Рабоая программа по биологии для 5-9 классов в условиях перехода на ФГОС
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Рабочая программа по учебному предмету
«Биология»
5-9 классы
2015-2016 учебный год
Составитель: Кравченко Н. П.
Учитель биологии
Рассмотрено на педсовете
Протокол №1 от 18.08.2015
Утверждено
Приказ № 741 от 18. 08. 2015
Директор школы
____________С. Е. Шимина
Кемерово, 2015
Содержание
Пояснительная записка с целями учебного предмета с. 2 - 4
Общая характеристика учебного предмета с. 5 - 11
Описание места учебного предмета в учебном плане с. 12
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета с. 13 - 15
Содержание учебного предмета с. 16 - 36
Тематическое планирование с определением новых видов учебной деятельности с. 37 - 50
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности с. 51 - 54
Планируемые результаты изучения учебного предмета с. 55 - 61
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная цель совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития государства. Образовательные организации должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться максимально полно раскрыть его творческие способности, обеспечивать возможность успешной социализации.
В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
Глобальном: социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваеваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);
соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
различие на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов;
сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Общая характеристика учебного предмета
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В 5 классе на уроках природоведения учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 5-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания живых организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека
Целью курса является подробное изучение бактерий, грибов, растений, их физиологических процессов; взаимосвязь растений с окружающей средой и с человеком.
Программа направлена на широкое общение с живой природой, природой родного края и имеет целью развитие у школьников экологической культуры поведения в ней, воспитание ответственного отношения к природным объектам.
Важнейшие вопросы рабочей программы – умение выполнять лабораторные и практические работы, предполагаются экскурсии, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения учащихся.
Курс включает в себя следующие разделы:
1. Введение
2. Клеточное строение организмов
3. Царство Бактерии
4. Царство Грибы
5. Царство Растения
В 6 классах учащиеся получают знания о более подробном строении растений и их физиологических функциях.
Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, сельскохозяйственного производства, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Целью курса является подробное изучение растений, их физиологических процессов; взаимосвязь растений с окружающей средой
Использование регионального компонента позволяет изучить флору и фауну, в том числе культурные и сельскохозяйственные растения. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Важнейшие вопросы рабочей программы – расширение перечня лабораторных работ, предполагаются экскурсии в природу, с ориентацией на активное и самостоятельное познание явлений природы и развивающих практические и творческие умения учащихся.
Курс включает в себя следующие разделы:
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Жизнь растений
Классификация растений
Природные сообщества
В 7 классах учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных особей; что для каждого животного характерны рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфология, анатомия, гистология, систематика, экология, зоогеография, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.
Целью курса является изучение многообразия животного мира и его системы, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
В курсе изучения зоологии учащиеся закрепляют свои знания выполнением лабораторных работ. Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью на печатной основе.
Курс включает в себя следующие разделы:
1. Введение.
2. Простейшие
3. Многоклеточные животные
4. Эволюция строения и функций органов и их систем
5. Индивидуальное развитие животных
6. Развитие и закономерности размещения животных на Земле
7. Биоценозы
8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду других существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем. Который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно – гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Целью курса является изучение анатомии, физиологии и гигиены человека
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предметы и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно – гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, заключительной части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, способности, характер и др.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику определить свои функциональные возможности организма, путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью на печатной основе.
Курс включает в себя следующие разделы:
1. Введение. Науки, изучающие организм человека
2. Происхождение человека
3. Строение организма
4. Опорно – двигательная система
5. Внутренняя среда организма
6. Кровеносная и лимфатическая система
7. Дыхание
8. Пищеварение
9. Обмен веществ и энергии
10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.
11. Нервна система
12. Анализаторы. Органы чувств
13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
14. Железы внутренней секреции
15. Индивидуальное развитие организма
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Целью курса является изучение общих закономерностей живой природы и основ экологии.
Учащиеся узнают о возникновении и становлении науки биологии, ее интеграции с другими науками и дифференциации. Более подробно изучается молекулярный уровень развития живой материи, клеточный, популяционно-видовой, биосферный. Общие закономерности заключаются в знании и понимании законов природы, в связи с этим при изучении каждого раздела биологии изучаются законы, гипотезы; выдающиеся ученые; методы биологических наук(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии и др); строении, многообразии и особенностях биосистем ( клетка, организм, популяция, биогеоценоз, биосфера); биологические открытия, современные исследования в биологической науке.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно – гигиенического, полового воспитания школьников. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы связано с деятельностью человека.
