Рабоая программа по домоводству

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

Нормативно-правовая основа рабочей программы по предмету «Домоводство»

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приказ Министерства образования и науки № 29/2065-п от 10 апреля 2002 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 8 июня 2015 года «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых при реализации имеющие государственную аккредитацию по программе начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённые приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Бгажноковой И.М. (М. – Просвещение, 2010г.)
Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) ОКУ «Железногорская специальная (коррекционная) школа», приказ по ОУ № 1-237 от 20.05 . 15г.
Учебный план ОКУ «Железногорская специальная (коррекционная) школа» на 2015-2016 учебный год, приказ ОУ № 1-237 от 29.05.2015г.
Годовой календарный график ОКУ «Железногорская специальная (коррекционная) школа» на 2015-2016 учебный год, приказ ОУ № 1-237 от 29.05.2015г.
Учебное пособие для учителя: «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» под редакцией А.М. Щербаковой - М., Владос,2008 г.
Учебное пособие для учителя: ДерябинаС.П. «Социально-бытовая ориентировка. Контрольно-измерительные материалы» - Волгоград, 2013г.
Целью предмета «Домоводство» специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений, который позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум.
Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся:
-знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода;
-знаний и умений ухода за домашними животными;
-умений общения;
-представлений и знаний о нормах культуры взаимоотношения с различными людьми (знакомыми и незнакомыми, старшими и младшими, педагогами, сверстниками и др.);
-эмоционально положительного отношения к окружающим;
-познавательной деятельности.
Так как в классе обучаются дети - инвалиды, программа разработана с учётом индивидуальной программы ребёнка-инвалида (рекомендована МСЭ) и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Формирование личности учащихся осуществляется через коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на развитие познавательных интересов и психических процессов, на формирование системы потребностей и мотивов поведения, а также на коррекцию эмоционально-волевой сферы. Содержание программы носит ориентировочный характер, поэтому учитель, исходя из особенностей региона, географической местности, возможности обучающихся, вправе изменять последовательность изучения тем, распределять время на прохождения программного материала на своё усмотрение, дополнять или вносить необходимые изменения. Таким образом, в программу был включен раздел: «Питание», где даются элементарные сведения о посуде, кухонных принадлежностях, обучающиеся упражняются в приготовлении простейших блюд.
Материал программы включает в себя теоретический минимум по основным разделам программы, т.к. основная цель предмета – практическая направленность. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков, воспитывать аккуратность, терпение, трудолюбие.
Формы и методы реализации программных задач.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету учитель проводит уроки-презентации с применением компьютерных средств.
В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные (выполнение обучающимся всех операций под руководством учителя).
На занятиях следует отводить время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться колющими и режущими инструментами, а также навыков обращения с посудой, кипятком и т. д. Ни один, даже самый незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.
Беседа на занятиях по домоводству является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записями в тетради определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задачи занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления, и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Их в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, обучающиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. На занятиях по домоводству следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной и письменной речи, практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка.
Занятия по домоводству проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для обучающихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок.
По предмету «Домоводство» итоговый контроль проводится в форме письменного опроса (контрольно-измерительная работа за полугодие и за год) или тестировании
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся должны знать:
-правила личной гигиены;
-назначение и название вещей личного пользования
-правила охраны зрения;
-родственные отношения в семье;
-состав семьи, Ф.И.О, возраст членов семьи, место работы;
-виды одежды, обуви, головных уборов, их назначение;
-правила ухода за одеждой и обувью;
-виды жилых помещений;
-назначение коммунальных удобств;
-правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
-ТБ при работе с бытовыми приборами;
-правила пользования пылесосом;
-правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;
-о вреде бытовых насекомых и грызунов, о способах борьбы с ними;
-правила общежития;
-почтовый адрес адресанта и адресата;
-виды магазинов;
-правила покупки товаров;
-стоимость продуктов питания;
-срок годности товаров;
-правила поведения в магазине;
-значение питания в жизни и деятельности людей;
-правила ТБ на кухне;
-правила мытья посуды;
-виды бутербродов;
-виды блюд, не требующих тепловой обработки.
Обучающиеся должны уметь:
-совершать утренний и вечерний туалет;
-стричь ногти на руках и ногах;
-причёсывать волосы;
-стирать индивидуальные вещи;
-соблюдать правила бережного отношения к зрению;
-соблюдать правила здорового отношения к жизни;
-соблюдать правила общения, ведения разговора;
-аккуратно принимать пищу;
-называть состав семьи, Ф.И.О. и возраст близких родственников;
-подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения;
-сушить и чистить одежду и обувь;
-подготавливать обувь к хранению;
-соблюдать порядок в жилом помещении;
-пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
-называть виды жилых помещений;
-производить сухую и влажную уборку помещения;
-чистить ковры, мягкую мебель, батареи;
-ухаживать за полом;
-утеплять окна к зиме;
-применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;
-ухаживать за комнатными растениями;
-ухаживать за домашними животными;
-вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях;
-писать адрес жилого помещения на конверте;
-культурно вести себя в магазине;
-строго соблюдать ТБ на кухне;
-выполнять правила и приёмы ухода за посудой и помещением;
-приготавливать бутерброд;



