Интегрированное занятие по произведению 35 кило Надежды
Интегрированное занятие
(самопознание, технология, библиотечный урок)
в целях формирования функциональной грамотности обучающихся посредством межпредметной интеграции
Тема: «Формула надежды» (по мотивам книги А.Гавальда «35 кило надежды»)
Цель занятия: создать условия для осознания обучающимися целостности и взаимосвязанности учебных предметов, их связи с многоплановой человеческой деятельностью.
Задачи:
Познакомить с основными этапами творчества французской писательницы А. Гавальда и её книгой «35 кило надежды».
Показать важность и сложность взаимоотношений между людьми.
Определение стиля одежды. Подготовка к пошиву мужских брюк.
Ресурсы: презентация, видеоролики, буклеты с цитатами из книги, книга « 35 кило надежды», заготовки лучей солнца из цветной бумаги, листы А3, выкройки из журнала, заготовки ткани.
Ход занятия
Настрой на позитив « Концентрация на горы» (Лапина М.А., учитель самопознания)
Представьте себе, что мы находимся в горах. Раннее - раннее утро. Появляются первые лучи восходящего солнца. Воздух чист и прозрачен. Делаем медленный глубокий вдох, ощущаем утреннюю свежесть. Легкий ветерок приятно касается нашего лица. От этого прикосновения мы наполняемся добрыми чувствами. Прислушайтесь к биению своего сердца: размеренность, четкость, покой. Ведь наше сердце – центр покоя, центр любви, добра. Ласковые лучи солнышка согревают нас. Мы находимся в центре солнца. Давайте пошлем свет друг другу, нашим родным и близким., свет тому, с кем временное непонимание, свет нашей школе, свет нашему городу, свет свей стране, всей планете. А теперь мысленно скажем: «я в свете, свет во мне, я есть свет». Теперь сохраните свет в своем сердце. Пора вернуться в аудиторию. А сейчас потихоньку открываем глаза
- Ребята, сегодня в течение занятия мы будем говорить об очень интересном, на первый взгляд простом, но в то же время и очень сложном произведении… Внимание на экран! ( видеоролик)
- Хотелось бы, чтобы вы на протяжении занятия определили, кому из героев книги «35 кило надежды»,по вашему мнению, жизненно важен и необходим ваш луч света.
Бабич Н.И., библиотекарь
- Эпиграфом нашего занятия являются слова деда Леона: «Несчастным быть куда легче, чем быть счастливым. Надо делать что-нибудь, чтобы быть счастливым». Но ведь всегда считают наоборот! Акак вы понимаете эти слова? (ответы)
- Посмотрите на тему нашей встречи. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что мы будем выводить? Формулу чего как вы думаете? («формула» надежды – на что?( на счастье, на взаимопонимание….), формула счастья)
- Чтобы глубоко понять любое литературное произведение, нужно сказать о его авторе. Алина подготовила сообщение об Анне Гавальда. Послушайте его внимательно и подумайте: повлияли ли события жизни писательницы на её творчество? Отразились ли какие-то факты её биографии в книге «35 кило надежды»?
Презентация. Рассказ о писательнице
Ответы на проблемные вопросы (повлияли ли события её жизни на её творчество?Отразились ли какие-то факты её биографии в книге «35 кило надежды»?)
- Поможет нам вспомнить,о чем эта книга, солнышко. На его лучах мы запишем те темы и проблемы, которые поднимаются в книге (мозговой штурм: учащиеся называют тему, на лучиках записываются их ответы)
- Вы правы! Эта книга своего рода поэтическая притча о выборе жизненного пути. Эта притча о семье, о непростых и неоднозначных взаимоотношениях детей и взрослых, о силе любви и преданности внука и деда. Эта книга о проблемах 13 героя, который решает свои «детские» проблемы, ищет выход- и находит его, да так, что и другим людям - и взрослым, и детям - есть чему у него поучиться.
Лапина М.А. учитель самопознания
- Действительно есть чему..- А с кем наш герой взаимодействует? (ответы детей:с дедушкой, с родителями, учителями, одноклассниками)
- Давайте рассмотрим все круги общения Грегуара!
