Конспект урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час)
МКОУ «СОШ№9» г. Благодарный Луценко Т.В.
Конспект урока по русскому языку в 9 классе.
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» (1-й час) Цель урока: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
1.Лингвистическая разминка. (Подготовка к ГИА, задание В 9, В 8)
Найдите предложения, в которых необходимо поставить двоеточие. Какие это предложения по структуре?
А) По горизонту лежал сероватый туман _ предвестник суховея.
Б) Приезжий поёжился _ «Холодновато у вас!»
В) В человеке всё должно быть прекрасно _ и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
Г) Приглашаем учиться на юридический факультет по следующим специальностям _ правоведение, правоохранительная деятельность.
Д) Причастия и деепричастия _ формы глагола.
(Ответ: б,в,г. Предложения простые)
Повторение темы «Сложноподчинённые предложения».
Расставьте необходимые знаки препинания, составьте схемы предложений, определите значение придаточных.
А) О знал бы я что так бывает… (Б.Пастернак)
(Придаточное изъяснительное)
Б) Нос парохода время от времени так глубоко зарывался в воду что брызги долетали до меня. (В.П.Астафьев)
(Придаточное степени)
2. Постановка учебной задачи. Углубление пройденного материала. Сложные предложения с разными видами связи.
Слово учителя
Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи. Рассмотрим такие предложения.
Анализ предложений. Составление схем.
1) Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б не повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село. (А.С.Пушкин)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)
2) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев)
(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).
3) Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)
(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).
4) Много ветров сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
(А.А.Платонов)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).
5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, ещё долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
(В.П.Астафьев)
(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).
Примечание. Первое предложение комментирует учитель, остальные – сами ученики.
3. Работа с учебником.
Разбор теоретического материала. П.18 (стр.109-110)
Закрепление пунктуационных правил (упр. 246 устно, упр.248 самостоятельно)
4. Итог урока.