Содержание изучаемого курса
«Домоводство 5 класс»

Название темы
Количество часов

1. Введение
6

2. Жилище
4

3. Итоговое занятие
2

4. Уход за жилищем
6

5. Помощники в доме
8

Контрольно - измерительная работа
2

Питание
6

Окна, стёкла, зеркала в доме
4

Насекомые и грызуны в доме.
4

Животные в городской квартире
4

Домашние животные
4

Одежда
6

Бельё
6

Обувь.
4

Работа над ошибками
2


Часовое планирование курса:

1. Общее количество часов
70

2. По фактическому материалу
66

Контрольная работа
2

Работа над ошибками
2

Календарно – тематическое планирование (5класс)

№ п/п
Название темы, раздела, урока
Кол-во часов
учеб-
ника
Форма проведе-
ния
Дата по плану
Дата по факту



1
Введение
Значение предмета. Правила поведения в кабинете, на уроке.
Требования к уроку.
6

2



изучение нового материала




2
Состав семьи. Родственные отношения в семье. Ролевые обязанности. Презентация.
2



изучение нового материала



3



Знакомство с убранством и бытом русских людей.
Экскурсия в музей школы народных промыслов Артель».
2


экскурсия





4

Жилище
Виды жилых помещений. Коммунальные удобства.
Почтовый адрес своего дома.
4

2


изучение нового материала



5

Правила гигиены на лестничных площадках. Пожарная безопасность в доме. Презентация.
2



изучение нового материала



6
Итоговое занятие.
2

практическое
занятие



7
Уход за жилищем.
6






Санитарно-гигиенические требования к жилому помещению.
Правила размещения вещей и мебели.
2

изучение нового материала



8
Инвентарь для уборки помещения.
Моющие средства. ТБ при работе.
2

комбинирован - ный урок



9
Уборка помещения: книжных полок, батарей, подоконников.
2


практическое
занятие





10
Помощники в доме
Знакомство с электроприборами.
ТБ при работе с электроприборами.
8

2

изучение нового материала



11
Правила работы с электроплитой, электрочайником, СВ печью.
2

практическое
занятие



12
Правила работы с утюгом, холодильником.
2

практическое
занятие



13




14
Кондиционер, пылесос. Правила работы. Презентация.

Мебель
Виды мебели. Экскурсия в мебельный магазин.
2


4

2

практическое
занятие



экскурсия



15
Правила ухода за мебелью и коврами. Чистка ковров, мягкой мебели.
2

практическое
занятие



16
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1

проверка, оценка знаний





17
Питание
Посуда, приборы, кухонные принадлежности. Презентация.
6
2

изучение
нового
матер.



18
Нарезка хлеба, сырых и варёных овощей. Приготовление холодных и горячих бутербродов.

2

практическое
занятие



19
Приготовление салата. Презентация.
2

практич. занятие





20
Окна, стёкла, зеркала в доме.
История стекла и зеркала. Правила ухода. Средства для чистки.
2


2

изучение нового материала






21
Насекомые и грызуны в доме – источники опасных заболеваний.
Грызуны. Профилактика и борьба с грызунами в доме. Правила ТБ с ядохимикатами.
4


2


изучение нового материала



22
Насекомые. Профилактика и борьба с грызунами в доме. Правила ТБ с ядохимикатами.
2

комбинирован - ный урок





23
Животные в городской квартире.
Кошка и собака в доме. Уход за животными.
4

2

изучение нового материала



24
Декоративные птицы. Аквариум. Террариум. Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.

