доклад Технология уровневой дифференциации на уроках русского языка


«Литвиновка негізгі мектебі»КММ
КГУ «Литвиновская основная школа»
ДОКЛАД на августовском предметном секционном совещании
«ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННАЯ НА УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Выполнила: Рыжих Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
2014год
Технология обучения, основанная на уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы
Наше время ставит перед школой задачу – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучен6ия. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.
Современная педагогическая наука утверждает, что обучать надо не всех, а каждого, ориентируясь на особенности субъективного опыта: особенности личности – смысловой сферы; особенности психического развития; уровень обученности в рамках определённого предмета ( сформированные у школьников знания, способы деятельности).
Это утверждение находит отражение в педагогической технологии уровневой дифференциации, разработанной профессором Караевым. На сегодняшний день она является одной из самых популярных и востребованных технологий обучения казахстанских авторов.
По философской основе это гуманистическая технология обучения, так как ее фундаментом является система воззрений, признающая ценность человека как личности. По ведущему фактору психического развития данную технологию можно рассматривать как психогенную, потому как результат развития определяется самим человеком, его психологическими процессами самосовершенствования. По концепции усвоения это развивающая педагогическая технология, поскольку организация обучения осуществляется по теоретическому типу, наиболее благоприятному для умственного развития ребенка.
По подходу к ребенку - личностно-ориентированная технология.
По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, поэтому ее можно отнести к дифференцированной по форме организации учебного процесса технологии.
По категории обучающихся - это технология продвинутого уровня.
Данная педагогическая технология имеет одно несравненное преимущество- только данная модель образовательного процесса позволяет четко планировать и отслеживать процесс развития учащихся на каждом уроке.
Предполагаемые уровни деятельности обеспечивают разные уровни усвоения учебного материала учащимися. В.П. Беспалько уровни усвоения учебного материала делит на 4 вида: ученический, алгоритмический, эвристический, творческий.
Ж.А.Караев установил соответствие уровней обучения умениям учащихся.
Уровни.
1 уровень - ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации. (Правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний, пересказа текста, формулировки правил и т.д. без собственных комментариев)
2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации (обеспечивает такое качество знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных ЗУН).
3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации.
4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений.
Третий и четвертый уровни обеспечивают осознанность системность и прочность знаний.
Начиная только с эвристического уровня ученик должен получить оценку «5».
Уровневые задания позволяют комплексно выявлять результаты обучения и развития школьников.
3 При использовании разноуровневых заданий учащиеся самостоятельно регулируют свой индивидуальный темп работы. Выполнение заданий начинается с ученического уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Обучение идёт снизу вверх. Применение этой технологии требует ведения дополнительного журнала или ведомости, где учитель делает отметки о выполнении уровневых заданий каждого ученика.
Прозрачный журнал. Пример.
№ Ф.И.учеников Тематическая самостоятельная работа № 1
Название темы «Односоставные предложения»
1 уровень 2 уровень 3 уровень Баллы Оценка 4 уровень.
1 Галенда А. + + + + + + + + + + + + 12 б 5
2 Копей А. + + + + + + + + + + 10 б 4
Оценку «3» получают учащиеся, которые выполнили задания первого и 1 – 2 задания второго уровня. Оценку «4» получают учащиеся, которые выполняют задания первого, второго и 1 – 2 задания третьего уровня. Оценку «5» получают учащиеся, выполнившие все задания 1 – 3 уровней. За выполнение четвёртого творческого уровня оценка ставится дополнительно.
Применение разноуровневой дифференциации по системе Ж.А.Караева приводит к обучению посредством активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Разноуровневые задания, рассчитанные на 25 – 35 минут, желательно выполнять на уроках закрепления, повторения и обобщения знаний. Целью данной работы является проверка усвоения материала по отдельным темам и разделам, а затем составляется мониторинг для того, чтоб ученик видел результаты своей работы и ликвидировал пробелы в знаниях.
Технология уровневой дифференциации, разработанная Ж.А.Караевым, способствует решению задач современного урока:
гарантирует стопроцентное достижение цели обучения по всем темам, хотя бы на обязательном ученическом уровне;
обеспечивает развивающий принцип обучения учащихся за счёт выполнения заданий более высокого уровня усвоения.
4 Рассмотрим разноуровневые задания по теме «Типы односоставных предложений». Урок-закрепление.
Пример.
1 уровень.
1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Укажите грамматическую основу. Определите, чем выражено сказуемое. Найдите двусоставные и односоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в простой ситуации).
Поз…ний вечер. ( ) Уже т…мнело.( ) Степь кл…нило ко сну.( ) Пр…мая д…рога занесена снегом.( ) Со стороны моря дул сильный ветер.( ) Ноч… спускалась на землю.( )
2 уровень.
1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Определите тип односоставных предложений. Подберите к ним синонимичные двусоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в изменённой ситуации).
Образец. Сегодня ночью в доме не спали. (Одн. н/л). Взрослые сегодня ночью в доме не спали.
На пл…тах ставили шатры.
