Доклад по физике на тему Использование уровневой дифференциации для развития познавательных интересов школьников.
B
Доклад на МО математики, физики и информатики.
Использование уровневой дифференциации для развития познавательных интересов школьников.
Учитель физики
Дохленко Н.Н.
Г. Белая Калитва.
Современная школа всё больше поворачивается лицом к ребёнку. А дети, как и все люди, разные. И обучать всех на одном уровне было бы неправильно. Почти все дети могут усваивать материал на базовом уровне, но каждому из них нужно для этого разное время. В условиях малочисленных сельских школ обучение детей с разными способностями и разным темпом усвоения материала возможно с помощью технологии уровневой дифференциации. Она позволяет работать с разными группами детей на том уровне, который они могут усвоить, а не равняться на средних учеников, что губительно как для слабых, которые становятся отстающими, так и для сильных учащихся, которые постепенно сравниваются с большинством середнячков. Кроме того учащимся нужно предоставить свободу выбора, чтобы каждый ученик сам выбирал, какой уровень усвоения материала ему подходит, тогда у детей не будет формироваться стойкое отвращение к предмету и накапливаться отрицательные эмоции.
Каждая живая душа приветствует посильные задачи, прочие же игнорирует или объявляет вредными, либо невыносимыми.
Джордж Сантаяна
Содержание:
Теоретическая интерпретация опыта.
Модули:
Групповая работа на уроке.
Самостоятельная работа на уроке.
Тематическое планирование и зачёты.
Дифференцированные домашние работы.
Творческие работы.
Приложения.
Литература.
Теоретическая интерпретация опыта.
Условия возникновения опыта.
Опыт возник в условиях сельской школы. В классах обучается от 12 до 20 детей. В каждом классе есть дети, успешно осваивающие программу, но есть и те, кому учёба даётся с большим трудом, и те, кто совсем не хочет учиться. Это, в основном, дети из неблагополучных семей. Когда десять лет назад я начала преподавать физику в данной школе, то столкнулась с тем, что многие из детей не справляются с контрольными и проверочными работами. Эту проблему я попыталась решить с помощью использования дифференцированных самостоятельных и контрольных работ. Стала заметной положительная тенденция, затем начала использовать дифференцированные домашние задания, дифференцированные задания при закреплении изученного материала.
Актуальность темы.
В обычных общеобразовательных школах, где в одном классе обучаются дети с разными способностями, интересами и темпом усвоения материала, учитель сталкивается с требующими разрешения противоречиями: между едиными требованиями к ученикам и разными реальными учебными возможностями учащихся, а также между групповым обучением и индивидуальным подходом.
Сложность разрешения этих противоречий состоит в том, что при обучении по обычным программам и по обычной сетке часов уровень нагрузки на учащихся с различными способностями и подготовленностью к изучению того или иного предмета различен. Для усвоения одного и того же материала разные учащиеся затрачивают разное количество времени. Решить эту проблему в некоторой степени мне позволило использование элементов технологии уровневой дифференциации.
Идея опыта.
Усвоение каждым учеником базисного ядра школьной программы посредством обучения каждого на уровне его возможностей, способностей и в соответствии с его желанием.
Теоретическое основание опыта.
В основе моего опыта лежат идеи Виктора Васильевича Фирсова и Ольги Борисовны Логиновой, которые являются авторами технологии уровневой дифференциации. Суть этих идей состоит в том, чтобы создать условия для успешного усвоения курса физики на базовом уровне основной массой учащихся и развития творческих способностей детей, проявляющих интерес к изучению предмета.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это:
форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Принципы технологии дифференцированного обучения:
Образование для всех. Отказ от селекции.
Преемственность.
Право ученика на выбор уровня образования по предмету.
Формирование положительной мотивации учения.
Развитие учащихся.