2


комбинирован - ный урок





25
Домашние животные
Домашние животные. Кормление, уход.
4

2

изучение нового материала



26
Домашние птицы. Профилактика заболеваний домашних животных и птиц.
2


комбинирован - ный урок





27
Одежда
Виды одежды. Экскурсия в магазин.
6

2


экскурсия



28
Виды сезонной одежды. Одежда по назначению. Презентация
2


комбинирован –ный урок



29
Уход за одеждой: стирка, чистка, починка.
2

практическое
занятие





30
Обувь.
Виды обуви. Экскурсия в обувной магазин.
4

2


экскурсия




31
Обувь по назначению. Уход за обувью.
2

практическое
занятие



32
Бельё.
Виды белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
6

2


изучение нового материала



33

Моющие средства для разных видов белья. Стирка белья: ручная, машинная.
2


практическое
занятие



34
Утюжка разных видов белья.

2

практическое
занятие



35
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1

проверка, оценка знаний




Ресурсное обеспечение программы
1. Выготский Л.С. - Вопросы теории и истории психологии – собрание сочинений. Педагогика, 1982.
2. Дефектологический словарь под редакцией А. Дьячковой, М., Педагогика
З. Львова С.А. - Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя М.., Владос, 2005.
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Воронкова В.В. Школа- пресс, 1994.
5. Ожегов С.С. - Словарь русского языка - М, Русский язык ,1987.
6. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов под редакцией Бгажноковой И.М.(М. - Просвещение,2003.)
7. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Социально – бытовая ориентировка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении - пособие для учителя - М..,2003.
8. Учебное пособие для учителя: Дерябина С.П., « Социально – бытовая ориентировка. Контрольно - измерительные материалы» - Волгоград, 2013г.
9. Медиаресурсы
Презентации
5 класс
1 . Жилище
2. Семья.
3. Электроприборы.
4. Утюг.
5. Мебель.
6. Посуда.
7. Виды салатов.
8. Насекомые.
9. Домашние животные.
10. Одежда.
11. Обувь.





-правила и приёмы ухода за органом зрения;
-виды сезонной одежды и правила ухода за ней;
-санитарно-гигиенические требования;
-правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
-правила стирки изделий вещей;
-правила безопасной работы с моющими средствами;
-правила ТБ с бытовыми электронагревательными приборами, с инструментами,
-правила пользования стиральной машиной;
-основные приёмы ухода за жилищем;
-назначение кухонной утвари, посуды, правила ухода;
-правила ТБ при работе с кухонными инструментами, горячей жидкостью, быт.приборами
-способы выбора доброкачественных продуктов;
-способы хранения продуктов и готовой пищи;
-правила ухода за холодильником;
-способы приготовления каши;
-способы заваривания чая;
-способы варки яиц;
-способы приготовления картофеля;
-правила составления меню;
-правила первой помощи при отравлении консервированными продуктами;
Обучающиеся должны уметь:
-соблюдать правила личной гигиены;
-закаливать свой организм;
-производить уход за глазами;
-соблюдать правила поведения в общественных местах;
-пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки;
-зашивать одежду по распоровшемуся шву, подшить платье, брюки;
-производить сухую чистку одежды;
-стирать изделия из хлопчатобумажных тканей;
-гладить изделие;
-сушить обувь и ухаживать за ней;
-чистить пылесосом ковры, книжные полки, мебель;
-производить сухую и влажную уборку;
-ухаживать за комнатными растениями;
-утеплять окна различными материалами;
-соблюдать ТБ работы с электроприборами и химическими средствами;
-выбирать доброкачественные продукты, определять срок годности;
-пользоваться нагревательными приборами и соблюдать ТБ;
-производить первичную обработку продуктов;
-приготовить завтрак, ужин;
-отваривать яйца, макаронные изделия;
-готовить фруктовые и овощные салаты;
-мыть и чистить посуду.
Содержание изучаемого курса
« Домоводство 6 класс»

