Дополнительная образовательная программа военно-патриотического клуба «Патриот»
МБОУ СОШ № 4 города Татарска
Дополнительная образовательная программа
военно-патриотического клуба
«ПАТРИОТ»
Разработана для детей 12 – 17 лет
Предусматривает трехлетний курс обучения
Автор-составитель: преподаватель-организатор ОБЖ Турышев Антон Игоревич.
протокол № ___ от «___» _________ 20 ___ года.
Утверждено: педагогическим советом, протокол № ___ от «___» _________ 20 ___ года, приказ
№ ___ от «___» _________ 20 ___ года.
Директор МБОУ СОШ № 4 : Л.И.Сергеева
город Татарск
МБОУ СОШ № 4 города Татарска
Дополнительная образовательная программа
военно-патриотического клуба
«Патриот»
(ФГОС ООО, по гражданско-патриотической направленности)
Разработана для детей 12 – 17 лет
Предусматривает трехлетний курс обучения
Автор-составитель:
преподаватель-организатор ОБЖ
Турышев Антон Игоревич.
Утверждено:
педагогическим советом, протокол
№ _1_ от «_29_» __августа__ 2014 года.
Приказ № 233\1 от «29» _августа_ 2014 года.
Директор МБОУ СОШ № 4: Л.И.Сергеева
город Татарск
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..3
1. Введение.3
2. Актуальность вопроса...4
3. Цели и задачи.5
4. Принципы отбора учебного материала...7
5. Прогнозируемые результаты7
6. Принципы подачи учебного материала..8
7. Структура и вариативность программы..9
II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ (по годам обучения)..10
1. Первый год обучения10
2. Второй год обучения.13
3. Третий год обучения.14
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(по годам обучения)..14
1. Учебный план15
2. Учебно – тематический план и содержание обучения (по годам обучения).
2.1.Первый год обучения..15
2.2. Второй год обучения..23
2.3. Третий год обучения...30
IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ 38
V. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ..39
VI. ПРИЛОЖЕНИЯ....40
1. Приложение №1. Вариант материально-технического оснащения военно-патриотического клуба (объединения)
40
2. Приложение №2. Требования безопасности при подготовке граждан по основам военной службы...
42
3. Приложение №3. Условия выполнения упражнений стрельб из пневматической винтовки, автомата и метании ручных гранат в пешем порядке..
46
4. Приложение № 4 Контрольные нормативы
49
5. Приложение № 5. Порядок выполнения общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий
58
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ВВЕДЕНИЕ
Быть патриотом... Что это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить...
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять.
Быть лучшей частью русского народа,
Которую никто не смог подмять...
Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб России и ее граждан начала нового века и нового тысячелетия. Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах в минувшие два десятилетия привели к резкому изменению отечественного общественного сознания, как на обыденном, житейском, так и на идеологических уровнях. По данным социологического исследования «Патриотизм молодежи Новосибирской области», проведенного по заказу министерства культуры и молодежной политики Новосибирской области, значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, верность героическим традициям, память о павших за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к служению родной стране, защита ее государственных интересов.Исследование показывает, что патриотические, духовные, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира молодого человека. Патриотизм современной молодежи в большей степени основан на постоянных структурных элементах понятия «Отечество» (таких как территория, народ, культура). Переменные характеристики понятия «Отечество» теряют свою былую доминирующую роль в патриотизме. 62,7% респондентов объяснили это «отношением к нынешнему положению дел в стране», 32% - «оценкой исторического прошлого страны», 42,7% опрошенных молодых людей не считают патриотизм ценностью по сугубо личным убеждениям.
С началом перестроечных процессов в нашем обществе роль и значение патриотического воспитания потеряли былую силу, подверглись неумолимой и деструктивной критике. Это в значительной мере способствовало дискредитации не только существовавшей практики патриотического воспитания, но и самой идеи формирования и развития личности гражданина-патриота. Постепенно был предан забвению накопленный опыт, прекратилась разработка практических основ, открывающих пути комплексной реализации задач, связанных с защитой Отечества.
Однако отрадно отметить, что происходящие сегодня в Российской Федерации общественно-политические и социально-экономические преобразования выдвинули качественно новые важные задачи по совершенствованию государства, превращению его в экономически развитое, цивилизованное, в полном смысле слова демократическое. Вместе с этим приходит осмысление того, что у России нет более важной идеи, ценности, чем патриотизм. Его мощный потенциал направлен на консолидацию российского общества, духовно-нравственное, политическое и экономическое возрождение России.
Сейчас осуществляется заметный поворот системы подготовки подрастающего поколения к защите Отечества на новой основе. Тысячелетие началось с принятия целого ряда основополагающих государственных документов федерального уровня: ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях», Военная доктрина Российской Федерации, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2009-2015 годы». Нормативно-правовые документы были приняты и на региональном уровне: Концепция патриотического воспитания граждан в Новосибирской области, Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан в Новосибирской области на 2011-2014 годы.
Опыт отечественного патриотического воспитания свидетельствует, что его целью было и есть обретение человеком опыта служения Отечеству. Совершенствование системы патриотического воспитания граждан, а особо – молодого поколения страны, является на современном этапе одним из важнейших вопросов в жизни общества и государства.
Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерным для России на протяжении веков. Социальную востребованность такой работы в настоящее время подтвердил президент РФ В.В.Путин. В своём заявлении он отметил, что необходимо не только учить молодёжь, но и воспитывать её. При этом особое внимание следует уделять физической подготовке для повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодёжи, подготовки ее к воинской службе, развитию военно-прикладных и военно-технических видов спорта.
Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.
За основу военно-патриотического воспитания молодежи следует принять:
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей, подростков и молодежи, преданности Родине и готовности к ее защите;
- целенаправленную работу по формированию у допризывной молодежи потребности в физическом развитии и физическом совершенствовании;
- воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и в «горячих точках» на территории России и СНГ.
Целенаправленная подготовка молодежи к службе в ВС РФ – это систематическая деятельность органов государственной власти и различных субъектов патриотического воспитания по формированию у молодых людей готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА
Условия, в которых сегодня находится российское общество, целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
- в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлена под вопрос и ее либеральная альтернатива;
- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
- поиски национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.
- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения.
Однако ещё в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования. Единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка. Но и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей. Нравственное воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.
Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Патриотическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением деятельности организаций социальной сферы.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Программа ВПК предусматривает получение обучающимися знаний об обороне государства, составе, структуре и задачах, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации. Традициях русской армии в различные временные эпохи, положениях Конституции и Законах Российской Федерации по вопросам воинской обязанности граждан и ответственности за их нарушение. Овладение элементами военно-медицинской подготовки, получение физической закалки, овладение основами туристской подготовки, приобретение навыков по гражданской обороне.
Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно–нравственного и физического развития, подготовки по защите Отечества.
Основными задачами программы являются:
Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания и образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Компенсация отсутствующих в общем образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных Сил России, физкультуры, спортивной гигиены, медицины, развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков в военному искусству, физической силе и красоте, мужеству, стойкости, смелости и решительности; стремлению к самоутверждению.
Реализацию программы предполагается осуществлять на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариативности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
приоритета интересов каждого обучающегося, учета его интеллектуальных и психофизиологических и личностных особенностей;
непрерывности образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
обеспечения подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего обучения;
содействия выбору индивидуального образовательного маршрута.
