Программа военно-патриотического воспитания


УтверждаюДиректор МОБУСОШ № 14
х.Марьинского_________ В.Ф.ГолубецПрограмма
«Патриотическое воспитание учащихся
муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 на 2011 - 2015г.»
Введение.
Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 х.Марьинского мо Новокубанский район на 2011 – 2015 годы» (далее именуется – программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010года № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011 – 2015 годы». Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся школы.
Актуальность проблемы
патриотического воспитания детей и молодежи.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Верхнекубанского сельского округа, жителей хутора в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры.
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:
I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над захоронением Барчан В.; вахта памяти - выставление почетного караула на захоронении, над которым шефствует наша школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на захоронении и в других памятных местах).
Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда.
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам.
II направление. Военно-спортивные игры.
Прежде всего, это “Зарница”, которая в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи “ШКОЛА – АРМИЯ”. Опыт проведения игры “Зарница” показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. “Зарница” оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины. Не менее важную роль в военно-патриотическом воспитании играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества.
III направление. Взаимосвязь школьного коллектива и военнослужащих.
Работа по данному направлению осуществляется через руководство кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
Специальный раздел в предмете ОБЖ – ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ призван закрепить уже имеющиеся у обучающихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнив новыми знаниями, научить применять на практике, полученные на уроках знания и умения – иными словами, сформировать умения и навыки военно-прикладного характера.Программа по военно-патриотическому воспитанию учащихся школы
Программа представляет собой комплекс проектов, акций, творческих дел и разовых мероприятий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания в школе.
Цели и задачи программы
Основными целями программы являются:
- развитие у учащихся лучших качеств патриота России;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа;
- приобщение к традициям и богатейшей культуре страны;
- совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства;
- формирование у учащихся школы высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-формировать нравственное отношение к историческому героическому прошлому России, культуре ее народов, ее природе;
- формировать чувство гражданской ответственности за судьбу страны, народа, готовность защищать интересы государства;
- развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;
-через изучение и принятие народных традиций и культуры развивать творческие способности учащихся;
- вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;
- развивать чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России, не допускать проявлений национального экстремизма в молодежной среде;
- воспитывать у молодежи непринятие агрессии, насилия и войны;
- способствовать физическому развитию учащихся, развивать чувство ответственности за свое здоровье и образ жизни, создавать условия для возможности занятий спортом и физической культурой;
-физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
-способствовать подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах России.
ПРОЕКТЫ
1.«Память» - акции, мероприятия, коллективные творческие дела направлены на изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России, мужеству ее народа. Особое внимание – истории и событиям Великой отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
2.«Великая Победа» - акции, мероприятия направлены на празднование Дня победы над немецко-фашистскими захватчиками, уважения к памяти всех жертв фашистского террора.
3.«Моя семья, моя земля, моя Россия» - коллективное творческое дело, мероприятия, акции отвечают задачам изучения, сохранения народных традиций, культуры родного края и страны в целом, биографий великих соотечественников, особенностям природы и ее охраны. Особое внимание следует уделить укреплению семейных традиций, воспитанию уважения к старшему поколению, изучению истории семьи. Сюда же относятся и акции, направленные на воспитание гражданской ответственности и развитие социальной активности учащихся.
4.«Моя семья, моя земля, моя Россия»- блок мероприятий, направленных на социально значимые действия: помощь ветеранам, пожилым и инвалидам, шефство над памятниками, мемориалами и другая благотворительная деятельность.
5.«Защитники Отечества»- содержание мероприятий направлено на знакомство с жизнью и деятельностью великих соотечественников, воспитание готовности к защите Отечества, физическое развитие подрастающего поколения, воспитание уважения к военной профессии.
Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Подгоренского района, РОВД, РВК, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.
