Доклад на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ«ПОДМОСКОВНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ЭНЕРГИЯ»
Доклад
на тему:
О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.
               
Выполнил: руководитель физического воспитания  Ефимов Е.В.
                                
Реутов
2013 г.
Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян".
1. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни, о чем говорилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» на 2001 год.
Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.
Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.
В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.
Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив.
1.1. Мировые тенденции развития физической культуры и спорта
В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
Во многих зарубежных странах физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность органически сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов. Развитием спорта в различных территориальных единицах, прежде всего в городах, занимаются муниципальные органы, а на местах - коммуны и общины, которые расходуют на эти цели от 1 до 3% своих общих бюджетов, вырабатывают и осуществляют совместно со спортивными организациями муниципальную и коммунальную спортивную политику.
Конец XX столетия во многих странах стал периодом модернизации и строительства современных спортивных сооружений. На совершенно новых экономических и правовых отношениях создаются эффективные модели физкультурно-спортивного движения, активно внедряются малозатратные поведенческие программы, такие как «Джонсон и Джонсон», «Здоровье ради жизни», «Здоровое сердце», «Жизнь - будь в ней», «Тримминг 130», которые направлены на формирования моральной и материальной ответственности личности за состояние собственного здоровья и образа жизни, что не в последнюю очередь определено происходящими негативными демографическими процессами.Общемировой тенденцией является также колоссальный рост интереса к спорту высших достижений, который отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Процессы глобализации в определенной степени были стимулированы и развитием современного спорта, особенно олимпийского.
За рубежом спорт на всех своих уровнях является универсальным механизмом оздоровления людей, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и российский спорт, стало одним из самых мощных и массовых международных движений. К олимпийскому спортивному сообществу принадлежат более 200 стран мира.
Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:
в повышении роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
в продлении активного творческого долголетия людей;
в организации досуговой деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;
в использовании физкультуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
в вовлечении в занятия физической культурой и спортом трудоспособного населения;
в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;
в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли телевидения в развитии физической культуры и спорта и в формировании здорового образа жизни;
в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
1.2. Состояние человеческого ресурса в России и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта
Структурные и социальные изменения последних десяти лет привели к фундаментальным экономическим утратам и к катастрофическому снижению человеческого потенциала. Коэффициент жизнеспособности населения, по данным Всемирной организации здравоохранения ЮНЕСКО, составляет в России 1,4 балла по 5-балльной шкале (в Сомали, Гаити, Бирме - 1,6). С 1992 по 2000 г. в 65 субъектах Российской Федерации сократилась численность населения, а в 2000 г. рост числа умерших отмечался в 78 субъектах. Депопуляция в разной степени затронула практически всю территорию России и почти все этнические группы.
Общая динамика смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80% составляют мужчины. Это создаст резкий дисбаланс трудоспособного и пенсионного населения, негативно отразится на всех социально-экономических факторах развития общества. По данным Госкомстата РФ, уже к 2016 г. численность населения в пожилом возрасте превысит численность детей и подростков на 12,8 млн. человек, или на 62%, что значительно ускорит процесс старения нации.
При этом особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.
Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%. Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. На протяжении последних лет наблюдается высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Значительная часть населения находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессией, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности. Возросло число россиян, страдающих психическими расстройствами.
В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.
Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев.
Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек. Число официально зарегистрированных больных наркоманией составляет более 269 тыс. человек, а по результатам экспертных исследований - их более 1,5 млн. человек. Особенно тревожна тенденция «омоложения» наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками.Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации с состоянием человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой способствуют высокий уровень бедности россиян, социальная неустроенность, проблемы занятости, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья, расширение масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран. При этом массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья находится вне фокуса государственной политической доминанты.
В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.
Если не реализовать эти меры сегодня, то завтра возникнет реальная угроза национальной безопасности России.
1.3. Уровень развития физической культуры и спорта в России
Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но надо признать, что их возможности не используются в полной мере. Это обусловлено многими обстоятельствами.
Во-первых, десятилетиями сфера физкультуры и спорта финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась роль человеческого фактора в развитии общества.
Во-вторых, с распадом СССР прекратила существование ведомственно-территориальная модель физкультурно-спортивного движения, работавшая в условиях старой системы достаточно эффективно. Спортивные организации потеряли большую часть финансирования из госбюджета, внебюджетных источников и практически все средства из профсоюзного бюджета, в результате чего произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах. Расчеты специалистов показывают, что на профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта бюджетных средств выделяется в 22 раза меньше, чем на лечение и лекарственное обеспечение.
В-третьих, с 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, число которых уменьшилось на 20% и не превышает 198 тыс. Их единовременная пропускная способность составляет 5 млн. человек, или всего 17% от норматива обеспеченности. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению. После распада СССР для некоторых видов спорта в России не оказалось современных, технически оснащенных спортивных баз, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях. В десятки раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. Для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.
В-четвертых, многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для миллионов трудящихся. В физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 8-10% российских граждан, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Причем, если в этих странах оздоровительными спортивными программами охвачено примерно равное количество мужчин и женщин, то в России, по социологическим опросам, физкультурой и спортом занимаются 12% мужчин и всего 5,1% женщин. По данным Госкомстата России, в 2000 г. доля расходов на оплату в учреждениях физической культуры и спорта в общей сумме семейного бюджета россиян составила 0,3%, или в 12 раз меньше доли расходов на табак и алкоголь (3,7%).
В-пятых, за годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта. Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, особенно телевидения.
В-шестых, сведена до минимума научно-исследовательская деятельность. Продолжается отток квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов за рубеж, что, с одной стороны, обусловлено высоким уровнем их профессиональной подготовленности, востребованностью на мировом уровне, с другой - отсутствием условий для полноценной работы в России.