Средства реализации программы:
Создание особой микросоциальной, развивающей среды дисциплины, порядка, комфортности;
Обучение и воспитание подростков в соответствии с определенными программой направлениями и содержанием деятельности;
Использование отечественного и зарубежного опыта;
Приобщение подростков к жизни в гражданском обществе, к культуре мира и ненасилия.
Формы учебных занятий.
Учебно-тренировочное занятие. Содержание учебного материала должно соответствовать обучающей и воспитательной задаче.
Тематические экскурсии. Могут являться разновидностью занятий либо культурно-досуговым мероприятием.
Дискуссии, ролевые игры по тематике программы.
Трудовая деятельность педагога и обучающихся. Участие в совместном труде, например, в субботнике или работах по поддержанию материальной базы, что предполагает использование педагогом личного примера как метода решения воспитательной задачи.
Досуговые, массовые мероприятия, соревнования, посвященные различным историческим или памятным датам.
Выездные формы занятий – экскурсии, профильные лагеря, экспедиции, соревнования.
Кроме названных выше существуют и другие формы занятий:
День клуба (собираются все группы, приходят интересные люди, проводятся беседы, просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов и т.п.);
походы по знаменательным историческим местам;
участие в соревнованиях по традиционным и боевым искусствам;
учебные семинары;
помощь ветеранам войн;
вахта памяти;
показательные выступления.
4. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В программе для ВПК реализованы требования Федерального Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», приказа Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2001 г. № 203/1936 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам воинской обязанности и военной службы. Также в программе реализованы требования программы боевой подготовки общевойсковых подразделений.
5. Прогнозируемые результаты
1-й год обучения
-овладение умениями и навыками личной гигиены и закаливания,
-освоение приемами строевой подготовки;
-получение навыков походной и маршевой подготовки, умения ориентироваться на местности, обустраивать бивак, добывать воду и пищу, различать съедобные и лекарственные растения;
- выполнение нормативов «Юный стрелок»;
- знакомство с историей Вооруженных Сил и силовых структур России.
2-й год обучения.
- укрепление общей физической подготовки;
- совершенствование строевой подготовки;
- совершение марш-броска на 5 км с элементами ориентирования, обустройство ночлега без туристского снаряжения;
- выполнение норматива «Меткий стрелок»;
- выполнение упражнений учебных стрельб из АК-74;
- знакомство с основными законодательными документами, касающимися обороны и безопасности государства, структурой, техникой и вооружением Вооруженных Сил и силовых структур России.
3-й год обучения:
- наращивание мускулатуры, владение телом, совершенствование скоростных качеств;
- совершенствование строевой подготовки;
- выполнение упражнений контрольных стрельб из АК-74 и ПМ;
- умение провести ночь в лесу зимой без туристского снаряжения, марш-бросок 30 км, поход с ориентированием на 1 сутки в составе группы учащихся в автономном режиме (педагог выполняет роль наблюдателя).
Оценка результатов обучения.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся
Тесты на физическую подготовку:
- бег 30, 60, 100 м;
- прыжки в длину;
- подтягивания;
- отжимания;
- подъемы корпуса.
Итоговый контроль:
- контрольные занятия;
- соревнования
- зачет;
- собеседование;
- показательные выступления.
Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с обучающимися и их родителями.
6. Принципы подачи учебного материала
Изучение учебного материала, предлагаемого данной программой основывается на принципах воспитывающего обучения – обучения, при котором достигается органическая связь между приобретением знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально – целостного отношения к миру, друг другу, к усваиваемому учебному материалу.
Патриотический воспитательно-развивающий потенциал программы выражается в следующем:
- в содержании основного учебного материала, изучаемого курсантами военно-патриотического клуба;
- в организации целостного учебно-воспитательного процесса, в котором используются различные формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности курсантов, ориентированные на стимулирование их гражданско-патриотической активности;
- в использовании воспитательных возможностей организации деятельности курсантов в социокультурном окружении для более прочного усвоения полученных знаний выработки гражданско-патриотических и нравственных ориентиров, расширения социального опыта в практическом применении полученных знаний как основы для жизненного и профессионального самоопределения;
-в воспитательном примере личности руководителя военно-патриотического клуба, являющегося образцом патриота и гражданина России, умеющего строить деловые, педагогически целесообразные отношения с воспитанниками военно-патриотического клуба.
7. Структура И ВАРИАНТИВНОСТЬ программы
Программа рассчитана на обучение и воспитание подростков (юношей и девушек) от 12 до 17 лет. Набор обучающихся в группы – свободный: все кто проявляет желание и интерес, независимо от физических данных. Но, главное, без медицинских противопоказаний. Наполняемость учебной группы 20-25 человек.
Структура программы.
Программа разработана на три учебных года, каждый продолжительностью девять месяцев. Количество учебных часов намеренно рассчитывалось таким образом, чтобы оставалась возможность для расширения и дополнения программы разделами и темами, соответствующими специализации клуба.
Общее количество часов
(учебный час) в годовом цикле по традиционной системе ДОД
Количество часов в годовом цикле по базовой программе
I год
(учебный час)
II год
(учебный час)
III год
(учебный час)
306 часов
102 часа
102 часов
102 часов
36 недель
36 недель
36 недель
36 недель
9 ч/неделю
3 ч/неделю
3 ч/неделю
3 ч/неделю
При проведении полевых выходов, учений, стрельб, а также других занятий, связанных с выходом в поле, выездом в воинскую часть и участием в соревнованиях учебная нагрузка для курсантов составляет не более 7 часов.
На 2-ом и 3-ем году обучения организуются индивидуальные занятия с обучающимися, имеющими высокие результаты и успехи. Для них составляются индивидуальные планы подготовки.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
общественно – государственная подготовка;
уставы Вооруженных сил РФ;
огневая подготовка;
физическая подготовка;
строевая подготовка;
тактическая подготовка;
разведывательная подготовка;
инженерная подготовка;
радиационная, химическая и биологическая защита;
военная топография;
военно – медицинская подготовка.
Содержание программы строится параллельно со школьным курсом ОБЖ и других предметов школы. Эта параллель позволит значительно углубить знания по изучаемым школьным дисциплинам, так как в школьной программе уделяется слишком мало времени на их изучение. Таким образом в рамках программы предусматривается проведение экскурсий, походов, подготовка, проведение и участие в массовых мероприятиях. Для походов, экскурсий, тренировочных занятий на местности используются выходные дни и каникулярное время.
Обучение по программе будет осуществляться как через традиционные, так и не традиционные формы кружковых занятий: лекции, экскурсии, беседы, походы, экскурсии в воинскую часть, музей, поисковые экспедиции, полевые занятия, интеллектуальные игры, исследовательские работы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и войн современности, социально-значимые акции, выступления агитбригады, КВНы, викторины.
Образовательный стандарт ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
ПО НАЧАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ
(по годам обучения)
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
По общественно-государственной подготовке. Знать назначение и организационную структуру Вооруженных Сил Российской Федерации, виды Вооруженных Сил и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части.
По тактической подготовке. Знать основы общевойскового боя и обязанности солдата в бою; организацию и вооружение мотострелковой роты на БМП и БТР, основы боевого применения и боевые возможности; назначением и боевые свойства стрелкового оружия, вооружение и боевую технику мотострелкового полка; боевую характеристику танков и бронированных машин вероятного противника, их уязвимые мест, приемы и средства борьбы с танками и бронированными машинами противника; боевую характеристику и тактику действий самолетов и боевых вертолетов противника, их силуэты и опознавательные знаки, правила ведения огня по воздушным целям.