1 подгруппа- с дедушкой
2 – с учителями
3- с одноклассниками
4- с родителями.
Ваша задача : определите уровень сложности взаимоотношений и выведите формулу надежды на понимание друг друга героями книги.
Пока дети работают, ставите полностью ролик, с самого начала – для гостей. Он длится 4 минуты.
.- Ребята найдите, пожалуйста, в тексте какие свои победы он посылает дедушке? (зачитывают)
- Скажите силой чего он это делает? (силой мысли и слова, силой огромного желания помочь близкому человеку..)…- Как считаете, помогло это дедушке?
- Вывод: мальчик посылал лучик своей энергии мысли, силы, огромного желания близкому человеку..)- А кому бы из героев Вы направили ваш лучик света?
- Какими бы этот лучик помог стать этим людям? (кому – добрее?, кому – целеустремленнее?, кому - активнее, решительнее?.. и т.д.) - В чем проявляются эти качества? (в характере человека, в его поступках)
- А в чем еще, кроме поступков, можно увидеть проявление характера? (во внешности: прическа, походка, речь, одежда...)
Якупова Л. В., учитель технологии
- Действительно одежда отображает характер человека.
- Девочки, кого из учителей грегуарлюбли, кем он восхищался и почему? (Грегуар любил и восхищался своей воспитательницей старшей детсадовской группы школы Мари.Платья она сама себе шила, свитера сама вязала, украшения сама придумывала).
- ИменноМари говорила: не зря прожит тот день, когда ты что-то сделал своими руками. Когда Грегуар прощался с воспитательницей – он сделал ей подарок, который долго сам мастерил…А что умеем мы делать своими руками?
Одежда и внешний вид это первое впечатление, которое у нас складывается о человеке когда мы его видим в первый раз. Ум – духовное богатство, очень необходимо в жизни. Но все-таки "встречают по одёжке”… Значит, в жизни внешний вид, и внешний облик человека имеет немаловажное значение.
- Вспомните, как одевался Грегуар?
- Помогал ли его внешний вид наладить отношения с окружающими?
И сегодня мы постараемся помочь Грегуару с подбором брюк для его гардероба. Для этого мы проверим ваши знания по темам стили в одежде, закрепим знания и умения снятия и записи мерок, необходимых для построения чертежа брюк, проверим умение экономно раскраивать поясное изделие.
Работа по группам:
1.Стили в одежде (на столах разложены фото моделей и название 1 стиля, подобрать к данному стилю одежду и обосновать выбор стиля для Грегуара - куда носить?)
2.Каждая группа сама выбирает задание на листах и выполняет работу:
- подобрать по журналу модель брюк, рассказать, как это сделать, определить сложность пошива (снять мерки, объяснить значение каждой мерки, для чего нужна, определить размер). Практическая работа: снятие мерок
- рассказать и показать в журнале, как определить условные обозначения выкроек (размер, цветное обозначение, количество деталей, на каком листе А,В,С,Д выкроек находится). Практическая работа: подсчет количества ткани для пошива брюк.
- работа с выкройкой. Показать на развернутом листе вкладыша все детали выкройки. Практическая работа: подготовка выкройки к раскрою (названия линий и условные обозначения, направления нити основы, обозначение величины припусков на швы).
- раскрой на ткани. Подготовка ткани к раскрою (определение лицевой и изнаночной стороны, направление рисунка, выравнивание среза ткани, декатировка). Практическая работа: разложить выкройку, учитывая направление нити основы ткани и выкройки, сколоть с тканью, обвести по контуру, отложить припуски, обвести по линиям припусков. Вырезать. (работа выполняется сразу, как получено задание)
Задание 1 группе.
- подобрать по журналу модель брюк, рассказать, как это сделать, определить сложность пошива (снять мерки, объяснить значение каждой мерки, для чего нужна, определить размер). Практическая работа: снятие мерок
Первая девочка: В журнале Бурда Моден мы подобрали модель джинсов для мальчиков. Модель находится под номером 139, два черных кружка обозначают сложность пошива. (Показать.) В данном случае сшить данную модель просто и, но на пошив требуется определенное время.