На состояние физической культуры и спорта также влияют внутренние противоречия между старыми и нарождающимися организационными структурами и выполняемыми функциями; между целями школьного физического воспитания и существующей практикой проведения уроков физической культуры в школах; между успешными выступлениями российских сборных студенческих спортивных команд и уровнем массовых студенческих соревнований и т.д.
Безусловно, в последние годы вместе с положительными изменениями в экономике наблюдаются и некоторые обнадеживающие моменты в физкультурно-спортивном движении. Госкомспорт и его органы на местах, общероссийские и территориальные федерации (союзы, ассоциации) по видам спорта в 2001 г. провели более 600 спортивных мероприятий, всероссийских чемпионатов и первенств, 990 учебно-тренировочных сборов сборных команд России по видам спорта, обеспечили участие российских спортсменов более чем в 130 международных соревнованиях. Только по олимпийским видам спорта в составы сборных команд страны вошли более 5 тыс. кандидатов из 77 субъектов Российской Федерации.
Появились новые формы физкультурно-оздоровительной работы с рыночными механизмами развития. Началось приращение спортивных сооружений, в том числе физкультурно-спортивной инфраструктуры дворового плана; увеличивается финансирование; принимаются территориальные законы и программы физического оздоровления населения. В этом смысле необходимо отметить опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Самарской, Саратовской, Омской, Пермской, Челябинской областей, Республики Татарстан, Республики Карелия и др.В новых социально-экономических условиях, приобщаясь к новым моделям поведения, производственных отношений, досуга, при удорожании лекарств, медицинских и образовательных услуг, многие категории граждан меняют равнодушие на активный интерес к здоровому образу жизни. В России возникает социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности людей в сохранении здоровья как основы материального благополучия.
Такая заинтересованность, к сожалению, еще не приобрела черты устойчивой и целостной системы поведения. В представлении российских граждан о здоровом образе жизни присутствуют стандарты и стили, унаследованные или заимствованные из разных исторических систем и разных культур, и поэтому они слабо совместимы между собой.
Тем важнее государственное вмешательство в этот процесс, поскольку коррекция индивидуальных предпочтений также является важной функцией государства. Отсутствие экономических предпосылок не может быть поводом для бездействия. Невозможно сначала обеспечить экономический рост, затем на его основе в «пожарном порядке» решать проблемы укрепления здоровья граждан и здорового образа жизни.
Речь идет о коренном изменении социального статуса физической культуры и спорта как одной из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ жизни людей и престиж Российского государства. Государство должно относиться к развитию физической культуры и спорта как к общегражданской деятельности, обеспечивающей и безопасность страны, и жизнеспособность ее населения. Как носитель общественных интересов, государство должно сформировать общенациональную модель физкультурно-спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу - стремление к здоровому образу и высокому качеству жизни. Нужно законодательно закрепить эффективные экономические меры, утверждающие в обществе культ здорового тел а, здорового духа, здоровых традиций и здоровой жизни.
На общероссийском уровне социальный эффект от такой политики может быть достигнут только при условии вовлечения в занятия физической культурой и спортом не менее 30% российских граждан.
1.4. Новые социальные требования к системе физической культуры и спорта на современном этапе развития России
В условиях перехода России к рыночной экономике и демократическому обществу, с принятием Россией общемировых ценностей и идеалов, общенациональная модель физкультурно-спортивного движения как важная составляющая здорового образа жизни должна решать следующие задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей;
формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи;
воспитание подрастающего поколения, способного противостоять таким негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное поведение и т.д.;
консолидация общества, укрепление единства и сплоченности нации;
развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;
доступность всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
непрерывность и преемственность процесса физического воспитания на всех этапах жизнедеятельности человека;
воспроизводство здорового населения;
обеспечение возможности человека в полном объеме осваивать образовательные программы на всех этапах обучения;
подготовка к производственной деятельности и воинской службе;
обеспечение способности широких слоев населения адаптироваться к сложным ситуациям и противостоять повышенным стрессовым нагрузкам;
проведение многообразных форм досуговой деятельности, способных удовлетворить интересы и потребности различных слоев населения;
создание мощной спортивной индустрии, входящей в качестве составного элемента в экономическую систему новой России;
эффективная социальная и физическая реабилитация инвалидов;
обеспечение лидирующих позиций российских спортсменов в международном спортивном движении и процессов полной интеграции России в мировое сообщество;
создание новой идеологии освещения в средствах массовой информации (особенно на телевидении) вопросов физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
2. Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни граждан средствами физической культуры и спорта
2.1. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения
На протяжении последних десятилетий вместо коренной модернизации системы повышения человеческого потенциала в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь косметические преобразования. Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья людей необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления граждан России в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.
В этой связи назрела острая необходимость безотлагательного принятия на правительственном уровне разработанной Госкомспортом России совместно с Минобразованием России и Минздравом России государственной «Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 года», которая в сочетании с уже принятыми концепциями «Охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», «Государственной политики в области здорового питания до 2005 года» и «Демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» может стать основой для формирования общероссийской модели здорового образа жизни людей.
В стране должна быть создана эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан.
Проблему формирования здорового образа жизни надо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны.
В сложных экономических условиях также целесообразен перенос центра тяжести усилий на программы первичной профилактики и поведенчески ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и стремления людей к здоровому образу жизни.
Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. В качестве общенационального движения можно рассмотреть предложение о проведении общероссийской кампании «За молодую и здоровую Россию. Стартуем вместе с Президентом», а также проведение:
всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания» (по федеральным округам);
всероссийского фестиваля по национальным и народным видам спорта «Наследие»;
всероссийских соревнований по спортивно-военному многоборью учащихся «Защитники отечества»;
всероссийского фестиваля детей-инвалидов и детей-сирот «Жить со спортом»;
всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи «Победа»;
всероссийских спартакиад учащейся молодежи и трудящихся;
всероссийской сельской спартакиады;
всероссийской акции «"Динамо" - детям России» и т.д.
Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных форм спортивного досуга, каковыми являются: фитнесс-центры, клубы аэробики и шейпинга, конноспортивного выезда, а также клубы по иным оздоровительным направлениям.
Особое внимание должно быть привлечено к анализу и решению проблем развития физкультурно-спортивного движения среди различных категорий российских граждан.
Дети, подростки и молодежь
Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой молодежи.
Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.
Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:
повышение ответственности родителей за здоровье детей;
поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
внедрение новых эффективных форм организации занятий;
создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой;
массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.
Важно исправить допущенные перекосы и включить физическую культуру и спорт в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент. Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.
В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной. Для этого на уровне Правительства Российской Федерации и субъектов Федерации необходимо разработать и реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов и районных центров России. В эту зону отдыха должны входить сеть спортивно-оздоровительных учреждений, региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, экостадионы, туристско-оздоровительные комплексы). После экономической депрессии 30-х гг. XX века США именно созданием подобных зон коренным образом изменили мотивационные приоритеты американских граждан.
В России такая программа формирования зон отдыха может приобрести статус Президентской.
К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.
Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. В этой связи важно совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления реализовать в 2002 г. комплекс неотложных мер по развитию детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных школ и дворцов спорта для детей и юношества с учетом социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. № 1063-р.Необходимо также ускорить принятие разработанной Госкомспортом России и Минобразованием России федеральной целевой программы «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2006 годы)». Это даст еще один мощный импульс развитию разветвленной сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы с детьми и подростками по месту жительства, позволит вовлекать в движение миллионы детей ежегодно, что положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств.
Занятия детей, подростков и молодежи в клубах не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг. Необходимо создать в стране к ныне действующим 7000 клубам дополнительно, как минимум, 1000 клубов, оснастить их спортивным оборудованием и инвентарем, педагогическими кадрами и учебными программами.
Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения надо организовать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.
По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а сокращение преступности среди молодых людей на 10% может снизить расходы на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год.
Трудящиеся
В условиях чрезвычайной демографической ситуации, роста экономических потерь от заболеваемости и травматизма, интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работника. Сохранение здоровья трудящихся - это не только предпосылки для высокой производительности труда, улучшения благосостояния, но и залог устойчивого социально-экономического развития страны. Именно поэтому большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах. На предприятиях и в организациях всех форм собственности они должны быть направлены на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям.
Для решения этих проблем необходимо:
проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека;
включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;
обустройство, где позволяют возможности, комнат здоровья, психологической разгрузки, введение в цехах, производствах, на участках, где численность трудящихся достигает 500 человек, должности инструктора производственной физкультуры;
принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений оздоровительных программ, программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;
создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения. Привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности, на укрепление материальной базы развития физической культуры;
формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости ведения здорового образа жизни.
Развитие физической культуры и спорта для трудящихся должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. В стране должна быть разработана Программа сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.
Допризывная молодежь и военнослужащие
В условиях реформирования Вооруженных сил и правоохранительных органов России первостепенное значение приобретает уровень общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовки личного состава, который должен соответствовать подготовленности спортсменов высокого класса. В этих целях в МВД, ФСБ, Вооруженных силах Российской Федерации за последнее время проведен ряд организационно-технических мер. После 13-летнего перерыва приказом Министра обороны РФ введено в действие «Наставление по физической культуре и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации», в 2001 г. утверждена новая структура управления физической подготовки, проведены организационно-штатные мероприятия, что позволило активизировать физкультурно-спортивную работу в воинских частях и соединениях.
Однако результаты контрольных проверок Минобороны России показывают, что в целом физическая подготовка личного состава Вооруженных сил не соответствует предъявляемым требованиям, что во многом обусловлено низким состоянием здоровья молодежи призывного возраста (этот же фактор определяет физическое состояние личного состава органов безопасности и правопорядка). Только в 2000 г. число юношей, освобожденных от призыва в армию в связи с психическими расстройствами, составило 130 тыс., что на 7 тыс. больше, чем в 1999 г., и на 40 тыс. больше, чем в 1998 г. При ограниченности призывного ресурса, только в 2000 г. от службы в Вооруженных силах по причине наркомании освобождено 17,7 тыс. человек (в 1996 г. -5,5 тыс. человек).Исходя из этого, актуальна разработка качественно новой системы мероприятий, направленных на физическую подготовку допризывной и призывной молодежи, организацию соревнований по военно-прикладным видам спорта и профессиональную подготовку. В нее должны быть включены всероссийские и окружные смотры-конкурсы по физическому развитию и подготовленности допризывной молодежи, федерально-окружные фестивали допризывной молодежи, оборонно-спортивные игры «Зарница». Должна быть восстановлена работа спортивных, спортивно-технических и спортивно-оборонных клубов и секций, лагерей для молодежи в летнее время, оснащенных необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, специалистами и научно-методическим обеспечением.
Снова важной становится роль Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в развитии технических, военно-прикладных и авиационных видов спорта, в том числе через соответствующие Всероссийские спортивные федерации, в вовлечении граждан в процесс научно-технического творчества, в формировании у молодежи стремления к техническим знаниям и здоровому образу жизни.
В системе подготовки допризывной молодежи следует предусмотреть:
увеличение объемов физкультурно-спортивной активности в образовательных учреждениях;
проведение летних сборов допризывной молодежи в военно-спортивных лагерях;
разработку специализированных нормативов физической подготовленности («Защитник отечества»);
разработку и проведение системы комплексных общенациональных и региональных соревнований для допризывной молодежи.
