Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ягудина Алла Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей № 94» городского округа г. Уфы Республики Башкортостан

Прошло более 400 лет с момента ополчения Минина и Пожарского и более 200 лет со дня победы русских воинов над наполеоновской армией у подмосковного села Бородино. Казалось бы, любой учащийся школы, не говоря уже о студентах, должен знать такие исторические личности России, как Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов, Александр I. Однако опыт показывает, что по прошествии какого-то времени, после изучения определенных учебных материалов в школе, подростки забывают об историческом значении этих героев страны, о том, какой вклад в укреплении Руси был привнесен Мининым и Пожарским, Багратионом и Кутузовым. А почему? Почему мы с легкостью забываем о героях-освободителях Отечественной войны 1812 года? За давностью времен? Но ведь история любой страны строится на опыте и мудрости наших дедов, наших далеких предков, которые самозабвенно любили свою родину, ту местность, где они родились, жили и умирали. И не всегда их жизнь протекала спокойно и умиротворенно, потому что были внешние враги, оккупанты, посягающие на их мир, благополучие, на их родные земли. Защита своего любимого края, чувство глубокой любви к отчизне, невероятная гордость за свою страну придавала русским воинам силы на дальнейший бой и уверенность в победе. За свою независимость, за мир и покой многие из наших соотечественников жертвовали жизнью. Этого забывать нельзя.
А для того, чтобы подрастающее поколение помнило о героях нашей страны, мы – взрослые должны стараться находить минуты, когда можно было бы напомнить ребенку о героизме наших предков. Существуют различные ситуации, когда взрослые могут поговорить об исторических победах России. И это, прежде всего, все та же школа. Не нужно считать, что когда речь идет о славе и мужестве доблестных защитников Отечества, то это должно происходить только на уроках истории. Любой учебный предмет, изучаемый в школе, непосредственно связан с историей нашей страны, значимыми личностями, каждая из которой внесла свой внушительный и необходимый всей стране вклад, будь то физика, химия, астрономия, математика, а тем более география, литература, искусство. Так почему же преподавателям, обучающим этим предметам учеников, на несколько минут не погружаться в исторический экскурс страны и не только говорить о научных достижениях и о людях, их получивших, но и о той эпохе, во время которой жили и творили деятели гуманитарных и прикладных наук. Ведь понимание того, что если бы на нашей земле бесчинствовали враги, придаваясь грабежам и насилию, вводя в ужас все население, то ни одно открытие в области химии, физики не могло бы дать тех прогрессивных и необходимых результатов, приносящих нашей современности благотворные плоды.
Любая культура сильна своей преемственностью умением сохранить прошлое в настоящем и передать его в будущее. Но говоря о таком виде искусства, как литература, я не могу не отметить, что эта наука является наибольшей сокровищницей исторических достижений страны, так как посредством художественного слова можно передать информацию подрастающему поколению не только с помощью письменной речи. Благодаря современным технологиям мы можем читать книги на их прямом бумажном носителе, причем выбор наиболее качественной полиграфической продукции огромен. Появились мобильные электронные книги, но больше всего удивляют аудиокниги. Прогрессивная реальность дает нам возможность изучать литературные произведения в любом преимущественном для нас варианте. И это разве не замечательно?!
Однако хотелось все-таки приблизиться к теме историко-патриотического воспитания подрастающего поколения и продемонстрировать патриотизм русских воинов на примере романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», который предлагается для изучения в школе десятиклассникам.
"Война и мир" - роман исторический, все герои которого, подлинные и вымышленные, - участники крупнейших исторических событий. «История, писал Толстой в черновиках романа, - это история всех, без одного исключения всех людей, принимающих участие в событии". Поэтому у Толстого единые художественные принципы изображения человека в романе – будь то вымышленные персонажи (Андрей, Пьер, Николай, Наташа) или же исторические (Кутузов, Наполеон, Александр 1, Сперанский). Сложна жанровая структура толстовской книги. Сам Толстой отказывался от какого-то конкретного определения, говоря, что "это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника". И позднее этому жанру дано было название – эпопея. "Я старался писать историю народа", - признавался Толстой. Соотношение этих двух начал - романического (герой) и эпического (народ) - дает основание современным исследователям определять жанр "Войны и мира" как романа-эпопеи.
