Методический семинар Внедрение современных технологий при обучении младших школьников на основе дифференциации и индивидуального подхода.

Методический семинар
Тема инновационного педагогического опыта: «Внедрение современных технологий при обучении младших школьников на основе дифференциации и индивидуального подхода»
        
Актуальность темы:
Внедрение современных технологий в процесс обучения кроются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному образованию и массовым опытом преподавания, между педагогической теорией и школьной практикой.
Внедрение современных технологий при обучении младших школьников на основе дифференциации и индивидуального подхода - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. 
Избранную тему считаю актуальной, потому что социально обусловленные реформы в сфере науки, которые вызывают необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
 В современном информационном обществе целью образования является не передача накопленного опыта, а подготовка человека, способного занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких.
Решать поставленные задачи мне помогают современные педагогические ИКТ, технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, технология оценивания учебных успехов, технология проектного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Сочетание вышеперечисленных педагогических технологий с традиционными методами и формами обучения позволяет мне разнообразить формы работы со школьниками, учитывая их индивидуальность, а также обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов и обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. В этом, на мой взгляд, и заключается педагогическое мастерство учителя.
На уроках русского языка, математики и окружающего мира использую технологию проблемного диалога, которая помогает дать ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного диалога. Сначала в побуждающем или подводящем диалоге ученики ставят учебную проблему, т.е. формулируют тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организуется поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого прописан текст диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации.
Для уроков русского языка и математики более типична проблемная ситуация с предъявлением практического задания, основанного на новом материале (напиши или реши то, что только сегодня будем изучать). Правда, на уроках русского языка ученики такие задания могут выполнить, но по-разному, поэтому возникает проблемная ситуация с разбросом мнений и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» На уроках математики ученики обычно не могут выполнить задание, включающее новый материал. Возникает проблемная ситуация с затруднением, и поэтому диалог будет другим: «Вы смогли выполнить задание? Нет? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
На уроках литературного чтения применяю технологию продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). Технология чтения текста основана на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
Работа с текстом до чтения
Прием антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Включает в себя самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение по выбору учителя в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Анализ текста включает следующие приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и многое другое.
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение  к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Сюда входит коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Данная технология помогает детям самостоятельно понимать текст. Каждый урок по структуре и организации может быть разнообразен.


Основные задачи технологии оценивания учебных успехов:
– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;
– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
– мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.
Основными составляющими данной технологии являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности».
 Работа над проектами один из способов формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):
организационных (регулятивных),
интеллектуальных (познавательных),
оценочных (личностных),
коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

·            обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

·            научиться применять полученные знания,

·            организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
В чем особенность  подхода к работе над проектами в начальной школе?
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.
Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. 
По завершении представляют готовые проекты.
Этапы проектной деятельности
Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.
Поиск информации по выбранным детьми темам.
Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.
Выбор учениками проектов.
Работа над выбранными проектами.
Презентации проектов.
 
Педагогическая идея.
Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании современных технологий.
Задача: повысить интерес учащихся к уроку с помощью современных технологий, интенсифицировать учебный процесс, оптимально подобрать материал к уроку, увеличить темп работы, увеличить объём самостоятельной работы на уроке, оптимально использовать самопроверку.
 


Оптимальность и эффективность средств
Эффективными средствами внедрение современных технологий при обучении младших школьников включения ребёнка в процесс творчества на уроке и во внеурочное время являются:

·     использование ИКТ;

·     исследовательская и проектная деятельность;

·     создание проблемных ситуаций;

·     работа в парах;

·     проблемное обучение. 
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)
Внешними результатами моей работы является успешное участие учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах.
Дети активно принимают участие во многих школьных, муниципальных, республиканских и даже во всероссийских конкурсах. Активное участие дети принимали в конкурсе «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кленовичок», также принимали участие в онлайн –олимпиаде по математике Олимпиада «Плюс» и тотальный диктант, интернет-олимпиаде по русскому языку, «Ростконкурс».
Также, итогом моей работы стало то, что дети научились больше работать самостоятельно, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы. У них вырабатывается адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
В основе любого творчества лежит знание, поэтому в процессе подготовки к каждому новому учебному году и в течение учебного года  стараюсь познакомиться с новейшими методическими пособиями, и беру на вооружение то, что можно использовать в дальнейшей своей работе. Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов.

¤ђ Заголовок 215