Уметь:
- использовать предметы боевой индивидуальной экипировки, быстро и правильно осуществлять ее надевание и подгонку;
- передвигаться на поле боя различными способами (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием);
- уметь выбирать место для стрельбы, скрытно занимать, оборудовать и маскировать место для стрельбы;
- действовать в оборонительном бою – при нахождении под артиллерийским (минометным) обстрелом, нанесении ядерного удара, налете авиации противника; производить смену огневой позиции (места для стрельбы);
- действовать в наступлении – производить подготовку к наступлению, занимать свое место в боевом порядке отделения и осуществлять перестроения, преодолевать минно-взрывные заграждения и различные препятствия, поражать противника огнем на ходу, использовать огонь соседа, применять ручные гранаты; вести бой в траншее, ходе сообщения, воронке;
- осуществлять передвижения в составе отделения (боевой группы) с применением различных способов передвижения;
- правильно укладывать рюкзак, осуществлять крепление и подгонку оружия, снаряжения и обмундирования для совершения пешего марша; осуществлять передвижение пешем маршем на значительные расстояния;
- организовывать отдых в полевых условиях (устанавливать палатку, пользоваться спальным мешком, теплоизолирующим ковриком и плащ-палаткой; устраивать укрытия из местных материалов); разводить и поддерживать костры; самостоятельно готовить пищу из индивидуальных рационов питания ИРП и кипятить воду;
- действовать в сторожевом охранении, патруле и секрете.
- быстро осуществлять посадку и высадку в БТР (БМП, МТ-ЛБ, десантом на танк); готовить стрелковое оружие к стрельбе через бойницы; осуществлять спешивание с развертыванием в боевой порядок.
- применять противотанковых гранат для уничтожения танков и других бронированных машин противника;
- применять оружие для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и воздушным десантом противника; использовать защитные свойства местности, местные предметы и фортификационные сооружения для защиты от налетов авиации противника.
По разведывательной подготовке. Знать организацию и тактику действий вооруженных сил стран вероятного противника.
Уметь:
- осуществлять выбор и маскировку места для наблюдения; вести наблюдение с целью изучения местности, местных предметов и противника; составлять схемы местности, наносить на схему обнаруженные цели и докладывать о результатах наблюдения.
- осуществлять непосредственный осмотр местности в составе дозора; действовать при осмотре опушки леса, населенного пункта, при прохождении теснин, мостов и других узких мест, при встрече водной преграды, заминированных и зараженных участков, встрече с противником; докладывать о результатах наблюдения и обстановке.
По огневой подготовке. Твердо знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне.
Знать:
- назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип работы автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и выстреле (стрельбе); боеприпасы к стрелковому оружию; порядок эксплуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе; способы устранения задержек при стрельбе;
- назначение и общее устройство бинокля; порядок подготовки бинокля к работе, ведения наблюдения и измерения горизонтальных и вертикальных углов для определения дальности;
- назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат, реактивных противотанковых и штурмовых гранат; меры безопасности при обращении с ручными и реактивными гранатами, порядок подготовки гранат к применению и устройство и работу частей и механизмов гранаты;
- основы внутренней и внешней баллистики (явление выстрела, начальная скорость пули, отдача оружия и угол вылета пули; образование траектории, и ее элементы; прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, их практическое значение; нормальные (табличные) условия стрельбы; влияние внешних условий на полет пули; пробивное (убойное) действие пули);
- правила стрельбы по неподвижным и движущимся целям;
- способы определения расстояний до цели.
Уметь:
- быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, заражать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать прицел и переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и удержание оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устранять задержки, возникающие при стрельбе;
- снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и реактивных гранат к боевому применению;
- осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата;
- определять дальности целей (местных предметов) и осуществлять целеуказание различными способами;
- выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малокалиберного и боевого стрелкового оружия;
- точно метать ручные гранаты из различных положений.
По радиационной, химической и биологической защите. Знать основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия и способы защиты от него; знать способы защиты от зажигательного оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Уметь:
- осуществлять подбор лицевой части противогаза и респиратора, осуществлять проверку их исправности;
- правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор и общевойсковой защитный костюм ОЗК).
По инженерной подготовке. Знать размеры и порядок оборудования фортификационных сооружений; общее устройство и принцип действия мин; правила их установки и обезвреживания, меры безопасности при установке и обезвреживании мин.
Уметь:
- оборудовать одиночные окопы;
- устанавливать и обезвреживать противотанковые, противопехотные и сигнальные мины.
По уставам ВС РФ. Знать общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанности лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского приветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
Уметь практически выполнять действия по распорядку дня и обязанности дневального и дежурного по роте.
По строевой подготовке. Знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов.
Уметь выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения.
По физической подготовке.
Уметь:
- выполнять упражнения по разделам физической подготовки согласно требованиям НФП-2011;
- выполнять приемы рукопашного боя без оружия и с оружием в рамках начального комплекса рукопашного боя (РБ-Н);
- преодолевать единую полосу препятствий согласно требованиям НФП-2011;
- уверенно передвигаться на лыжах;
- преодолевать водную преграду с помощью подручных средств.
По военной топографии. Знать порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от местных предметов.
Уметь:
- определять стороны горизонта по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов;
- определять азимуты на местные предметы и направления по заданным азимутам; осуществлять движение по заданным азимутам.
По военно-медицинской подготовке. Твердо знать порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила личной и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболеваний; правила применения штатных средств медицинского обеспечения.
Уметь:
- применять штатные средства оказания первой медицинской помощи;
- останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств;
- накладывать повязки при различных видах ранений;
- производить иммобилизацию при переломах;
- выполнять реанимационные мероприятия.
2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Иметь знания, умения и навыки согласно стандарту первого года обучения, выполнять нормативы, предусмотренные стандартом первого года обучения на оценку не ниже «удовлетворительно».
Дополнительно курсант (воспитанник) должен освоить следующие учебные вопросы.
По общественно-государственной подготовке. Знать Дни воинской славы России, значение государственных наград; роль офицеров и младшего командного состава в Вооруженных Силах Российской Федерации; порядок поступления в высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Отечества.
По тактической подготовке. Знать приемы ведения боя в обороне и наступлении.
Уметь: действовать в составе отделения в обороне, наступлении и при действиях в составе дозора.
По огневой подготовке. Знать назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия вооружения мотострелкового взвода; назначение и общее устройство оптических и ночных прицелов; порядок подготовки прицелов к работе, ведения наблюдения и прицеливания; правила стрельбы по неподвижным и движущимся целям из различных положений днем и ночью;
По радиационной, химической и биологической защите. Знать сигнал оповещения, приемы и способы действия на зараженной местности, правила входа в убежище и выхода из него; правила специальной и санитарной обработки.
Уметь:
- действовать по сигналам оповещения и преодолевать зоны заражения использую средства индивидуальной защиты;
- проводить специальную и санитарную обработку.
По инженерной подготовке. Знать устройство и порядок оборудования фортификационных сооружений для защиты личного состава; порядок преодоления минно-взрывных и невзрывных заграждений.
