Родительское собрание Мальчики и девочки- такие разные


Родительское собрание – практикум
во второй младшей и средней группах
«Мальчики и девочки – такие разные»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.
Предварительная работа:
Анкетирование родителей (Приложение 1)
Создание презентации «Мальчики и девочки – такие разные»
Диагностика детей – методика «Ладошки»
Памятки в родительский уголок
Оборудование: лепестки ромашки, василька из бумаги, клей.
План проведения собрания:
Приветствие
Теоретическая часть – гендерное воспитание
Игра «Мальчик или девочка» - сопровождается фактами о развитии мальчиков и девочек.
Игра «Ромашка – девочка», василек – мальчик»
Как воспитывать мальчиков и девочек – игрушки, книги, общение и поступки, личный пример
Создание коллажа «Из чего же сделаны девчонки и мальчишки»
Заключение
Ход собрания:
Звучит детская песенка «Из чего же сделаны наши девчонки»
Психолог.
Приветствие - игра «Здравствуйте!»
- «Здравствуйте родители мальчиков!»
- «Здравствуйте родители девочек!»
- «Здравствуйте, мамы!»
- «Здравствуйте, папы!»
- «Здравствуйте, уважаемые родители!»
2. Теоретическая часть «Гендерное воспитание»
Все мы люди, людям свойственно общаться. Часто предметом разговора становятся наши замечательные дети, и вот тогда от родителей мы слышим такие высказывания:
-У меня с дочерью нет никаких проблем.
-Не знаю, что делать с сыном, не сидит ни одной минуты!
-Он у нас такой упрямый. Если не захочет, никто не заставит, а с дочерью у нас таких проблем не было!
-Машинки девать некуда, а сын просит купить еще и еще…
-У нее столько кукол!
Итак, почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на …мальчиков и девочек.
Сегодня я не ставлю целью ответить на вопрос «Как воспитывать, как любить?» Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами и ответить на вопрос «Мальчики и девочки.…Почему они такие разные?»
В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». Гендер - социальный пол, то есть воспитание по признаку пола. Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола.
Проблема гендерного воспитания дошкольников сегодня актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботы об окружающих), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, так как действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Возникает резонный вопрос: когда начинать гендерное воспитание? Специалисты пришли к мнению, что гендерное воспитание должно осуществляться с самого раннего возраста.
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
Игра «Мальчики или девочки?»
Не следует думать, что мальчики и девочки различаются только по половому поведению. Психологи установили, что у детей разного пола и психические познавательные процессы развиваются по – разному
Психолог зачитывает особенности развития мальчиков и девочек, а родители угадывают о развитии мальчиков или девочек говорится?
- Начинают позже ходить, позже говорить (М)
- Они более подвижны. Травмы случаются в 2 раза чаще. (М)
- Уже рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница увеличивается почти до 2 лет. (Д)
- Более агрессивны, раздражительны, беспокойны, возбудимы, неуверенны в себе (М).
- Они более спокойны, эмоциональны, у них большая сопротивляемость к стрессам. (Д)
Стремятся к независимости. (М)
Любят игры, в которых чем больше народу, тем лучше. (М)
Предпочитают собираться маленькими группами и любят изображать взаимоотношения взрослых. (Д)
Предпочитают, чтобы им говорили или указывали на то, что они добились результатов в чем-то конкретном. (М)
Любят, чтобы ими восхищались. (Д)
Изображают в основном машины, самолеты. Рисунки у них более схематичны и динамичны. (М)
Чаще рисуют природу, людей. Их рисунки носят более законченный характер, имеют много декоративных элементов .(Д)
Да, действительно физиологическое и психическое развитие у мальчиков и девочек проходит по –разному.
Ученые, записывая биотоки мозга у таких крох, убедились, что мозг мальчиков и девочек уже в этом нежном возрасте работает неодинаково. За различиями в психике мальчиков и девочек, прежде всего, стоят особенности организации мозга, очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. Поэтому уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются.
Особенности физиологического различия – «развития»
МАЛЬЧИКОВ ДЕВОЧЕК
-У мальчиков лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве
-Ориентируются на дальнее зрение.
-Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности.
-Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления.
-Кожная чувствительность выше.
-Ориентируются на ближнее зрение.
-Менее подвижны. Более усидчивы.
Психологическое различие
МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Хорошо запоминают информацию расположенную вертикально.
Мало реагируют на эмоциональную сторону речи.
Адекватно реагируют на положительные и отрицательные оценки их деятельности.
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
Быстро и легко решают новые задачи,
хуже стереотипные.
Хорошо воспринимают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, всё воспринимают аналитически. Хорошо запоминают информацию расположенную горизонтально.
Для девочек важна эмоциональная окраска оценки, а ни её сущность.
Быстро схватывают информацию, но плохо соотносят её с уже имеющейся.
Похвала не побуждает их к дальнейшему действию.
Внимание и осмысление усиливается при сильно эмоциональной окрашенности материала.
Речь обычно богаче. Словарный запас обогащается значительно быстрее.
