Рабочая программа военно-патриотического клуба «ПАТРИОТ», срок реализации — 3 года, возраст 14-17 лет


МКОУ «Новоникольская средняя школа»
Быковского муниципального района
Волгоградской области.
Рассмотрено: Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы
Протокол №_3_ от __________________________ ________________
«_6_» _01_ 2016 г. «_ » _________2016 г. «__»________ 2016 г.
Рабочая программа военно-патриотического клуба
«ПАТРИОТ»
составил руководитель ВПК Ионкин С. П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Патриот» по содержанию является социально-педагогической. Функциональное предназначение программы - учебно – познавательная ,по форме организации – кружковая ,по времени реализации – одногодичная.
Образовательная программа «Патриот» модифицированная. Составлена на основе авторской программы Носенко С.П.
Актуальность. В настоящее время успех развития общества в решающей мере зависит от настроя людей, от их готовности способствовать движению вперёд , от их самоотдачи во имя благополучия своей страны , от уровня сформированности у них патриотических чувств . Основным объектом воспитания патриотических чувств являются дети и молодёжь – будущее любого современного общества.
Вместе с тем , патриотизм ещё не стал объединяющей основой общества. Тревогу вызывает равнодушие молодого поколения к ветеранам войны и труда, их слабое физическое развитие, случаи вандализма.
Направленность программы. Программа разработана с учётом положений государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 - 2015 гг.». По содержанию она является военно- патриотической, по функциональному назначению – учебно – познавательной, досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Программа имеет следующие разделы: основы военной службы, строевая подготовка, огневая подготовка, туристическая подготовка, тактическая подготовка, медико- санитарная подготовка, гражданская оборона, ратные страницы истории.
Цели и задачи программы :1.Формирование у воспитанников высокого патриотического сознания, верности Отечеству.
2.Воспитаниеготовности к службе в армии.
3.Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
4.Физическое развитие и формирование здорового образа жизни.
5.Способствовать воспитанию гражданственности и нравственности, высокой ответственности, патриотических чувств.
Педагогическая целесообразность.
Программа разработана с учётом современных образовательных технологий, которые выражаются:
В принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность);
В формах и методах обучения ( активное, дифференцированное);
В методах контроля (тесты, соревнования);
В средствах обучения (тренажёры, макеты оружия, таблицы, плакаты, видеофильмы, книги).
Теория всегда подкрепляется практикой.
Возраст детей участвующих в реализации программы от 14 до 17 лет. Этот период отличается повышенной интеллектуальной и двигательной активностью, желанием развиваться физически, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.
Срок реализации образовательной программы 3года.
Формы занятий:
Фронтальная;
Групповая;
Индивидуальная.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую деятельность.
Режим занятий: два раза в неделю по два часа.
Ожидаемые результаты.
По окончанию обучения воспитанник должен знать:
Основные составляющие здорового образа жизни;
Ратные страницы истории Отечества;
Строй отделения и порядок управления им;
Правила оказания первой медицинской помощи;
Средства индивидуальной защиты;
Устройство автомата Калашникова.
Должен уметь:
Выполнять строевые приёмы на месте и в движении;
Ориентироваться на местности и двигаться по азимуту;
Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
Выполнять неполную разборку и сборку ММГ АК- 74.
Способы проверки освоения программы:
Выполнение нормативов;
Тестирование;
Зачётные занятия.