При использовании традиционной технологии учитель ориентируется на максимум содержания учебного материала. Если ученик полностью усваивает этот объём материала, то его знания оцениваются
5-ю баллами, если у него выявились небольшие пробелы и неточности, то 4-мя баллами и так далее. Поэтому ответственный ученик изо всех сил старается усвоить максимум по всем предметам, что вызывает перегрузку ученика. При использовании технологии уровневой дифференциации каждый ученик получает право самостоятельно определять уровень собственного усвоения материала. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки. Для этого учитель, объясняя материал на более высоком уровне, чем минимальный, должен чётко выделять содержание учебного материала, который ученики должны усвоить на том или ином уровне, знакомить учеников с результатами, которых должны достичь все учащиеся.
В условиях малочисленных классов в школе уровневая дифференциация осуществляется в рамках одного класса. Учащихся делят на группы, каждая из которых обучается под руководством одного и того же учителя, по одной программе и учебнику; но группы получают заведомо разный уровень знаний.
Формирование рабочих групп может идти по различным критериям: по степени обученности, уровню знаний, по обучаемости (уровню умственного развития), по выбранной будущей профессии. В школьной практике группы формируют, обычно ориентируясь на уровень наличных знаний: сильные, средние, слабые; Группы не являются постоянными. Возможен переход учащихся из одной группы в другую. Например, если по итогам какой-либо проверочной работы учитель видит, что учащийся изучающий предмет на I (высоком) уровне, не справляется ещё с заданиями базового уровня, то он может предложить ученику поработать в другой группе на другом, более простом уровне до достижения обязательных результатов обучения. Затем ученик может вернуться на свой уровень, в свою группу. Этот принцип, как и любой другой, даёт положительный и отрицательный эффект. Положительно то, что у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в учёбе, повышается уровень мотивации учения в сильных группах. Отрицательные же аспекты заключаются в том, что понижается уровень мотивации в слабых группах, перевод в слабые сначала воспринимается детьми как унижение достоинства. Но опыт показывает, что на первой ступени обучения физике этот способ деления на группы наиболее приемлем.
Для осуществления уровневой дифференциации в обычных не специализированных классах иду по такому пути: предлагаю ученикам задания разной сложности по одной учебной программе. Задания подразделяются по сложности тоже на три группы:
I уровень (облегчённый) представляет собой задания направленные на репродуктивную деятельность учащихся, на воспроизведение или усвоение учащимися основных формул, понятий, фактов, законов. Он рассчитан на тех, кто обладает невысоким уровнем знаний и умений, и представляет собой, как правило, алгоритм действий вкупе с текстом учебника.
II уровень (средний) состоит из заданий более сложных, предусматривающих частично-поисковую деятельность. Это задания на сравнение, постановку эксперимента, поиск скрытой информации. Учащиеся, выполняющие эту часть заданий должны уметь преобразовывать учебную информацию из одной формы в другую (схемы, таблицы, графики), самостоятельно анализировать факты и явления.
III уровень (наиболее трудный) содержит задания, требующие от ученика творческой работы мысли: самостоятельного поиска и отбора необходимых фактов, составления плана предстоящей работы, преобразовывать знания для использования их в ситуациях, не рассматриваемых в учебнике.
Учащиеся сами выбирают уровень задания. Но к самостоятельному выбору учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания и советует, какое задание надо выбрать, на втором – рассказывает о сложности заданий, но уровень ученики выбирают сами. Учитель может подкорректировать их выбор. И только на третьем этапе ученики сами оценивают сложность задания и делают выбор самостоятельно.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в адаптации технологии к условиям данной школы. Кроме того, мною разработано тематическое планирование для 7 и 8 класса с учётом технологии уровневой дифференциации, дидактический материал для проведения зачётов в 7 и 8,9 классах.
Трудоёмкость.
Требуются дополнительные затраты времени на диагностирование, разработку методического и дидактического обеспечения уроков. Кроме того, необходима психологическая перестройка детей, родителей и, главное, самого учителя.
Результативность.
развитие мотивационной сферы учащихся;
развитие умения самоопределяться, быть субъектом собственного развития;
повышение уровня креативности детей;
повышение обученности учащихся. Например,
Модули.
Групповая работа на уроке.
