Урок русского языка для 3 класса по теме «Обучающее сочинение «Красота зимнего леса»»

Тема: Обучающее сочинение «Красота русской зимы».
Цель: учить писать сочинение.
Задачи: развивать умение составлять связный текст по теме; формировать навыки правописания слов с изученными орфограммами; учить наблюдать, обобщать, анализировать; работать в парах; прививать любовь к Родине, к природе.
Оборудование: запись пьесы П. И. Чайковского «Январь», слайды с изображениями зимних пейзажей.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Работа на уроке.
1.Постановка темы урока.
- Отгадайте загадку и попытайтесь определить, о чём мы будем говорить на уроке.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.

-Да, дети, мы поговорим о зиме. Наступил февраль – последний месяц зимы. А вы любите зиму? Чем красива русская зима?
(Ответы детей.)
- Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. Живописцы изображают картины родной природы, зимние пейзажи. Мы любим зиму. Нигде в мире нет такой зимы, как у нас, в России. Вам предстоит написать сочинение «Красота русской зимы». Чтобы успешно справиться с работой, необходимо подготовиться. Вот эти мы сейчас и займёмся.

2. Подготовительная работа.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату.
- Прочтите предложения, записанные на доске:
Снег покрыл землю ковром. Летят снежинки. На небе светит солнце. Пришла зима.

- Удачные ли предложения записаны на доске?
- Слова какой части речи необходимо добавить, чтобы получилось красочное описание прихода зимы?
- Конечно, ребята, в этих предложениях не хватает имён прилагательных. Добавьте подходящие по смыслу имена прилагательные в предложения и запишите получившийся текст. Работать будем в парах. Постарайтесь, чтобы определения у вас не повторялись.
- Какой текст у вас получился? Зачитайте .(2-3 пары.)
- У кого интереснее и почему?
(Ответы детей.)

- А теперь прослушайте запись пьесы П. И. Чайковского «Январь» и посмотрите слайды с изображениями зимних пейзажей.
(Звучит музыка, ученики смотрят слайды.)
- Да, красива зима в России. Я думаю, что слайды и музыка вдохновили вас к продолжению работы.
- Перед нами стоит задача описать красоты русской зимы. О чём вы должны сказать в своём сочинении?
(Ответы детей.)
- Конечно, ребята, в своих сочинениях вы расскажите о зимнем небе, необычных узорах на окнах, напишите о деревьях, покрытых снегом, и, конечно, о нежных снежинках. Давайте вместе подумаем, что можно сказать:
А) о зиме – морозная ,волшебная, суровая, чародейка, кудесница.
Б) о снеге – пушистый, мохнатый, мягкий, бархатный ковёр.
В) о снежинках – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на звёздочки; падают, порхают, кружатся.
Г) о небе – низкое, прозрачное, голубое, пасмурное.
(Учитель записывает ответы детей на доске.)

- Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним, что сочинение состоит из трёх частей:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.

- При написании сочинения вам понадобится план. В первой части нашего сочинения мы должны написать о том, что пришла зима. Как мы можем назвать эту часть?
(Ответы детей.)

- Во второй (основной) части нам следует описать красоту русской зимы. В этой части вы расскажите о зимнем небе, необычных узорах на окнах, напишите о деревьях, покрытых снегом, и, конечно, о нежных снежинках. Как бы вы назвали эту часть?
(Ответы детей.)
- И, наконец, в заключении вы объясните, за что любите зиму. Как можно назвать заключительную часть?
(Ответы детей.)

- Ребята, сейчас вы начнёте писать сочинения. В этой трудной работе вам помогут предложения, с которыми мы работали в начале урока, а также определения зимы, снега, снежинок, неба, которые мы тоже записывали на доске.

III. Написание сочинений.
IV. Итог урока.
- Завтра мы подведём итоги по вашим сочинениям. Распределим роли следующим образом:
1 вариант – редакторы, которые выберут самые лучшие сочинения для классного уголка.
2 вариант – критики, которые выскажут своё мнение о работах своих одноклассников.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15