Учебно-тематическое планирование

п\пРаздел программы,
Тема занятий Количество часов Контроль
Всего Теория Практика 1
Пери
од 2
Пери
од 3
Пери
од 1
Пери
од 2
Пери
од 3
Пери
од 1
Пери
од 2
Пери
од 3
Пери
од 1. Основы военной службы 5 9 16 1 4 6 4 5 10 1.1 Почему необходима вооружённая защита отечества 1 1.2 Внешние и внутренние угрозы 1 1.3 Предназначение Вооружённых Сил РФ 1 1.4 История создания Уставов Вооружённых Сил РФ 1 Тест
1.5 Устав внутренней службы 1 1.6 Обязанности военнослужащих 1 Тест
1.7 Военнослужащие и взаимоотношения между ними 1 1.8 Суточный наряд. Обязанности суточного наряда 1 1 Зачёт
1.9 Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания 1 1 1.10 Организация караульной службы. Обязанности часового 1 4 4 Несение караульной Службы
1.11 Военная присяга. Клятва клубу «Красная гвоздика» 1 1 1.12 Воинские звания. История воинских званий 1 Тест
1.13 Структура Вооружённых Сил РФ 2 1.14 Сухопутные войска 2 1.15 Военно-воздушные силы 1 1.16 Военно-морской флот 1 1.17 Другие рода войск 2 2. Строевая подготовка 5 9 16 1 1 1 4 8 15 2.1 Строй и его элементы 1 1 1 2.2 Обязанности военнослужащего перед построением и в строю 1 1 2.3 Строевая стойка и строевые приёмы 1 1 1 2.4 Воинское приветствие на месте и в движении 1 1 2.5 Строевые приёмы с оружием 2 3 2.6 Практическая отработка строевых приёмов 2 3 2.7 Одиночная строевая подготовка 2 2 3 Зачёт
2.8 Строевая подготовка в составе отделения 2 3 Зачёт
3. Огневая подготовка 5 9 16 1 1 1 4 8 15 3.1 История создания отечественного оружия 1 3.2 Назначение и боевые свойства автомата Калашникова 1 3.3 Устройство, принцип действия основных частей и механизмов автомата Калашникова 1 3.4 Устройство, принцип действия основных частей и механизмов пневматической винтовки 1 3.5 Устройство малокалиберной винтовки 1 3.6 Правила прицеливания и приёмы стрельбы 1 2 3.7 Разборка и сборка автомата 2 2 8 Зачёт
3.8 Стрелковая тренировка 1 2 7 Зачёт
4. Тактическая подготовка 2 4 6 2 4 6 4.1 Способ передвижения солдата в бою 1 4.2 Инженерная подготовка 1 4.3 Преодоление естественных препятствий 1 1 2 4.4 Движение в заданном направлении в составе отделения 1 1 4 5. Туристическая подготовка 4 7 10 1 1 1 3 6 9 5.1 Собираясь в туристический поход 1 5.2 Средства и способы страховки. Вязка узлов 1 1 Зачёт
5.3 Техника пешеходного туризма. Установка палатки. Разведение костра 1 1 5.4 Преодоление препятствий и преград 2 5.5 Ориентирование на местности 1 5.6 Определение азимута на предмет 2 5.7 Определение высоты и расстояния 2 5.8 Туристические навыки. Практические тренировки 3 Поход
6. Физическая подготовка 9 20 33 2 2 2 7 18 31 6.1 Разминка 2 1 2 6.2 Развитие выносливости 2 1 3 Сдача
6.3 Развитие силы 2 1 3 Сдача
6.4 Развитие координационных способностей 1 1 3 6.5 Акробатические упражнения 2 1 3 6.6 Спортивные игры 6 8 6.7 Рукопашный бой 2 2 6 9 Зачёт
7. Медико-санитарная подготовка 3 5 12 1 2 3 2 3 9 7.1 Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях 1 7.2 Виды кровотечений и их характеристика 1 7.3 Правила и техника остановки кровотечений 1 1 Тест
7.4 Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах 1 1 Тест
7.5 Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе 1 1 Тест
7.6 Первая медицинская помощь при остановке сердца. Искусственная вентиляция лёгких. Непрямой массаж сердца 1 1 2 Зачёт
7.7 Способы переноски пострадавших 1 1 Зачёт
7.8 Правила наложения стерильных повязок 1 1 7.9 Первая медицинская помощь при поражении радиоактивными и отравляющими веществами 1 1 2 Тест
8. Гражданская оборона 1 3 6 1 1 1 2 5 8.1 История создания Гражданской обороны 1 8.2 Характеристика оружия массового поражения 1 8.3 Средства индивидуальной защиты 1 8.4 Практические тренировки 2 5 Зачёт
9. Ратные страницы истории и история родного края 5 10 15 3 6 9 2 4 6 9.1 Дни воинской славы 1 1 9.2 Вооружение Российской армии 2 9.3 История Сталинградской битвы 1 1 1 1 Тест
9.4 История Великой Отечественной войны 1 1 Тест
9.5 Ордена и награды 1 9.6 История Волгоградской области 1 1 9.7 История родного посёлка 1 2 2 2 2 Поисковая
9.8 2 Герой Советского Союза
Шурухин П.И.
1 1 1 1 1 Поисковая
Содержание тем
Основы военной службы
Учебные цели:
Познакомить с сущностью и содержанием воинской деятельности, с основными задачами Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначением видов и родов войск, уяснить роль военной службы в гражданском, нравственном, профессиональном и физическом становлении личности, помочь проникнуться чувством уважения к Вооружённым Силам РФ.