Групповая работа в разноуровневых группах используется на разных этапах процесса обучения. При изучении нового материала группы получают задания сразу всех трёх уровней. Каждая группа выбирает уровень, с которым она может справиться. Учащиеся изучают новый материал, причём изучают все группы один и тот же объём материала. Например, один и тот же параграф в учебнике. Затем выполняют задания по изученному материалу, которые являются различными для разных уровней, то есть предполагается разная глубина усвоения. И в конце урока подводится итог работы.
Тема урока: Объяснение электризации. Закон сохранения электрического заряда. (8 класс)
Цели урока:
Познакомить учащихся с объяснением электризации тел. Выяснить как происходит взаимодействие заряженных тел, почему в одном случае тела притягиваются, а в другом отталкиваются. Сформулировать закон сохранения заряда.
Воспитывать у учащихся организованность, умение слушать других и аргументировать свои утверждения.
Развивать у учащихся логическое мышление, коммуникативные способности, учить эффективно работать с учебником.
Ход урока.
Организационный момент.
учащиеся рассаживаются по разноуровневым группам;
сообщение учащимся целей урока.
Работа учащихся в группах по изучению и закреплению нового материала.
Задания для групп:
I уровень
Прочитать §5.
Ответить на вопросы 2,3,5 после §5.
Рассмотреть решение задачи №17 стр 133. Решить аналогично задачу №18.
II уровень
Прочитать §5.
Рассмотреть решение задачи №17 стр 133. Решить аналогично задачу №18.
Ответить на вопрос: Металлическому шарику сообщают положительный заряд. Как при этом изменится его масса?
III уровень
Задания II уровня.
Придумать ситуацию взаимодействия заряженных тел и составить для неё задачу, для решения которой понадобится знание закона сохранения электрического заряда. Решить эту задачу.
Итоги урока. Рефлексия.
При закреплении материала провожу уроки решения задач в таких же группах. Уроки бывают нескольких видов:
На каждую группу выдаются задачи, распределённые в 3 блока в соответствии с 1,2,3 уровнем. Каждая группа решает задачи какого-либо одного уровня по выбору.
Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение». (9класс)
I уровень:
Какие движения являются равномерными, а какие – неравномерными: а) движение самолёта на взлёте, б) спуск на эскалаторе метрополитена, в) движение поезда при приближении к станции?
В каком случае выпавший из окна вагона предмет упадёт на землю раньше: когда вагон стоит на месте или когда он движется?
Автобус отъезжает от остановки с ускорением 2 м/с2. Какой путь он пройдёт за 5с?
Автобус за первые 1,5ч движения проехал путь 60км, а за следующие 0,5ч – 80км. Какова средняя скорость автобуса на всём пути?
II уровень:
Может ли человек, находясь на движущемся эскалаторе быть в состоянии покоя относительно земли?
Уклон длиной 100м лыжник прошёл за 20с, двигаясь с ускорением 0,3 м/с2. Какова была скорость лыжника в начале уклона?
При равноускоренном движении из состояния покоя тело прошло путь 100м. Определить время движения, если ускорение было равно 0,5 м/с2.
На рисунке изображены графики зависимости скорости от времени. Определите: а) вид движения тел; б) ускорения движения тел; в) через сколько секунд после начала движения скорости тел будут одинаковыми.
6
1
0
1 6
III уровень.
Может ли скорость тела быть равной нулю в момент, когда его ускорение не равно нулю.
Поезд, двигаясь под уклон, прошёл за 20с путь 340м и развил скорость 19м/с. С каким ускорением двигался поезд и какой была скорость в начале уклона?
Тело, свободно падая с некоторой высоты, последние 200м пролетело за 4с. Сколько времени падает тело? Чему равна начальная высота?
По графику определить вид движения тела, соответствующий участкам графика. Чему равно ускорение тела на каждом из
участков? Какова скорость тела в начале и в конце движения? Определите путь, пройденный телом за всё время движения.
V, м/с
6
1
· 0
1 6
Второй вид уроков решения задач в разноуровневых группах такой: ученикам даётся перечень задач и указывается сколько баллов начисляется за решение каждой задачи и сколько нужно набрать для получения отметки «3», «4» или «5». Учащиеся выполняют одну работу от группы.