Для повышения уровня физической подготовленности военнослужащих необходимо:
увеличить объем часов на общефизическую, профессионально-прикладную физическую и спортивную подготовку;
разработать современные нормативные требования, учебно-тренировочные программы и методики физической подготовки;
создать эффективную систему спортивных соревнований, способствующих вовлечению в активные занятия спортом максимального числа военнослужащих;
при переходе на контрактную армию разработать свои спортивные нормативы для военнослужащих разных родов Вооруженных сил;
рассмотреть вопрос о присвоении очередного воинского звания при условии выполнения военнослужащими соответствующих нормативов физической подготовки.
Инвалиды и лица с ослабленным здоровьем
Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9). Основные направления в этой работе:
создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
разработка и издание специализированных методик и программ;
подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм.
Лица старшего возраста
Для людей старшего возраста, одного из наиболее многочисленных слоев населения современной России, занятия физической культурой и спортом являются важнейшим условием поддержания интереса к жизни, сохранения и укрепления здоровья, продления активного творческого долголетия, социальной реадаптации в общество. К сожалению, государство недостаточно учитывает это обстоятельство и не требует от социальных структур активной работы с пожилыми людьми, в том числе в физкультурно-спортивной сфере. Не получил распространения положительный опыт развития в ряде регионов сети врачебно-физкультурных диспансеров и физкультурно-оздоровительных центров для пожилых людей, групп общей физической подготовки при спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства.
В этой связи актуально:
активно использовать существующие спортзалы на базе учреждений образования и по месту жительства для проведения физкультурно-оздоровительной работы с людьми пожилого возраста;
расширить сеть специализированных клубов и создать комплексные учреждения по одновременному охвату услугами различных категорий населения (пожилые люди, инвалиды, дети и т.д.);
разработать совместно с органами социального обеспечения и здравоохранения комплекс мер по вовлечению лиц пожилого возраста в активные занятия физической культурой и спортом;
широко использовать средства физической культуры и оздоровительных технологий в практике работы санаторно-курортного комплекса;
разработать систему спортивных соревнований среди лиц старшего возраста (ветеранский спорт);
обеспечить доступ пожилых людей к получению физкультурного образования;
создавать специальные физкультурно-оздоровительные программы на телевидении.
Особое внимание надо обратить на создание условий для малообеспеченных групп населения, не имеющих материальных и финансовых возможностей для занятий физической культурой и спортом. Реализация этой задачи возможна через адресную помощь со стороны действующей власти всех уровней, в первую очередь местных органов исполнительной власти и муниципальных образований. Такая помощь в приоритетном порядке должна оказываться многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, и другим категориям населения.
2.2. Повышение роли регионов в развитии физической культуры и спорта
Общенациональное патриотическое движение за оздоровление российских граждан средствами физической культуры и спорта должно быть подкреплено на уровне региональной политики инициативами трудовых коллективов, предпринимательских кругов, общественных организаций и партий, учебных заведений.
В России и в теории, и на практике делаются лишь первые шаги в реализации муниципальной спортивной политики, поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда в субъектах федерации и в территориях, даже на уровне районных спорткомитетов, одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка спортсменов высокого класса, их выступления на чемпионатах разного уровня. В результате нарушаются пропорции в расходовании средств на развитие спорта высших достижений и «спорта для всех». В большом количестве и зачастую бесконтрольно финансовые ресурсы тратятся на проведение соревнований, развитие же материально-технической базы, обустройство спортивными сооружениями дворов и микрорайонов отодвигается на второй план. Это происходит, несмотря на то, что по положению спорткомитеты должны содействовать гражданам в реализации их прав на занятия физической культурой, спортом и туризмом, развитию сферы досуга, организационно и методически обеспечивать разнообразие физкультурно-оздоровительной деятельности различным слоям населения.
Негативные изменения в физкультурно-спортивном движении в наиболее острой форме сказались на состоянии здоровья сельского населения, где утрачиваются не только современные, но и народные, национальные системы физического воспитания. В связи с этим, в первую очередь надо решить вопросы строительства простейших спортивных сооружений и ФОКов, а также подготовки специалистов для работы в сельской местности, особенно в сельских общеобразовательных учреждениях. В приоритетном порядке решить проблему обеспечения общеобразовательных школ комплектом спортивного инвентаря и оборудования.
Перед федеральными округами, субъектами федерации, их органами власти стоит сегодня ряд актуальных задач:
разработка эффективных систем управления и организации физкультурно-спортивной работы;
формирование региональных и муниципальных бюджетов с учетом принципа приоритета физкультурно-спортивной работы в социальной политике местных властей;
разработка конкретизированных региональных программ массового приобщения различных групп населения, в том числе детей, подростков, юношества, к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
разработка программ реконструкции и строительства учебно-спортивной базы образовательных учреждений, обеспечение их необходимым оборудованием и инвентарем.
Реальными центрами физкультурно-спортивного досуга по месту жительства должны стать подростковые клубы, дошкольные учреждения, школы, образовательные учреждения профессионального образования, физкультурно-спортивные комплексы предприятий и коммерческих структур.
Региональные и муниципальные власти должны на взаимовыгодных условиях привлечь трудовые коллективы, первых руководителей конкретных предприятий и учреждений к работе по строительству физкультурно-спортивных сооружений и комплексов. Важно, чтобы эти комплексы использовались по назначению.
Необходимо ввести в практику проведение региональных и муниципальных смотров-конкурсов на лучшую постановку массовой физкультурной, оздоровительной работы по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах. Материально и морально стимулировать все виды и формы физкультурно-спортивной деятельности, ведущих спортсменов трудового коллектива, города, района, региона. Пропагандировать, поддерживать, расширять шефство спортсменов, студентов спортивных вузов, сотрудников военных организаций и МВД над учреждениями образования, интернатскими учреждениями, детскими и молодежными объединениями.
Для кардинального улучшения массового физкультурного движения по месту жительства, формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи необходимо активизировать работу муниципальных властей по созданию материально-спортивной базы по месту жительства и определению механизма оплаты инструкторов-методистов.