В результате изучения раздела программы «Основы военной службы» члены клуба должны
знать:
- необходимость вооружённой защиты Отечества в связи с внешней и внутренней угрозой;
- предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации;
- историю создания уставов Вооружённых сил России;
- Устав внутренней службы;
- обязанности военнослужащих;
- воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания;
- военная присяга, содержание клятвы клуба «Красная гвоздика»;
- историю воинских званий;
- структуру Вооружённых Сил России.
уметь:
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
- поддерживать уставной воинский порядок;
- различать рода и виды войск;
- применять требования общевоинских уставов при выполнении общих обязанностей военнослужащих;
- точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней и караульной служб;
- чётко произносить клятву клуба «Красная гвоздика».
Содержание раздела «Основы военной службы»
Тема № 1. Почему необходима вооружённая защита Отечества.
Занятие 1.1 – 1 час. Родина и её национальная безопасность. Сферы Вооружённых Сил (оборона страны, защита и охрана государственной границы РФ в воздушном пространстве и подводной среде защита на суше и на море), Федеральный закон «Об обороне» и организация обороны РФ.
Тема № 2. Внешние и внутренние военные угрозы.
Занятие 1.2 – 1 час. Угроза национальной безопасности России. Локальные войны и конфликты, обязательства Вооружённых Сил России по участию в миротворческих операциях по поддержанию мира, Военная доктрина, обеспечивающая ядерное содержание, военные аспекты международного военного права.
Тема № 3. Предназначение Вооружённых Сил РФ.
Занятие 1.3 – 1 час. Статья 10 «Об обороне». Вооружённые Силы РФ – государственная организация, составляющая основу оборону страны. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.
Тема № 4. История создания уставов вооружённых сил России.
Занятие 1.4 – 1 час. История возникновения военных уставов, их общее предназначение и структура. Устав Вооружённых Сил России – это свод законов воинской службы.
Тема № 5. Устав внутренней службы.
Занятие 1.5 – 1 час. Содержание устава, его предназначения и структура.
Тема № 6. Обязанности военнослужащих.
Занятие 1.6 – 1 час. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Федеральный закон «О статусе военнослужащих».
Тема № 7. Военнослужащие и взаимоотношения между ними.
Занятие 1.7 – 1 час. Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчинённые, старшие и младшие.
Тема № 8. Суточный наряд. Обязанности суточного наряда.
Занятие 1.8 – 4 часа. Суточный наряд роты, его состав. Подчинённость и обязанности дневального по роте. Тренировка в выполнении обязанностей дневального по роте.
Тема № 9. Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания.
Занятия 1.9 – 3 часа. Воинская дисциплина, её сущность и значение. Порядок применения поощрений. Поощрения, применяемые к солдатам. Правила поведения командира отделения, взвода, роты. Порядок дисциплинарных взысканий. Ответственность военнослужащих за нарушения российских законов.
Тема № 10. Организация караульной службы. Обязанности часового.
Занятие 1.10 – 4 часа. Основные положения Устава гарнизонной и караульной служб. Обязанности часового.
Тема № 11. Военная присяга. Клятва клубу «Красная Гвоздика».
Занятие 1.11 – 3 часа. Военная присяга – клятва воина на верность родине. Текст, смысл и значение Военной присяги для военнослужащих. Ритуал привидения к присяге. Текст, смыл и значение клятвы клуба «Красная гвоздика» для членов клуба. Ритуал привидения к клятве.
Тема № 12. Воинские звания. История воинских званий.
Занятие 1.12 – 1 час. История воинских званий. Воинские звания и порядок их присвоения, военная форма одежды.
Тема № 13. Структура Вооружённых Сил РФ.
Занятие 1.13 – 1 час. Структура Вооружённых Сил России, виды Вооружённых Сил и рода войск.
Тема № 14. Сухопутные войска.
Занятие 1.14 – 2 часа. Сухопутные войска(Мотострелковые, танковые, ракетные, противовоздушной обороны, авиация). История их создания, предназначение.
Тема № 15. Военно-воздушные силы.
Занятие 1.15 – 1 час. Военно-воздушные Силы, история их создания, предназначение. Роды авиации (бомбардировочные, истребительные, штурмовые, разведывательные, транспортные). Войска ПВО (зенитно-ракетные, радиотехнические, авиация противовоздушной обороны).
Тема № 16. Военно-морской флот.
Занятие 1.16 – 1 час. Военно-морской флот, история создания, предназначение.
Рода Вооружённых Сил МФД (подводные, надводные, морская авиация, береговые ракетно-артиллерийские, морская пехота).
Тема № 17. Другие рода войск.
