Сюжетно-ролевая игра «Космос зовёт»
«КОСМОС ЗОВЕТ»
Сюжетно-ролевая игра учащихся 5-7 классов
В игре участвуют две команды. Команды набирают из зрителей, которые находятся в зале в ходе конкурсов. Кто набрал больше жетонов, тот член команды космонавтов.
ВЕДУЩИЙ: /на фоне музыки «Волшебный полет» ансамбль «Спейс»/
Начало загадки
Для малыша –
В воротах,
За поворотом.
Калитку он трогает
И, не дыша,
В щелочку смотрит:
А что там?
Вырастешь ты – Загадка
В простор голубой,
К небесным взмывает
Высотам,
На Солнце сверкает,
Мерцает звездой
И ты повторяешь:
А что там?
Точь-в-точь, как тебе,
Но еще в старину
Хотелось узнать
Звездочетам –
Смотрели на Солнце они,
На Луну
И тихо шептали:
А что там?
К неведомым звездам
Настанет черед
Умчаться с Земли
Звездолетам!
Но, к цели пробившись,
Закончив полет,
Вновь взгляд устремят
Космонавты вперед:
А что там!?
ВЕДУЩИЙ: Настал и для нас «Час космических испытаний». Вы готовы? Сегодня мы формируем космические экипажи, которые отправятся к далеким неизвестным звездам.
А для этого надо проверить ваши знания, смекалку, выносливость, ловкость, быстроту реакции и многое другое.
Итак, кто хочет попытать свою удачу? Все?! Замечательно!
ПЕРВЫЙ КОНКУРС: Можете ли вы с одного взгляда сказать, чего на рисунке больше: квадратов или кругов.
РЕКВИЗИТ: Плакат, на котором вперемешку нарисованы или наклеены круги и квадраты разной величины; круги и квадраты могут соприкасаться и накладываться друг на друга.
ВЕДУЩИЙ: Удивительно! Какие способные ребята! Получите жетоны за правильные ответы!
ВТОРОЙ КОНКУРС: Всего 1 секунду, но внимательно посмотрите, какие числа написаны на приведенном здесь рисунке. Запомните числа, а когда закроют рисунок, сложите их и запишите сумму.
А теперь скажите, на каких фигурах какие числа были написаны?
(этот вопрос ведущий задает, когда плакат уже снят?
РЕКВИЗИТ: Плакат, на котором нарисованы:
ВЕДУЩИЙ:Ну что ж, жетон получает тот, кто правильно назвал сумму чисел и по 2 жетона тот, кто правильно назвал все фигуры.
ТРЕТИЙ КОНКУРС: В шести квадратах размещены кружки. Нарисуйте на листе бумаги шесть пустых квадратов. Постарайтесь за 1 минуту запомнить расположение кружков. Затем нарисуйте кружки в квадратах по памяти. За каждый правильно помещенный кружок – одно очко. Если вы набираете 33 очка, то вы очень внимательный человек.
0 0
0
0 0 0
0
0 0
0 0
0 0 0
0 0
0 0 0
0
0 0 0
0 0 0
0
0 0 0
0 0
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Кто набрал 28-33 очка – получите жетоны.
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС:Определите закономерность расположения чисел каждого ряда и впишите в соответствии с ней еще два числа.
РЕКВИЗИТ: Плакат с цифрами:
2 3 4 5 6 7
10 9 8 7 6 5
6 9 12 15 18 21
8 8 6 6 4 4
3 7 11 15 19 23
9 1 7 1 5 1
4 5 8 9 12 13
ВЕДУЩИЙ:Замечательно! Быстро справились с заданием! Жетоны получает тот, кто дал больше правильных ответов.
ПЯТЫЙ КОНКУРС: Найдите, чем отличаются одна от другой эти ракеты.
РЕКВИЗИТ: На плакате нарисованы две ракеты, на первый взгляд они одинаковые, но художник допустил десять неточностей. Надо их найти!
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Вы прекрасно прошли испытания на сообразительность и внимательность. Тот, кто получил больше всех жетонов, выходите ко мне. Теперь вы кандидаты в космонавты и вам предстоит испытание в космическом корабле. Но прежде мы разделимся на две команды.