Название темы
Количество часов

1 .Повторение
2

2. Квартира
4

3. Наше жилище
6

4. Растения в доме
4

5. Гигиена тела, нижнее бельё
4

6.Зимние вещи
4

7. Стираем бельё
8

8 .Контрольно- измерительная работа
2

9. Кухня
8

10. Организация питания семьи
16

11. Домашние заготовки
4

12. Сад и огород
6

13. Работа над ошибками
2




Часовое планирование курса:

1. Общее количество часов
70

2. По фактическому материалу
66

3. Контрольная работа
2

4. Работа над ошибками
2



Календарно – тематическое планирование (6класс)

№ п/п
Название темы, раздела, урока
Кол-во часов
учеб-
ника
Форма проведе-
ния
Дата по плану
Дата по факту

1
Повторение
2









2
Квартира
Назначение всех помещений квартиры и дома. Подсобные помещения, их оборудование.
4

2




изучение нового материала



3



Кухня и её оборудование. Правила ТБ на кухне, в ванной комнате, санузле.

2


комбинирован - ный урок





4

Наше жилище
Подготовка дома и квартиры к осени, зиме.
6
2


изучение нового материала



5
Правила утепления окон.
2

изучение нового материала



6
Работа во дворе, на огороде, на участке.
2

практическое
занятие





7
Растения в доме.
Виды комнатных растений. Уход за комнатными растениями.
4

2


изучение нового материала



8
Посадка лука. Посев петрушки, укропа.
2

практическое
занятие





9
Гигиена тела, нижнее бельё.
Предметы и средства личной гигиены. Ежедневные гигиенические процедуры.
4

2


изучение нового материала




10
Уход и хранение вещей индивидуального пользования.
2

практическое
занятие



11
Зимние вещи.
Зимняя одежда, использование, хранение. Уход за зимней одеждой.
4

2


практическое
занятие



12
Зимняя обувь. Уход и хранение зимней обуви.
2

практическое
занятие





13

14

Стираем бельё.
Моющие средства, их виды. ТБ при использовании моющих средств.
Стирка изделий из хлопчатобумажных и трикотажных тканей.
8

2

2




изучение нового материала

практическое
занятие



15
Утюжка белья.
2

практическое
занятие



16
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1


проверка, оценка знаний



17
Экскурсия в прачечную.
2

экскурсия





18
Кухня
Оборудование кухни, оформление кухни. Правила пользования газовой, электрической плитой.
8


2



изучение нового материала



19
Электроприборы на кухне. Правила пользования.
2

комбинирован - ный урок




20
Кухонная утварь. Кухонная посуда. Деревянный инвентарь. Уход и хранение

2


комбинирован - ный урок




21
Предметы для сервировки. Посуда для круп и сыпучих продуктов.
2

комбинирован - ный урок






22
Организация питания семьи.
Питание и здоровье человека. Режим питания. Виды продуктов питания.
16


2



изучение нового материала



23
Мясо и мясопродукты. Молоко и молочные продукты. Хранение.
2

комбинирован - ный урок



24
Приготовление каши на молоке.
2


практическое
занятие



25
Мука, мучные продукты, крупа. Яйца, жиры. Правила хранения.
2

изучение нового материала



26
Приготовление блюд из яиц.
2


практическое
занятие



27


Первичная обработка продуктов. ТБ при работе с режущими инструментами.
2



изучение нового материала



28
Тепловая обработка продуктов. ТБ при работе с горячей посудой.
2

изучение нового материала



29
Приготовление пищи. Отваривание макаронных изделий.

2


практическое
занятие



30
Домашние заготовки.
Продукты для длительного хранения. Способы консервирования продуктов.
4


2




изучение нового материала



31
Отравление консервированными продуктами. Правила оказания первой помощи при отравлении.

2



комбинирован - ный урок





32

Сад и огород.
Растения сада и огорода. Витамины и пищевая ценность овощей, фруктов, ягод.
6


2




изучение нового материала



33
Приготовление овощных и фруктовых салатов.
2

практическое
занятие



34
Работа в школьном саду.
2

практическое
занятие



35
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1

проверка, оценка знаний



Ресурсное обеспечение программы

1 .Выготский Л.С. - Вопросы теории и истории психологии – собрание сочинений. Педагогика, 1982.
2. Дефектологический словарь под редакцией А. Дьячковой, М., Педагогика
З. Львова С.А. - Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя М.. ,Владос, 2005.
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Воронкова В.В. Школа- пресс, 1994.
5. Ожегов С.С. - Словарь русского языка - М, Русский язык ,1987.
6. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов под редакцией Бгажноковой И.М.(М. - Просвещение,2003.)
7. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Социально – бытовая ориентировка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении - пособие для учителя - М..,2003.
8. Учебное пособие для учителя: Дерябин С.П., « Социально – бытовая ориентировка. Контрольно - измерительные материалы» - Волгоград, 2013г.
9. Медиаресурсы