Уметь:
- преодолевать минно-взрывные заграждения с использованием миноискателей, щупов и подручных предметов;
- преодолевать невзрывные противопехотные заграждения.
По уставам ВС РФ. Знать порядок хранения и выдачи оружия; назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и часового; порядок несения караульной службы.
Уметь практически выполнять обязанности караульного и часового.
По военной топографии. Знать номенклатуру топографических карт, условные знаки на топографических картах, порядок определения сторон горизонта и доклада о своем местонахождении от местных предметов.
Уметь:
- работать с картой на местности (определять расстояния, направления, свое местоположение и положения обнаруженных целей).
По военно-медицинской подготовке. Твердо знать порядок и правила оказания первой медицинской помощи при поражениях оружием массового поражения; порядок и правила транспортировки раненных.
Уметь:
- осуществлять эвакуацию раненого из-под огня противника, транспортировать раненного на значительные расстояния с учетом характера ранения.
3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Иметь знания, умения и навыки согласно стандарту первого и второго года обучения, выполнять нормативы, предусмотренные стандартом первого и второго года обучения на оценку не ниже «хорошо».
Дополнительно курсант (воспитанник) должен освоить следующие учебные вопросы.
По общественно-государственной подготовке. Знать правовые основы военной службы; статус военнослужащего, его права и свободы; порядок призыва на военную службу и порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту
По тактической подготовке.
Уметь: действовать в составе отделения разведывательной (огневой) засаде и поиске.
По радиационной, химической и биологической защите. Знать способы ведения радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля; допустимые нормы облучения и заражения радиоактивными веществами.
Уметь работать с приборами радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№п/п
Наименование разделов
Общееколичество часов
в том числе
1-й год
2-й год
3-й год
1
Общественно-государственная подготовка
9
3
3
3
2
Тактическая подготовка
30
10
10
10
3
Разведывательная подготовка
12
4
4
4
4
Огневая подготовка
60
20
20
20
5
РХБ защита
12
4
4
4
6
Инженерная подготовка
9
3
3
3
7
Уставы
9
3
3
3
8
Строевая подготовка
24
8
8
8
9
Физическая подготовка
30
10
10
10
10
Военная топография
6
2
2
2
11
Военно-медицинская подготовка
15
5
5
5
12
Практические занятия
30
30
30
30
Итого:
306
102
102
102
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
2.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РАСЧЕТ ЧАСОВ
№ темы
Наименование темы
Кол-во
часов
1
Общественно-государственная подготовка.
3
1.1
Вводное занятие. Вооруженные силы Российской Федерации.
1
1.2
Военная присяга и Боевое Знамя воинской части.
1
1.3
Общевоинские уставы.
1
2
Тактическая подготовка.
10
2.1
Основы общевойскового боя.
1
2.2
Организация и вооружение мотострелковой роты.
1
2.3
Вооружение и боевая техника.
2
2.4
Действия солдата в бою.
4
2.5
Борьба с танками и бронированными машинами.
1
2.6
Борьба со средствами воздушного нападения.
1
3
Разведывательная подготовка
4
3.1
Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
1
3.2
Действия наблюдателя при ведении разведки
1
3.3
Действия солдата в составе дозорного отделения.
2
4
Огневая подготовка
20
4.1
Меры безопасности
1
4.2
Материальная часть стрелкового оружия
6
4.3
Основы и правила стрельбы
2
4.4
Стрелковые тренировки
11
5
Радиационная, химическая и биологическая защита
4
5.1
Ядерное, химическое, биологическое и зажигательное оружие
2
5.2
Средства индивидуальной защиты
2
6
Инженерная подготовка
3
6.1
Инженерное оборудование и маскировка позиций
1
6.2
Минно-взрывные заграждения, их устройство, установка и обезвреживание
2
7
Уставы
3
7.1
Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
1
7.2
Обязанности лиц суточного наряда
1
7.3
Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания
1
8
Строевая подготовка
8
8.1
Строевые приемы и движение без оружия.
6
8.2
Строевые приемы и движение с оружием
2
9
Физическая подготовка
10
9.1
Гимнастика
1
9.2
Рукопашный бой
3
9.3
Преодоление препятствий
1
9.4
Ускоренное передвижение
1
9.5
Лыжная подготовка
1
9.6
Плавание
1
9.7
Комплексные занятия
2
10
Военная топография
2
10.1
Ориентирование на местности без карты и движение по заданному азимуту.
2
11
Военно-медицинская подготовка
5
11.1
Гигиена
1
11.2
Оказание первой медицинской помощи:
3
11.3
Средства индивидуального медицинского обеспечения
1
12
Практические занятия
30
12.1
Проверка знаний общевойсковых уставов
1
12.2
Практические занятия по тактической подготовки
5
12.3
Развед- игра
1
12.4
Учебные стрельбы
1
12.5
РХБЗ практические занятия
1
12.6
Практические занятия по медицинской подготовки
1
12.7
П/р-Строевая подготовка
8
12.8
П/р-Физическая подготовка
8
12.9
Игра зарница
1
12.10
Сдача зачётов за весь год
3
ИТОГО:
102
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Вооруженные силы Российской Федерации.
Занятие 1 – 1 час. Вводное занятие. Назначение и организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Руководство и управление Вооруженными Силами.
Сухопутные войска, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.
Военно-Воздушные Силы, предназначение, состав.
Военно-Морской Флот, предназначение, силы и средства флота.
Отдельные виды войск: ракетные войска стратегического назначения, военно-космические силы, воздушно-десантные войска их предназначение и боевые возможности
Специальные войска (войсковая разведка, химические, инженерные, войска связи и др.), их предназначение и роль в современном бою.
Другие войска: пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.
Тема 2. Военная присяга и Боевое Знамя воинской части.
Занятие 1 – 1 час. Военная присяга – основной и нерушимый закон воинской жизни. Текст военной присяги. Порядок приведения военнослужащих к военной присяге. Значение военной присяги для выполнения каждым военнослужащим воинского долга.
Боевое Знамя воинской части (военно-морской флаг РФ) – символ воинской части ее доблести и славы. Порядок вручения, хранения и охраны Боевого Знамени.
Тема 3. Общевоинские уставы ВС РФ – законы воинской жизни
Занятие 1 – 1 час. Общевоинские уставы – нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быть военнослужащих, их предназначение и основные положения.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Основы общевойскового боя.
Занятие 1 – 1 час. Теоретическое. Виды боевых действий и характеристика современного общевойскового боя. Удары, огонь и маневр, виды огня и маневра. Значение ядерного, высокоточного и зажигательного оружия в бою. Обязанности солдата в бою. Экипировка солдата.
Тема 2. Организация и вооружение мотострелковой роты,
основы ее боевого применения.
Занятие 1 – 1 час. Теоретическое. Организация и вооружение мотострелковой роты на БМП и БТР. Организация и вооружение танковой роты. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения и взвода, основы их боевого применения и боевые возможности. Походный, предбоевой и боевой порядок взвода.
Тема 3. Вооружение и боевая техника.
Занятие 1 – 2 часа. Теоретическое. Ознакомление с назначением и боевыми свойствами стрелкового оружия. Ознакомление с назначением и боевыми свойствами вооружения и боевой техники мотострелкового полка.
Тема 4. Действия солдата в бою.
Занятие 1 – 1 час. Тактико-строевое, днем. Передвижение на поле боя: выбор укрытия, путей движения и способов передвижения (в рост, пригнувшись, перебежками и переползанием). Использование местности и местных предметов для защиты от огня и наблюдения за противником. Выбор места для стрельбы, скрытное занятие огневой позиции, самоокапывание и маскировка. Понятие об ориентирах и порядок их назначения. Определение расположения целей по отношению к ориентирам и местным предметам, целеуказание различными способами. Доклад об обнаруженных целях.
Занятие 2 – 1 час. Тактико-строевое, днем. Отражение атаки противника. Действия при нахождении под артиллерийским (минометным) обстрелом, нанесении ядерного удара, налете авиации противника. Уничтожение атакующих танков и пехоты противника перед передним краем и ворвавшегося в траншею. Смена огневой позиции (места для стрельбы). Самопомощь при ранении.
Занятие 3 – 1 час. Тактико-строевое, днем. Подготовка наступлению: пополнение запасов боеприпасов, заряжание оружия, снаряжение гранат, выбор пути движения в атаку, наблюдение за сигналами командира и действия по ним. Выскакивание из траншеи. Развертывание отделения в боевой порядок и перестроения. Движение в атаку: преодоление минно-взрывных заграждений и различных препятствий, поражение открытых целей противника огнем на ходу, использование огня соседа, забрасывание противника гранатами. Бой в траншее, ходе сообщения, воронке: взаимовыручка и помощь соседу, уничтожение противника огнем в упор и в рукопашном бою.
Занятие 4 – 1 час. Тактико-строевое, днем. Наступление в глубине обороны противника. Продвижение в глубину обороны противника с применением различных способов передвижения. Осуществление маневра, обеспечение атаки огнем и атака объекта во фланг или тыл. Подготовка к пешему маршу. Совершение 15 км марша в пешем порядке. Расположение на месте. Организация охранения и отдыха личного состава, устройство укрытий, самостоятельное приготовление пищи из рационов питания. Действия в сторожевом охранении, патруле и секрете.
Тема 5. Борьба с танками, бронированными машинами противника.
Занятие 1 – 1 час. Теоретическое. Боевая характеристика танков и бронированных машин вероятного противника, их уязвимые места. Приемы и средства борьбы с танками и бронированными машинами противника. Тренировка в применении противотанковых гранат для уничтожения танков и других бронированных машин противника. Установка противотанковых мин.
Тема 6. Борьба с воздушными средствами нападения противника.
Занятие 1 – 1 час. Теоретическое. Боевая характеристика и тактика действий самолетов и боевых вертолетов противника, их силуэты и опознавательные знаки. Правила ведения огня по воздушным целям. Тренировка в применении оружия для борьбы с низколетящими самолетами, вертолетами и воздушным десантом противника. Использование защитных свойств местности, местных предметов и фортификационных сооружений для защит от налетов самолетов и боевых вертолетов противника.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
Занятие 1 – 1 час. Теоретическое. Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
Тема 2. Действия наблюдателя при ведении разведки.
Занятие 1 – 1 час. Тактико-строевое, днем. Выбор места для наблюдательного поста, его оборудование и маскировка. Изучение наблюдателем местности, местных предметов и противника. Составление схемы местности. Обнаружение целей, нанесение данных на схему и доклад о результатах наблюдения.
Тема 3. Действия солдата в составе дозорного отделения.
Занятие 1 – 2 часа. Тактико-строевое, днем. Построение походного порядка дозорного отделения. Действия при осмотре опушки леса, населенного пункта, при прохождении теснин, мостов и других узких мест, при встрече водной преграды, заминированных и зараженных участков. Действия при встрече с противником.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Меры безопасности при обращении с оружием и проведении стрельб.
Занятие 1 – 1 часа. Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире и на войсковом стрельбище.
Тема 2. Материальная часть стрелкового оружия.
Занятие 1 – 1 час. Назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова. Общее устройство, принцип работы автоматики и порядок неполной разборки и сборки оружия.
Занятие 2 – 1 час. Положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и выстреле (стрельбе). Принадлежность к автомату. Порядок чистки и смазки автомата. Порядок хранения автомата.
Занятие 3 – 1 час. Осмотр и подготовка автомата и патронов к стрельбе. Возможные задержки и неисправности автомата при стрельбе, способы их устранения.
Занятие 4 – 1 час. Назначение, характеристика и общее устройство бинокля. Поле зрения, шкала и цена ее делений. Подготовка бинокля к работе. Порядок наблюдения и измерения горизонтальных и вертикальных углов для определения дальности. Уход за биноклем и его сбережение.
Занятие 5 – 1 час. Назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат. Устройство гранат и запалов к ним. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами. Подготовка ручных гранат к броску. Работа частей и механизмов гранаты.
Занятие 6 – 1 час. Назначение и боевые свойства реактивных противотанковых и штурмовых гранат. Устройство и работа частей и механизмов. Меры безопасности при обращении с гранатами.
Тема 3. Основы и правила стрельбы.
Занятие 1 – 1 час. Явление выстрела, начальная скорость пули. Отдача оружия и угол вылета пули. Образование траектории, и ее элементы. Прямой выстрел: прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, и их практическое значение. Нормальные (табличные) условия стрельбы. Влияние внешних условий на полет пули. Пробивное (убойное) действие пули.
Занятие 2 – 1 час. Меткость стрельбы, выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с места по неподвижным (появляющимся) и движущимся целям днем и ночью. Влияние на стрельбу угла места цели, ветра и температуры воздуха, определение и учет поправок на них. Корректирование стрельбы. Способы определения расстояний до цели. Определение расстояний при помощи угловых величин. Решение задач.
Тема 4. Огневые (стрелковые) тренировки.
Меры безопасности на занятиях по огневой подготовке.
Практическая стрельба из пневматической винтовки.
Снаряжение магазина патронами и заряжание автомата. Изготовка к стрельбе и производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прикладка, прицеливание, спуск курка, удержание автомата) из положения, лежа с руки и с упора. Прекращение стрельбы, разряжение и осмотр автомата после стрельбы. Особенности изготовки к стрельбе в горах. Изготовки для стрельбы с колена, стоя, с коротких остановок и с ходу по наземным и воздушным целям.
Совершенствование знаний по устройству частей и механизмов автомата Калашникова. Устранение задержек и неисправностей в автомате Калашникова во время стрельбы. Совершенствование знаний и умений по обслуживанию и уходу за автоматом Калашникова.
Выработка навыков в однообразии прицеливания.
Разведка целей, определение дальностей и целеуказание различными способами. Определение установки прицела и точки прицеливания по высоте и боковому направлению. Решение огневых задач при стрельбе с места, с коротких остановок и с ходу с учетом поправок на угол места цели, ветер и температуру воздуха. Корректирование стрельбы.
Метание ручных гранат на дальность и меткость с места (из окопа).
Выполнение 2-го (3-го) начального упражнения стрельб (из автомата).
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Тема 1. Ядерное, химическое, биологическое и зажигательное оружие.
Занятие 1 – 1 час. Ядерное оружие, химическое оружие, биологическое оружие. Понятие о нем и его боевых свойствах. Виды ядерных взрывов и их отличия по внешним признакам. Краткая характеристика поражающих факторов ядерного взрыва и их воздействия на организм человека, боевую технику и сооружения. Особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов. Способы защиты личного состава и боевой техники: рассредоточение и маскировка, использование защитных свойств местности, техники, окопов, траншей и других сооружений, средств индивидуальной и коллективной защиты. Противорадиационные препараты и порядок их использования.