РЕКВИЗИТ: Два столика, на которых лежат визитки с названием должности на корабле. Визитки сделаны в виде звезды – командир корабля, планетолог, радист, астроном. Визитки перевернуты, играющие берут любую, прикалывают на грудь.
ВЕДУЩИЙ: Прошу всех кандидатов в космонавты подойти к столикам, взять любую визитку, прочитать какую должность вы будете выполнять на корабле. Но, напоминаю, в одном знаменитом мультфильме есть песенка, в которой поется «как вы яхту назовете, так она и поплывет». Подумайте и назовите свой корабль так, чтобы название вас вдохновляло на замечательный, увлекательный полет.
КОМАНДЫ ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЯ КОРАБЛЕЙ, РАСПРЕДЕЛЯЮТ ДОЛЖНОСТИ.
ВЕДУЩИЙ: Перед полетом положено пройти испытание в центрифуге. Это довольно сложное испытание, поэтому будьте внимательны и осторожны.
ИГРА «ЦЕНТРИФУГА» - участвуют все члены экипажа. На расстоянии 2-3 м от экипажа стоит стул ножками на линии, начерченной на полу. По сигналу ведущего члены экипажей по очереди бегут к своим стульям, садятся, поворачиваются вместе со стулом на 360°.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: после поворота стул должен стоять строго на прежнем месте. Команда, игроки которой быстрее и правильнее выполнили это задание, побеждает.
РЕКВИЗИТ: 2 стула.
ВЕДУЩИЙ:Хорошо! Будем считать, что экипажи к полету готовы!
А теперь внимание! Приготовиться к запуску ракеты!
Сначала проведем тренировочный старт. Объясняю, в чем он заключается.
ИГРА «ЗАПУСК РАКЕТЫ» - ведущий отдает приказ, игроки повторяют его, добавляя слово «ЕСТЬ», производят соответствующие движения.
ВЕДУЩИЙ: К запуску ракеты «_______________» приготовиться!
РЕБЯТА: ЕСТЬ, приготовиться!
ВЕДУЩИЙ: Пристегнуть ремни! /хлопок в ладоши/
РЕБЯТА: ЕСТЬ, пристегнуть ремни! /хлопок в ладоши/
ВЕДУЩИЙ: Включить контакт! /щелчок пальцами/
РЕБЯТА: ЕСТЬ, включить контакт! /щелчок пальцами/
ВЕДУЩИЙ: Завести моторы! /вращательные движения руками перед собой/
РЕБЯТА: ЕСТЬ, завести моторы! /вращательные движения руками перед собой/
ВЕДУЩИЙ: 5, 4, 3, 2, 1 СТАРТ! /ребята гудят! У-У-У!/
РЕБЯТА: УРА-А-А! ПОЕХАЛИ!
/после тренировочного полета, проводиться старт ракет/
ВЕДУЩИЙ: Дорогие друзья! Поздравляю вас с удачным стартом. Приборы работают нормально? Как ваше самочувствие? Прекрасно!
Перегрузки сейчас закончатся, и вас ждет удивительное состояние души и тела – НЕВЕСОМОСТЬ!
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Корабли вышли за пределы земной атмосферы. НЕВЕСОМОСТЬ! Экипажи могут свободно двигаться по кораблю. Минуточку! Я объясню, как вести себя при невесомости, чтобы не получить ушибов и ранений.
ИГРА «НЕВЕСОМОСТЬ» - веревку длиной несколько метров укладывают на полу или чертят длинную линию мелом на полу. Для каждой команды своя. Команды делятся и встают с двух концов веревки. Каждый член команды должен пройти по ней, но с одним условием:
- В корабле тесно, можно двигаться только прямо по линии (веревке). По сигналу ведущего команды начинают движение, каждый по своей линии (веревке).
УСЛОВИЕ: Двигаться, наступая только на линию (веревку). Тот, кто оступился, выбывает в «лазарет». Экипаж, который первым закончит движение по линии (веревке) с наименьшими потерями, побеждает.
