Сказка зимнего леса

Конспект занятия по изобразительному искусству

Педагог дополнительного образования: Саблина Елена Алексеевна
Тема: «Сказка зимнего леса»
 
 
Цель:  1. Учить рисовать зимний пейзаж в нетрадиционной технике
2. Формировать творческую активность учащихся для создания своего произведения
3. Развивать эстетическое восприятие зимней природы родного края
 

Оборудование и материалы:

1. Презентация «Зима в произведениях мастеров»
2. Музыкальное оформление (композиции Петра Ильича Чайковского «Времена года. На тройке», Георгия Васильевича Свиридова «Метель»)
3. Таблички с определениями (пейзаж, композиция, колорит)
4. Акварельная бумага формата А3
5. Тонкая белая бумага формата А3
6. Клей-карандаш
7. Лоток с гуашевой белой краской
8. Акварельные краски
9. Плоская кисть № 8-10, круглая кисть № 3-4
10. Стакан для воды
11. Тканевая салфетка

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, картина, на которой изображена природа, виды местности, ландшафт
Композиция – составление, соединение различных частей картины в единое целое
Колорит – гармоничное сочетание, взаимосвязь различных цветов в картине
Фактура – видимый и осязаемый характер поверхности предмета. В изобразительном искусстве – способы передачи поверхности предметов средствами художественной выразительности


Для работы детей:

1. Акварельная бумага формата А3
2. Тонкая белая бумага формата А3
3. Клей карандаш
4. Лоток с гуашевой белой краской
5. Акварельные краски
6. Кисть № 8-10, круглая кисть № 3-4
7. Стакан для воды
8. Тканевая салфетка




Организационный момент

– Здравствуйте, ребята, мы сегодня не одни. Прошу вас повернуться и кивком головы поприветствовать наших гостей. Спасибо, садитесь.

Прежде чем приступить к работе, посмотрите на своё рабочее место. Нам понадобятся:

1. Акварельная бумага формата А3
2. Тонкая белая бумага формата А3
3. Клей карандаш
4. Лоток с гуашевой белой краской
5. Акварельные краски
6. Плоская кисть № 8-10, круглая кисть № 3-4
7. Стакан для воды
8. Тканевая салфетка

Ребята, вы ни когда не задумывались, зачем люди рисуют?
Правильно - ведь это возможность передать свои мысли и чувства другим.

-А с помощью чего художники передают нам то, что их волнует?
- Верно, с помощью красок, карандашей и других художественных материалов.
-А может ли художник в картине передать своё настроение?
-Какие цвета он выбирает, если рисует радостную картину, грустную?


Рисунок - это связующее звено между художником и окружающим его миром.
Сегодня мы с вами постараемся научиться выражать свои чувства через рисунок.

Прежде чем мы назовём тему нашего сегодняшнего занятия, послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте её отгадать:

Все кругом белым-бело,
Много снега намело
Речки замерзают -
Когда это бывает?


О каком времени года идет речь? Да, верно - о зиме!

- А вы любите зиму? А за что вы её любите?

Ребята, а вы заметили как изменился наш город с приходом зимы?

Зимой, когда дома, улицы, деревья, дороги покрывает снег, нам кажется, что вокруг происходят настоящие чудеса: деревья похожи на сказочных великанов в белых шубах, заледеневшие озёра и реки словно сделаны из хрусталя, на окнах мороз рисует причудливые узоры, а когда светит яркое солнце, то покрытые инеем ветки и белые сугробы сверкают и переливаются разноцветными искрами. Вот почему зиму зовут чародейкой, то есть волшебницей!
Ребята, а где мы чаще всего встречаемся с волшебством? Ну, конечно же, в сказке!

Вы уже догадались, как звучит тема нашего занятия?
Можно я попытаюсь объединить все предлагаемые вами названия темы в одну.
- «Сказка зимнего леса»
Вы согласны?


Послушайте, как сказал о зиме поэт Фёдор Тютчев:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит


А вы, ребята, знаете стихи о Зиме?

А теперь - внимание на экран. Давайте все вместе совершим небольшую прогулку по зимнему лесу и увидим его глазами известных художников.
Во время просмотра вслушайтесь в звуки произведения замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского «На тройке» из цикла «Времена года».


И.Э. Грабарь (1871-1960)

А эта картина талантливого русского художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

Художник был очарован русской природой и очень любил зиму.
Как-то раз он приехал на дачу писать этюды, по своему обыкновению встал рано утром, позавтракал, подошёл к окну - и ахнул! Сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! Ему хотелось петь и танцевать от радости, но он схватил краски и стал писать. Казалось, что сама Зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню.

Давайте же внимательно рассмотрим картину.

