«Система воспитания и развития детей, разработанная М.Монтессори».


Министерство образования и культуры Республики Казахстан
КГУ «Пионерский детский дом для детей –сирот»
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Система воспитания и развития детей,
разработанная М.Монтессори».

Подготовила:
воспитатель:Исхакова Елена Геннадиевна

с. Пионерское 2015г.
О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется…
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори ( 1870-1952 ) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников. Мария Монтессори обратила свое внимание на здоровых детей в тот момент, когда поняла, что они отстают в развитии от ее нездоровых воспитанников.
Для обычных детей была создана Монтессори-среда.
Ключевое слово метода Монтессори — Свобода!
Неудивительно, что идеологи тоталитарных режимов, такие, как Гитлер, Сталин, Муссолини и другие с ненавистью относились к педагогической системе Марии Монтессори. При их правлении издавались приказы о закрытии школ и детских садов Монтессори, начинались гонения на Монтессори-педагогов, в первую очередь преследования коснулись самой Марии Монтессори, которая скрывалась от итальянского фашистского режима сначала в Голландии, а затем долгие семь лет провела с сыном Марио в Индии, продолжая работать и развивать свою методику.
 
Цель метода Монтессори — воспитать независимого, свободного, самостоятельно мыслящего, умеющего принимать и нести ответственность за свои решения человека!
Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?
Монтессори-среда — это активно развивающее пространство, где нет места случайным элементам и деталям. У каждого предмета есть строго определенная функция. Мария Монтессори выдворила из классов парты! Парта ограничивает не только движения детей, но и их познавательное развитие.
В Монтессори-классах парты заменяются небольшими столиками и ковриками, которые сам ребенок способен перемещать в любе удобное для него место.
Золотой материал Монтессори — это выбранные в процессе длительных и тщательных эспериментов пособия и материалы, которые дают потрясающие результаты развития и воспитания детей.Главное  в системе Монтессори — это не материалы и пособия. Самое главное — его величество Ребенок, неповторимый и уникальный! Как же у Марии Монтессори получалось обучать по сорок детей  индивидуальным программам? Она позволила каждому ребенку разработать самому свою собственную индивидуальную программу обучения. Дети выбирали когда, как и чем они будут заниматься в созданной педагогами среде.
Система Монтессори дает ребенку свободу выбора — он решает сам, будет ли он читать, сажать цветы, считать или стирать.
Но тем не менее свобода каждого ребенка в Монтессори-среде ограничена свободой коллектива. Принцип демократии действует в системе Монтессори — дети знают, что они не должны мешать друг другу шумом и беготней. Каждый ребенок убирает за собой грязь и лужи, ставит материалы на полки, чтобы следующая группа могла заниматься в комфортной обстановке.
 
В Монтессори-школе нет традиционного разделения детей по классам. В каждой группе учатся дети разных возрастов. Новичок, придя впервые в школу, смотрят на старожилов и на их примере с легкостью усваивает правила поведения Монтессори-среды. Старшие учат младших играть в обучающие программы, помогают освоить чтение и письмо. Что же остается педагогу, если дети сами учат друг друга? Учитель Монтессори внимательно наблюдает за детьми и вмешивается в процесс только тогда, когда к нему обращаются за помощью или он видит, что его поддержка необходима.
Монтессори-класс делится на пять тематических пространств:
- Практическая жизнь - ребенок здесь учится обслуживать себя и помогает одноклассникам( приготовление пищи, стирка, глажка, чистка обуви)
- Сенсорное развитие - с помощью развивающих материалов ребенок учится различать предметы по их признакам ( развитие тактильных ощущений, обоняния, слуха и зрения)
- Математическая зона — при помощи специальных пособий ребенок осваивает понятие количества, его связь с символом, учится производить математические операции
- Языковая зона — ребенок обучается чтению и письму
- Космическая зона ( название появилось во второй половине XX столетия) — ребенок получает представление об окружающем мире, взаимодействии предметов и явлений, истории и культуре народов
 
ПРАКТИческая жизнь
В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.
А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.
Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
В области сенсорного развития малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и, конечно же, развить мускульную память.
Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
right0Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.ОБЛАСТЬ ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ
Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
КОСМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ
Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.
Плюсы и минусы системы МонтессориПомимо неоспоримых позитивных результатов методики Монтессори есть и некоторые минусы, выявленные на основе огромной и долгой практической деятельности системы Монтессори.
Основной минус — это то, что на фоне потрясающего развития аналитики, логики и мелкой моторики, то есть того, что контролируется левым полушарием мозга — развитию правого полушария, отвечающего за творческое развитие и познающего мир в целом,  внимания практически не уделяется.
Творческие игры считаются бесполезными, система Монтессори полагает, что эти игры даже тормозят интеллектуальное развитие ребенка. В Монтессори-среде дети, занятые развивающими интеллектуальными играми, банально не успевают просто поиграть в пятнашки и кукол.
Многолетние исследования педагогов и психологов доказывают, что без ролевой игры невозможно правильное эмоциональное, а также интеллектуальное развитие.
Метод Монтессори достаточно категорично отвергает детское художественное творчество, такое, как рисование и танцы. Идеологи Монтессори-педагогики заявляют, что «…детские «каляки-маляки» есть свидетельство духовного и мышечного хаоса ребенка… Дети в своем незрелом творчестве уходят в фантастический мир, призывающий замкнуться и уйти от реальных проблем жизни. Это сродни галлюцинациям наркоманов и нисколько не напоминает содержательное творчество…»
С чтением книг у системы Монтессори тоже непростые отношения. Чтение, как считают Монтессори-педагоги, должно приносить практическую и реальную пользу — развивать речь, расширять кругозор, помогать познавать этот мир. При таком отношении к литературе, дети никогда не поймут самого важного, для чего и создаются настоящие художественные литературные произведения — это внутренний диалог с самим собой, сопереживание, самопознание.
Эмоциональное развитие детей опять-таки, к сожалению, отодвигается системой Монтессори на задний план.
Еще один немаловажный момент — методика Монтессори в ее чистом виде подходит далеко не всякому ребенку. Аутисты как правило замыкаются, «уходят в себя». Гиперактивные, трудно контролируемые малыши, чувствуют себя в системе Монтессори некомфортно. Творчески одаренные дети, с доминирующим правым полушарием, будут в системе не востребованы, способ познания мира по Монтессори будет им непонятен и чужд.
И все же Монтессори-педагогика на практике и со всей очевидностью доказала всему миру, что она приносит свои позитивные неоспоримые результаты.