РЕКВИЗИТ: - веревки длиной по 5-6 метров, по количеству команд.
ВЕДУЩИЙ: Внимание! Внимание! Говорит Земля! Экипажи успешно освоили невесомость. И теперь самое время приступить к работе.
Поступил сигнал с одной из планет солнечной системы!
Внимание, радисты! Вам необходимо расшифровать его.
ИГРА «КАКАЯ ПЛАНЕТА» - команды получают лист с кроссвордом и карточки со слогами:
- СОКОЛ, КАР, ТИК, УЛАН, УРНА, НОРОВ.
к
о
л
о
с
р
а
к
к
и
т
л
у
н
а
у
р
а
н
в
о
р
о
н
ОТВЕТЫ:
ВЕДУЩИЙ: Вы получили шифровку из шести слов. Вам необходимо в каждом слове переставить буквы так, чтобы получилось новое слово. Использовать необходимо все буквы. По вертикали в цветных квадратах должно получиться название планеты солнечной системы, с которой мы получили сигнал.
РЕКВИЗИТ: - листы с кроссвордом и словами.
ВЕДУЩИЙ: Пока радисты работают, для экипажей проведем разминку ума.
Черная дорожка осыпана горошком? НЕБО И ЗВЕЗДЫ
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Собака лает, а достать не может. ЛУНА
Голубой платок, алый клубок, по платку катается,
людям улыбается. НЕБО И СОЛНЦЕ
Поле немерено, овцы не считаны, пастух рогатый. ВСЕЛЕННАЯ, ПЛАНЕТЫ и ЗВЕЗДЫ, МЕСЯЦ
Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят. БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕДВЕДИЦЫ
Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется. СОЛНЦЕ И МЕСЯЦ
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! Экипажи могут отдыхать. Радисты, с какой планеты получен сигнал?
С Сатурна? Замечательно! А теперь работа для планетологов. Но сначала объясню, к вашим услугам литература и справочный материал, которым вы можете воспользоваться. Если что-то вызывает у вас затруднения, экипаж может вам помочь.
ВОПРОС планетологу экипажа ракеты _______________________________
- Самая красивая, необычная планета Солнечной системы.
Расскажите о ней.
ВОПРОС планетологу экипажа ракеты________________________________
- Самая большая планета Солнечной системы.
Расскажите о ней.
РЕКВИЗИТ: - книги: П. Клушанцев «О чем рассказывает телескоп», «Почемучка» и другие, в которых есть материал о Солнечной системе.
ВЕДУЩИЙ: Пока планетологи готовятся, приглашаю командиров экипажей. Управлять ракетой дело не простое, но одно дело знать ракету как свои пять пальцев, другое – знать свой экипаж, третье – уметь находить выход из любой ситуации. Одним словом, управлять ракетой и экипажем.
Итак, располагайтесь в кресле поудобнее и слушайте внимательно. Центр полетом направляем вам вопросы и ждет быстрого ответа. Передайте в Центр «фотоснимок» того, что встретили на своем пути. И последнее, определите положение Большой и Малой Медведицы. Время – 10 минут.
РЕКВИЗИТ: - вопросы для каждого командира печатаются отдельно.
ПЕРВЫЙ ЛИСТ с вопросами:
Газообразная оболочка Земли_____________
Механизм, выполняющий работу самостоятельно_______________
Путь, по которому движется небесное тело _______________
Заданное направление _________________
Летчик-космонавт США__________________
Большая планета Солнечной системы______________
ВТОРОЙ ЛИСТ с вопросами:
Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства ___________
Сияние окружающее солнечный диск _____________________
Прибор для наблюдения за небесными телами_______________
Кличка собаки, побывавшей в космосе________________
Спутник Солнца ___________________
Максимальная высота подъема ракеты_________________
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ: Сложить из набора «Мозаика» что-нибудь космическое.
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ: Командирам дают по два листа с изображением звезд Большой и Малой Медведиц. Надо сложить листы так, чтобы положение созвездий Большой и Малой Медведиц относительно друг друга было правильным.
