Использование ИКТ технологий при личностно – ориентированном обучении химии.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением
отдельных предметов села Шурмы
Уржумского района Кировской области.
Использование ИКТ технологий при личностно – ориентированном обучении химии.
Работу выполнила
учитель химии
Рахимова Надежда
Рафатовна, учитель
I квалификационной
категории
2015.
Оглавление
Введение.
Личностно ориентированное обучение и его особенности.
3
2. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения качества образования.
4
3.Заключение.
9
Введение.
Построение индивидуальной траектории развития учащиеся в старших классах предполагает возможность спланировать свою учебную деятельность согласно поставленным целям и возможностям, используя время, отведенное на уроке вместе с классом, и самостоятельно.
Главная задача учителя не только определить индивидуальную траекторию развития, но и в последствии помочь реализовать её, двигаться по этой образовательной траектории, причем в нужном темпе, оценивая учеников только относительно собственных продвижений. Здесь особенно важно научится замечать каждую мелочь, каждый шаг. Необходимо учитывать и то что «рост» ученика может быть быстрым, активным, наглядным, а возможно – медленным, менее заметным.
Проявлению познавательной активности способствуют такие формы работы так:
1) внедрение информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения качества образования;
2) использование ИКТ в воспитательной работе для осуществления социализации учащихся;
3) повышение информационной культуры учащихся;
4) формирование материальной базы, обеспечивающей полноценную информатизацию учебно-воспитательного процесса.
5) формирование у школьника необходимых химических компетенций в зоне его ближайшего развития, определение индивидуальной траектории развития учащихся.
Принципиально важно давать ученику возможность выбора. Это может быть выбор уровня трудности теоретической задачи, выбор объема работы и т.д.
Подготовка человека к вхождению в информационное общество немыслима без современных технологий, без внедрения новых методик во всей системе образования.
Информатизация системы образования школы ориентирована на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Решение этой задачи должно помочь выпускникам получить престижную и более высоко оплачиваемую работу, формировать свой собственный культурный облик, досуг и мир развлечений, в максимальной степени развернуть личные способности, подготовить себя для жизни и работы в информационном мире XXI века.
Личностно ориентированное обучение и его особенности.
Индивидуальный подход – это принцип обучения, а индивидуализация обучения – это способ реализации данного принципа, который имеет свои формы и методы.
Личностно – ориентированное обучение – это способ организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усреднённого» ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
Методические приемы личностно – ориентированного обучения:
Использование в работе взаимо- и самоконтроля.
Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп.
Индивидуализация домашнего задания.
Организация учащихся в группах.
Организация исследовательского эксперимента.
Использование проектных технологий.
Постановка проблемы и поиск ее решения.
Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
3
2. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс с целью повышения качества образования;
Изучение предмета «Химия» начинается учащимися только в 7 классе. К этому моменту времени у каждого возникают свои проблемы в обучении. Кто-то на Вы с математикой. У кого-то проблемы с физикой. Это однозначно скажется и в процессе обучения химии. Нельзя решать расчетные химические задачи или рассматривать строение атома химического элемента без этих наук. Именно здесь с помощью ИКТ можно сконструировать обучение ребенка. Так, например в 8 классе при изучении темы «Строение атома химических элементов». Использую материалы, взятые из диска «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов». Яркие анимации и презентации позволяют учащемуся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней. Представить схемы образования химических связей и таким образом снимаются многие непонятные для ученика вопросы.
Сильный ученик часто опережает в работе остальной класс. Слабый ученик боится не успеть, часто не дочитывает задания и совершает ошибки. Чтобы избавить его от неудачи предлагаю тренировочные тестовые задания с выбором варианта ответа, но только после того как ученик еще раз просмотрел в собственном темпе теорию и к которой он может вернуться неоднократно. Для этого я использую презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. В ней подробно рассматриваются способы и приемы решения. Ученик, у которого возникли проблемы может вернуться к слайдам. Найти свою ошибку и попробовать все сначала.
Например, алгоритм распределения электронов в атоме химического элемента:
Запишите мимический символ элемента (посмотрите в Периодическую систему химических элементов).
Слева и снизу укажите заряд ядра атома:
А) он положителен;
Б) численно равен порядковому номеру химического элемента;
3. Определить количество электронов в атоме химического элемента (число электронов численно равно порядковому номеру элемента).
4. Определите количество энергетических уровней в атоме химического элемента (число энергетических уровней равно номеру периода).
5. Запишите распределение электронов по энергетическим уровням( 1s, 2s, 2p, 3s, 3p, 4s, 4p, 3d…).
Информационно – коммуникативные технологии позволяют обеспечить полноценное усвоение ребенком учебного материала, усиливают ориентацию обучающегося на практическое применение знаний и умений. ИКТ позволяет работать дифференцированно, индивидуально. Каждый обучающийся может вернуться к проблеме неоднократно. ИКТ позволяет проверить насколько глубоко усвоен материал той или иной темы.
4
Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень теста или какого – либо задания.
