жизни. Одним из продуктов деятельности проекта явилась организационная поддержка проведения дистанционного модуля конкурса «Школа – территория здоровья» в 2013 году через собственные информационные ресурсы. Дистанционное общение и консультирование участников инновационной площадки позволили провести конструирование параметров школьных систем оценки качества образования (ШСОКО) по оценке комплексности, системности, последовательности и эффективности здоровьесберегающей деятельности с учетом Федеральных требований, что также явилось продуктом совместной деятельности.
В 2013-2014 учебном году на базе школы организована деятельность опорной площадки по теме «Программно-целевое управление созданием здоровьесберегающей среды образовательного учреждения» и реализация совместного с Елецким государственным университетом имени И.А. Бунина проекта «Обеспечение эффективности внедрения учебного модуля «Фитнес-аэробика» в преподавание предмета «Физическая культура» в 1-4-х классах в соответствии с ФГОС».
Кроме того, отличительными особенностями ресурсов школы №23 для осуществления инновационной деятельности по заявленной теме является наличие необходимой материально-технической базы для оздоровления детей, сформированность информационных и организационных условий для массовой апробации ФГОС, высокая квалификация и мотивация педагогов школы к реализации моделей образовательных систем с учетом федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников с использованием здоровьесберегающих технологий по следующим направлениям:
– технологии физического воспитания и оптимизации двигательной активности обучающихся, воспитанников;
– технологии формирования и развития здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
– технологии формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни на различных этапах обучения;
– здоровьесберегающие педагогические технологии в образовательном процессе (технологии оптимизации когнитивных процессов в соответствии с психофизиологическими особенностями развития ребенка, технологии формирования культуры учебного труда);
– технологии формирования культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности педагогов;
– технологии психолого-педагогической работы с родителями;
– технологии проектирования системы здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении;
– информационно-аналитические технологии оценки качества здоровьесберегающей и наркопрофилактической деятельности в современной школе.
Результатом кропотливой работы всего коллектива школы по рассматриваемой проблематике стали победа на региональном уровне в IX Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», победа в областном конкурсе библиотек по экологическому просвещению, победы в городском конкурсе программ по формированию здоровьесберегающей среды «Школа - территория здоровья» в 2009, 2011 годах, призовое место в 2013 году в номинации «Выбираем здоровый образ жизни» конкурса на получение социальных грантов общеобразовательными учреждениями, внедряющими программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (в рамках ФГОС), победа педагогов в муниципальном конкурсе «Школа - территория здоровья» (номинация «Формула здоровья»), победа в «Экологическом марафоне – 2012», победа команды юношей в первенстве области и призовое место команды девушек в Спартакиаде города по волейболу, педагогов школы в группе Б в соревновании по волейболу (в составе команды департамента образования администрации города Липецка) в зачет Спартакиады трудовых коллективов. Методическая разработка учителя начальных классов Болдыревой Н.Н. признана лучшей в конкурсе «Разговор о правильном питании» и была направлена для участия в межрегиональном туре конкурса методических разработок педагогов, организованного ООО «Нестле Россия». В 2013 году учреждение стало лауреатом II Всероссийского конкурса научно-методических практико-ориентированных разработок по актуальным направлениям деятельности органов исполнительной власти в сфере образования. На конкурсе демонстрировался опыт использования ресурсов школьной системы оценки качества образования в управлении процессом разработки и реализации комплексных и тематических программ по оздоровлению обучающихся.
Учителя – победители и призеры конкурсов различных уровней, административная команда неоднократно делились опытом своей работы по созданию комфортной среды в образовательном процессе, по формированию экологической культуры обучающихся и использованию здоровьесберегающих технологий в рамках формирования культуры здорового образа жизни на семинарах и конференциях городского и регионального уровней, в методических публикациях.
Несмотря на огромный интерес ученых и практиков к проблеме формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников, следует отметить, что в основном в работах рассматриваются разные аспекты здоровья обучающихся и имеет место недооценка комплексного, системного решения проблемы создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся, и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса является актуальной проблемой образования. Возникает необходимость теоретического осмысления и инновационной практической реализации программно-целевого управления созданием здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.
Управленческие ресурсы являются составной частью системы ресурсного обеспечения и в то же время находятся в прямой зависимости от слаженности взаимодействия и интеграции всех остальных ресурсов. Управление развивается тогда, когда меняется, т. е. развивается объект управления (образовательное учреждение), в котором сформирована личностно ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда, обеспеченная ресурсами, дающими возможность изменить сам объект (школу). А это невозможно без постановки целей и задач, без разработки соответствующих программ и, в конечном счете, без грамотного управления в процессе создания здоровьесберегающей образовательной среды.
Поэтому предметом деятельности нашего учреждения в 2013-2014 учебном году станет программно-целевое управление созданием здоровьесберегающей образовательной среды образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС общего образования.
Целью деятельности РСП станет распространение инновационного опыта программно-целевого управления созданием здоровьесберегающей образовательной среды в образовательных учреждениях Липецкой области в условиях реализации ФГОС общего образования.
Для достижения цели административная команда школы ставит следующие задачи:
- организация деятельности сетевых партнеров (образовательных учреждений Липецкой области) для освоения опыта программно-целевого управления созданием здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения;
- оказание методической помощи образовательным учреждениям Липецкой области в создании программ по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся ООП НОО, формирования программы воспитания и социализации ООП ООО в части разработки мер по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Предполагаемыми продуктами деятельности станут:
- программа по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся ООП НОО;
- раздел программы воспитания и социализации ООП ООО по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
- научно-методические рекомендации в виде брошюры по разработке и реализации ООП НОО, по разработке ООП ООО в части формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
На семинарах и совещаниях, управленческих практикумах мы постараемся со своими партнерами рассмотреть различные аспекты программно-целевого управления созданием здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС общего образования. На сайте учреждения планируется методическая поддержка работы РСП, а организованный в сети Интернет форум позволит, по нашему мнению, привлечь наибольшее количество партнеров не только школ, но и других заинтересованных лиц к обсуждению вопросов деятельности РСП.