ВЕДУЩИЙ: Великолепно! Командиры на редкость одаренные люди! Экипажам не страшны никакие препятствия. Но это еще не все. Теперь вопрос на смекалку. Я вручаю вам карту «Звездного неба», вам необходимо провести свой корабль так, чтобы пролететь через все звезды, не пропуская ни одной.
РЕКВИЗИТ: - каждый командир получает лист с изображением девяти звезд.
ОТВЕТ:
ВЕДУЩИЙ: Пока командиры решают эту нелегкую задачу, предоставляю слово планетологам.
(планетологи рассказывают о тех планетах, которые им заданы).
ВЕДУЩИЙ: Перед вами два тонких лунных серпа. Как определить, какая Луна растет, какая – убывает?
РЕКВИЗИТ: На листе ватмана нарисованы два лунных серпа, один как «С», другой повернут в обратную сторону. Чтобы определить, какая Луна убывающая, какая растущая, необходимо мысленно приложить к рожкам серпа палочку. Если получилась буква «Р» - растущая, если серп Луны похож на букву «С» - стареющая или как - будто буква «Р» перевернута в другую сторону, или, если к одному рожку серпа мысленно приложить палочку, то получиться буква «У» - значит, Луна убывающая, стареющая.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо, планетологи! Вы хорошо справились со своей работой. В астрономии планеты и созвездия принято обозначать знаками. Они так и называются – астрономические знаки.
Как вы уже поняли, испытание для астрономов. Слушайте внимательно! У вас в руках карты, на которых нарисованы астрономические знаки и написаны названия планет и созвездий, а также названия звезд самых ярких в одном из созвездий, которые написаны на карточках. Определите это созвездие.
Вы можете воспользоваться справочной литературой. Приступайте к работе. Успехов вам!
РЕКВИЗИТ: - каждой команде выдается 11 карточек с названиями и знаками:
Для одной команды
Водолей
Венера
Скорпион Антарес
Сатурн
Дева
Для другой команды
Овен
Луна
Весы
Солнце
Телец Альдебаран
ВЕДУЩИЙ: Пока астрономы готовятся, проведем разминку для болельщиков.
ВОПРОСЫ О КОСМОСЕ:
ВЕДУЩИЙ: Приз «Лучший знаток космоса» получает ______________________.
Астрономы готовы? Пожалуйста, расскажите, что вы узнали, к какому выводу пришли?
АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАКИ И НАЗВАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРИКРЕПЛЕНЫ, ЧТОБЫ ВСЕ ИГРОКИ И БОЛЕЛЬЩИКИ ИХ ВИДЕЛИ.
ВЕДУЩИЙ: Наш полет подходит к концу, пора возвращаться на Землю. Экипажи готовы?
Тогда, да здравствует Земля!!!
РЕБЯТА: Да здравствует Земля!!!
ВЕДУЩИЙ: Вам придется увеличить обороты двигателей. А мы будем наблюдать с Земли, какая ракета первой достигнет ее.
ИГРА «ДВАДЦАТЬ ОБОРОТОВ» - Каждая команда выдается палка с привязанной к ней веревкой. Палку держит вся команда. К середине веревки прикреплен глобус, который стоит на полу. ЗАДАНИЕ – намотать веревку на палку, не касаясь веревки. Команда, которая быстрее достигнет Земли (глобуса).
РЕКВИЗИТ: палки длиной по 1 – 1,5 м - по количеству команд,
Веревка длиной 5-6 м – 1 штука,
Глобус – 1 штука.
ВЕДУЩИЙ: Ну вот, вы и на Земле! Поздравляем вас с успешным выполнением заданий, с мягкой посадкой. Желаю вам в будущем быть такими же любознательными и трудолюбивыми, настойчивыми и веселыми!
Успехов вам и счастья!
Сценарий составлен
педагогом дополнительного
образования детей
объединения по интересам
«Страна чудес»
Бернадских Т. А.
МБОУ ДОД «ДДТ» СП
Дом пионеров и школьников
г. Сосногорска
8
6
4
5