Мы все словно очутились зимой в сказочном волшебном саду. На фоне удивительного лазурного неба художник изобразил свои любимые берёзки.
Ребята, как вы думаете, это громкая, звонкая картина или нежная, мягкая, тихая? А какие цвета использует художник? Вот именно - неяркие, розово-сиреневые, розово-голубые, холодные. А почему? подскажите мне. Какое у него было настроение, как вы думаете?
Свою картину художник назвал «Сказка инея и восходящего солнца»

 
Сегодня каждый из вас примерит на себя роль настоящего мастера и создаст свою «зимнюю сказку». Это будет лесной пейзаж. Мы с вами уже не раз встречались с этим словом.
Давайте вспомним: пейзаж – это жанр изобразительного искусства, на котором изображено (что?)
 
Подумайте, что можно изобразить на нашем пейзаже? (небо, деревья, солнце, снежные сугробы, иней)

У нас будет не совсем необычный урок рисования: мы выполним работу в смешанной технике, то есть совместим аппликацию и рисование красками. И ещё я для вас приготовила небольшой сюрприз. Какой? Пока это секрет.
Предлагаю приступить к работе.


Сначала создадим красочный фон для нашей картины – прорисуем небо. Для того чтобы наш рисунок выглядел живописным и интересным, будем использовать разнообразные оттенки синего и фиолетового цветов. Для работы выберем большую кисть.

На втором этапе работы в руки возьмём лист тонкой белой бумаги и аккуратно, чтобы не порвать, помнём его. Как вы думаете, для чего? На что стал похож мятый лист? ( на комочек снега)


С помощью мятого листа мы создадим сугробы. Для этого вдоль длинной стороны будем надрывать лист мятой бумаги так, чтобы получилась волнистая линия.

Совмещая нижние и боковые края, приклеим обрывной лист мятой бумаги к нашему основному листу.

Посмотрим, а что же у нас получилось? Красивое небо и пушистые белоснежные сугробы!


Ребята, я предлагаю немного отдохнуть и сделать небольшую разминку. Вам будет удобнее, если вы встанете и выйдете из-за парт. Прослушайте стихотворение и можете повторять за мной или придумайте свои движения.

Физминутка

Подует ветер на ладошку,
Посеребрятся вдруг дома
Из самых маленьких снежинок
Тихонько вырастет зима

Она направо сыплет снегом,
Налево затуманит путь
Ладошки может заморозить
И уши пощипать чуть-чуть

Прошу всех сесть, мы продолжаем работу

Ребята, пофантазируйте и придумайте, что бы вы хотели изобразить на своей картине. Составьте композицию. Определите место расположения всех деталей будущей картины.


Пришло время раскрыть секрет. Из остатков мятой бумаги свернём несколько шариков разного размера. Вы спросите, для чего? Мы будем играть в снежки? Нет, конечно! Это будет наш новый рабочий инструмент.


Край бумажного шарика обмакнём в лоток с белой краской и сначала пробуем сделать отпечаток на отдельном листе бумаги, а заодно и снимаем излишки краски. Привыкаем к новому инструменту.


Методом печати прорисовываем сначала плотные облака, затем кусты, деревья, Облака и деревья кажутся лёгкими и пушистыми, а снег - хрустящим и сыпучим.


Почти сухим шариком лёгкими прикосновениями «пропечатываем» падающие хлопья снега

Посмотрите на свою работу. Вам нравится? А вот теперь, если посчитаете нужным, можете прорисовать недостающие детали тонкой круглой кисточкой. Чтобы колорит - гармоничное сочетание цветов на картине остался такой же нежный и лёгкий, все используемые краски советую вам разводить на основе белой краски.

Для того чтобы картина приобрела законченный вид аккуратно снимите защитную ленту с краёв вашей работы.


Я предлагаю устроить у нас в мастерской небольшую выставку.
 
Кто закончил, подходите к доске и с помощью магнитов закрепите свою работу.

Давайте все вместе полюбуемся на картины, которые получились у вас! Вам нравятся ваши рисунки? О чём они рассказывают? Какие чувства вы испытываете, глядя на них? Ребята, а вы обратили внимание, что картины у вас получились такие разные! хотя материалы и инструменты были у всех одинаковые? Как вы думаете, почему? Правильно, у вас было разное настроение и вы все тоже разные! А это значит - нам всё удалось! ВЫ смогли выразить свои чувства и своё настроение. Что нового вы узнали сегодня? А что показалось сложным? Ребята, подумайте, а что ещё можно нарисовать мятой бумагой?
Ребята, я желаю вам научиться видеть прекрасное в природе, что вас окружает, в людях, которые живут рядом с вами. Здоровья вам и творческого вдохновения.


Спасибо за плодотворную работу.

До новых встреч!


15