Занятие 1.17 – 3 часа. Другие виды Вооружённых сил и рода войск (пограничные, внутренние войска МВД, железнодорожные, войска правительственной связи и информации (ФАПСИ), войска гражданской обороны, воздушно-десантные, тыл Вооружённых сил, специальные), история создания и предназначение.
Строевая подготовка
Учебные цели:
Выработать умение правильно и быстро выполнять команды, строевые приёмы и действия в составе отделений, взводов. Выработка строевой выправки, подтянутости и выносливости. Подготовить подразделения к слаженным действиям в различных строях. Воспитывать дисциплинированность, любовь к традициям Вооружённых Сил, патриотические чувства.
В результате изучения раздела программы «Строевая подготовка» и получения практических навыков в выполнении Строевого устава члены клуба должны
знать:
- положения Строевого устава Вооружённых Сил РФ в соответствии с его служебным подразделением;
уметь:
- выполнять обязанности командиров перед строем и в строю;
- уверенно выполнять строевые приёмы на месте и в движении, без оружия и с оружием;
- отдавать воинскую честь;
- выходить и становиться в строй;
- подходить к начальнику и отходить от него;
- правильно действовать в строях взвода и роты в пешем порядке;
- организовывать и методически грамотно проводить занятия по строевой подготовке с лчным составом отделения.
Содержание раздела «Строевая подготовка»
Тема № 1. Строй и его элементы.
Занятие 2.1 – 1 час. Основные положения Строевого устава России. Строй и его элементы.
Тема № 2. Обязанности военнослужащего перед строем и в строю.
Занятие 2.2 – 1 час. Выход из строя. Подход и отход от начальника.
Тема № 3. Строевая стойка и строевые приёмы.
Занятие 2.3 – 2 часа. Строевая стойка. Выполнение команд «Смирно», «Вольно».
Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом.
Тема № 4. Воинское приветствие на месте и в движении.
Занятие 2.4 – 2 часа. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и отход от него. Возвращение в строй.
Тема № 5. Строевые приёмы с оружием.
Занятие 2.5 – 4 часа.
Строевая стойка и выполнение строевых приёмов с оружием на месте. Повороты на месте и в движении с оружием.
Тема № 6. Практическая отработка строевых приёмов.
Занятие 2.6 – 5 часов. Строевая стойка. Выполнение команд становись «Смирно», «Вольно» ,»Заправиться», «Отставить», «Головные уборы снять (надеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом, повороты в движении.
Тема № 7. Одиночная строевая подготовка.
Занятие 2.7 -5 часов. Строевая стойка. Выполнение команд. Повороты на месте и в движении. Движение походным и строевым шагом.
Тема № 8. Строевая подготовка в составе отделения.
Занятие 2.8 – 10 часов. Строи отделения. Развёрнутый строй, походный строй. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Выполнение команд. Повороты на месте и в движении.
Огневая подготовка
Учебные цели:
Обучить умелому использованию оружия в различных условиях боевой обстановки. Познакомить с правилами обращения с оружием, его свойствами, назначением, устройством и неполной разборкой. Научить производству меткого выстрела из автомата из положения, лёжа по целям, расположенным на известных дальностях. Привить навыки по уходу и сбережению автомата. Дать первоначальные понятия о явлении выстрела и закономерностях полёта пули в воздухе. Воспитывать дисциплинированность, внимательность, смелость.
В результате изучения раздела программы «Огневая подготовка» члены клуба должны
знать:
- основы и правила стрельбы из стрелкового оружия в различных условиях;
- боевые возможности и устройство изучаемых образцов вооружения;
- содержание и порядок приведения стрелкового оружия в различных условиях;
- боевые возможности и порядок приведения стрелкового оружия в готовность к боевому применению ;- правила хранения, эксплуатации, сбережения оружия;
- основные положения курса стрельб, меры безопасности при обращении с оружием.
уметь:
- готовить оружие к стрельбе;
- вести стрельбу из него по неподвижным целям в соответствии с приёмами и правилами;
- анализировать результаты стрельбы;
- корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;
- организовать и методически правильно проводить занятия по огневой подготовке с личным составом отделения;
- выполнять нормативы и соблюдать меры безопасности.
Содержание раздела «Огневая подготовка»
Тема № 1. История создания отечественного оружия.
Занятие 3.1 – 1 час. История создания отечественного оружия и его назначение.
Тема № 2. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.
Занятие 3.2 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство основных частей и механизмов автомата. Принцип работы автомата Калашникова.
Тема № 3. Устройство, принцип действий основных частей и механизмов автомата Калашникова.
Занятие 3.3 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство АКМ. Работа частей и механизмов АКМ. Работа частей и механизмов при стрельбе.