Вторая девочка: Чтобы узнать нужный размер брюк, необходимо снять мерки и сравнить с данными соответствующей таблицы в журнале. (Показать таблицу.) Основной меркой для поясной одежды является мерка - обхват бедер.
Третья девочка: Для построения выкройки брюк используются мерки:
От – обхват талии; Об – обхват бедер; Дбр – длина брюк; Шн – ширина брюк по низу; Вс – высота сидения. (Показать на листах)
Четвертая девочка: Чтобы снять мерки, нужно знать правила снятия мерок.
Обозначить линию талии поясом.
При измерении нужно стоять прямо, не наклоняясь, быть одетым в легкую одежду.
Мерки нужно измерять плотно по фигуре, не натягивая сантиметровую ленту и не ослабевая ее.
Пятая девочка: Практическая работа
Для перевода выкройки из журнала необходимо 3 мерки.
Обхват талии. Измеряется по линии талии горизонтально. Измерить и записать. От =
Обхват бедер. Измеряется по линии бедер горизонтально. Измерить и записать. Об =
Длина брюк. Измеряется по правому боку от линии талии на нужную длину. Измерить и записать. Дбр =
Задание 2 группе.
- рассказать и показать в журнале, как определить условные обозначения выкроек (размер, цветное обозначение, количество деталей, на каком листе А,В,С,Д выкроек находится). Практическая работа: подсчет количества ткани для пошива брюк.
Первая девочка: по полученным меркам в таблице размеров мы определяем размер брюк. Обхват бедер равным 79 см соответствует росту мальчика 146 см. На рисунке к модели брюк определяем лист выкроек и условные обозначения. Выкройка брюк находится на листе С и имеет черный контур, условное обозначение – непрерывная черная линия. (Показать рис)
Вторая девочка: здесь же мы рассмотрим детали выкроек на брюки и определим, что:
- под номером 1 – передняя часть брюк;
- под номером 4 – задняя;
- под номером 2 – внутренняя часть кармана;
- под номером 3 – боковая часть передней половинки брюк с внутренней частью кармана;
- под номером 5 – задняя кокетка.
Третья девочка: Здесь же можно посмотреть рациональный план раскладки выкройки брюк на ткани при ширине ткани 150см. (Показать рис)
Четвертая девочка: Вописании к модели указан расход ткани и необходимая фурнитура. В нашем случае на брюки требуется 1метр 10 см ткани при ее ширине 150см; лоскут для внутренней части кармана, застежка-молния длиной 10см.
Задание 3 группе.
- работа с выкройкой. Показать на развернутом листе вкладыша все детали выкройки. Практическая работа: подготовка выкройки к раскрою (названия линий и условные обозначения, направления нити основы, обозначение величины припусков на швы).
Первая девочка: лист – вкладышСимеет в верхней части номера деталей выкроек красного и зеленого цвета. (Показать) В нижней части – черного и синего. Нужные нам детали выкроек обозначены черным цветом. Определим их.
Вторая девочка: Находим цифру 1, проводим линию по направлению вверх и находим выкройку передней части брюк. Показать.
Находим цифру 2, проводим линию по направлению вверх, находим выкройку внутренней части кармана. Показать.
Третья девочка: Соответственно определяются местоположение выкройки под номером 3 – боковая часть передней половинки брюк с внутренней частью кармана; 4 – задняя часть брюк; 5 – задняя кокетка, 6 – задний карман.
Четвертая девочка: Все детали выкройки переводят с помощью кальки или другой прозрачной бумаги, переводят так же дополнительные разметки и надписи.
Пятая девочка: В результатеполучаем детали выкроек брюк. Готовим их к раскрою. Для этого подписываем каждую деталь, показываем направление нити основы, обозначаем величину припусков на швы.
Задание 4 группе.