Механизм реализации Программы.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации программы (далее именуется – Совет). Порядок выборов данного совета, равно как и советов по реализации других школьных программ, определяется уставом образовательного учреждения. В состав Совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнительными мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
План мероприятий
№ Мероприятия Сроки проведения Участники
1 Совершенствование процесса патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к годовщинам победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 1. Организация ученической научно-практической конференции «Народ и армия в Великой Отечественной войне». ежегодно Совет старшеклассников
2. Проведение педагогического совета на тему «Воспитание гражданина отечества на культурно-исторических традициях нашей Родины». ежегодно Педагогический коллектив школы
3. Школьная краеведческая конференция «Край родной». ежегодно 5 - 11 классы
4. Проведение тематического лектория «Великие полководцы великой войны», «Простой солдат уже герой!» ежегодно Совет старшеклассников
5. Конкурс творческих работ «Дни далекой той войны в сердцах людей навечно будут!» ежегодно 5 – 11 классы
6. Беседы о Великой Отечественной войне, тематические классные часы «России славные сыны», «Моя семья в Великой Отечественной войне». ежегодно, по планам классных руководителей 1 – 11 классы
7. Традиционный конкурс плакатов «Нет войне!» ежегодно, апрель 5 - 11 классы
8. Подготовка тематических экскурсий по военной тематике (Уголок боевой славы) ежегодно Совет старшеклассников
9. Несение Вахты Памяти. ежегодно, февраль, май 10 – 11 классы
10. Подготовка концертов к памятным датам. ежегодно, февраль,май5 – 8 классы
11. Акция «Поздравление»: «Письмо ветеранам», «Открытка ветеранам». ежегодно 5 – 11 классы
2 Работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России. 12. Тематические классные часы. 1 – 11 классы
13. Участие в выставке творческих работ и других научных конкурсах, посвященных Дню космонавтики. ежегодно, апрель 7– 10 классы
3 Мероприятия по совершенствованию работы организаторов патриотического воспитания, учителей-предметников. 14. Семинары МО классных руководителей. ежегодно, по графику Классные руководители
15. «Гумманизация и активизация патриотического воспитания учащихся школы», «Новые технологии патриотического и гражданского воспитания». ежегодно Педагогический совет школы
16. Проведение семинара «Особенности патриотического воспитания учащихся». ежегодно Педагогический совет школы
17. Цикл практических семинаров по патриотическому воспитанию в рамках различных образовательных областей. ежегодно Классные руководители
18. Использование государственной символики на всех мероприятиях, изучение государственной символики. ежегодно Педагогический коллектив школы
4 Проведение фестивалей, конкурсов, олимпиад 19. Конкурс «Знатоки истории». ежегодно 3 – 4 классы
20. Викторины «Великие люди России», «История государства Российского», тематические «Что? Где? Когда?» ежегодно 5 – 11 классы
21. Викторина «Ратные страницы истории». ежегодно Учителя истории
5. Историко-патриотические мероприятия 22. Шефство над захоронением Барчан В. ежегодно 1 -11 классы
23. Экскурсии по местам боевой славы. ежегодно 2 – 11 классы
24. Дни боевой славы. ноябрь, февраль, май Совет музея, совет старшеклассников,
5 -11 классы
25. Традиционный урок гражданственности и патриотизма. сентябрь 1 – 11 классы
26. Участие во Всероссийских акциях .январь, февраль 5 – 11 классы
27. Проведение традиционного месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы:
- соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- конкурс песни и строя;
- конкурс боевых листков;
- конкурс патриотической, солдатской инсценированной песни;
- вечер для старшеклассников «Я служить должен»;
- соревнования «Веселые старты», «А, ну-ка, парни!»; «Меткий стрелок»;
- спортивно-краеведческая игра;
- уроки мужества, посвященные памятным датам в истории нашего края;
- торжественные линейки открытия и закрытия месячника;
-утренник-игра «Наша армия родная" 1 – 11 классы
6. Забота о ветеранах 28. Работа объединений «Поиск», «Память» .ежегодно Совет старшеклассников
29. Проведение операций «Поздравление», «Открытка», сбор гуманитарной помощи ветеранам. ежегодно 1 – 11 классы
7. Подготовка и проведение спартакиад, спортивных игр и соревнований 30. Участие школы в спартакиаде по игровым видам спорта. ежегодно 3 – 11 классы
31. Участие в соревнованиях допризывной молодежи. ежегодно 9 – 11 классы
32. Проведение первенства школы по различным видам спорта. по плану физвоспитания 3 – 11 классы
33. Участие в спортивных играх ежегодно 5 -11 классы
34. Смотр-конкурс «Самый спортивный класс». ежегодно 5 -11 классы
35. Спортивная викторина «Россия олимпийская». ежегодно 6 – 8 классы
8. Реализация программы правового воспитания учащихся 36. Проведение традиционной недели правовых знаний:
- уроки «Знай и соблюдай законы»;
- смотр-конкурс «Самый знающий правовед»;
- викторины правовых знаний;
- встречи, беседы с инспектором и другими специалистами;
- уроки-игры «Мир демократии: путешествие во времени»;
- тематические классные часы и др. ежегодно 1 -11 классы
37. Игры на правовые темы. ежегодно 5 -11 классы
9. Организационные мероприятия. Управление и контроль. 38. Корректирование плана реализации программы патриотического воспитания учащихся школы. ежегодно, сентябрь, январь Администрация школы
39. Анализ реализации программы патриотического воспитания учащихся школы. ежегодно, май Администрация школы
40. Проведение мониторинга воспитанности учащихся, в том числе развития патриотического и гражданского самосознания. ежегодно, март 9 -11 классы
41. Привлечение к проведению мероприятий по патриотическому воспитанию представителей ведомственных структур. ежегодно Администрация школы
42. Подготовка распоряжений, приказов по проведению мероприятий патриотического воспитания. ежегодно Администрация школы
43. Анализ работы школьного музея «Патриотическое воспитание учащихся через систему поисковой историко-краеведческой деятельности». ежегодно Администрация школы
44. Контроль вопроса «Патриотическое воспитание в курсе ОБЖ» ежегодно Администрация школы
45.
46. Подготовка к инспектированию «Патриотическое воспитание учащихся в системе гуманитарного образования».
Разработка Положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр на местности с учащимися школы. ежегодно
ежегодно Администрация школы
Администрация школы
Преподаватель-организатор ОБЖ Беликова Екатерина Анатольевна