Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся на основе изучения истории родного края


Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения — это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свою Родину, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа.
Практика показывает, что одним из эффективных средств в решении поставленных задач по гражданско-патриотическому воспитанию является реализация регионального компонента в содержании образования. Ценность исторического краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь истории с жизнью. Именно дополнительное образование - это наиболее удачная форма работы по историческому краеведению, которая является структурным компонентом учебно - воспитательного пространства образовательного учреждения. Ведь для каждого большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России. Чувство патриотизма становится глубже, когда дети больше узнают об истории своей малой родины, о традициях и памятных местах родной земли, о знаменитых земляках, об известных личностях, которые многократно бывали здесь, черпали силы для вдохновения, творчества, самоотверженной общественной деятельности на благо народа.
Цель воспитательной деятельности в детском объединении вытекает из содержания образовательной деятельности обучающихся и направлена, в первую очередь, на воспитание патриотизма и гражданской ответственности, высоких нравственных ценностей учащихся, развитие их интеллектуальных
К настоящему времени разработан комплекс нормативных документов по гражданско-патриотическому воспитанию и тема патриотизма все громче звучит из средств массовой информации, с трибун различных совещаний и конференций. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов».
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения также выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». На новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся.
Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.
Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью. Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства.
В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:
- теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;
- деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;
- личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.
Патриотизм сегодня – это система ценностей, которыми располагают человек и общество. Это чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознание ими своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это совокупность идей, эмоций, настроений, отношений, убеждений и действий, направленных на процветание Родины. Это деятельная любовь гражданина к своему народу и его истории. Патриотизм призван стать важной движущей силой преодоления кризиса российского общества, формирования национального самосознания, укрепления связей между поколениями, возрождения единой России. Он в полной мере поможет формирующемуся человеку стать настоящим Гражданином, успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.
Главными деталями деятельности являются формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагога и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления школьников. Как же решаются задачи гражданско – патриотического воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования детей?
Наиболее адекватным способом решения актуальных задач социокультурного развития региона и модернизации образования представляется развертывание краеведческого образования как специально организованного процесса формирования и проявления позитивно-ценностного отношения учащихся к своему краю через овладение систематизированными знаниями и их практическое применение.
В течение нескольких реализуются программы туристско – краеведческой направленности «Юный исследователь» для учащихся младших классов, «Возрождение» - для учащихся среднего звена.
На втором году обучения реализуются проекты: «Я.Мой класс. Моя школа». Я. Моя семья». «Я. Мой город», «Великая победа». Программа «Возрождение» предполагает изучение таких тем «Исторические страницы Оренбургской области», «Символика области и города», «Милый сердцу уголок – город, где ты родился» и др.
Достаточно много работаем с детьми  по теме «Моя семья», где ученики рассказывают не только о своей семье, происхождении фамилии,   семейных традициях, праздниках. Ученикам предоставляется возможность узнать и составить своё родословное древо.
Основные формы работы по реализации задач гражданско – патриотического воспитания следующие:
-конкурс сочинений «Мой любимый город»;
-Отчеты «О чем рассказали музейные экспонаты»;
-Практикумы;
-Встречи с интересными людьми;
-Выставки;
-Семейные гостиные;
-Конференции;
-Ролевые, интеллектуальные игры;
-Экскурсии;
-Конкурсы;
-Праздники.
-Литературно – музыкальные композиции.
-Акции и др.
Изучение истории края идет с опорой на сложившуюся  социокультурную инфраструктуру нашего города и района (музеи, библиотеки, архив), совет ветеранов войны и тыла  Тесное сотрудничество установлено с литературно – краеведческим музеем «Бригантина» гимназии и музеем истории народного образования ЦДТ «Радуга».
В конце каждой экскурсии проходит викторина, ученикам предлагается составить дома кроссворд или вопросы для блицтурнира, написать отзыв, сочинение.
Технология проектной деятельности – основа для формирования позитивного социального опыта учащихся. Накоплен опыт реализации проектов различной направленности: творческих, исследовательских, социальных. В октябре 2016 года был осуществлен социальный проект «Твори добро!» ко Дню пожилого человека с учащимися 4 класса. Стало доброй традицией участие в Акции добрых дел, проводимых в школе, городе: «Рассвет», «Стена Славы», «День здоровья».
В ноябре 2016 года приняли участие в Акции «Приседайте на здоровье», организованной Российским движение школьников, с целью популяризации здорового образа жизни.
Участие в следующих мероприятиях краеведческой направленности: «Дистанционная олимпиада «Истории моей страны», Всероссийская историческая олимпиада «Аксиос», конкурс детского литературного творчества «Рукописная книга», конкурс презентаций «Краеведческий калейдоскоп» и других позволяет ознакомить детей с историей своего края, своими корнями, природными особенностями, с жизнью и трудовой деятельностью известных земляков, их вкладом в общественную жизнь края, города, с героическими и трудовыми буднями. Таким образом, важность и необходимость краеведческой работы, как средства формирования активной гражданской позиции личности, очевидна. Она способствует формированию
у учащихся активной жизненной позиции, желания участвовать в социально значимых акциях, конкурсах, проектах, поддерживает стремление знать как можно больше о родном крае, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность.