Технология уровневой дифференциации на уроках химии
Нефёдова Татьяна Сергеевна,
учитель химии СОШ №1 п. Нижний Одес
Технология уровневой дифференциации на уроках химии
В обучении химии уровневая дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению этого предмета. Уровневая дифференциация обучения является залогом развития детей с разными способностями и интересами. В данной ситуации учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития.
Применение уровневой дифференциации позволяет каждому учащемуся работать на любом уровне учебных достижений и получить соответствующие результаты. Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования (воспроизведения способа получения фактов) или на вариативном уровне (на уровне мыслительных операций). В процессе обучения дифференциация осуществляется, прежде всего, через применение разноуровневых заданий для учащихся, выполняемых на уроке с целью закрепления знаний, в качестве контрольных заданий на зачетах, контрольных работах.
Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации ученику, и предмет становится ему интереснее. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
Основная цель разноуровневой дифференциации состоит в том, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и, главное, возможностями. Эта технология позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.
Представляю фрагменты дифференцированных заданий, применяемых мною на уроках.
1. При решении расчетных задач.
«3» 6 г 6 г х г 7г 19,6г х л
CaO + SiO2 = CaSiO3 Cu + 2H2SO4 = CuSO4 + SO2 + 2H2O
«4» Вычислить массу карбоната кальция, полученного при взаимодействии 74 г гидроксида кальция и 50 г оксида углерода (IV).
«5» В закрытом сосуде смешаны 15г оксида азота (II) с 10г кислорода. Сколько получится оксида азота (IV)? Какой газ, и в каком количестве останется?
Каждый ученик получает индивидуальную дифференцированную карточку с заданием.
2. Реакции ионного обмена
Составьте ионные уравнения
«3» NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
Ca(OH)2 + 2HCl = CaCl2 +2H2O
2KOH + H2SO4 = K2SO4 + 2H2O
«4» Na2CO3 + CaCl2 CaCO3 + NaCl
BaCl2 + K2SO4 BaSO4 + KCl
Ag2SO4 + Na3PO4 Ag3PO4 + Na2SO4
«5» Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций между растворами :
а) сульфата железа (II) и гидроксида натрия б) фосфата натрия и хлорида кальция; в) сульфата алюминия и гидроксида калия
3. Классы неорганических соединений.
«3» 1. Даны формулы оснований: Cu(OH)2, NaOH, Ca(OH)2, KOH, Ba(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3, Fe(OH)2, Fe(OH)3. Распределите основания на 2 группы по известным вам признакам. Назовите по 2 вещества в каждой группе.
2. Допишите уравнения: t0
а) NaOH + HCl б) AlCl3 + KOH в) KOH + CO2 г) Fe(OH)2
3. Осуществить превращения: K K2O KOH KNO3
«4» «5» 1. Приведите формулы оснований, соответствующие следующим оксидам: Li2O, MgO, K2O, CrO, BaO, Al2O3. Дайте им названия.
2. Допишите уравнения: t0
а) Ba(OH)2 + H2SO4 б) Ca(OH)2 + N2O5 в) Cr(OH)3
г) AlPO4+ NaOH д) Cu(OH)2 + H3PO4
3. Осуществить превращения: Al Al2O3 Al(NO3)3 Al(OH)3
Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным. Использую дифференцированное обучение, я отказалась от ранжирования детей на «сильных» и «слабых» - просто все дети разные, каждый умеет и знает что – то лучше других.
В условиях классно-урочной системы обучения уровневая дифференциация является эффективным средством формирования у учащихся самооценки и самоконтроля.
Дифференцированное обучение - это один из способов достижения всем детьми общеобразовательной цели обучении с учетом их индивидуальных особенностей.