Кейс дидактического и методического материала к мастер-классу для обучающихся «Сказки зимнего леса»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
КЕЙС
дидактического и методического материала
к мастер-классу для обучающихся«Сказки зимнего леса»
(художественно-эстетическое направление)
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Гоцина Марина Михайловна
Ростов-на-Дону
2017г.
Тема: Сказки зимнего леса.
Цель: Освоить технику и технологию выполнения рисунка ели в смешанной технике акварели и туши.
Задачи: Воспитание внимательного и бережного отношения к миру природы, развитие глазомера и творческих способностей.
План проведения мастер класса.
1. Организационный момент. Вступительное слово о технике смешения акварели и туши. Постановка целей и задач мастер-класса.
2. Основная часть. Беседа о технике рисования тушью и пером. Историческая справка. Виды перьев. Просмотр презентации.
- Последовательность выполнения рисунков в перовой технике.
- Сочетание акварельной размывки и штриховки пером.
- Демонстрация работ педагога и обучающихся.
- Индивидуальная работа по созданию рисунка в смешанной технике туши и акварели.
3.Заключительная часть.
- Выставка творческих работ.
- Подведение итогов мастер-класса.
Содержание беседы.
Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. В старину рисовали птичьими перьями (гусиными, лебедиными, вороньими, павлиньими и др.). Например, А.С.Пушкин делал наброски на полях своих рукописей гусиным пером. Рисование птичьими перьями до сих пор не утратило своего значения. Гибкость и эластичность таких перьев позволяют делать линии самой разной толщины, однако этот инструмент очень быстро выходит из строя, а приготовление нового пера довольно трудоемко и требует определенного мастерства. Конец пера срезают наискось острым ножом и затем надрезают вдоль на несколько миллиметров.
Значительное распространение для рисования тушью в прошлом и сейчас имеет деревянная палочка. Приготовление ее очень просто: обыкновенная тонкая палочка на конце затачивается наподобие пера так, как это надо самому художнику. Рисование деревянной палочкой тоже требует эксперимента, чтобы можно было попробовать разнообразные возможности этого инструмента. Дело в том, что высыхающий конец палочки обязательно будет оставлять некоторое количество серых штрихов, напоминающих рисунок карандашом.
Издавна использовали тростниковое перо, которое дает пластичную, гибкую линию разной толщины. Приготовить тростниковое перо можно следующим образом: срезать созревший тростник или камыш, выбрать наиболее прочные его части острым ножом, скальпелем или бритвой сделать на конце косой срез. Затем срезать с обеих сторон бока, придав вид обыкновенного пера, и сделать небольшой разрез. Затачивать тростниковое перо можно, варьируя срезы и надрезы.
С 19 века широкое распространение получили металлические перья разного размера и формы, которые могут давать тончайшие паутинные и довольно сочные, толстые линии. Не всегда перо свободно двигается по бумаге. Если оно имеет очень острый конец, а бумага шероховатая, то штриховка будет затруднена. Работа двумя-тремя различными перьями сразу позволяет варьировать характер штрихов, но и одним пером можно достичь большого разнообразия в толщине линий, меняя нажим.
Работа пером требует наблюдательности, внимания, уверенности и точности. Особенность работы пером заключается в том, что исправления практически невозможны. В этом, как ни странно, одна из привлекательных сторон данной техники. Рисунки пером в сочетании с размывкой или подцветкой акварелью отличаются особой выразительностью. Эта техника дает широкий простор для творческого поиска.
Очень важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое - живую и выразительную. Лучше рисовать пером на гладкой мелованной бумаге, где допущенные иной раз ошибки можно исправить, пользуясь лезвием. Работы получатся более выразительные, когда линия и штрих сочетаются с тоном бумаги (серым, голубым, охристым, зеленоватым), создается впечатление живописной манеры рисунка.
Сегодня я предлагаю познакомиться с этой интересной техникой рисования на примере изображения ёлочки. Кто из нас не мечтает погулять по зимнему заснеженному лесу, подышать свежим морозным воздухом? И, конечно же, невозможно представить себе лес без елей, этих гордых красавиц. Давайте представим себе, что мы попали в лес, окунемся в мир зимней сказки и нарисуем одну из лесных красавиц.
Инструкционная карта к выполнению рисунка «Сказки зимнего леса»
Начинать знакомство с рисованием в смешанной технике акварели и туши лучше с изображения простых одиночных предметов, например цветов или деревьев. Для этих целей мной была выбрана ёлочка.
Материалы.
Акварель
Кисти беличьи №3,5
Палитра
Емкость для воды
Тушь черная
Перо стальное №11
Графитный карандаш
Ластик
Плотная бумага А4 или А5
Этапы работы
Выполняем подготовительный рисунок карандашом. Намечаем ствол. Если мы хотим нарисовать молодое дерево, то ствол не должен быть толстым. Затем рисуем ветки: в верхней части дерева они у елок направлены вверх, в центре – горизонтально, а внизу – ниспадают под тяжестью хвои, образуя красивую изогнутую линию. От каждой крупной ветки отходят более мелкие, а на них, в свою очередь, уже растут иголки.

Теперь наносим акварельную размывку. Мы можем использовать только зеленый цвет, а можем немного подхолоднить его синим, изобразив тем самым голубую ель. Стараемся сделать ажурные мазки, оставляя просветы в районе ствола. Фон оставляем не закрашенным, чтобы лист не деформировался. Даем работе полностью высохнуть.

Теперь можно приступать к работе тушью и пером. Тонкими линиями прорисовываем ветки и контуры ствола. На веточках, использую не большой нажим пера, рисуем хвою – наша задача передать объемность иголок. Ствол частично заштриховываем диагональными движениями пера, обходя места, прикрываемые ветками.

Внутри дерева необходимо наметить тень от веток и кроны – используем для этого диагональную штриховку. Это был завершающий этап работы.

Список литературы:
Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», - М.: «ACADEM A», 2003.
М.Т. Ломоносова «Графика и живопись»,- М.: АСТ «Астрель», 2006г.
«Художественная школа», - М.: Эксмо, 2005г.