Презентации

6 класс
1. Дом.
2. Комнатные растения.
3. Одежда.
4. Электроприборы.
5. Посуда.
6. О вкусной и здоровой еде.
7. Растения сада.
8. Витамины.
9. Салаты.

Календарно – тематическое планирование (8класс)

№ п/п
Название темы, раздела, урока
Кол-во часов
учеб-
ника
Форма проведе-
ния
Дата по плану
Дата по факту

1
Российские традиции гостеприимства. Повторение
2








2
Разумная экономика
Бюджет семьи. Источники доходов и расходов.
10

2



изучение нового материала



3
Расходы на питание. Планирование расходов на питание.
2

комбинирован - ный урок



4
Плата за коммунальные услуги. Снятие показаний счётчиков.
2

изучение нового материала



5
УК «Жилищник». Сбербанк. Экскурсия.
2

экскурсия



6
Сбережения. Виды вкладов. Способы экономии денег.
2

изучение нового материала





7
Наши ближайшие планы.

Организация режима жизни членов семьи. Распределение обязанностей на неделю.
2

2




изучение нового материала





8
Здоровье.
Режим дня в течении дня, недели. Источники заболеваний.
10

2



изучение нового материала



9
Инфекционные заболевания. Профилактика. Лечение.
2


комбинирован - ный урок



10
Травмы, ожоги, раны. Оказание первой помощи.
2

практическое
занятие



11
Правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях.
2


практическое
занятие



12
Правила вызова врача на дом. Уход за больным в доме.
2

практическое
занятие





13

Домашняя аптечка

Правила комплектования аптечки. Правила обращения с лекарствами.
4

2



изучение нового материала



14
Экскурсия в аптеку, травмпункт.
2

практическое
занятие



15
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1

проверка, оценка знаний





16
Здоровье и красота.
Здоровый образ жизни. Внешняя красота, её правила.
8

2



изучение нового материала



17
Средства для ухода за кожей и волосами.
2

комбинирован - ный урок



18
Гигиенические правила для девушек. Гигиенические правила для юношей.
2

комбинирован - ный урок



19
Нравственное здоровье. Отношения между юношами и девушками.
2

комбинирован - ный урок





20
Правила этикета.
Поведение в общественных местах.
4

2



изучение нового материала



21
Правила поведения в гостях.
2

комбинирован - ный урок





22
Организация досуга.

Понятие «Досуг, отдых, развлечения», их разновидности.
4

2



изучение нового материала



23
Разновидности игр. Правила проведения игр.
2


комбинирован - ный урок





24
Питание.
Виды теста. Способы приготовления. Приготовление блинов.
10


2




практическое
занятие



25
Приготовление пирожков.
2

практическое
занятие



26
Приготовление печенья.
2

практическое
занятие



27
Приготовление изделий из теста.
2

практическое
занятие



28
Уборка и санитарная обработка кухни.
2


практическое
занятие





29
Средства связи.
Телефон. Правила пользования. Культура разговора.
4

2



изучение нового материала



30
Вызов специальных служб города.
2

комбинирован - ный урок





31

Учреждения и организации.
Департамент, его назначение. Муниципалитет. Префектура. Полиция. Назначение. Экскурсия.
2


2




экскурсия





32
Транспорт.
Автовокзал. ЖД вокзал. Расписание. Службы. Аэропорт. Порт.
2

2


изучение нового материала



33
Летний отдых.
Планирование отдыха на лето. Собираем вещи в турпоход.
2


изучение нового материала



34
Повторение.
2





35
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1

проверка, оценка знаний








Ресурсное обеспечение программы

1 .Выготский Л.С. - Вопросы теории и истории психологии – собрание сочинений. Педагогика, 1982.
2. Дефектологический словарь под редакцией А. Дьячковой, М., Педагогика
З. Львова С.А. - Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя М.., Владос, 2005.
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Воронкова В.В. Школа- пресс, 1994.
5. Ожегов С.С. - Словарь русского языка - М, Русский язык ,1987.
6. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов под редакцией Бгажноковой И.М.(М. - Просвещение,2003.)
7. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Социально – бытовая ориентировка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении - пособие для учителя - М..,2003.
8. Учебное пособие для учителя: Дерябин С.П., « Социально – бытовая ориентировка. Контрольно - измерительные материалы» - Волгоград, 2013г.
9. Медиаресурсы