Занятие 2 – 1 час. Характеристика зажигательных веществ. Средства применения зажигательных веществ. Способы защиты личного состава, вооружения, техники, боеприпасов, материальных средств и фортификационных сооружений от зажигательного оружия. Средства пожаротушения, находящиеся на штатной технике, и их использование. Действия личного состава при попадании зажигательных веществ на обмундирование, средства индивидуальной защиты, вооружение, технику и фортификационные сооружения. Оказание помощи при поражении зажигательным оружием.
Тема 2. Средства индивидуальной защиты.
Занятие 1 – 1 час. Назначение и устройство фильтрующего противогаза и респиратора. Подбор лицевой части, сборка, проверка исправности, укладка противогаза и респиратора в сумку. Предохранение стекол очков от запотевания и замерзания. Правила пользования противогазом и респиратором, надевание противогаза на раненого. Проверка исправности противогаза, пользование неисправным противогазом, замена неисправного противогаза на исправный. Правила пользования средствами защиты органов дыхания от окиси углерода (КДП, ДП-1), защитными очками (ОПФ).
Занятие 2 – 1 час. Назначение, состав и правила пользования общевойсковым комплексным защитным костюмом (ОКЗК), костюмом защитным световым (КЗС), и костюмом защитным пленочным (КЗП). Назначение, состав, надевание, снимание, укладка и переноска общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Инженерное оборудование и маскировка позиций.
Занятие 1 – 1 час. Инженерное оборудование и маскировка позиций. Шанцевый инструмент. Выбор места и порядок оборудования одиночных окопов для стрельбы из автомата, пулемета и гранатомета. Порядок оборудования окопа на отделение.
Тема 2. Минно-взрывные заграждения, их устройство, установка
и обезвреживание.
Занятие 1 – 2 часа. Общее устройство и принцип действия мин. Основные мины Сухопутных войск ВС РФ, их ТТХ. Места и правила установки и обезвреживания (уничтожения) мин Сухопутных войск РФ. Тренировка к установке одиночных противотанковых и противопехотных мин. Меры безопасности при установке и обезвреживании мин.
УСТАВЫ
Тема 1. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Занятие 1 – 1 час. Военнослужащие ВС РФ. Воинские звания и знаки различия. Военная форма одежды. Права и обязанности военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата. Ответственность солдата по службе. Начальники и подчиненные, старшие и младшие; их права и обязанности. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Выполнение воинского приветствия. Порядок обращения к начальникам и старшим по званию. Правила воинской вежливости.
Тема 2. Обязанности лиц суточного наряда.
Занятие 2 – 1 час. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте. Оборудование и оснащение места на котором дневальный выполняет свои обязанности.
Действия очередного дневального по роте: по прибытии прямых начальников; в случае тревоги и пожара; по прибытии в роту военнослужащих не своей роты; при вызове очередного дневального командиром роты; при выносе имущества из расположения роты; порядок доклада дневального по телефону, действия дневального при нарушениях внутреннего порядка военнослужащими в роте и др. Действия дневального свободной смены.
Тема 3. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания.
Занятие 3 – 1 час. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины. Применяемые поощрения и налагаемые на солдат дисциплинарные взыскания.
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1 – 1 час. Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Занятие 2 – 1 час. Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Заправится», «Отставить», «Головные уборы – снять (надеть)».
Занятия 3 – 1 час. Строевая стойка. Повороты на месте. Строевой и походный шаг.
Занятия 4 – 1 час. Повороты в движении.
Занятие 5 – 1 час. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.
Занятие 6 – 1 час. Выход военнослужащего из строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.
Занятия 1 – 1 час. Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Занятия 2 – 1 час. Повороты и движение с оружием. Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Гимнастика.
Занятие 1 – 1 час. Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса вольных упражнений, положений наскока и соскока со снаряда и действий у снарядов, упражнений на гимнастической скамейке, стенке, тренажерах, в лазанье по канату (шесту), с тяжестями. Разучивание и тренировка в выполнении упражнений: на перекладине – подтягивание; на брусьях – сгибание и разгибание рук в упоре; в прыжках – прыжок ноги врозь через козла в длину; тренировка в выполнении упражнений с тяжестями и в лазанье по канату (шесту).
Тема 2. Рукопашный бой.
Занятие 1 – 1 час. Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Приемы самостраховки.
Занятие 2 – 1 час. Приемы нападения и защиты с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н).
Занятие 3 – 1 час. Приемы нападения и защиты (комплекс приемов рукопашного боя РБ-1, РБ-2).
Тема 3. Преодоление препятствий.
Занятие 1 – 1 час. Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Тема 4. Ускоренное передвижение.
Занятие 1 – 1 час. Начальное обучение технике бега. Техника бега на короткие дистанции, старт, финиш. Техника бега на средние и длинные дистанции и пересеченной местности.
Тема 5. Лыжная подготовка.
Занятие 1 – 1 час. Строевые приемы с лыжами и на лыжах. Обычный и бесшажный ходы. Передвижение на лыжах до 5 км.
Тема 6. Плавание.
Занятие 1 – 1 час. Проверка умения плавать на дистанцию 50 м. Разучивание и тренировка в выполнении специальных упражнений на суше и в воде. Обучение технике плавания брассом. Подготовка обмундирования, оружия и поддерживающих средств к переправе вплавь. Проплывание отрезков до 50 м.
Тема 7. Комплексные занятия.
Занятие 1 – 1 час. Общая физическая подготовка: выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах – подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках – прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.
Занятие 2 – 1 час. Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф-1 на дальность; приемы рукопашного боя с автоматом; передвижение на поле боя.
ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ
Тема 1. Ориентирование на местности без карты и движение по азимуту.
Занятие 1 – 1 час. Ориентирование на местности без карты. Выбор и использование ориентиров при определении и указании своего местонахождения и обнаруженных целей. Особенности ориентирования ночью, в горах, в лесу и зимой. Определение направлений на стороны горизонта по компасу, небесным светилам, местным предметам.
Занятие 2 – 1 час. Определение азимута на местные предметы и направлений по заданным азимутам. Движение по азимуту днем. Порядок обхода препятствий. Движение по азимуту ночью. Порядок обхода препятствий. Определение направлений на стороны горизонта ночью по небесным светилам.
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Гигиена.
Занятие 1 – 1 час. Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний.
Тема 2. Оказание первой медицинской помощи.
Занятие 1 – 1 часа. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений. Использование табельных и подручных средств для остановки кровотечения. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, верхние и нижние конечности. Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе. Оказание первой медицинской помощи при отравлении техническими жидкостями и поражении электрическим током. Меры безопасности при работе с ядовитыми жидкостями и электрическим током.
Занятие 2 – 1 часа. Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку, живот, верхние и нижние конечности. Первая медицинская помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных материалов на поле боя дли иммобилизации переломов костей.
Занятие 4 – 1 час. Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и отморожениях. Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация. Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины, признаки, классификация.
Тема 3. Средства индивидуального медицинского оснащения
военнослужащих и правила пользования ими.
Занятие 1 – 1 час. Табельные средства индивидуального медицинского оснащения личного состава: аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11). Предназначение, порядок и правила пользования.
2.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ И РАСЧЕТ ЧАСОВ
№ темы
Наименование темы
Кол-во
часов
1
Общественно-государственная подготовка
5
1.1
Государственные награды. Боевые традиции. Воинские ритуалы.