2.3. Развитие спортивного туризма
Спортивный туризм имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения в гармонии с природой. Его особенностью является уникальная возможность комплексного воздействия на человека природных и культурных факторов, удовлетворения в потребности самоутверждения, проверке своих сил, моральных и физических способностей выживать в экстремальных условиях и находить правильное решение. Одновременно - это универсальное средство рекреации для всех групп населения.
До 1990 г. в бывшем СССР спортивный туризм как общественное движение реализовался через сеть туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям, причем эта работа проводилась за счет средств профсоюзов. С началом радикальных реформ прежние структуры управления в основном прекратили существование, число туристских самодеятельных клубов уменьшилось до 200-250, а количество занимающихся спортивным туризмом снизилось в 3 раза.
В качестве первоочередных мер по развитию спортивного туризма необходимо:
оптимизировать организационно-управленческую систему в сфере спортивного туризма, базирующуюся на механизмах взаимодействия государственных и общественных организаций;
реконструировать материально-техническую базу спортивного туризма, включая средства размещения инфраструктуры; организовать производство товаров туристского назначения;
стимулировать систему подготовки гидов-проводников и инструкторов спортивного туризма применительно к основным видам их профессиональной деятельности с созданием соответствующих рабочих мест;
включить спортивный туризм в систему общего и профессионального образования.
3. Развитие спорта высших достижений и подготовка спортивного резерва
3.1. Развитие спорта высших достижений
В процессе демократических преобразований в России возникли общественные формы организации физической культуры и спорта. Созданы, окрепли и получили международное признание Олимпийский комитет России, российские федерации (союзы, ассоциации), другие общественные объединения и организации по видам спорта, способствующие развитию спорта высших достижений.
В настоящее время в развитии спорта высших достижений отмечается:
рост популярности и авторитета международных спортивных организаций, их влияния на формирование социальной политики в странах мирового сообщества;
возрастание государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях национальным спортивным организациям, входящим в мировое спортивное сообщество, включая финансовую, правовую и социальную;
финансирование государствами подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва, осуществление государственных мер социальной защищенности и поощрения спортсменов, тренеров и специалистов;
активное участие крупных торгово-промышленных фирм и компаний в развитии инфраструктуры спорта и оказании спонсорской помощи в подготовке спортсменов к Олимпийским играм;
широкое использование научных достижений в подготовке спортсменов;
сближение профессионального и олимпийского спорта.
Отечественная система подготовки высококвалифицированных спортсменов пользуется мировым признанием и включает в себя организацию подготовки сборных команд страны, сеть специализированных школ по подготовке спортивного резерва, систему подготовки и повышения квалификации тренеров, научно-методическое и медицинское обеспечение.
Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления, избежать противоречий, на какой бы основе они не возникали.
На современном этапе развития спорта высших достижений подготовка спортсмена обусловлена необходимостью достижения двух взаимосвязанных целей:
подготовкой спортсмена, способного самоотверженно в сложнейших условиях соревновательной деятельности вести спортивную борьбу за победу во имя Родины;
воспитанием моральных качеств личности спортсмена, отвечающих потребностям общества.
Основополагающим в подготовке спортсмена высокого класса является использование современных научных технологий спортивной тренировки, а также постоянное их совершенствование.
Для реализации целей и задач отечественного спорта высших достижений необходимо:
объединение на договорной основе усилий и возможностей федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и общественных спортивных организаций -субъектов международного спортивного (олимпийского) движения и права - Олимпийского комитета России, общероссийских федераций (союзов, ассоциаций) по различным видам спорта, ведомственных физкультурных организаций с разграничением их полномочий;
поддержка и помощь Олимпийскому комитету России и национальным спортивным федерациям по видам спорта со стороны органов исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации в подготовке спортсменов и организации соревнований;
решение вопроса о реконструкции и модернизации существующих спортивных баз и сооружении новых;
создание в соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственного фонда для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в области физической культуры и спорта;
создание (как правило, на базе высших учебных заведений физической культуры) региональных научных центров (в каждом федеральном округе) и сосредоточение их работы на научно-методическом обеспечении подготовки спортсменов, а также решении региональных проблем развития физической культуры и спорта;
определение нескольких крупных отраслевых научных программ, охватывающих проблемное поле отрасли, как долгосрочный государственный заказ;
создание комплексных научных групп по видам спорта и организация научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва;
совершенствование инвестиционной политики, обеспечивающей развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;
создание эффективных технических средств для нужд физической культуры и спорта;
постоянное совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации и Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
создание эффективной системы организации и проведения спортивных соревнований, в том числе комплексных Всероссийских игр учащихся, студентов и трудящихся, Спартакиад народов Российской Федерации;
совершенствование технологий, форм и методов подготовки и переподготовки кадров - специалистов по физической культуре и спорту высших достижений.
Для успешного проведения в России международных, национальных соревнований и мероприятий необходимо активное привлечение крупных компаний и фирм, в том числе маркетинговых и рекламных. Это следует рассматривать как стратегическое партнерство спорта и бизнеса с учетом интересов обеих сторон.
3.2. Совершенствование работы спортивных школ
Основополагающая роль в подготовке спортивного резерва в сборные команды России по видам спорта принадлежит, как и прежде, спортивным школам, опыт которых раньше перенимался многими странами. Система подготовки спортивных резервов, созданная более полувека назад, зарекомендовала себя своей устойчивостью. Тенденция к замедлению роста числа спортивных школ, наметившаяся в середине 90-х гг., сменилась в последние годы их стабильным ростом.