- раскрой на ткани. Подготовка ткани к раскрою (определение лицевой и изнаночной стороны, направление рисунка, выравнивание среза ткани, декатировка). Практическая работа: разложить выкройку, учитывая направление нити основы ткани и выкройки, сколоть с тканью, обвести по контуру, отложить припуски, обвести по линиям припусков. Вырезать. (работа выполняется сразу, как получено задание)
Первая девочка: Перед раскроем следует подготовить ткань: определить лицевую сторону ткани. Осмотреть ткань на наличие дефектов. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки, стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Если ткань гладкая и не имеет рисунка, то детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, но направление нитей основы обязательно учитывается.
Вторая девочка:Раскраивать ткань лучше на большом столе. Ткань следует сложить вдвое, лицевой стороной внутрь, совместите кромки. Выкройки раскладывайть на изнаночной стороне ткани, учитывая направление нитей основы. Вначала следует разложить на ткани крупные детали, затем мелкие. Раскладка выкроек на ткани должна быть экономной .Третья девочка:Выкройки деталей прикалывают иголками к ткани. Сначала обводят длинные линии, потом короткие и овальные. Линии должны быть ровными, для этого можно воспользоваться линейками. После обмеловки контура деталей, на ткани намечают расположение линий середины детали, карманов. Еще раз проверяют правильность раскладки и обмеловки и только потом приступают к раскрою ткани.
Четвертая девочка: Нам осталось только вырезать детали брюк и можно приступать к сметыванию деталей кроя и подготовке к примерке.
- Грегуарговорит: «… я понял одну простую вещь: больше всего на свете мне интересны мои руки и то, что они способны смастерить». А вы довольны своими руками сегодня?
- Можно ли это состояние удовлетворенности назвать состоянием счастья? Лапина М.А., учитель самопознания
- Так что же нужно человеку для счастья? Вернёмся к теме нашей встречи: «Формула надежды».
- На крыльях этой птицы счастья
продолжите мысль о том, что такое счастье
выведите свою формулу надежды или формулу счастья (возможные варианты: понимание + любимое дело; близкие люди + радость общения….)
Бабич Н.И., библиотекарь
- Как вы думаете, схоже ли ваше понимание счастья с его пониманием героями книги?
- Ваше мнение: почему книга называется «35 кило надежды»? Надежды на что? Есть ли она у Грегуара? А у вас?
Лапина М.А.
- Чтобы вы никогда не теряли в своей жизни надежды, мы дарим вам специальную формулу « Дневник счастья» - вы будете описывать в нём самые счастливые моменты своей жизни. И если вдруг когда-нибудь вы почувствуете, что ваша надежда тает – откройте его, перелистайте, и тогда вы почувствуете, как птица счастья вновь опустилась к вам на ладонь!
Давайте подарим же Гергуару и нашим гостям песню «Птица счастья» исполнение песни «Птица счастья» под фонограмму.
Бабич Н.И., библиотекарь
- Наша встреча подходит к концу. А что случилось с Грегуаром в конце книги? (он выбирает себе школу по рекламным проспектам.- Какая это была школа? Внимание на слайд! (слайд: «Только одна школа мне понравилась. Ученики на фотографиях не сидели за партами и не улыбались в камеру. На одном снимке ребята пересаживали растения, на другом распиливали дощечки, и даже не думали улыбаться- они были заняты делом. И выглядело это здорово»)- А как вы думаете? Выбрал бы он наше учебное заведение?
Видеоролик «Технология» - 1 минута (до выставки рисунков)
- Действительно, в нашей школе созданы все условия, чтобы раскрыть таланты каждого из вас! И чтобы убедиться в этом, мы приглашаем всех посетить нашу выставку! Дорогие ребята! Спасибо за урок!
Ребята расходятся.
Рефлексия.
- Уважаемые коллеги! С ребятами мы выводили формулу надежды, формулу счастья, а вас мы попросим в качестве рефлексии вывести формулу успешности нашего семинара (раздаточный материал - можно тоже сделать в виде разноцветных лучей для солнышка).
Слово участникам (зачитывают 3-4 формулы и пожелания)