Тема № 4. Устройство, принцип действия основных частей и механизмов пневматической винтовки.
Занятие 3.4 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство пневматической винтовки. Работа частей и механизмов при стрельбе.
Тема № 5. Устройство мелкокалиберной винтовки.
Занятие 3.5 – 1 час. Назначения, боевые свойства, общее устройство мелкокалиберной винтовки. Работа частей и механизмов при стрельбе.
Тема № 6. Правила прицеливания и приёмы стрельбы.
Занятие 3.6 – 2 часа. Тренировка в удержании автомата, прицеливание, нажатие на спусковой крючок. Выбор прицела и точки прицеливания. Изготовка к стрельбе лёжа. Меры безопасности при обращении с оружием.
Тема № 7. Разборка и сборка автомата.
Занятие 3.7 – 10 часов. Порядок неполной разборки автомата. Тренировка в разборке и сборке автомата. Уход за оружием, его хранение и сбережение.
Тема № 8. Стрелковая тренировка.
Занятие 3.8 – 13 часов. Тренировка по технике стрельбы. Стрельба по неподвижным целям. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Явление выстрела. Начальная скорость пули. Пробивное и убойное действие пули. Прямой выстрел. Образование траектории. Отдача оружия и угол вылета пули.
Тактическая подготовка
Учебные цели:
Помочь приобрести практические навыки, необходимые для самостоятельных действий в бою в любое время года и на различной местности. Учить тактически правильно использовать местность, быстро передвигаться на поле боя, сноровисто преодолевать различные препятствия, быстро окапываться, умело применять своё оружие, проявлять инициативу и находчивость. Морально-боевые качества.
В результате изучения раздела программы «Тактическая подготовка» члены клуба должны
знать:
- теорию боя;
- средства и способы страховки;
- устройство компаса;
- ориентирование карты по компасу;
- движение по азимутам;
-способы передвижения солдат в бою;
- топографическую карту;
уметь:
- перебегать, переползать по-пластунски, на получетвереньках, на боку;
- преодолевать естественные преграды;
- двигаться по азимуту в заданном направлении;
- ориентироваться на местности;
- определять высоту и расстояние;
- пользоваться страховкой;
- преодолевать препятствия и преграды;
- быстро окапываться;
- применять оружие.
Содержание раздела «Тактическая подготовка».
Тема № 1. Способы передвижения солдат в бою.
Занятие 4.1 – 2 часа. Способы передвижения солдат в бою. Действия солдата в бою. Перебежки, переползание по-пластунски, на получетвереньках, на боку. Теория боя.
Тема № 2. Инженерная подготовка.
Занятие 4.2 – 3 часа. Устройство и оборудование одиночных окопов. Укрытие солдат на поле боя в обороне. Отрывка одиночного окопа для стрельбы лёжа.
Тема № 3. Преодоление естественных препятствий.
Занятие 4.3 -5 часов. Подъём и спуск с использованием перил. Преодоление оврага по бревну с помощью шеста. Преодоление водных препятствий по параллельным верёвкам. Естественные и искусственные точки страховки.
Тема № 4. Движение в заданном направлении в составе отделения.
Занятие 4.4 – 2 часа. Старт команды. Движение по азимуту в заданном направлении. Финиш команды. Подведение итогов.
Туристическая подготовка
Учебные цели:
Помочь приобрести туристические навыки. Познакомить со средствами и способами страховки, техникой пешего туризма, вязкой узлов, установкой палатки, ориентирование на местности, движение по азимуту, устройством компаса. Учить пользоваться топографическими картами, ориентироваться по солнцу, определять высоту, ширину объекта и расстояние до него. Воспитывать собранность и выносливость. Формировать навыки по спасению человека в экстремальной ситуации.
В результате изучения раздела программы «Туристическая подготовка» члены клуба должны
знать:
- способы выживания в экстремальных условиях;
- технику пешеходного туризма;
- средства и способы страховки;
- устройство компаса и способ его применения;
- ориентирование карты по компасу;
- топографические знаки;
- движение по азимутам;
- обязанности в походном лагере;
уметь:
- ориентироваться на местности;
- вязать узлы;
- устанавливать палатку;
- разводить костер разными способами;
- определять азимут на предмет;
- «читать» топографические карты;
- определять высоту, ширину объекта и расстояние до него;
- пользоваться страховкой;
- преодолевать препятствия и преграды.
Содержание раздела «Туристическая подготовка»
Тема № 1. Собираясь в туристический поход.