Презентации

8 класс
1. Экономика.
Заболевания.
Аптечка.
4. Уход за кожей.
5. Этикет.
6. Вареники.
7. Летний отдых.

Календарно – тематическое планирование (9класс)

№ п/п
Название темы, раздела, урока
Кол-во часов
учеб-
ника
Форма проведе-
ния
Дата по плану
Дата по факту

1
Повторение.
2







2
Я и моя будущая семья.
Российская семья. Условия создания семьи. Семейные отношения.
14

2


изучение нового материала



3
Поведение супругов семьи. Ответственность отца и матери за жизнь и здоровье будущих детей.
2

комбинирован - ный урок



4
Новорождённый в семье. Семейный уклад с появлением ребёнка в доме.
2

изучение нового материала



5
Уход за новорождённым. Детский гардероб. Пеленание, купание куклы.
2

комбинирован - ный урок



6
Развитие ребёнка. Охрана здоровья детей и родителей. Средства контрацепции.
2

комбинирован - ный урок



7


Бюджет молодой семьи. Способы его пополнения надомной деятельностью.
2



изучение нового материала





8


Понятие «Сиротство». Государственные проблемы, связанные с сиротством.
2


изучение нового материала






9
Дела хозяев дома.

Здоровье членов семьи. Правила обращения в поликлинику.
30

2


изучение нового материала



10
Экономное питание. Планирование бюджета семьи.
2

комбинирован - ный урок



11
Интерьер. Расстановка мебели в квартире. Уютный быт. Гигиена предметов быта.
2


изучение нового материала



12
Регулярная и сезонная уборка.
2

практическое
занятие



13

Выбор одежды и обуви при покупке. Обновление одежды.
2

изучение нового материала



14
Этапы стирки. Стирка вещей из разных видов ткани.
2

практическое
занятие



15
Утюжка вещей.
2

практическое
занятие



16
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1


проверка, оценка знаний




17
Питание. Приготовление завтрака.
2

практическое
занятие



18
Приготовление обеда.
2

практическое
занятие



19
Приготовление ужина.
2

практическое
занятие



20
Приготовление национальных блюд.
2

практическое
занятие



21
Приготовление изделий из теста.
2

практическое
занятие



22
Уборка и санитарная обработка кухни.
2


практическое
занятие



23
Строительные инструменты, их назначение.
2


изучение нового материала



24
Мелкий технический ремонт. Косметический ремонт в доме.
2

практическое
занятие





25
Учреждения и организации.
Назначение предприятий бытового обслуживания. Услуги. Профессии работников
4

2



изучение нового материала



26
Пользование услугами СБ. Экскурсия в СБ.
2

экскурсия





27
Трудоустройство.
Учреждения и отделы по трудоустройству. Биржа труда. Экскурсия в отдел кадров.
8

2



изучение нового материала



28
Правила оформления на работу. Составление документов.
2


комбинирован - ный урок



29
Деловые бумаги. Составление заявления, анкеты, расписки, заявки, докладной, доверенности
2


комбинирован - ный урок





30
Трудоустройство. Обобщение.
2


обобщающий урок





31
Работа в саду, огороде.
Перекапывание земли, грядок. Обкапывание деревьев.
8
4


практическое
занятие



32
Высадка семян. Уход за растениями.
2

практическое
занятие



33
Уборка пришкольной территории.
2

практическое
занятие



34
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1

проверка, оценка знаний
















Содержание изучаемого курса
«Домоводство 7 класс»


Тема
Количество часов

1. Повторение пройденного
2

2. Ремонт в доме
8

3. Средства связи
6

4. Медицинская помощь
4

5. Транспорт
24

6. Завтрак, обед, ужин
2

7. Контрольно- измерительная работа
4

8. Праздник в доме
4

9. Праздничная кулинария
12

10. Работа над ошибками
2



Часовое планирование курса:

1 . Общее количество часов
70

2. По фактическому материалу
66

3. Контрольная работа
2

4. Работа над ошибками
2

Календарно – тематическое планирование (7класс)

№ п/п
Название темы, раздела, урока
Кол-во часов
учеб-
ника
Форма проведе-
ния
Дата по плану
Дата по факту

1
Повторение пройденного
2







2
Ремонт в доме
Виды ремонта в доме. Инструменты и материалы для ремонта. Экскурсия в магазин строительных материалов.
8

2



экскурсия




3

Краски для ремонта окон, дверей, пола. ТБ для ремонта дома.