2
1.2
Командные кадры Российских Вооруженных Сил
1
1.3
Воинский коллектив
1
1.4
Основные качества защитника Отечества
1
2
Тактическая подготовка
8
2.1
Отделение в обороне
2
2.2
Отделение в наступлении
3
2.3
Отделение в походном охранении
3
3
Разведывательная подготовка
3
3.1
Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
1
3.2
Разведывательные признаки
1
3.3
Действия наблюдателя при ведении разведки
1
4
Огневая подготовка
8
4.1
Материальная часть стрелкового оружия
4
4.2
Основы и правила стрельбы
3
4.3
Стрелковые тренировки
1
5
Радиационная, химическая и биологическая защита
3
5.1
Средства коллективной защиты
1
5.2
Приемы и способы действия на зараженной местности
1
5.3
Приемы и способы частичной специальной обработки
1
6
Инженерная подготовка
4
6.1
Инженерное оборудование и маскировка позиций
1
6.2
Инженерные заграждения, их устройство и преодоление
3
7
Уставы
6
7.1
Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
1
7.2
Размещение военнослужащих и повседневный порядок
1
7.3
Обязанности лиц суточного наряда
3
7.4
Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания
1
8
Строевая подготовка
8
8.1
Строевые приемы и движение без оружия.
4
8.2
Строевые приемы и движение с оружием
4
9
Физическая подготовка
11
9.1
Гимнастика
2
9.2
Рукопашный бой
2
9.3
Преодоление препятствий
1
9.4
Ускоренное передвижение
1
9.5
Лыжная подготовка
2
9.6
Плавание
1
9.7
Комплексные занятия
2
10
Военная топография
2
10.1
Работа с картой на местности.
2
11
Военно-медицинская подготовка
14
11.1
Оказание первой медицинской помощи
7
11.2
Средства индивидуального медицинского обеспечения
2
11.3
Розыск раненных на поле боя. Вынос и вывоз раненных с поля боя.
5
12
Практические занятия
30
12.1
Зачет по теме: Общественно-государственная подготовка
1
12.2
Тактико разведывательная деятельность (игра)
3
12.3
П/р-Учебные стрельбы
1
12.4
РХБЗ-сдача нормативов
1
12.5
П/р-Медицинская подготовка
1
12.6
Практические занятия на знание устава
1
12.7
П/р-Строевая подготовка
10
12.8
П/р-Физическая подготовка, сдача нормативов
10
12.9
Сдача зачетов за второй год обучения
ИТОГО:
102
ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Государственные награды. Боевые традиции.
Занятие 1 – 1 час. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание «Герой Советского Союза» и «Герой Российской Федерации».
Занятие 2 – 1 час. Дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил.
Тема 2. Командные кадры Российских Вооруженных Сил.
Занятие 1 – 1 час. Роль военных кадров в строительстве и укреплении ВС РФ. Роль и место офицеров в обучении и воспитании подчиненных. Военно-учебные заведения Российских Вооруженных Сил. Правила приема, порядок подготовки и поступления в военно-учебные заведения.
Тема 3. Воинский коллектив.
Занятие 1 – 1 час. Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Психологическая адаптация молодого солдата (матроса) к условиям военной службы. Сущность и особенности воинского коллектива. Пути адаптации к военной службе. Особенности психологии многонационального воинского коллектива.
Тема 4. Основные качества защитника Отечества.
Занятие 1 – 1 час. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества, источник духовных сил воина.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма.
Воинский долг – обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего – защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Отделение в обороне.
Занятие 1 – 2 часа. Тактико-строевое, днем. Переход к обороне вне соприкосновения с противником и ведение оборонительного боя. Занятие отделением указанной позиции и ее оборудование (отрывка окопов для стрельбы стоя). Ведение наблюдения, расчистка полосы обзора и обстрела, установка малозаметных препятствий. Действия отделения при нанесении противником ядерного удара и во время огневой подготовки. Уничтожение атакующих танков, бронированных машин и пехоты противника. Смена позиции.
Тема 2. Отделение в наступлении.
Занятие 1 2 часа. Тактико-строевое, днем. Действия отделения при наступлении из положения непосредственного соприкосновения с противником. Занятие исходного положения для наступления и подготовка к атаке. Переход в атаку из траншеи, поражение противника огнем в ходе атаки, преодоление минно-взрывных и других заграждений. Бой в траншее, ходе сообщения: взаимовыручка и помощь соседу, уничтожение противника огнем, гранатой и в рукопашном бою. Овладение объектом атаки.
Занятие 3 – 1 часа. Тактическое, днем. Подготовка и ведение наступления с ходу. Расположение отделения в указанном месте и маскировка. Боевой приказ и организация взаимодействия. Подготовка личного состава и оружия к бою.
Выдвижение к рубежу перехода в атаку, развертывание в цепь с преодолением минно-взрывных заграждений и участков, обстреливаемых пулеметно-артиллерийским огнем. Атака переднего края обороны противника с использованием огня пулемета и снайпера, овладение первой траншеей и безостановочное продвижение вперед. Использование промежутков в боевых порядках противника в глубине его обороны для маневра, атака объекта во фланг или тыл и овладение объектом атаки. Оказание первой медицинской помощи раненым. Пополнение боеприпасов.
Тема 3. Отделение в походном охранении
Занятие 1 – 2 часа. Тактико-строевое, днем. Действия дозорного отделения на маршруте движения. Построение походного порядка дозорного отделения. Действия при осмотре опушки леса, населенного пункта, при прохождении теснин, мостов и других узких мест, при встрече водной преграды, заминированных и зараженных участков маршрута. Действия при встрече с противником. Доклады о результатах наблюдения и обстановки.
Занятие 2 – 1 часа. Тактико-строевое, ночью. Действия дозорного отделения ночью. Составление кроков маршрута движения и привязка их к ориентирам, хорошо видимым ночью. Ориентирование и порядок движения дозорного отделения с соблюдением светомаскировки. Осмотр местности и местных предметов. Действия при обнаружении минированных и зараженных участков маршрута, при встрече с противником. Порядок доклада, передачи команд и сигналов различными способами.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
Занятие 1 – 1 час. Теоретическое. Организация и тактика действий вооруженных сил стран вероятного противника.
Тема 2. Разведывательные признаки расположения противника на местности и подготовки его к боевым действиям
Занятие 1 – 1 час. Теоретическое. Разведывательные признаки расположения противника на местности и подготовки его к боевым действиям.
Тема 3. Действия наблюдателя при ведении разведки.
Занятие 1 – 2 часа. Тактико-строевое, днем. Выбор, занятие и маскировка места для наблюдения. Изучение наблюдателем местности, местных предметов и противника. Составление схемы местности. Обнаружение целей, нанесение данных на схему и доклад о результатах наблюдения.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Материальная часть стрелкового оружия.
Занятие 1 – 1 час. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия вооружения мотострелкового взвода: РПК74, ПКМ, СВД, РПГ, подствольный гранатомет ГП-25, вооружение БМП и БТР.
Занятие 2 – 1 часа. Назначение и общее устройство ночных стрелковых прицелов. Подготовка прицела к работе. Осмотр и выверка ночного прицела. Обращение с прицелом и аккумуляторами. Уход за прицелом и его сбережение.