Занятие 5.1 – 1 час. Туристический маршрут. Твой помощник - компас. Личное и групповое снаряжение. Правильно уложенный рюкзак. Медицинская аптечка. Обязанности в походном лагере.
Тема № 2. Средства и способы страховки. Вязка узлов.
Занятие 5.2 – 2 часа. Средства и способы страховки. Виды узлов и способы их связывания.
Тема № 3. Техника пешего туризма. Установка палатки. Разведение костра.
Занятие 5.3 – 4 часа. Виды и способы жизнеобеспечения человека. Снаряжение и имущество туриста. Маршрутная карта. Компас. Переправа. Ночлег в лесу. Типы костров и способы их разведения. Виды узлов и способы их связывания. Отработка умения быстро устанавливать палатку.
Тема № 4. Преодоление препятствий и преград.
Занятие 5.4 – 2 часа. Виды препятствий и преград и способы их преодоления. Отработка навыков умений и навыков преодоления различных препятствий.
Тема № 5. Ориентирование на местности.
Занятие 5.5 – 2 часа. Виды и способы ориентирования на местности. Способы выживания в экстремальных условиях . Топографические знаки. Топографические карты.
Тема № 6. Определение азимута на предмет.
Занятие 5.6 – 2 часа. Виды и способы ориентирования по местным предметам. Отработка навыков по овладению способами ориентирования, определения азимута на предмет.
Тема № 7. Определение высоты и расстояния.
Занятие 5.7 – 2 часа. Виды и способы ориентирования. Отработка навыков определения высоты, ширины удалённого объекта, расстояние до него.
Тема № 8. Туристические навыки. Практические тренировки.
Занятие 5.8 – 6 часов. Работа с топографическими картами. Ориентирование на местности (заданное направление). Ориентирование по солнцу. Движение по азимутам. Переправа по верёвке с перилами. Укладка бревна и переправа по нему. Преодоление «мышеловки». Организация бивака, разведение костра. Оказание первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего. Определение высоты и ширины удалённого объекта и расстояния до него. Передвижение в населённом пункте с соблюдением правил дорожного движения.
Физическая подготовка
Учебные цели:
Способствовать укреплению здоровья и повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Развивать основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, координацию, гибкость. Подготовить к сдаче нормативов по физической подготовке. Воспитывать волю, смелость, дисциплинированность, стремление к более высоким спортивным достижениям.
В результате изучения раздела программы «Физическая подготовка» члены клуба должны
знать:
- значение двигательной активности и закаливающих процедур для здоровья человека;
- влияние факторов внешней среды на организм человека;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- правила и способы планирования индивидуальных занятий различной направленности;
уметь:
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;
- преодолевать вертикальные и горизонтальные препятствия без опоры и с опорой, преодолевать рекомендованную в комплексной программе полосу препятствий;
- выполнять акробатические упражнения;
- подтягиваться на перекладине;
- метать различные по весу и форме снаряды на дальность и на меткость;
- выполнять скоростной бег;
- играть в подвижные и спортивные игры;
- лазать по двум канатам без помощи ног и по одному канату с помощью ног;
- проводить учебную схватку в одном из видов единоборств;
- демонстрировать и применять в спортивной игре или в процессе выполнения специально-комплексного упражнения основные технико-тактические действия.
Содержание раздела «Физическая подготовка»
Тема № 1. Разминка.
Занятие 6.1 – 2 часа. Составление комплекса упражнений с учётом индивидуальных особенностей организма. Отработка упражнений комплекса.
Тема № 2. Развитие выносливости.
Занятие 6.2 – 7 часов. Разминка. Длительный бег, бег с препятствиями и на месте.
Отжимания, подтягивание на перекладине, наклоны туловища, приседания. Прыжки в длину и высоту. Метание различных по массе и форме снарядов на дальность и на меткость. Подвижные игры.
Тема № 3. Развитие силы.
Занятие 6.3 – 8 часов. Разминка. Подтягивание, отжимания, наклоны туловища, приседания с весом отягощения. Упражнение тела в висе. Комплекс упражнений со штангой, гирями, гантелями, эспандером. Прыжки, многоскоки , метания, перетягивание каната, лазание по канату, «Удочка», эстафеты. Преодоление полосы препятствий.
Тема № 4. Развитие координационных способностей.
Занятие 6.4 – 7 часов. Разминка. Метание в цель различных предметов, прыжки в цель. Точность дифференцирования, воспроизведения и оценки движений различными частями тела. Бег и прыжки через скамейки, обручи, мячи. Бег по лабиринту. Прыжки через барьеры Ведение мяча по линии, в заданном и изменяющемся ритме. Стойка на одной ноге «Ласточка». Ходьба и бег по узкой опоре. Удержание палки на руке, ноге. Подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения.