2

комбинирован - ный урок



4
Закупка материалов для ремонта дома. Стоимость, расчёт количества.
2

практическое занятие



5
Оклеивание стен обоями.
2

практическое
занятие





6
Средства связи.
Основные средства связи. Виды почтовых отправлений.
6

2



изучение нового материала



7
Телеграмма. Составление и подсчёт стоимости телеграммы.
2

изучение нового материала



8
Экскурсия на почту.
2

экскурсия





9
Медицинская помощь.
Медицинские учреждения. Работники мед.учреждений.
6

2



изучение нового материала



10
Виды мед.помощи. Вызов врача на дом. Домашняя аптечка.
2

комбинирован - ный урок



11
Опасности повседневной жизни. Действия в опасных ситуациях.
2


комбинирован - ный урок





12
Транспорт.
Виды транспортных средств. Правила транспортных средств.
4

2



изучение нового материала



13
Правила дорожного движения.
2

практическое
занятие




14
Завтрак, обед, ужин.
История хлеба. Значение. Хранение. Соль, сахар, пряности, приправы.
24
2


изучение нового материала



15
Ежедневное меню. Стоимость продуктов питания. Продуктовая корзина на неделю.

2


комбинирован - ный урок



16
Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1

проверка, оценка знаний



17
Завтрак. Приготовление блюд на завтрак. Сервировка стола к завтраку.
2

изучение нового материала



18
Приготовление завтрака: каша, блюда из яиц.
2

практическое
занятие



19
Приготовление первых блюд.
4

практическое
занятие



20
Приготовление вторых блюд.
4


практическое
занятие



21
Приготовление салатов.
2

практическое
занятие



22
Приготовление обеда.
2

практическое
занятие



23
Меню на ужин. Холодный, горячий ужин.
2

практическое
занятие



24
Приготовление блюд для ужина.
2


практическое
занятие





25
Праздник в доме.
Правила приглашения и приёма гостей. Поведение гостей и хозяев.
4

2



изучение нового материала



26
Подготовка дома к приёму гостей. Дизайн праздничного дома.
2


комбинирован - ный урок





27
Праздничная кулинария.
Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола.
12

2


изучение нового материала



28

Продукты для праздника, их расчётная стоимость. Экскурсия в магазин.

2


экскурсия



29
Рецепты для праздничного стола.
2

комбинир. урок



30
Приготовления блюд для праздника.
4

практическое
занятие



31
Уборка и санитарная обработка кухни.
2

практическое
занятие



32

Контрольно-измерительная работа.
Работа над ошибками.
1

1



проверка, оценка знаний







Ресурсное обеспечение программы

1 .Выготский Л.С. - Вопросы теории и истории психологии – собрание сочинений. Педагогика, 1982.
2. Дефектологический словарь под редакцией А. Дьячковой, М., Педагогика
З. Львова С.А. - Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида. 5-9 классы: пособие для учителя М.., Владос, 2005.
4. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Воронкова В.В. Школа- пресс, 1994.
5. Ожегов С.С. - Словарь русского языка - М, Русский язык ,1987.
6. Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5-9 классов под редакцией Бгажноковой И.М.(М. - Просвещение,2003.)
7. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Социально – бытовая ориентировка в специальном (коррекционном) образовательном учреждении - пособие для учителя - М..,2003.
8. Учебное пособие для учителя: Дерябина С.П., « Социально – бытовая ориентировка. Контрольно - измерительные материалы» - Волгоград, 2013г.
9. Медиаресурсы

Презентации

7 класс
1. Инструменты.
2. Почта.
3. Аптечка.
4. Транспорт.
5. Хлеб.
6. Рецепты.









13PAGE 15