Занятие 3 – 1 час. Назначение, характеристика и общее устройство оптических прицелов и биноклей. Поле зрения, шкала и цена ее делений. Подготовка прицела (бинокля) к работе. Порядок наблюдения и измерения горизонтальных и вертикальных углов. Уход за прицелом (биноклем) и его сбережение.
Занятие 4 – 1 час. Осмотр и подготовка оружия к стрельбе. Проверка боя (выверка прицела) и приведение оружия к нормальному бою.
Тема 2. Основы и правила стрельбы.
Занятие 1 – 1 часа. Действительность стрельбы. Вероятность попадания и поражения цели. Определение необходимого количества боеприпасов на поражение цели. Пробивное (убойное) действие пули.
Закон рассеивания снарядов (гранат, пуль). Причины рассеивания и меры, уменьшающие рассеивание. Кучность и меткость стрельбы, способы ее повышения. Определение положения средней точки попадания.
Занятие 2 – 1 час. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе с коротких остановок и с ходу по появляющимся и движущимся целям днем и ночью. Влияние на стрельбу баллистических и метеорологических условий. Особенности учета поправок в горах. Корректирование стрельбы.
Занятие 3 – 1 час. Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе по воздушным целям с места и коротких остановок. Влияние на стрельбу баллистических и метеорологических условий. Корректирование стрельбы. Решение огневых задач.
Тема 3. Огневые (стрелковые) тренировки.
Проводятся в соответствии с требованиями Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Сухопутных войск, а также Методики огневой подготовки мотострелковых подразделений, Сборника нормативов по боевой подготовке.
Направлены на тренировку (обучение) действиям при вооружении; разведку целей, определение дальностей и целеуказание; выполнение приемов и правил стрельбы с места, с коротких остановок и с ходу по наземным (появляющимся и движущимся) и воздушным целям; практическую стрельбу из пневматической винтовки; совершенствовании знаний материальной части вооружения; решение огневых задач по основам и правилам стрельбы, выверку прицелов и приведение оружия к нормальному бою, метание ручных гранат на дальность и точность.
Выполнение 2-го (3-го) начального упражнения стрельб из автомата; упражнений учебных стрельб из стрелкового оружия.
РАДИАЦИОННАЯ, ХИМИЧЕСКАЯ И БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА
Тема 1. Средства коллективной защиты.
Занятие 1 – 1 час. Назначение, общее устройство фильтровентиляционных установок и агрегатов, порядок их установки и эксплуатации в убежищах. Состав и обязанности внутреннего наряда в убежище. Порядок входа в убежище и выхода из него.
Тема 2. Приемы и способы действия на зараженной местности.
Занятие 1 – 1 час. Сигналы оповещения о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении и их подача различными средствами. Действия солдата по сигналам оповещения при нахождении на месте и в движении, на открытой местности и в штатной технике. Действия при вспышке ядерного взрыва.
Порядок преодоления зон заражения. Применение средств индивидуальной защиты в зависимости от вида заражения, метеоусловий и характера действий войск. Использование защитных свойств техники, местности и фортификационных сооружений. Мероприятия по защите личного состава при продолжительных действиях на зараженной местности.
Тема 3. Приемы и способы частичной специальной обработки
Занятие 1 – 1 час. Понятие о дегазации, деактивации и дезинфекции. Назначение, устройство и применение индивидуального дегазационного пакета. Порядок проведения дегазации, дезактивации и дезинфекции оружия с использованием индивидуального дегазационного пакета и местных материалов. Порядок проведения дегазации обмундирования с использованием пакета ДПС.
Частичная санитарная обработка. Порядок проведения частичной санитарной обработки при заражении радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными (биологическими) средствами.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Инженерное оборудование и маскировка позиций.
Занятие 1 – 1 час. Изучение устройства, последовательности возведения укрытий для личного состава и техники (перекрытых щелей, блиндажей, убежищ, укрытий для техники).
Тема 2. Инженерные заграждения, их устройство и преодоление.
Занятие 1 – 1 час. Изучение устройства, принципа действия, правил установки и обезвреживания противотанковых и противопехотных мин. Тренировка к установке противотанковых и противопехотных мин. Меры безопасности.
Занятие 2 – 1 час. Изучение устройства, принципа действия, правил обращения и приемов применения миноискателей. Тренировка в работе с миноискателями, щупами, кошками, при проверке местности на минирование, обезвреживание (уничтожение, стяни) мин.
Занятие 3 – 1 час. Ознакомление с препятствиями и невзрывными инженерными заграждениями. Приемы и способы их преодоления.
УСТАВЫ
Тема 1. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Занятие 1 – 1 час. Порядок отдачи и выполнения приказаний. Воинское приветствие. Соблюдение военнослужащими уставных взаимоотношений и правил воинской вежливости в воинском коллективе, общественных местах и на улице. Ответственность за нарушение уставных взаимоотношений между военнослужащими.
Тема 2. Размещение военнослужащих и повседневный порядок.
Занятие 2 – 1 час. Размещение военнослужащих. Содержание помещений, инвентаря и оборудования. Порядок хранения обмундирования, обуви, личных вещей военнослужащих, средств защиты и шанцевого инструмента.
Комната для хранения оружия, ее оборудование. Порядок хранения оружия и боеприпасов. Допуск личного состава в комнату для хранения оружия. Порядок выдачи оружия и боеприпасов.
Тема 3. Обязанности лиц суточного наряда.
Занятие 3 – 1 час. Обязанности дневального по роте. Тренировка в выполнении обязанностей дневального по роте.
Занятие 4 – 1 час. Назначение и задачи караульной службы. Понятия «караул» и «часовой». Пост, его оборудование и оснащение. Обязанности часового. Заряжание оружия, следование на пост и прием поста. Несение службы часовым способом патрулирования. Положение оружия у часового при его нахождении на посту. Смена часовых, следование в караульное помещение и разряжение оружия.
Занятие 5 – 1 час. Действия при обнаружении неисправностей на посту, при возникновении на посту пожара, при всяком нарушении порядка вблизи своего поста или на соседнем посту, приближении к запретной границе людей, своем заболевании, пользовании средствами охранной и пожарной сигнализации. Действия часового при нападении на пост. Порядок применения оружия.
Тема 4. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания.
Занятие 6 – 1 час. Обязанности военнослужащего по соблюдению воинской дисциплины. Применяемые поощрения и налагаемые на солдат дисциплинарные взыскания. Порядок подачи жалоб и заявлений. Сроки рассмотрения заявлений.
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Строевые приемы и движение без оружия.
Занятие 1 – 4 часа. Тренировки в выполнении строевых приемов без оружия.
Тема 2. Строевые приемы и движение с оружием.
Занятие 1 – 4 часа. Тренировки в выполнении строевых приемов с оружием.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тема 1. Гимнастика.
Занятие 1 – 2 часа. Совершенствование ранее изученных упражнений на перекладине, брусьях, с тяжестями и в лазание.
Тема 2. Рукопашный бой.
Занятие 1 – 2 часа. Приемы нападения и защиты с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н). Защита при уколе штыком с уходом влево (вправо).
Тема 3. Преодоление препятствий.
Занятие 1 – 1 час. Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность.
Тема 4. Ускоренное передвижение.
Занятие 1 – 1 час. Тренировка в беге на короткие (100 м) и средние (1 км) дистанции.
Тема 5. Лыжная подготовка.
Занятие 1