Тема № 5. Акробатические упражнения.
Занятие 6.5 – 7 часов. Разминка. Ритмическая гимнастика. Строевой шаг. Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках. Группировки. Перекаты. Перевороты. Парные упражнения. Упражнения на параллельных и разновысоких брусьях. Упражнение на бревне, низкой перекладине. Перелезание через гимнастического коня.
Тема № 6. Спортивные игры.
Занятие 6.6 – 10 часов. Разминка. Отработка техники игры в волейбол, баскетбол, футбол.
Тема № 7. Рукопашный бой.
Занятие 6.7 – 21 час. Отработка приёмов рукопашного боя. Удары рукой и нагой. Защитные действия. Болевые приёмы. Броски. Освобождение от захватов противника. Обезоруживание противника.
Медико-санитарная подготовка
Учебные цели:
Помочь приобрести необходимые знания и термины для понимания угрожающих жизни состояний. Научить владеть тактикой оказания помощи при несчастных случаях. Упражнять в практическом использовании полученных знаний и навыков в конкретных ситуациях. Воспитывать чувство сострадания и взаимопомощи.
В результате изучения раздела программы «Медико-санитарная подготовка» и получения практических навыков члены клуба должны
знать:
- классификация ран и их причины;
- характеристику различных видов кровотечений и их причины;
- правила и технику остановки кровотечений;
- симптомы солнечного удара, виды ожогов;
- клиническая смерть, искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца;
- характеристику перевязочного материала;
- правила наложения стерильных повязок;
- как оказать первую медицинскую помощь при поражении радиоактивными отравляющими веществами;
уметь:
- оказать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, ожогах, солнечном ударе, при поражении радиоактивными и отравляющими веществами;
- накладывать стерильную повязку на любую часть тела;
- обездвиживать повреждённую часть тела;
- делать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца;
- переносит пострадавших;
- оказывать неотложную помощь в любых ситуациях, не теряться при этом.
Содержание раздела «Медико-санитарная подготовка»
Тема № 1. Понятие о ране, классификация ран. Первая медицинская помощь при ранениях.
Занятие 7.1 – 2 часа. Характеристика различных видов ран и их причин. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ранениях.
Тема № 2. Виды кровотечений и их характеристика.
Занятие 7.2 – 1 час. Характеристика различных видов кровотечений и их причины.
Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях.
Тема № 3. Правила и техника остановки кровотечений.
Занятие 7.3 – 3 часа.
Способы остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерии, сгибание конечностей). Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечении.
Тема № 4. Понятие о переломах. Первая медицинская помощь при переломах.
Занятие 7.4 – 2 часа. Характеристика различных видов переломов. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при переломах.
Тема № 5. Первая медицинская помощь при ожогах и солнечном ударе.
Занятие 7.5 – 2 часа. Симптомы солнечного удара. Виды ожогов. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ожогах и солнечном ударе.
Тема № 6. Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция лёгких.
Занятие 7.6 – 2 часа. Правила оказания первой медицинской помощи при клинической смерти. Отработка на муляже навыков оказания помощи пострадавшему с искусственной вентиляцией лёгких и не прямым массажем сердца.
Тема № 7. Способы переноски пострадавших.
Занятие 7.7 – 3 часа. Правила и способы транспортировки пострадавших. Транспортная иммобилизация. Отработка навыков по переноске пострадавших.
Тема № 8. Правила наложения стерильных повязок.
Занятие 7.8 – 3 часа. Перевязочные средства. Характеристика перевязочных материалов. Отработка навыков наложения повязок на верхнюю и нижнюю конечности. Отработка навыков наложения повязок на голову и туловище и способов обездвиживания повреждённой части тела.
Тема № 9. Первая медицинская помощь при поражении радиоактивными и отравляющими веществами.
Занятие 7.9 – 2 часа. Действие, виды, поражающие факторы радиоактивных и отравляющих веществ. Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при поражении радиоактивными и отравляющими веществами.
Гражданская оборона
Учебные цели:
Познакомить с основными положениями Федерального закона «О гражданской обороне», основными понятиями и определениями, задачами Гражданской обороны, структурой и органами управления. Познакомиться с классификацией средств индивидуальной защиты, их назначением и принципом действия, с простейшими и подручными средствами защиты, правилами эвакуации, устройством фильтрующего противогаза. Отработать навыки защиты органов дыхания и кожи. Помочь уяснить принципы действия и поражающие факторы оружия массового поражения. Учить изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты, стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе.