Сейчас не будем говорить обо всей системе образов в романе, тем более их 550, да и огромное количество монографий и исследовательских работ дает нам детальное представление о развитии главных персонажей на фоне существующих исторических событий. Внимание хотелось бы обратить именно на исторические личности, присутствующие в этом эпохальном произведении: Наполеон, Александр I, с одной стороны, и Кутузов, Раевский, Тушин, Давыдов, Платон Каратаев, с другой. Кто из них историческая личность, а кто герой-победитель? Подлинным носителем чувства патриотизма, беззаветной преданности своей Родине оказывается Кутузов, у которого одна цель с народом - "очистить свою землю от нашествия". Кутузов выступает в романе как "представитель народной войны", войны справедливой, сплотившей нацию в борьбе с французским нашествием. Когда же кончилась народная война, и началась война захватническая, за пределами России, Кутузову как "представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер". На протяжении всего романа Л.Н.Толстой ни коем образом не приукрашивает образ Кутузова, ведь народные герои, люди, избранные народом, по своей натуре скромны и непритязательны. Однако главное его достоинство – любовь к отчизне - автор романа подтверждает многочисленными фактами.
Описанию основного исторического события – Отечественной войне 1812 года – победе русского народа над французскими захватчиками, освободительной войне за независимость Руси и было посвящено данное произведение. Но не просто детальному описанию определенных фактов, ситуаций, а отношению простого народа к своей Родине, его неистребимому чувству собственного достоинства и неиссякаемой жизненной силе во имя будущего страны, нового поколения.
Однако при изучении романа «Война и мир» и особенно тех частей, которые повествуют об Отечественной войне 1812 года учитель-литератор большое количество времени вынужден отводить для описания самих исторических сражений. Хотя целью урока всегда является описание образов, характеров, эмоций героев, их поведение и отношение к окружающей действительности, т.е. для литературы важен человек в определенном социуме. И возникает проблема: учащиеся не знают основных исторических событий, а это незнание влечет за собой непонимание типа героя, его роли в истории. Задача учителя-литератора показать взаимодействие личности и эпохи, их влияние друг на друга, зависимость человека от времени, и, наоборот, умение человека заставить время работать на него. В любом случае анализ исторических событий происходит вкупе с описанием жизни героя романа, но времени на демонстрацию патриотических качеств Пьера Безухова, Андрея Болконского, Ростовых бывает недостаточным. Иначе говоря, учителю-литератору приходится некоторое количество времени посвящать констатации реальных исторических фактов, а детализация образов сходит на нет.
Поэтому хотелось бы предложить составителям учебных программ школы найти какой-то компромисс и попробовать поставить изучение, к примеру, материалов по Отечественной войне 1812 года по школьному предмету история параллельно с изучением романа Л.Н.Толстого «Война и мир» на уроках литературы. Такое взаимодействие учебного материала даст, несомненно, лучший результат в познаниях учащихся. А учителю – литератору – время на изучение конкретных героических личностей с помощью авторского художественного слова.
Сохранение исторической памяти в обществе, забота о культурном наследии предков, воспитание подрастающего поколения в духе любви к родной истории одно из необходимых условий нормального развития социума. Отечественная война 1812 одно из наиболее грандиозных событий нашего столетия, оставивших неизгладимый след в истории России и в народной памяти. Наследие, оставленное войной, чрезвычайно многогранно, и, как это ни печально, еще не до конца осмыслено и изучено. И наше подрастающее поколение не должно забывать об этом наследии, о павших смертью храбрых наших соотечественников.