Программа предполагает ведение опытнической и практической работы, фенологических наблюдений. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные, практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность тренировать память, внимание, мышление, наблюдательность, любознательность, интерес к предмету
Курс включает в себя следующие разделы:
1. Введение
2. Молекулярный уровень
3. Клеточный уровень
4. Организменный уровень
5. Популяционно – видовой уровень
6. Экосистемный уровень
7. Биосферный уровень
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» города Кемерово, на изучение курса биологии в среднем звене выделяется:
1. Бактерии. Грибы. Растения – 34 часа – 5 класс – 1 час в неделю
2. Многообразие покрытосеменных растений – 34 часа – 6 класс – 1 час в неделю
3. Животные – 68 часов – 7 класс – 2 часа в неделю
4.Человек – 68 часов – 8 класс – 2 часа в неделю
5. Введение в общую биологию - 68 часов - 9 класс – 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 5-9 классах отражают достижения:
Личностных результатов:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);
• приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов, съедобных и ядовитых грибов;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, простудных заболеваниях;
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
5 класс
Бактерии. Грибы. Растения.
Введение (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Царства живых организмов. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности на природу, её охрана.
Лабораторные работы:
1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями
Экскурсии:
1. Ведение дневника наблюдений
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных предметов( лупа, световой микроскоп).Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Функции органоидов. Дыхание – обмен веществ – процессы жизнедеятельности клетки. Рост и развитие. Движение цитоплазмы. Деление клетки. Понятие ткань. Типы тканей растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические.
Лабораторные работы:
1. Правила работы с микроскопом.
2. Изучение клеток растения с помощью лупы
3. Приготовление препарата кожицы лука
4. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
5. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
6. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей
Раздел 2. Царство Бактерии (3 часа)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Виды бактерий Кемеровской области.
Раздел 3. Царство Грибы (6 часов)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Жизнедеятельность грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы Кемеровской области.
Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники, симбионты. Значение грибов в природе, хозяйстве и жизни человека.
Лабораторные работы:
1. Строение плодовых тел шляпочных грибов
2. Строение плесневого гриба мукора
3. Строение дрожжей
Раздел 4. Царство Растения (9 часов)
Ботаника – наука о растениях. Низшие, высшие растения.
Водоросли – наиболее древнейшие низшие растения. Строение, жизнедеятельность и размножение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и в практической деятельности человека.
Мхи, хвощи, плауны, их строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов. Мхи Кемеровской области.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников. Папоротники Кемеровской области.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование. Хвойные породы Кемеровской области. Охрана леса.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных растений. Значение в природе и хозяйстве человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Лабораторные работы:
1. Строение зеленых водорослей
2. Строение мха
3. Строение спороносящего хвоща
4. Строение спороносящего папоротника
5. Строение хвои и шишек хвойных(на примере местных видов)
6 класс
Биология. Многообразие покрытосеменных растений.
Строение и разнообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян.
Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Рост корня. Виды корней – главные, боковые, придаточные. Типы корневых систем: мочковатые, стержневые. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями.
Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань.
Устьица. Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая проводящая питательные вещества часть побега. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца.
Многообразие побегов. Видоизменения побегов.
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки и пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий.
Лабораторные работы:
1. Строение семян однодольных и двудольных растений
2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы
3. Строение почек. Расположение почек на стебле
4. Внутреннее строение ветки дерева
5. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица)
6. Строение цветка
7. Многообразие сухих и сочных плодов
Жизнь растений (10 часов)
Основные процессы жизнедеятельности – обмен веществ. Питание – важный компонент обмена веществ. Пища – основной источник энергии и строительного материала в организме. Способы питания.
Питание растений: почвенное, воздушное. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии, света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе.
Дыхание, его роль в жизни растения.
Передвижение веществ в растении. Роль воды в жизнедеятельности растений.
Размножение растений. Виды растений: половое, бесполое. Биологическое значение полового и бесполого способов организмов. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по поверхности земли. Виды вегетативного размножения, биологическая роль в природе. Растения Кемеровской области, размножающиеся спорами и семенами.
Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды
Лабораторные работы:
1. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине
2. Вегетативное размножение комнатных растений
3. Определение всхожести семян растений и их посев
Классификация растений( 6 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств Кемеровской области. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика Злаковых и Лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения Кемеровской области
Лабораторные работы:
1. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений
Экскурсии
1. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте
Природные сообщества (4часа)
Понятие о науке экологии.
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Понятие о растительном сообществе. Понятие о природном сообществе как о биосистеме. Участие растений в жизни природного сообщества. Многообразие природных сообществ: Естественные и культурные. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк) г. Кемерово. Развитие и смена природных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества.
Экскурсии:
1. Природное сообщество и человек
7 класс
Животные
Введение. Общие сведения о животном мире (2часа)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (3часа)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Лабораторная работа:
1. Простейшие животные
Раздел 2. Многоклеточные животные (34 часа)
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, Образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторные работы:
Многообразие кольчатых червей
Многообразие плоских червей
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Ракообразные Кемеровской области.
Класс Паукообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Паукообразные Кемеровской области.
Класс Насекомые. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Насекомые Кемеровской области.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения речного рака
Изучение представителей отрядов насекомых
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Рыбы рек Кемеровской области. Многообразие: хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды. Виды рыб, занесенные в Красную книгу Кузбасса.
Лабораторные работы:
1. Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб
Класс Земноводные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды. Виды земноводных Кузбасса.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды. Виды пресмыкающихся Кузбасса.
Класс Птицы. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды. Виды птиц Кузбасса.
Лабораторные работы:
1. Изучение внешнего строения птиц
Класс Млекопитающие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды. Виды млекопитающих Кузбасса.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем (12 часов)
Покровы тела. Опорно – двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Лабораторные работы:
Выявление особенностей строения покровов тела в связи с образом жизни
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3часа)
Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторные работы:
1. Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
Раздел 5. Развитие и закономерности размещения животных на земле (4часа)
Доказательства эволюции: сравнительно – анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Раздел 6. Биоценозы (4часа)
Естественные и искусственные биоценозы ( водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Естественные и искусственные биоценозы Кемеровской области.
Раздел 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6часов)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Красная книга Кузбасса. Рациональное использование животных.
8 класс
Биология. Человек.
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2часа)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология, гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (4 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Раздел 3.Строение организма (4 часа)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клеток. Роль ядра в передаче информации. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез белка, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения тканей
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Раздел 4. Опорно – двигательная система (7часов)
Скелет, мышцы, их функции. Химический состав костей, макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные.
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы – антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствие гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах и вывихах суставов.
Заболевания опорно – двигательной системы жителей Кемеровской области.
Лабораторные работы (домашние)
Мышцы человеческого тела
Утомление при динамической и статической нагрузке
Выявление нарушений осанки
Выявление плоскостопия
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3часа)
Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма, форменные элементы(тромбоциты, лейкоциты, эритроциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины, сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус – фактор. Пересадка органов и тканей.
Иммунологические заболевания жителей Кемеровской области и их профилактика
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения клеток крови лягушки и человека
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6часов)
Органы кровеносной и лимфатической системы, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Наиболее частые заболевания кровеносной системы жителей Кемеровской области.
Лабораторные работы:
Измерение кровяного давления
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке
Изучение приемов остановки разных видов кровотечений
Раздел 7. Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Лабораторная работа:
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха
Наиболее частые заболевания органов дыхательной системы жителей Кемеровской области.
Раздел 8. Пищеварение (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Лабораторные работы:
Изучение действия ферментов слюны на крахмал
Изучение действия желудочного сока на белки
Наиболее частые заболевания органов пищеварительной системы жителей Кемеровской области и их профилактика
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3часа)
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Практическая работа:
Определение норм рационального питания
Раздел 10. Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение (5часов)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и вторичная моча. Заболевания органов выделительной системы Кемеровской области, их предупреждение.