Членам одной группы даю на карточках одинаковые задачи. В течение урока дети решают самостоятельно. Но в конце урока даётся время членам одной группы обсудить решение задач. У членов одной группы решения должны быть одинаковы, т.е. в этом случае важно не только самому правильно решить задачу, но и убедить в своей правоте других.
2. Самостоятельная работа на уроке.
Часто провожу дифференцированные самостоятельные работы на 10-15 минут. При их выполнении каждый ученик сам выбирает карточку того уровня, какой он хочет получить. Такие работы способствуют формированию адекватной самооценки и соответствующего уровня притязаний учеников. За решение задач I уровня ставится отметка «3», II уровня – «4», III уровня – «5». Если ученик недооценил свои силы и быстро справился с выбранным заданием, то он получает карточку более высокого уровня, и в итоге отметка ставится за задание более высокого уровня. Если же наоборот ребёнок переоценил свои возможности и не смог решить задачи выбранного уровня, то на дополнительных занятиях ему предоставляется возможность выполнить эту работу ещё
раз. Например, варианты карточек для самостоятельной работы по теме
«Вычисление скорости, пути и времени движения» 7 класс.
I уровень.
Пуля, вылетевшая из ствола автомата, имеет скорость 715 м/с. Какой путь она проделает за 45 секунд?
Какое время понадобится автомобилю для прохождения 4000 метров, если его скорость 40 м/с?
II уровень.
Самолёт летит над городом 1 минуту. Чему равна протяжённость города в направлении полёта, если скорость самолёта 840 км/ч?
За сколько времени мальчик на лодке проплывёт 20 км по течению, если скорость течения реки 1,5 м/с, а скорость лодки 3,5 м/с?
III уровень.
Один спортсмен 5 минут бежал со скоростью 8 м/с, а второй пробежал этот же участок пути за 8 минут. Какова средняя скорость второго бегуна?
В подрывной технике используют сгорающий с небольшой скоростью бикфордов шнур. Какой длины надо взять шнур, чтобы успеть отбежать на расстояние 300 м, после того как его зажгут? Скорость бега 5 м/с, а пламя по шнуру распространяется со скоростью 0,8 см/с.
Тематическое планирование и зачёты.
Мною разработано тематическое планирование для 7 и 8 классов с учётом использования элементов технологии уровневой дифференциации. В этих классах я использую блочную подачу материала. Это позволяет более экономно расходовать учебное время. Материал нескольких небольших тем излагается на одном уроке, а затем весь этот материал отрабатывается в ходе решения задач.
Например, тематическое планирование для 9 класса по темам «Кинематика» и «Динамика».
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Кол-во
часов
Примечание
Кинематика
12
1
Наука о движении тел. Ускорение.
Урок ознакомления с новым материалом
1
2
Скорость и путь при равноускоренном движении.
Урок ознакомления с новым материалом
1
3
Решение задач на вычисление ускорения и скорости при равноускоренном движении.
Урок закрепления изученного
1
4
Решение задач на вычисление пути при равноускоренном движении.
Урок закрепления изученного
1
5
Лабораторная работа №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»
Лабораторная работа
1
6
Решение нестандартных задач по теме «Равноускоренное прямолинейное движение».
Урок применения знаний и умений
1
Промежуточный зачёт (для слабых учеников)
7
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Урок ознакомления с новым материалом
1
8
Решение задач на расчёт скорости, ускорения, периода и частоты обращения при равномерном движении тела по окружности.
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
1
1
9
Лабораторная работа №2 «Изучение движение конического маятника»
Лабораторная работа
1
10
Зачёт по теме «Кинематика».
Зачёт
1
11
Урок коррекции знаний.
Урок-консультация
1
Динамика
15
12
I и II законы Ньютона.
Урок ознакомления с новым материалом
1
13
III закон Ньютона. Виды сил.
Урок ознакомления с новым материалом
1
14
Решение задач с использованием законов Ньютона.
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
1
1
15
Лабораторная работа №3 «Измерение силы трения скольжения»
Лабораторная работа
1
16
Обобщение материала по теме «Законы Ньютона»
Урок обобщения и систематизации знаний
1
Промежуточный зачёт. (для слабых учащихся)
17
Импульс тела. Закон сохранения импульса.