Рас…тупитесь, л…са тёмные, раз…йдитесь, реки быстрые.
В дож…ь не хочет…ся работать.
Поз…ний вечер.
5. 3 уровень. Частично-поисковый.
1. Найти неопределённо-личное предложение. Выписать. Доказать.
A. Апрель двадцать второго года.
B. В углу комнаты темно.
C. Идёмте верхней тропой.
D. На берегу громко пели.
2. Укажите вид предложения. Красивая картина. Докажите.
A. Назывное.
B. Определённо-личное.
C. Безличное .
D. Неопределённо-личное.
(Слайд 6) 4 уровень.
1. Написать мини-сочинение о здоровом образе жизни, используя односоставные предложения. (Вспомните 2 – 3 пословицы).
Как показывает опыт, использование данной технологии приводит к устойчивым положительным результатам в обучении русскому языку:
появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, продвигаться к более высоким достижениям;
главное, повышается качество знаний.
7. Разноуровневая работа на уроке литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи учащихся, а также способствует качественному прочтению программных произведений.
Этапы работы на уроках литературы при изучении крупных произведений.
1 этап – диагностический. Проводится диагностика обученности школьников с целью создания групп.
2 этап – создание групп.
3 этап – реализация уровневого обучения – работа на уроках.
Уровни.
1 уровень - репродуктивный. Учащиеся должны показать знания фактов, явлений, событий. Пересказать.
2 уровень – алгоритмический. Систематизация раннее изученного, прочитанного материала.
3 уровень – эвристический. Глубокое усвоение знаний, требующих поисковой деятельности.
4 уровень – творческий. Написание сочинения, эссе, творческой работы. Разноуровневая работа на уроке литературы является важнейшим средством формирования способов мыслительной деятельности, развития творческого мышления, речи, внимания.
10 Уровневое обучение представляет возможность каждому ребёнку организовать своё обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего учебные. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей
Полезно оказывать дифференцируемую помощь слабоуспевающим по выполнению тех же самых упражнений, которые делает большинство.
Различные виды дифференцированной помощи:
Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
Использование слабыми учащимися при ответе составленным дома планом изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
Предоставление времени для подготовки к ответу у доски (краткая запись, использование наглядных пособий).
Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
Указание правила, на которое опирается задание.
Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
Указание алгоритма выполнения задания.
Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
Объяснение хода выполнения подобного задания.
Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
Выдача ответа или результата выполнения задания.
Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Постановка наводящих вопросов.
Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат: дети ждут с нетерпением таких уроков, сильные подбирают ценный дополнительный материал из научно-популярной, энциклопедической и другой литературы не только к изучаемым темам, но и идут с опережением.
Дифференциация может осуществляться:
по объему и содержанию работы;
по приемам и степени самостоятельности;
при закреплении;
при повторении;
при объяснении нового материала (в определенных случаях).
В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям. На всех этапах отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог. На каждом уроке использовать связные тексты.
Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”.
Дифференциацию использую на разных этапах урока: систематически при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, реже при объяснении нового материала. Какие же особенности учитываю при работе в группах на уроках?
1. Дифференцированный подход в целях оптимизации обязательно использую при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе – каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме..., составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
2. Для успешного усвоения нового материала важны подготовительные упражнения. Это и диктанты, и игры, и самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы. Подготовительные упражнения чаще дифференцирую, а нужные выводы делаю со всеми детьми класса.
На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшие индивидуальные задания на карточках, поработать над теми ошибками, которые допустили ребята в контрольных, классных или домашних работах, стараюсь разнообразить эти работы, проводить их в виде игр (например, в 5–6-х классах – учащиеся получают письма, открытки с заданиями от литературных героев).
3.Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным.
4. При закреплении первый пример рассматриваем все вместе, далее каждая группа выполняет свое задание, но при проверке всех прошу друг друга послушать, так как ставлю задачу, что подобное задание будет выполнять 2 группа дома (или все). Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся:
5. Большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы.
Во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения.
Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера.
Самостоятельные индивидуальные задания использую не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика. . Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:
обязательные задания.
Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.
дополнительные задания.
Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока. Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объем работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей. Таким образом, в ходе урока, наряду с общими заданиями, включаю дифференцированные, позволяющие каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, направленную в то же время на решение общих познавательных задач. Приемы и задания развивающего, исследовательского характера использую не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы тоже стараюсь включать активные формы обучения, где увеличивается степень самостоятельности учащиеся, осуществляется индивидуальный подход, и развиваются творческие способности.
Желаемый результат работы по данной технологии:
- умение самостоятельно работать с первоисточником:
-развивать познавательную активность учащихся. Желание самостоятельно «добывать » знания, самооценивать себя и сверстников, самореализовывать свои потребности в продвижении к более высокому уровню ( алгоритмическому, творческому, эвристическому);
- добиваться психологического раскрепощения учащихся и их адекватного отношения к своим способностям и возможностям; представить им право выбора;
- и самое главное - научить учащихся учиться самостоятельно