В результате изучения раздела программы «Гражданская оборона» члены клуба должны
знать:
- историю создания, предназначение, структуру и задачи Гражданской обороны;
- классификацию средств индивидуальной защиты;
- назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты, правила пользования ими;
- устройство фильтрующего противогаза;
- принцип действия и поражающие факторы оружия массового поражения, способы защиты от него;
- правила эвакуации;
уметь:
- пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- изготовлять простейшие средства индивидуальной защиты;
- стрелять и преодолевать полосу препятствий в противогазе;
- защищать органы дыхания и кожу.
Содержание раздела «Гражданская оборона»
Тема № 1. История создания системы гражданской обороны и её задачи.
Занятие 8.1 – 1 час. История создания системы гражданской обороны. Структура и органы управления. Основные понятия и определения гражданской обороны. Задачи, стоящие перед гражданской обороной.
Тема № 2. Характеристика оружия массового поражения.
Занятие 8.2 – 2 часа. История появления, принципы действия и поражающие факторы оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического). Способы защиты от него.
Тема № 3. Средства индивидуальной защиты.
Занятие 8.3 – 1 час. Классификация средств индивидуальной защиты. Назначение и принцип действия. Простейшие и подручные средства защиты. Устройство фильтрующего противогаза.
Тема № 4. Практические тренировки.
Занятие 8.4 – 6 часов. Правила эвакуации Отработка навыков пользования средствами индивидуальной защиты органов дыхания ( противогаз) и кожи (ОЗК).
Изготовление простейших средств индивидуальной защиты (ватно-марлевые повязки). Преодоление полосы препятствий в средствах индивидуальной защиты. Стрельба в противогазе.
Ратные страницы истории и история родного края
Учебные цели:
Познакомить с Федеральным законом, установившим дни воинской славы, с днями воинской славы, с формами увековечивания памяти воинов России. С помощью видеофильма познакомить с видами оружия и боевой техники. Изучить Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы. Познакомить с историей государственных наград за военные отличия в России. Воспитывать на примерах героев Отечества патриотические чувства и гордость за свою Родину.
В результате изучения раздела программы «Ратные страницы истории и история родного края» члены клуба должны
знать:
- дни Воинской славы, их историю;
- формы увековечивания памяти воинов России;
- организацию проведения дней Воинской славы;
- порядок проведения воинских ритуалов;
- виды оружия и боевой техники;
- события Великой отечественной войны и Сталинградской битвы;
- награды за военные отличия;
- героев Отечества, Сталинградской битвы, родного посёлка;
уметь:
- работать исторической литературой и документами;
- использовать исторические и географические карты;
- анализировать и соотносить исторические события и явления;
- пользоваться историческими каталогами и справочниками.
Содержание раздела «Ратные страницы истории и история родного края»
Тема № 1. Дни воинской славы.
Занятие 9.1 – 3 часа. Федеральный закон, установивший дни славы русского оружия – дни воинской славы России. Формы увековечивания памяти воинов России. Организация проведения дней воинской славы. Порядок проведения воинских ритуалов.
Тема № 2. Вооружение Российской армии.
Занятие 9.2 – 4 часа. Виды оружия и боевой техники. Просмотр видеофильма.
Тема № 3. История Сталинградской битвы.
Занятие 9.3 – 5 часов. История Сталинградской битвы. Героические подвиги защитников Сталинграда. Победа под Сталинградом – коренной перелом в Великой Отечественной войне. Герои Сталинградской битвы. Памятники, мемориалы, обелиски воинам, защищавшим Сталинград. Экскурсия на Солдатское поле.
Тема № 4. История Великой Отечественной войны.
Занятие 9.4 – 5 часов. История Великой Отечественной войны.
Тема № 5. Ордена и награды.
Занятие 9.5 – 3 часа. История государственных наград за военные отличия в России. Виды орденов и наград. Основные государственные награды СССР и России. Новая наградная система (1992 г.). Герои Отечества. Ордена – почётные награды за воинские отличия и за заслуги в бою и военной службе.
Тема № 6. История Волгоградской области.
Занятие 9.6 – 4 часа. История Волгоградской области. Основные достижения.
Тема № 7. История родного посёлка.
Занятие 9.7 – 4 часа. История родного посёлка. Ветераны, живущие рядом. Операция «Забота». Благоустройство родного посёлка.
Тема № 8. Дважды Герой Советского Союза Шурухин Павел Иванович.
Занятие 9.8 – 2 часа. Биография П.И. Шурухина. Поисковая работа.