Лабораторные работы:
1. Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки
Раздел 11. Нервная система человека (5часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга. Кора больших полушарий, ее значение, строение и функции.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Лабораторная работа:
Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга
Рефлексы продолговатого и среднего мозга
Заболевания органов нервной системы Кемеровской области, их предупреждение.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Строение и функции сетчатки. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза жителей Кемеровской области. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции слухового анализатора. Рецепторы слуха. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно – мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Лабораторные работы:
1. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные, слуховые, тактильные иллюзии
2. Обнаружение слепого пятна
3. Определение остроты слуха
Тема 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (6 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности (ВНД). И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности ВНД: речь, сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Эмоции: реакции, состояния, отношения. Внимание. Память, воля.
Лабораторные работы:
1. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа
2. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом
Раздел 14. Железы внутренней секреции (3часа)
Железы внешней, внутренней, внешней секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны. Нехватка и избыток, заболевания, связанные с этими состояниями.
Наиболее частые заболевания желез внутренней системы Кемеровской области и их предупреждение.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера. Влияние наркогенных веществ на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Работа перинатальных центров Кемеровской области. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Обобщение и систематизация знаний за курс биологии
9 класс
Биология. Введение в общую биологию
Введение (3часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 1. Молекулярный уровень (11часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы(белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. АТФ. Вирусы. Вирусные заболевания Кемеровской области, их профилактика.
Лабораторные работы:
1. Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (14 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клеток (митоз, мейоз).
Лабораторная работа:
Рассмотрение клеток растений, животных под микроскопом
Раздел 3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов.
Виды живых организмов Кемеровской области, применяющих бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Законы наследственности Г. Менделя. Моногибридное, дигибридное скрещивание. Законы Менделя. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Кроссинговер. Взаимодействия генов. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом Закономерности изменчивости. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Методы селекции Кемеровской области. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. Селекция растений Кемеровской области. Биотехнологические процессы, применяемые в г.Кемерово
Лабораторная работа:
Выявление изменчивости организмов
Раздел 4. Популяционно – видовой уровень (8часов)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Микроэволюция. Макроэволюция.
Лабораторная работа:
Изучение морфологического критерия вида
Раздел 5. Экосистемный уровень (6часов)
Биоценоз и экосистема. Биоценозы Кемеровской области. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Искусственные биоценозы Кемеровской области. Экологическая сукцессия.
Экскурсия:
1. Биогеоценоз своей местности(любой на выбор)
Раздел 6. Биосферный уровень (12часов)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Лабораторная работа:
1. Изучение палеонтологических доказательств эволюции
Тематическое планирование с определением новых видов учебной деятельности
№ Тема раздела Количество часов Теория Практика Форма контроля Основной
Вид деятельности
5 класс Введение 6 5 0,5+0,5 Лабораторные работы Определяют понятия, раскрывают значение биологических знаний современной жизни, оценивают роль биологической науки в жизни общества, характеризуют основные методы исследования, анализируют признаки живого
1 Клеточное строение организмов 10 7 3 Контрольная работа Определяют понятия. Работают с лупой, микроскопом, выделяют признаки строения клетки. Учатся готовить препараты, объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки, выделяют признаки жизнедеятельности клетки. Работают с учебником, дидактическим материалом. Заполняют таблицы
2 Царство Бактерии 3 3 - - Выделяют существенные признаки бактерий, определяют понятия. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека
3 Царство Грибы 6 3 3 Контрольная работа Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов, готовят микропрепараты, определяют понятия, объясняют роль грибов в природе, жизни человека, работают с учебником, дидактическим материалом, заполняют таблицы
4 Царство Растения 9 6,5 2,5 Контрольная работа Определяют понятия на каждом уроке, выделяют существенные признаки растений, умеют различать низшие растения, сравнивают представителей низших растений с высшими, выявляют взаимосвязи в строении; работают с таблицами. Выполняют лабораторные работы; сравнивают разные группы высших споровых, голосеменных, цветковых; работают с гербариями
Всего 34 24,5 9,5 6 класс 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений 14 10 4 Контрольная работа На каждом уроке учат ключевые понятия и определения, отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ, анализируют строение органов растения, устанавливают причинно-следственные связи
2 Жизнь растений 10 7 3 Контрольная работа На каждом уроке определяют понятия темы, выделяют признаки жизненных процессов у растений, объясняют суть физиологических процессов в клетке и в целом растении, определяют условия для протекания физиологических процессов – дыхание, фотосинтез, питание и т.д., раскрывают значение этих процессов для растения.