В то же время в профсоюзной системе из-за отсутствия финансирования количество школ сократилось на 40%. В результате число занимающихся в таких школах детей, подростков и молодежи уменьшилось на 160 тыс. Поэтому необходимо продумать новый механизм финансирования профсоюзных спортивных школ. Имеется в виду оплата труда тренерско-преподавательского состава, аренда спортивных сооружений для обеспечения тренировочного процесса, финансирование учебно-спортивной работы, оплата труда руководящего, медицинского и технического состава.
Сейчас детско-юношеские спортивные школы при отсутствии достаточного количества учебных спортивных сооружений, дефиците спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы столкнулись с резким удорожанием арендной платы за пользование спортивными сооружениями. Вследствие этого сократился календарь спортивных мероприятий, не проводятся такие традиционные крупные соревнования, как всероссийские спартакиады школьников и универсиады по наиболее популярным среди учащейся молодежи видам спорта, соревнования на приз «Золотая шайба», «Белая ладья», «Белая перчатка» и др.
В целях более эффективного управления всем процессом подготовки спортсменов высшего класса (преемственность этапов подготовки), повышения государственной ответственности нужно создать и внедрить оптимальную структуру детско-юношеского и молодежного спорта, учитывающую особенности и возможности различных ведомственных систем, позволяющую объединить их кадровые и финансовые ресурсы. Актуально также создание региональных центров спортивной подготовки (РЦСП), что позволит объединить финансовые средства субъектов Российской Федерации, Госкомспорта России, ДСО, ведомств, федераций (союзов, ассоциаций) по видам спорта, направляемых на подготовку спортсменов - членов сборных команд России. В этом случае сокращение расходов на командирование спортсменов, тренеров и других спортивных специалистов на учебно-тренировочные сборы в другие регионы страны поможет увеличить продолжительность централизованной подготовки ведущим спортсменам до 300 дней в году, позволит практически полностью осуществлять подготовку спортсменов в России, а не за рубежом, как это практикуется в настоящее время.
4. Комплексные меры по развитию физкультурно-спортивного движения
4.1. Создание эффективной системы государственного управления
На протяжении многих лет в стране отсутствует четкая, основанная на комплексе современных правовых норм система управления физической культурой и спортом, что обусловлено рядом причин. На федеральном уровне эти причины связаны с бесконечными сменами «вывесок» федерального органа и кадровыми перестановками. За последние десять лет 11 раз менялось название федерального органа исполнительной власти, который в настоящее время осуществляет лишь межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта.
На региональном и местном уровнях размытость управленческих функций и структур объясняется слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими организациями (управлениями культуры и образования, комитетами по делам молодежи, туризму, отделами по работе с населением). В 89 субъектах Российской Федерации имеется 13 министерств, 8 государственных комитетов, 4 комитета при правительствах, 48 комитетов при администрациях, 7 департаментов, 7 управлений, 2 отдела, функциональные обязанности которых значительно разнятся. В 47 субъектах Российской Федерации функции управления физической культурой и спортом объединены с туризмом, в 17 - с молодежью.
Ситуация осложняется тем, что построение эффективной системы управления невозможно без детальной комплексной регламентации взаимоотношений федеральных органов управления физической культурой и спортом и соответствующими органами субъектов Российской Федерации. Такая регламентация должна касаться вопросов разграничения полномочий, порядка взаимодействия с территориальными органами, федеральными организациями, ведомствами, специализированными предприятиями, межведомственной координации и т.д.
Данный подход призван обеспечить создание устойчивой и эффективной модели управления и развития системы физического воспитания с учетом следующих факторов, формирующих социальную значимость данного направления:
обеспечение государственных общенациональных интересов;
соответствие направленности системы задачам различных профилей социальной сферы (формирование спортивного актива, оздоровление населения, профилактика негативных тенденций, повышение уровня работоспособности, подготовка к службе в Вооруженных силах, укрепление межнациональных отношений и т.д.);
создание условий для полноценной реализации личности, развитие общественных институтов.
В этом случае совершенствование системы управления представляет собой распределение по вертикали форм и видов управленческих функций, в зависимости от их масштаба и направленности (федеральный центр -субъекты Российской Федерации - местный уровень).
Таким образом, на федеральном уровне основными задачами являются:
выработка стратегии государственной политики развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях, обеспечение реализации основных положений предложенной «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»;
создание правовой базы поддержки физкультурно-спортивного движения;
создание научно-обоснованной системы оздоровления и физического воспитания населения;
разработка и реализация федеральных целевых программ по вопросам развития физкультуры и спорта с учетом основных видов деятельности;
подготовка и переподготовка кадров;
обеспечение подготовки и выступления сборных команд на международных соревнованиях.
Что касается конкретной, практической работы по развитию физической культуры и спорта, то она должна быть прерогативой региональных органов власти и муниципальных образований. Ее основной смысл - создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства, в образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, среди всех возрастных групп и категорий населения.
Наиболее эффективной системой организации и управления физической культурой и спортом на федеральном уровне является федеральный орган исполнительной власти. На уровне субъекта Российской Федерации, на местном уровне - обязательно самостоятельное структурное подразделение.
Особое значение в новой системе управления физической культурой и спортом приобретает более тесное взаимодействие между органами здравоохранения, образования, труда, обороны, внутренних дел и других заинтересованных министерств и ведомств и возрастающая ответственность общественных физкультурных организаций за формирование здорового образа жизни населения.
4.2. Совершенствование правовой и нормативной базы
Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физкультурно-спортивного движения.Принятый в 1999 г. закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» явился существенным вкладом в укрепление правовой базы, но вместе с тем он содержит большое количество декларативных норм. Необходимо подготовить новую редакцию закона, включив в него изменения, поправки и добавив такие понятия и термины, как «федеральный (региональный) орган исполнительной власти» в области физической культуры и спорта, «услуги физической культуры и спорта», «спортивная реабилитация», «спортивная наука», «спортивная медицина», «товары спортивно-туристического назначения» и т.д.
Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для организаций, реализующих программы развития физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот, способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России для участия в Олимпийских и Паралимпийских играх.
В действующих на сегодняшний день законодательных актах принижена роль общественных физкультурно-спортивных объединений, несущих основную нагрузку по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы и подготовке резерва для спорта высших достижений, не отрегулированы вопросы их экономической поддержки со стороны общественных некоммерческих организаций, граждан и юридических лиц.
Кроме того, необходима законодательная проработка следующих актуальных вопросов:
борьба против использования спортсменами допинга, наркотиков; обеспечение безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, исключающее возможность хулиганского поведения болельщиков во время спортивных соревнований, проявления жестокости и насилия, а также других антиобщественных проявлений, оказывающих негативное влияние на личность и общество;
решение проблемы массового оттока российских спортсменов и специалистов за пределы Российской Федерации, особенно молодых спортсменов;
решение проблем детской ранней спортивной специализации, участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка;
решение проблемы государственной поддержки общественных физкультурно-спортивных объединений, используя для этого мировой опыт;
решение вопросов, связанных со спонсорской деятельностью, привлечением в спорт внебюджетных источников, путем внесения поправок в соответствующие законы Российской Федерации.
Учитывая социальную значимость сферы физической культуры и спорта, ее возрастающую роль в решении социальных проблем общества, необходимо разработать комплекс мер по государственной поддержке и стимулированию труда работников физической культуры, а также выдающихся спортсменов.
Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.
4.3. Укрепление материально-технической базы, улучшение финансирования и проведение активной инвестиционной политики
В настоящее время уровень обеспеченности граждан России спортивными залами и сооружениями (из расчета на 10 тыс. жителей) составляет лишь 19% социальных нормативов, плавательными бассейнами - 4,5%, плоскостными сооружениями - 56%. Имеющаяся материально-техническая база физической культуры и спорта является отсталой в техническом отношении, большинство сооружений оснащено старым энергоемким оборудованием и не имеет необходимых площадей для организации работы с населением, а вновь построенные или реконструированные спортивные объекты недоступны из-за их дороговизны.
Поэтому укрепление материально-технической базы становится важной задачей. Без ее решения трудно создать необходимые условия для массовых занятий физической культурой и спортом, подготовки спортивного резерва, учебно-тренировочного процесса, развития индустрии спортивных зрелищ.
На сегодняшнем этапе можно и нужно в первую очередь обеспечить рациональное управление государственным имуществом.
В связи с этим:
следует создать полный реестр федеральной собственности государства и собственности субъектов Российской Федерации, обеспечивающей учебно-тренировочный процесс, проведение спортивных мероприятий, научно-методическое и медицинское решение вопросов подготовки сборных команд страны. Особое внимание уделить проблеме оптимизации управления государственными пакетами акций;
необходимо продолжить работу по возвращению в государственную собственность неправомерно отчужденных объектов на основании судебных заключений;
шире применять договорную практику совместного использования (эксплуатации) спортивных сооружений, принадлежащих различным ведомствам или собственникам.
В новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их реконструкция должны осуществляться не только за счет; бюджетных средств разного уровня, но и за счет привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.
Назрела задача по осуществлению мер, стимулирующих рынок физкультурно-спортивных услуг, создание индустрии спортивных товаров и оборудования.
Острой проблемой является обеспечение дошкольных и образовательных учреждений необходимым современным спортивным оборудованием и инвентарем, без которых невозможно эффективно проводить физическое воспитание детей, подростков и молодежи. Многолетнее игнорирование этой проблемы привело к критической ситуации, разрешить которую можно только на государственном уровне, разработкой и внедрением особых мер по оснащению дошкольных учреждений, школ, техникумов, училищ, вузов техническими средствами для занятий физкультурой и спортом. По расчетам Минобразования России, в течение пяти лет необходимо оснастить комплектами спортивного оборудования около 50% образовательных учреждений.
В определенной степени должна быть скорректирована финансовая политика центра, а также субъектов федерации. Сегодня невозможно определить общую картину финансовых потоков и финансовых источников, направляемых на физкультурно-спортивные и оздоровительные программы, так как их основная доля носит отраслевой, корпоративный и частный характер. Но ясно одно - финансирование спортивных мероприятий из федерального бюджета, несмотря на почти трехкратный рост с 1999 г., остается недостаточным. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на физическую культуру и спорт в разрезе статей бюджетной классификации в процентах от общего объема составили в 2000 г. всего 0,08%, что, безусловно, требует корректировки.
Должен быть сбалансирован также удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, который в 1999-2000 гг. колебался от 0,05-0,1% (Корякский автономный округ, Сахалинская, Ивановская области), до 2-6% (Саратовская область, Республика Калмыкия).
В перспективе надо добиться такого положения, чтобы средства, выделяемые из федерального и региональных бюджетов, позволяли решать проблемы развития как массового спорта, так и спорта высших достижений.
Поскольку физкультурно-спортивная отрасль продолжает испытывать на себе двойной остаточный принцип, во-первых, как часть социальной сферы, во-вторых, как часть здравоохранения, актуально стоит вопрос об изменении официального статуса в бюджетной классификации раздела «Физическая культура и спорт». Целесообразно выделение его из объединенной группы «Здравоохранение, физическая культура», в самостоятельную отрасль.
Государственная политика должна осуществляться:
целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней по следующим основным формам:
безвозмездное субсидирование (гранты), в том числе и подготовку спортсменов высокого класса;
заключение контрактов на разработку продукции спортивной промышленности;
предоставлением льготных займов и кредитов по линии Российского Банка Развития (РБР).
С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования. В ближайшее время законодательно надо решить вопрос об отчислении на развитие физической культуры и спорта доходов от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав на телерадиотрансляции и т.д., как это делается в других государствах.
