Психологические рекомендации для классных руководителей и родителей при общении с детьми
Психологические рекомендации
для классных руководителей и родителей
при общении с детьми
Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.
Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
Избегайте подчёркивания его промахов.
Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.
Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
Принимайте индивидуальность ребёнка.
Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.
Избегайте публичной критики.
Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.
Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.
Умейте признавать свои ошибки.
Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.
Поддерживайте своего ребёнка.
Что не надо делать родителям и педагогам?
Нельзя унижать ребёнка.
Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.
Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.
Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.
Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.
Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.
Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок.
Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Рекомендации учителям как вести себя с агрессивными,
замкнутыми, уатичными, гиперактивными, тревожними.... детьми
Как вести себя с агрессивным ребёнком? Санкция должна соответствовать поступку.
Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
Используйте удивление для реагирования на агрессию.
Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
Дайте понять ребёнку, что он любим.
Как вести себя с конфликтным ребёнком?
Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
Иногда не надо вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
Как вести себя с тревожным ребёнком?
Выясните причину тревожности.
Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
Как вести себя с застенчивым ребёнком?
Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
Старайтесь повысить уровень самооценки. Учите его уважать себя.
Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми близкими ребёнку.
Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где ребёнок мог стать объектом насмешек.
Как вести себя с упрямым ребёнком?
Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
Как вести себя с гиперактивным ребёнком?
Выясните причину гипердинамичности. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
Главное лекарство – игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
Лучшие друзья гиперактивного ребёнка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.
Как вести себя с невнимательным ребёнком?
Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он его мог завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Как вести себя с инертным ребёнком?
Предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
Требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого устного ответа на неожиданный вопрос.
Их нельзя спрашивать в начале урока.
От них нельзя требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу и отвлекать от работы.
Для успешной деятельности инертного ребёнка, ему необходимо создавать спокойную обстановку.
Уважаемые классные руководители!
Не отчаивайтесь, если что-то не получается…
Обращайтесь – вместе мы обязательно найдем выход из любой ситуации!
Ваша Жанна Николаевна