3 Классификация растений 6 4 2 Контрольная работа Определяют понятия темы на каждом уроке, выделяют признаки двудольных и однодольных растений, выделяют основные особенности строения семейств двудольных и однодольных, знакомятся с определительными карточками, готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета.
4 Природные сообщества 4 3 1 Контрольная работа Определяют понятия каждой темы урока, характеризуют различные типы растительности и растительных сообществ, устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе. Учатся работать в группах. Выбирают задание на лето
Всего 34 24 10 7 класс Введение 2 2 - - Определяют понятия в каждой изученной теме, описывают и сравнивают царства органического мира, классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником
1 Простейшие 3 2 1 Определяют понятия каждой темы урока, сравнивают простейших с растениями, знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека
2 Многоклеточные животные 34 27 6 Контрольные работы Определяют понятия на каждой теме урока, учатся и систематизировать знания, классифицировать, выявлять различия между представителями различных классов изучаемого типа, раскрывают значение в природе и жизни человека. Давать общую характеристику типу животных; работают с учебником, дидактическим материалом, проводят наблюдения за живыми объектами.
3 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных 12 11 1 Контрольная работа Определяют понятия на каждой теме урока, описывают строение и значение систем органов, объясняют закономерности в развитии определенного типа строения, сравнивают строение физиологических систем в пределах типа, составляют схемы и таблицы, систематизируя данные, объясняют строение физиологических систем, приводят доказательства сравнений. Выявляют причины усложнения физиологических систем в процессе эволюции
4 Индивидуальное развитие животных 3 2,5 0,5 Лабораторная работа Определяют понятия на каждой теме урока, раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения, описывают и сравнивают данные процессы, понимают различия процессов развития с превращением и без превращения, составляют схемы, таблицы; объясняют причины разной продолжительности жизни животных, выявляют факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного
5 Развитие и закономерности размещения животных на земле 4 4 - - Определяют понятия каждой темы урока, анализируют различные виды доказательств происхождения животных, описывают и характеризуют разнообразные органы, появляющиеся у животных в процессе эволюции, выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса
6 Биоценозы 4 4 - - Определяют понятия каждой теме урока, характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания. Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам
7 Животный мир и хозяйственная деятельность человека 6 6 - Контрольная работа Определяют понятия на каждой теме урока, анализируют причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания; работают с дополнительными источниками информации, изучают методы селекции и разведения домашних животных, изучают законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира, знакомятся с местными законами, составляют схемы мониторинга. Знакомятся с Красной книгой области
Всего 68 59,5 8,5 8 класс 1 Введение 2 2 - - Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине
2 Происхождение человека 4 4 - Контрольная работа Объясняют место человека в органическом мире, приводят доказательства родства человека с млекопитающими животными, объясняют современные концепции происхождения человека
3 Строение организма
4 3 1 Лабораторные работы Выделяют уровни организации человека, сравнивают строение тела человека со строением тела других млекопитающих, работают с анатомическими таблицами, узнают строение клеток, тканей и органов человека; работают с микроскопом, проводят биологические исследования, делают выводы на основе полученных результатов
4 Опорно –двигательная система 7 5 0,5+0,5+0,5+0,5 Контрольная работа Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы, выделяют существенные признаки, раскрывают особенности строения скелета человека, определяют типы соединения костей, объясняют особенности строения мышц, приводят доказательства необходимости мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия, осваивают приемы оказания первой доврачебной помощи при травмах
5 Внутренняя среда организма 3 2,5 0,5 Лабораторная работа Узнают принципиальное строение и различия клеток крови и их функциях, изучают готовые микропрепараты, выделяют существенные признаки иммунитета, объясняют причины нарушения иммунитета, раскрывают принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, объясняют значение переливания крови
6 Кровеносная и лимфатическая системы организма 6 4,5 1,5 Контрольная работа Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем, выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови, осваивают приемы измерения давления, пульса, характеризуют строение и работу сердца, осваивают приемы оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях
7 Дыхание 4 3,5 0,5 Контрольная работа Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы. Сравнивают процессы газообмена, делают выводы на основе сравнения; объясняют механизм регуляции дыхания.