Урок ознакомления с новым материалом
1
18
Реактивное движение. Развитие ракетной техники.
Урок ознакомления с новым материалом
1
19
Решение задач на применение закона сохранения импульса.
Урок закрепления изученного
1
20
Энергия. Закон сохранения энергии. Использование энергии движущейся воды и ветра.
Урок ознакомления с новым материалом
1
21
Энергия. Законы сохранения импульса и энергии. Решение задач.
Урок закрепления изученного
Урок применения знаний и умений
2
1
22
Зачёт по теме «Динамика»
Зачёт
1
23
Урок коррекции знаний.
Урок - консультация
1
По всем темам 7-9 классов разработаны листы базового контроля знаний. Это списки вопросов по каждой изучаемой теме, ответы на которые должны знать все учащиеся. Это, как правило, формулы, определения, формулировки законов. Такие списки вывешиваю в классе на специальном стенде. Ученики знакомятся с этими вопросами, переписывают их себе в тетради. В начале уроков, при повторении теоретического материала, провожу опросы по данным листам. Эти же вопросы использую при проведении устных зачётов в составлении заданий базового уровня.
У контрольных работ и зачётов по дифференцированным заданиям есть ряд преимуществ по сравнению с обычными. Во-первых, у учащихся появляется право выбора. Во-вторых, открытость оценки знаний, т.е. выполнив контрольную работу, ученик знает, какую отметку он получит за тот или иной уровень. В-третьих, ответственность за выбор ложится на ученика, т.е. он сам выбирает задания того уровня, какой будет выполнять, соответственно он отвечает за отметку, которую получит. Все учащиеся получают карточки по вариантам. Каждый вариант содержит три блока заданий. Например, в зачётных заданиях - I уровень содержит задания базового уровня. При выполнении этих заданий необходимо показать знание основных вопросов теории и показать умение применить теоретические знания при решении простейших задач. Задания I уровня могут быть с выбором ответа. II уровень: требуется выполнить задания I уровня и решить более сложную задачу. III уровень: выполнить задания II уровня и решить задачу, которая требует глубоких знаний и сообразительности. При проведении таких зачётов и контрольных работ практически не возникают ситуации, когда ученик ничего не может сделать. У учащихся исчезает страх перед контрольной работой или зачётом. Для каждого ученика создаётся ситуация успеха, когда при желании он может проявить свои способности. Кроме того, постепенно каждый ребёнок учится рассчитывать свои силы и реально оценивать возможности, не завышая и не занижая их. А это, я считаю, очень важно не только в учёбе, но и пригодится им в будущей взрослой жизни.
4. Дифференцированные домашние задания.
Также постоянно применяю дифференцированные домашние задания. Это помогает решить две задачи. Во-первых, предупреждает перегрузку учащихся, а во-вторых, позволяет развивать интерес у тех ребят, для которых домашние задания слишком лёгкие. Задания I уровня рассматриваются как обязательные, II, III уровня выполняются по желанию.
Например:
1. Домашнее задание по теме «Сила трения. Трение в природе и технике».9 класс.
I уровень: § 23, вопросы к параграфам.
II уровень: I уровень и №56.
III уровень: II уровень и ответить на вопрос: Что легче: сдвинуть с места тяжёлый предмет или равномерно тянуть его? Объяснить.
2.Домашнее задание по теме «Энергия. Закон сохранения энергии». 7 класс.
I уровень: § 28, вопросы к параграфу.
II уровень: I уровень и № 74, 85.
III уровень: II уровень и задание: у какого из тел больше кинетическая энергия – у спокойно идущего человека или у летящей пули? Оценить полученные результаты. Для желающих подготовить сообщения об использовании энергии движущейся воды и ветра.
Творческие работы учеников.
В качестве дополнительных домашних заданий (для желающих) часто предлагаю детям либо придумать сказку по данной теме, либо самим составить задачу и решить её, либо составить ребус или кроссворд. Это помогает развивать креативность детей и интерес к физике.
Сказки
Ученик 7 класса придумал сказку на тему «Трение в природе и технике»:
Нужно ли избавляться от трения?