мышление нестандартное мышление однотипное
ориентированы на усвоение информации ориентированы на отношения между людьмидоминируют игры подвижного характера доминируют игры спокойного характера
важно что оценивается в их деятельности кто оценивает и как
Игра «Ромашка – девочка», «Василек – мальчик»
А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ромашка – девочка», «Василёк – мальчик»Подгруппе родителей предлагается сделать ромашку, на лепестках которой будут написаны качества мальчиков и девочек. Родители работают под спокойную музыку. - «настоящего мальчика» (для родителей девочек),- «настоящей девочки» (для родителей мальчиков).По окончании работы каждая команда представляет свой результат.
Анализ анкетирования родителей (см. Приложение 1)
Как воспитывать мальчиков и девочек – игрушки, книги, общение и поступки, личный пример.
Качества, которые мы хотим видеть в наших мальчиках, отличаются от качеств девочек.
Как же воспитать из мальчика – настоящего мужчину, а из девочки – истинную леди? (ответы родителей)
Игрушки (назовите игрушки для мальчиков и девочек)- результаты опроса детей
Мультфильмы - результаты опроса детей
Сказки
Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки, смотреть разнообразные мультфильмы и играть в разнообразные игрушки.
В гендерном отношении все сказки, игрушки, мультфильмы можно условно разделить на три группы:
"мужские", отражают мужские стратегии поведения, где главный герой - мужской персонаж;
"женские", отражают женские стратегии поведения, где главная героиня - персонаж женского пола;
"смешанные": есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Сказки для мальчиков - "Три поросенка", "Колобок". Сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. В процессе развития и воспитания мальчиков важно показать ему как можно больше "мужских" моделей поведения. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь.
Наиболее популярными женскими сказками являются "Красная шапочка", "Маша и медведь", "Крошечка - Хаврошечка", "Золушка", "Морозко" и др. Все "женские" сказки и мультфильмы помогают девочке постичь смысл женственности и тайны, вариации взаимоотношений с мужчиной; способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где она ощущала бы себя защищенной, уметь принимать помощь.
Поступки
Личный пример
Родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.
Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, у ребенка не будет возникать тайное желание отдать предпочтение одному из родителей.
Создание коллажа «Из чего же сделаны девчонки и мальчишки»
А сейчас творческая мастерская - родителям мальчиков – сделать коллаж «Девочки – это..», а родителям девочек – «Мальчики – это…»
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать важный вывод: мальчик и девочка - это два разных мира. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!
Рефлексия
Поделитесь впечатлениями от встречи. Что было для Вас интересным и полезным? Что нового Вы узнали о своих детях? Чему ещё хотели бы научиться?
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим вас ответить на вопросы, касающиеся гендерного воспитания детей.
1.Мальчиков и девочек воспитывать нужно:
а) одинаково
б) по-разному
в)_________________________________________
Из предложенного ниже перечня качеств выберете те, которые бы вы хотели воспитать в своем ребенке (№ качества)
3. Из предложенного ниже перечня качеств выберет те, которые бы вы хотели видеть в сверстницах (девочках) своего ребенка (№ качества)
__________________________________________________________________
4. Из предложенного перечня качеств выберет те, которые бы вы хотели видеть в сверстниках (мальчиках) своего ребенка (№ качества)
__________________________________________________________________
Качества характера:
1. мягкость 16. внимательность
2. женственность 17. послушание
3. ответственность 18. дисциплинированность
4. доброта 19.целеустремленность
5. терпение 20. смелость
6. решимость 21. твердость
7. инициативность 22. выносливость
8. организованность 23. стойкость
9. забота об окружающих 24.мужественность
10. модность 25. настойчивость
11. отзывчивость 26. самостоятельность
12. лидерство 27. активность
13. умение прийти на помощь 28. лидерство
14. нежность 29. дружелюбие
15. аккуратность 30. упорство
Приложение № 2
Рекомендации по воспитанию девочек:
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
Уважать личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать позитивную самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят.
Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
 
Рекомендации по воспитанию мальчиков:
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать, не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
Мальчикам должны быть естественными проявляя свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе: он ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
Приложение 3
Опросник для детей.
Когда ты вырастешь – ты станешь мужчиной или женщиной?
Какими качествами должны обладать девочки?
Какими качествами должны обладать мальчики?
В какие игрушки ты любишь играть?
Какие мультфильмы ты смотришь дома?
Какие сказки тебе читают родители?
Анкета для родителей
Уважаемые родители, просим вас ответить на вопросы, касающиеся гендерного воспитания детей.
1.Мальчиков и девочек воспитывать нужно:
а) одинаково
б) по-разному
в)_________________________________________
Из предложенного ниже перечня качеств выберете те, которые бы вы хотели воспитать в своем ребенке (№ качества)
3. Из предложенного ниже перечня качеств выберет те, которые бы вы хотели видеть в сверстницах (девочках) своего ребенка (№ качества)
__________________________________________________________________
4. Из предложенного перечня качеств выберет те, которые бы вы хотели видеть в сверстниках (мальчиках) своего ребенка (№ качества)
__________________________________________________________________
Качества характера:
1. мягкость 16. внимательность
2. женственность 17. послушание
3. ответственность 18. дисциплинированность
4. доброта 19.целеустремленность
5. терпение 20. смелость
6. решимость 21. твердость
7. инициативность 22. выносливость
8. организованность 23. стойкость
9. забота об окружающих 24.мужественность
10. модность 25. настойчивость
11. отзывчивость 26. самостоятельность
12. лидерство 27. активность
13. умение прийти на помощь 28. лидерство
14. нежность 29. дружелюбие
15. аккуратность 30. упорство