8 Пищеварение 6 5 1 Контрольная работа Выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения, распознают по таблицам органы пищеварительной системы, объясняют суть процессов пищеварения в каждом отделе системы; приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы данной системы в повседневной жизни.
9 Обмен веществ и энергии 3 2,5 0,5 Контрольная работа Выделяют существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Описывают особенности обмена веществ: белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, объясняют механизмы работы ферментов, классифицируют витамины, раскрывают роль в обмене веществ, обсуждают правила рационального питания
10 Покровные органы. Теплорегуляция. Выделение 5 4,5 0,5 Контрольная работа Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Проводят биологические исследования, делают выводы на основе полученных результатов; приводят доказательства необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, а также соблюдения правил гигиены; осваивают приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы, объясняют значение работы выделительной системы
11 Нервная система 5 4 0,5+0,5 Лабораторная работа Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Распознают на таблицах органы нервной системы и раскрывают суть работы и строения головного и спинного мозга; проводят биологические исследования, анализируют их
12 Анализаторы. Органы чувств 5 3,5 1,5 Контрольная работа Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, распознают на таблицах анализаторы, оценивают их работу
13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика 6 4 2 Контрольная работа Выделяют существенные особенности поведения и психики человека; характеризуют фазы сна, раскрывают значение сна в жизни человека; выделяют типы и виды памяти; объясняют значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека, выявляют особенности наблюдательности и внимания
14 Железы внутренней секреции 3 3 - Контрольная работа Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов эндокринной системы. Устанавливают единство нервной и гуморальной регуляции, раскрывают влияние гормонов желез внутренней секреции на человека
15 Индивидуальное развитие организма 5 5 - Контрольная работа Выделяют существенные признаки органов размножения человека; раскрывают вредное влияние факторов внешней среды на развитие плода. Определяют возрастные этапы развития человека. Характеризуют место и роль человека в природе, проводят наблюдения за состоянием собственного организма
Всего 68 56 12 9 класс Введение 3 3 - - Определяют понятия формируемые в курсе изучения темы, раскрывают значение биологических знаний в современной жизни, характеризуют основные методы научного исследования, дают характеристику основных свойств живого
1 Молекулярный уровень 11 10,5 0,5 Тест Определяют понятия, формируемые в ходе темы, характеризуют молекулярный уровень организации живого, запоминают и объясняют строение биополимеров – белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, выявляют функции, устанавливают причинно -следственные связи между строением молекул и их функциями, составляют план параграфов, решают биологические задачи на принцип комплементарности. Характеризуют состав и строение молекулы АТФ, ферментов, их биологической роли. Характеризуют вирусы, как неклеточные формы жизни
2 Клеточный уровень 14 13,5 0,5 Контрольная работа Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы, характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории, характеризуют и сравнивают процессы проникновения веществ в клетку – пиноцитоз и фагоцитоз, описывают строение частей и органоидов клетки, определяют их функции, работают с текстом и иллюстрациями учебника(смысловое чтение), характеризуют строение клеток прокариот и эукариот, оценивают обмен веществ в клетке и его виды, раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют процессы, связанные с синтезом белка в клетке. Характеризуют биологическое значение жизненного цикла клетки и процесса деления
3 Организменный уровень 14 13,5 0,5 Лабораторная работа, контрольная Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют организменный уровень организации живого., процессы бесполого и полового размножения, описывают способы вегетативного размножения; сравнивают митоз и мейоз, объясняют биологическую сущность процесса оплодотворения; характеризуют процессы онтогенеза. Характеризуют суть науки генетики и ее ведущих свойств – наследственности и изменчивости. Изучают законы Г.Менделя и Т. Моргана, особенности наследования признаков, учатся решать задачи по генетике. Объясняют сущность изменчивости организмов и ее виды; выполняют лабораторные и практические работы. Изучают селекцию организмов, учатся различать основные методы используемые в селекции растений, животных, микроорганизмов
4 Популяционно – видовой уровень 8 7 1 Лабораторная работа Определяют понятия, формируемые в ходе темы. Дают характеристику виду и его критериям, раскрывают сущность популяции, учатся ее характеризовать и анализировать; дают характеристику основных экологических факторов и условий окружающей среды. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции- борьбу за существование, естественный отбор. Характеризуют механизмы процессов видообразования, анализируют главные направления эволюции. Работают с дополнительными источниками информации с целью подготовки мультимедийных презентаций
5 Экосистемный уровень 6 5 1 Лабораторная работа Определяют понятия, формируемые в ходе темы. Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня, характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообщества, решают экологические задачи на применение экологических закономерностей, характеризуют процессы саморазвития экосистемы
6 Биосферный уровень 12 11 1 Контрольная работа Определяют понятия темы, характеризуют биосферу как глобальную экосистему. Оценивают основные биогеохимические циклы на Земле, используя иллюстрации учебника. Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы; объясняют возможные причины экологических кризисов. Обсуждают вопрос происхождения и развития жизни на земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А. И. Опарина и Дж. Холдейна. Характеризуют этапы развития жизни на Земле- основные установленные эры и периоды. Смысловое чтение с последующим заполнением таблицы. Характеризуют человека как биосоциальное существо. Характеризуют современное человечество как «общество одноразового потребления»; обсуждают принципы рационального использования природных ресурсов. Выступают с сообщениями по теме. Представляют результаты учебно – исследовательской проектной деятельности
Всего 68 63,5 4,5 Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Методический кабинет (книгопечатная продукция):
1. Стандарт основного общего образования по биологии.
2. Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
3. Примерная программа основного общего образования по биологии.
4. Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии.
5. Авторские программы по разделам биологии.
Кабинет биологии:
1. книги для чтения по всем разделам курса биологии.
2. Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков).
3. Учебники по всем разделам.
Печатные пособия
Таблицы:
1. Анатомия, физиология и гигиена человека
2. Генетика.
3. Основы экологии.
4. Портреты учѐных биологов.
5. Развитие животного и растительного мира.
6. Систематика животных
7. Таблицы всех физиологических систем человека
8. Систематика бактерий
9. Строение вируса
10. Таблицы темы – Генетика – 4 шт
Таблицы по общей биологии:
11. Строение растительной и животной клетки
12. Белки, их строение и функции
13. Жиры, их строение и функции
14. Углеводы, их строение и функции
15. Нуклеиновые кислоты, их строение, виды и функции
16. Биосинтез белка
17. Энергетический обмен
18. Фотосинтез
19. Органоиды клетки
20. Бактерии
21. Метаболизм
22. Деление клетки. Митоз
23. Деление клетки. Мейоз
24. Строение хромосом
25. Развитие половых клеток
26. Оплодотворение
27. Индивидуальное развитие на примере ланцетника. Онтогенез
28. Фенотипическая изменчивость
29. Мутации
30. Основные методы селекции
31. Критерии вида
32.Борьба за существование и естественный отбор
33. Биосфера
Карты:
1. Центры происхождения культурных растений и домашних животных.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1. Мультимедийный компьютер.
2. Телевизор
3. DVD-проигрыватель
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
1. Лупа ручная (15 штук)
2. Микроскоп школьный ув. 300 (10 штук).
Муляжи:
1. Плодовые тела шляпочных грибов.
2. результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений.
Натуральные объекты :
Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические
особенности разных групп.
Коллекции:
1. Вредители сельскохозяйственных культур.
Живые объекты:
1. Комнатные растения по экологическим группам (тропические влажные леса, влажные субтропики,
сухие субтропики, пустыни и полупустыни).
Список учебной литературы
Учебники и учебные пособия:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник.- М.: Дрофа.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа.
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
4. Пасечник В. В.Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа.
5. Пасечник В. В.Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа.
6. Пасечник В. В.Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
7. Латюшин В.В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 класс: учебник. – М.: Дрофа
8. Латюшин В.В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа
9. Латюшин В.В., Ламехова Е. А. Биология. Животные. 7 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа
10. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник. – М.: Дрофа
11. Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа
12. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: учебник. – М.: Дрофа
13. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа.
14. Биология. Рабочие программы. 5-9 классы. – М.: Дрофа
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Живые организмы
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства человеческого тела;
• реализовывать установки здорового образа жизни;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности
Выпускник научится:
• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем;
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
• присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
• представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
• способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
• опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
• осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
• знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
• овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
• профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
• развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;
• устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;
• опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
• отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ
Оценка знаний учащихся по биологии
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объѐме программы и учебника;
чѐтко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий;
верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретѐнные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чѐткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся по биологии
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.