Дифференцированное обучение может прослеживаться на разных типах уроках.
Так, например, на уроке изучения нового материала я использую карточки – путеводители разного уровня сложности. Работу можно проводить в группах.
Карточка - путеводитель по теме «Кислоты с точки зрения теории электролитической диссоциации» в 8 классе.
Содержание Форма работы
Свойства, определяемые наличием ионов водорода.
Взаимодействие с металлами. В пробирку поместите кусочек цинка и прилейте раствор кислоты.
Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном и сокращенном виде.Взаимолействие с оксидами металлов. Проанализируйте демонстрационный опыт. Сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции
Взаимодействие с основаниями. Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции.
Перед учащимися на первом этапе поставлена задача – овладеть определенными знаниями и умениями. Учитель осуществляет на этом этапе общий контроль за работой учащихся, оказывает им помощь и корректирует их действия.
На втором этапе, в основу которого положен эвристический (частично – поисковый) метод обучения, учитель готовит учащихся к самостоятельному решению проблем.
На третьем этапе предлагаются задания должны носить исследовательский характер.умения сравнивать и анализировать.
На уроке систематизации и обобщения знаний широко использую разноуровневые задания. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней сложности:
1 уровень:
-Какие вещества называются предельными углеводорадами?
-Какие вещества называются непредельными угдеводородами?
5
2 уровень:
- Какие вещества называются изомерами и гомологами?
- Срвните изомеры и гомологи.
3 уровень:
- Почему предельные углеводороды называют насыщенными?
- Почему предельные углеводороды не могут вступать в реакции присоединения, а непредельные вступают в реакции присоединения?
- Почему у бутана два изомера. А бутена четыре?
1 уровень:
- Составить структурные формулы следующих углеводородов:
2,3,4- триметид гексан;
2,2,3,4 – теттраметилгептан;
2 – метил пропен.
2 уровень:
Составбте формулы изомеров для вещества С7Н14.
3 уровень:
- Напишите формулы 1 гомолога и 1 изомера для вещества CH3-CH-CH2-CH-CH3 СH3 СH3 и назовите их.
Примеры разноуровневых заданий к семинару по теме «Природные источник углеводородов».
Задание 1.Программа «А».
Вам главному инженеру завода нужно решить проблему создания на заводе цехов по производству предметов бытовой химии используя отходы переработки нефти и газа.
6
Программа «В».
Напишите основные проблемы, которые решаются или могут возникнуть перед нашей промышленностью при использовании попутных нефтяных газов (составьте основные химические реакции, демонстрирующие, что газ – бесценное сырье для органического синтеза. Программа «С».
Назовите основные продукты переработки нефти. Для чего они используются?
Одной из форм организации уроков с использованием компьютерных технологий обучения должно быть создание творческих работ:: доклады, таблицы, схемы, составление познавательных задач и вопросов.
Важнейшим источником информации для учащихся, помимо уроков, являются поисковые системы Интернета. Учащиеся должны уметь находить нужную информацию, выделять главное в информационном сообщении.
Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Презентации могут составлять и сами учащиеся. Такое задание можно дать в качестве домашнего, например, по истории открытия того или иного вещества, элемента, использования вещества в быту, отчёт о проведении домашнего эксперимента и т.д. Правила можно предложить примерно такие: 2-3 фотографии на слайде, минимальный текст, основной текст (также небольшого объёма) можно разместить в комментарии. Оформление на усмотрение ученика, но стиль можно обговорить с учителем, если он предполагает включить приготовленную презентацию в основную канву урока. Эти требования не должны быть жёсткими, а звучать только в виде рекомендаций, чтобы не ограничивать фантазию ученика. Например, моими учениками созданы такие презентации как: «Косметика и химия». «Химия в пищевой промышленности», «Сильнейшие яды ХХ века»»и др.
Ребята при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, контролировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдают уч-ся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок или представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания и даже из личного опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене просмотрят новые презентации. Зная, что их работа востребована, они более серьёзно относятся к такому домашнему заданию.
7
Эксперимент требует от учителя много времени для подготовки и проведения, наличия целого набора реактивов и оборудования. Опыт должен быть наглядным и убедительным, и если он не создает должного впечатления, недостаточно эффективен или неудачен, то теряется интерес учащихся к познанию наблюдаемого явления. Поэтому, использование мультимедийных компьютерных учебников, виртуальных лабораторий имеет ряд ценных преимуществ.
На уроках химии я использую электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория для 8-11кл.»
На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии средней школы, хранится весь справочный материал, имеется журнал лабораторных работ. Электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11кл.» включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в «Лабораторный журнал».
Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям.
Выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс:
Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.
Улучшается организация лабораторных и практических работ. Учащиеся имеют возможность индивидуально выполнять опыты, что не может не сказаться на развитии самостоятельности, на формировании общих лабораторных, организационных и других практических умений.
При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысления сути происходящих реакций.
Диск «Виртуальная лаборатория» побуждает учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.
8
3.Заключение.
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.
9