Дополнительных источников финансирования можно добиться также за счет:
привлечения частного капитала к финансированию физкультурно-спортивной деятельности;
усиления роли экономических рычагов привлечения ресурсов, в том числе путем совершенствования налогообложения доходов юридических и физических лиц, направляемых на создание и поддержание физического воспитания детей, подростков и молодежи, развитие физической культуры и спорта среди трудящихся, инвалидов и лиц старшего возраста;
привлечения международных займов и иностранных инвестиций для структурной перестройки сферы физической культуры, социальной защиты спортсменов;
более активного привлечения средств населения через развитие и стимулирование обязательного и добровольного страхования.
Органы государственного управления, предпринимательские структуры, хозяйственные руководители, трудовые коллективы должны пересмотреть отношение к физической культуре и спорту как к затратной отрасли и осознать ее высокую экономическую эффективность.
К факторам, сдерживающим развитие физкультурно-спортивного движения и здорового образа жизни людей, относится также неразвитое производство продукции спортивного и туристского назначения, которое было одним из слабых звеньев и в структуре промышленности СССР.
До сих пор практически не выпускаются серийно тренажеры коллективного пользования, спортивно-технологическое оборудование и инвентарь, специализированные технические средства для ухода за спортсооружениями, технические средства для обеспечения активного отдыха населения. За рубежом производство товаров физкультурно-спортивного назначения, наоборот, является одной из наиболее устойчивых и динамично развивающихся отраслей экономики, присутствует понимание того, что вкладывать деньги в здоровье не только полезно, но и экономически выгодно.
В связи с этим государство должно проводить протекционистскую политику по отношению к отечественному производству спортивных товаров, инвентаря и оборудования. На повестке дня остро стоят вопросы технического перевооружения спортивной индустрии и налаживания массового производства конкурентоспособной спортивной продукции, создания благоприятных условий для развития малых предприятий.
Необходимо возобновить госстатотчетность по продукции спортивного назначения. При этом часть полномочий Госкомстата России может быть делегирована НИИ ВИСТИ (по группе «Спортивное оборудование и инвентарь») с соответствующим финансированием этих работ.
4.4. Совершенствование системы подготовки специалистов, улучшение образовательного и научно-методического обеспечения
Прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, требуют долгосрочного планирования подготовки кадров. В расчете на 10 тыс. жителей их обеспеченность составляет сегодня не более 13 работников при нормативе 26. Около 9 тыс. преподавателей и тренеров по физической культуре и спорту из-за материальных причин практически навсегда прекратили свою профессиональную деятельность. Вдвое сократилось количество инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях. Ощущается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма, учителей физической культуры в общеобразовательных школах и, особенно, в сельских и малокомплектных школах. Не ведется подготовка специалистов по спортивной медицине.
В настоящее время подготовка кадров по физической культуре и спорту осуществляется в 216 образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, подведомственных Минобразованию и Госкомспорту России, в которых обучается более 90 тыс. студентов. В системе Минобразования России готовят учителей и педагогов физической культуры в 85 педагогических училищах, колледжах и в 73 высших учебных заведениях. В системе Госкомспорта России осуществляется подготовка бакалавров, магистров, специалистов по физической культуре и спорту. В 33 училищах олимпийского резерва, 13 техникумах, колледжах и 13 вузах физической культуры сосредоточен значительный научный, педагогический (62% имеют степени кандидата и доктора наук) и тренерский потенциал. Однако разобщенность учебных заведений диктует задачу создания оптимальной организации и управления подготовкой специалистов.
Для реализации новых подходов в развитии профессионального образования в области физической культуры и спорта необходимы:
апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы;
разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;
долгосрочное планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования;
реорганизация ряда государственных академий физической культуры и спорта в университеты физической культуры и спорта;
разработка программы поэтапного перехода от финансирования научных учреждений к финансированию научно-исследовательских проектов;
укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;
осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку;
создание в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедр и факультетов по подготовке спортивных врачей, специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;
обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) физической культуры;
разработка и внедрение системы сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающей систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией;
обобщение и распространение практического опыта работы (секретов мастерства) выдающихся спортсменов, тренеров, новаторов-исследователей, работающих с детьми и молодежью.
Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.
Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:
разработка и внедрение в практику теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;
научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и подготовки спортивного резерва;
организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма;
теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.
4.5. Создание действенной системы пропаганды здорового образа жизни
Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни, из всего комплекса предлагаемых мер в качестве приоритетного направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.Речь идет о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.
Тенденции последних лет показывают, с одной стороны, увеличение количества изданий спортивной тематики и публикаций в печатных СМИ, с другой стороны - снижение количества спортивных передач и трансляций в телерадиопрограммах, поскольку они требуют больших финансовых ресурсов. Такими ресурсами телевидение, в первую очередь государственное, не располагает. В результате на федеральных телеканалах время показа спортивных программ составляет всего около часа в сутки.
Ощущается острая потребность увеличения количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видео роликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и Интернет - материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, к агрессивной рекламе. В соответствии с федеральным законом «О рекламе» должна быть разработана и реализована система мер, поощряющих производство и трансляцию социальной рекламы.
Необходима государственная поддержка целевого обеспечения спортивными изданиями по физической культуре и спорту и литературой массовых, школьных и вузовских библиотек, которые из-за недостатка финансовых средств практически лишены возможности приобретать эти издания. Пропаганда должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.
Пропаганда физической культуры должна способствовать:
повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Одной из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.
Таким образом, для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян важен весь комплекс отраженных в настоящем Докладе организационных, структурных, правовых, финансовых и научно-методических мер. В тоже время они должны корреспондироваться с экономическими, социальными и политическими реалиями дня и возможностями государства и общества. С учетом этого к Докладу прилагаются «Предложения рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по системе первоочередных мер по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», выделяющие наиболее острые и актуальные проблемы, требующие безотлагательных решений.
Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств.