Консультация для воспитателей Методика саморазвития по системе Марии Монтессори
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
«МЕТОДИКА САМОРАЗВИТИЯ
ПО СИСТЕМЕ
МАРИИ МОНТЕ6ССОРИ»
Старший воспитатель
Бахтина Т.И.
МДОУ «Детский сад №1»
г. Железногорск
ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД 1:
СЛАЙД 2:
Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является педагогическая система Марии Монтессори, подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу.
Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.
СЛАЙД 3:
Суть методики Монтессори
Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.
СЛАЙД 4:
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития.
СЛАЙД 5:
На данном слайде перечислены основные цели, которые преследует педагогика Монтессори:
Всесторонне развитие ребенка (сенсорное, математическое, языковое, практических навыков и представлений о целостной картине мира);
Воспитание самостоятельности;
Соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности;
Развитие самодисциплины, как внутренней способности;
Получение навыков социального общения.
СЛАЙД 6:
Важнейшим элементом в педагогике М. Монтессори является специально подготовленная развивающая среда. Можно даже сказать элементом ключевым.
Силы развития заложены в ребенке, но они могут не реализоваться, если не будет подготовленной среды. При создании ее учитывается, прежде всего, сензитивность - наивысшая восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.
СЛАЙД 7:
Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка.
СЛАЙД 8:
Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике.
В каждой зоне материалы располагаются по порядку слева направо по мере увеличения сложности. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре.
СЛАЙД 9:
Традиционно в ней выделяются 5 зон:
- зона реальной (практической) жизни;
- зона сенсорного развития;
- математическая зона;
- языковая зона;
- космическая зона.
Иногда организуют еще некоторые зоны, например, зону двигательных упражнений, музыкальную зону, зоны искусств, иностранного языка и т.д.
СЛАЙД 10:
Зона упражнений в повседневной жизни: ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь все можно делать по-настоящему: стирать вещи и гладить их утюгом, чистить обувь, нарезать хлеб или овощи для салата.
СЛАЙД 11:
Зона сенсорного воспитания: ребенок учится различать предметы про определенным признакам (по высоте, длине, весу, цвету и т.д.). Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние.
СЛАЙД 12:
Математическая зона: здесь собраны материалы, помогающие ребенку усвоить понятие количества и связь его с символом, научиться выполнять математические операции.
СЛАЙД 13:
Языковая зона: дети учатся чтению и письму.
СЛАЙД 14:
Космическая зона(так ее называют чаще всего): здесь ребенок получает первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов
СЛАЙД 15:
Огромное значение для создания подготовленной среды имеют специальные дидактические материалы и пособия.Для чего же нужны эти материалы?
Во-первых, работая самостоятельно с дидактическим материалом, ребенок учится ставить пред собой те или иные цели.
Во-вторых, он получает практические навыки решения разных задач.
В-третьих, он учится находить собственные ошибки и исправлять их, потому что действует методом проб и ошибок.
Но дело не только в этом, а еще и в том, что ребенок при этом учится легко, не замечая того, что учится.
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
СЛАЙД 16:
Потому что любой дидактический материал преследует две цели: прямую и косвенную.
Прямую цель ставит перед собой ребенок – например, построить из кубиков Розовую башню. Она актуализирует движение ребенка. Косвенную цель – ставит педагог, который придумал эту самую Розовую башню: когда ребенок строит ее он воспринимает цвет, учится координировать движения, концентрировать внимание.
СЛАЙД 17:
Секреты монтессори-материалов заключаются в том, что они:
Во-первых, привлекательны и притягательны. Ребенок, заинтересовавшись какой-то вещью, легко постигает законы мира, причем делает это с радостью. Он стремиться сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога. Который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им.
Во-вторых, монтессори-материалы помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. Связать в единое целое реальный опыт и теоретические знания. Посредством упорядочивания окружающей среды он учится приводить в систему весь свой жизненный опыт.
В-третьих, материалы отвечают ненасытному стремлению ребенка к движению. Маленький ребенок узнает свое тело, совершенствует координацию глаз, рук и ног; благодаря этим материалам его движения становятся все более т очными и гармоничными. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
В-четвертых, дидактические материалы дают ребенку возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Что способствует развитию его независимости от окружающих
На следующих слайдах будут представлены примеры монтессори материалов:
СЛАЙД 18:
Для развития Практических навыков:
Рамки с застежками(помогают обучать конкретным навыкам, необходимым при одевании), предметы для пересыпания и переливания(упражнения с ними помогают улучшать координацию движений), фрукты и овощи(способствуют развитию аккуратности и самостоятельности), предметы для уборки помещения и личной гигиены(важно, что они настоящие! Дети учатся ухаживать за собой и своим окружением).
СЛАЙД 19:
Для Сенсорного развития:
Коричневая лестница, розовая башня, красные штанги,блоки цилиндров - все эти предметы знакомят с разными понятиями: больше, меньше, самый большой; короткий, длинный, самый короткий и т.д.
Цветные катушки – знакомят с названиями цветов, развивают восприятие цвета, учат различать оттенки.
СЛАЙД 20:
Материалы для Развития речи:
Шершавые буквы – проводя по букве пальцем, ребенок готовится к письму и чтению, запоминая очертание буквы и ассоциируя его с ее произношением.
Шумовые цилиндры – набор из двух деревянных коробок, каждая из которых содержит 6 цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет сой звук.
СЛАЙД 21:
Математическое развитие:
Красно-синие штанги – учат основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания , вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами – ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующей секции(используют для обучения счету и понятию количества).
СЛАЙД 22:
Развитие других понятий и навыков:
Географические карты (карты привлекательны, знакомят с названиями и расположением государств и континентов, основами географии), природные карты (для изучения строения листьев, цветов, деревьев; расширяют словарный запас и знания детей о природе), звучащие колокольчики.
СЛАЙД 23:
Цель педагога, работающего по системе Монтессори – поддержать интересы ребенка ( или помочь им проявиться) и обеспечить индивидуальный подход к нему.
СЛАЙД 24:
В своей работе педагог действует поэтапно:
1-ый этап: Готовит среду, которая привлечет малыша и будет удобной для его работы
2-ой этап: Работает с детьми, поведение которых мешает остальным (направляет их действия в разумное русло). На этом этапе педагог перенаправляет энергию «нарушителя спокойствия» на конструктивную деятельность.
3-ий этап: Наблюдает за детьми, не нарушая их поисков и работы. Ребенок сам выбирает игру, а учитель при необходимости показывает, как справиться с заданием.
Мария Монтессори писала по поводу роли педагога: « Неверно. Что монтессори-учитель бездеятелен, когда обыкновенный учитель активен; вся деятельность обеспечивается активной подготовкой и руководством учителя, его последующая «бездеятельность» - знак успеха.»
СЛАЙД 25:
В системе Монтессори понятие дисциплины весьма отличается от обычного понятия ее. Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной.
Под дисциплиной Монтессори понимала владение собой как внутреннюю способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других, речь идет об умении контролировать себя. Это активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом.
Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори, прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, ребенок открывает путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал, и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения.
СЛАЙД 26:
В группе всегда есть несколько правил, которые помогают поддерживать коллективный порядок. Правила – это законы жизни группы. Однако они качественно отличаются от обычных. Задача воспитателя – акцентировать внимание ребенка в тот момент, когда правило нарушается. Он сам должен понять, что плохого в его нарушении. И когда новичок пробегает по чужому коврику, где работает другой ребенок, воспитатель подзывает ребенка и спрашивает: «Если бы ты работал на коврике и кто-то пробежал по нему, а еще хуже – разрушил твою работу, тебе было бы приятно?».
Правило выводится вместе с ребенком. Ребенок начинает понимать – правила это то, что помогает дружно жить. Постепенно правила входят в повседневность так, что старшие дети начинают обучать им вновь пришедших: «У нас так не принято, давай покажу как надо».
СЛАЙД 27:
Что же дает ребенку свобода, какие плоды она приносит.
Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала, с которым ребенок работает, партнера, с которым может вступить во взаимодействие, малыш полнее раскрывает свою личность. Проявляет свои индивидуальные качества.
Еще один подарок, который приносит ребенку свобода это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, - также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя.
Кроме того, свобода, как ее трактует Монтессори, необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка.
Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.
СЛАЙД 28:
Как и любая педагогическая система, методика Монтессори имеет ряд недостатков.
- Система развивает только интеллект и практические навыки
- Подвижные и ролевые игры отсутствуют
- Не используются в работе сказки. Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло.
- Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
- Система Монтессори достаточно демократична. После нее детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ. Читая отзывы родителей на разных форумах, я пришла к выводу, что дети очень трудно адаптируются к обычной школе и чаще всего таких деток отдают в частные школы.
СЛАЙД 29:
Подводя итог выше сказанному, хочу отметить, что пройдя обучение по методу Марии Монтессори дети умеют:
- мыслить самостоятельно,
- принимать решения (т.е. быть ответственными),
- умеют слушать и воспринимать собеседника,
- принимать правила, которые существуют в том или другом месте.
Детей обычного детского сада учат жить в коллективе и с коллективом, а система Марии Монтессори подразумевает развитие индивидуальности и самостоятельности.
ПРИМЕР (если потребуется)
Трехступенчатый урок Монтессори.
1 ступень – это ступень знания.
Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Учитель говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это - ... (например, красное, это – синее)». Учитель говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие. Чтобы у ребенка закрепилось это знание, существует 2 ступень.
2 ступень – это уровень опыта.
Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени.
На этой ступени учитель дает ребенку задания типа: «Дай мне Покажи мне». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом учитель не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами. Ребенок только покажет. На этом уровне ребенок усваивает. У него появляется пассивное знание. Он знает, но не говорит. Если ребенок путает данные понятия, например, красное и синее, учитель возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее».
Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение! Она самая длительная и может длиться на протяжении года.
Пока учитель не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.
3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.
На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает.
Важный момент - учитель не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится.
Трехступенчатый урок проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями.
15