Статья Использование проектной методики в личностно-ориентированном обучении языку.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ В ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКУ.

Личностно-ориентированный подход, выступающий в качестве основной стратегии обновления школы, предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения. Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения, как “ обучение в сотрудничестве”, разноуровневое обучение и “метод проектов”. В особой степени реализации личностно-ориентированного подхода способствует использование проектной методики. Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой, стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации, требует развития творческой фантазии, чтобы организовать найденную информацию и представить её другим. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника: его интеллектуальную сферу, черты характера, коммуникативные умения, чувства и эмоции.
Главной особенностью данного метода является то, что учитель перестает учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса самообразования. Проект создается по инициативе обучающихся, он планируется и разрабатывается заранее, в процессе его осуществления допускаются изменения. Вся работа обучающихся является самостоятельной, носит исследовательский характер. Проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое значение. Результатом работы над проектом является продукт, который создается участниками проектной группы (презентация проекта). Важным является вопрос оценивания проекта, когда и обучающиеся и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. Здесь обязательно включение промежуточного контроля и оценивание на всех этапах выполнения проекта. Особое внимание необходимо уделить оценке результатов работы самими обучающимися.

Метод проектов возник ещё в начале века, так как возникла необходимость найти пути развития активного самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся его жизни. Именно поэтому американские учёные Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира потому, что он позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
 В России метод проектов был известен еще в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Под руководством [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику.
Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки у учащихся, а именно, учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной и необходимой информации для усвоения необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Использование метода проектов в преподавании ИЯ с учётом специфики предмета.
Основная цель обучения ИЯ – формирование коммуникативной компетенции, которая может быть сформирована только на основе лингвистической компетенции определённого уровня. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно одних коммуникативных упражнений. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания. Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо искать способы включения их в активный диалог. Поэтому необходимо перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Только метод проектов может позволить решить эту задачу.
В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний. Кроме того, школьники должны владеть определёнными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
Интеллектуальные умения - умение работать с текстом, разнообразным справочным материалом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы.
Творческие умения – умение генерировать идеи, находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения.
Коммуникативные умения – умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, умение находить компромисс, умение лаконично излагать свою мысль.
В процессе работы над проектом каждый ученик вовлечён в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Учащиеся много работают в группах. Группы учащихся формируются с учётом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний и слабый. Группа выбирает одно задание, и каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. Работая над проектом, школьники учатся работать в “команде”, ответственно относится к выполнению своего участка работы. Учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач.
При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Она различна на различных этапах проектирования. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача учителя заключается в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.
Используя метод проектов при обучении и воспитании учащихся на уроках английского языка, педагог создаёт условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом – это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики добывают дополнительную информацию из различных источников, консультируются друг с другом или с учителем, принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам школьник, его реальные потребности.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению. При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением учащихся в учебную деятельность, принятием личной ответственности за продвижение в обучении. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучающихся. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Использование метода проектов позволяет создать условия для развития личности школьника.

15