Зима. Воскресенье. В Академии волшебников выходной. Но один остался волшебник – недоучка в академии, у него был план, он хотел «выключить» трение во всём мире, чтобы лучше было кататься на санках. Скатился с горы и катись дальше долго-долго, пока не надоест. Но в последний момент волшебник – недоучка остановился и решил подумать, к каким последствиям это может привести. Достал с полки пыльную физическую энциклопедию и принялся её изучать. И что же он выяснил?
Во-первых, прочитал, что трение отнюдь не всегда бывает вредным, хотя именно от него в тысячах ситуаций стремятся избавиться. Например, смазывают детали механизмов и машин, чтобы уменьшить их износ и энергию, уходящую на бесполезный нагрев. Однако без трения люди не смогли бы ходить, колёса машин без толку крутились бы на месте, бельевые прищепки ничего не смогли бы удержать
Во-вторых, волшебник – недоучка так увлёкся физикой, что добрался и до причин, порождающих трение. И здесь ему открылось самое интересное. Оказывается, у трения может быть две причины. Первая: во время скольжения одного тела по другому происходит словно бы зацепление микроскопических бугорков друг за друга. Но если убрать эти бугорки, то трение вовсе не исчезнет, а возникнет так называемый эффект прилипания, который он легко обнаружил, когда попытался сдвинуть стопку книг в глянцевой обложке вдоль поверхности полированного стола.
Вот тут волшебник и понял, к чему бы привели его волшебство и необразованность. Мало того, что никто не смог бы ходить, плавать и ездить, но и не было бы крошечных попыток каждой частички вещества удержать возле себя соседок. Иными словами, внутри различных тел исчезло бы стремление «жить компанией», то есть всё рассыпалось бы на мельчайшие частички, как домик из детского конструктора.
Подумал волшебник и решил оставить всё, как есть, потому что он не только покататься на санках не сможет, он даже на горку не поднимется, да и другим проблем наделает столько, что вся их академия за неделю не справится.
Задачи:
Ученик 9 класса Ольховатов Алексей, составил задачу на тему «Закон сохранения импульса»:
По коридору навстречу друг другу движутся два ученика. Первый десятиклассник Рома массой 65кг со скоростью 1м/с, второй пятиклассник Вася массой 20 кг со скоростью 3м/с. Определите скорость Васи после столкновения, если Толя остановился.
Фомина Ирина, ученица 11 класса придумала задачу на тему «Мощность и работа тока».
Сидоровы купили новый телевизор. В инструкции к телевизору было написано 600Вт, 5А. Помогите Сидоровым определить можно ли данный телевизор включать в сеть напряжением 220В.
Кроссворды и ребусы
Кроссворд по теме «Электродинамика», составила ученица 11 класса Понедельченко Ирина.
1
2
3
4
6
7
5
8
9
По горизонтали:
1.Бывают полярными и неполярными.
4.Назовите величину, характеризующую способность двух проводников накапливать электрический заряд.
5.Назовите физическую величину равную отношению потенциальной энергии заряда в электрическом поле к этому заряду.
8.Электрический
9.Передача информации с помощью электромагнитных волн называется
По вертикали:
2.Раздел электродинамики, посвящённый изучению покоящихся электрически заряженных тел.
3.Единица измерения заряда.
Минимальный заряд.
Единица измерения электроёмкости.
Что представляют собой два проводника, разделённые слоем диэлектрика, толщина которого мала по сравнению с размерами проводников.
Литература:
Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии». – М., «Народное образование», 1998г.
Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии». – М., 2000г.
Ю.А. Долженко. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования». – Барнаул, 2001г.
Шалыгина И.В., Каногина Е.П., Тужикова И.А. «Дифференцированное обучение: поиски адаптивной модели (из опыта работы поселковой школы)», журнал «Завуч» №5, 2000г.
Рыжова В.Н. «Дифференциация обучения, как важный фактор развития познавательных интересов школьников», журнал «Завуч», №8, 2003г.
Н.К. Мартынова. «Физика. Книга для учителя» – М., «Просвещение», 2002г.
13PAGE 15
13PAGE 141615
V,м/с
t, с
t, с