Организация военно-патриотического воспитания учащихся через внеурочную деятельность
Организация военно-патриотического воспитания учащихся через внеурочную деятельность
Тохтобин Александр Филиппович
учитель ОБЖ МБОУ «Хатын-Арынская СОШ»
Намский улус Республика Саха (Якутия)
Одной из важных задач государства является военно- патриотическое воспитание молодежи, в основе которого лежит подготовка молодых людей страны к службе Вооруженных Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Выпускники школы, будущие защитники Родины должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в РФ, утвержденная ФЗ, которая является основополагающим государственным документом. Она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.
Очень важно подготовить учеников по следующим направлениям: патриотическое воспитание; военная подготовка; физическое развитие; эстетическое развитие.
Названные направления не могут не вызывать живого интереса учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане. Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка), военно-спортивные соревнования, летняя военно-полевая практика. Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физической культуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов. Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театров, музеев. Для пропаганды профессий спасателя, военного, пожарного, полицейского привлекаются специалистов различных ведомств, которые готовы продемонстрировать свое мастерство. Это позволяет образовательное пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные программой по патриотическому воспитанию. Количество учеников, которые активно и творчески взаимодействуют вместе с учителем, постоянно растет. Но на результат в военно- патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков. Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия, так называемые уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес: разбирается и собирается боевое оружие, экипируется солдат и т.д. Продолжением этих уроков служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие и девушки. В это мероприятие включаются различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по сильно пересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы и игры. Заканчивается соревнование марафоном военной песни, посвященной Родине, Вооруженным силам. Экскурсии и походы сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и оставляют заметный след в патриотическом воспитании. Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка: подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение в сложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию. Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности, так как на наших занятиях наглядно и действенно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности. Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство. Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих учеников. Они занимают призовые командные и личные места в улусных и республиканских соревнованиях, достойно выполняют долг перед Родиной в армии и поступают в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ.
Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая целенаправленная и скоординированная деятельность образовательного учреждения, по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель работы по военно-патриотическому воспитанию – развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;
- создание системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей условия развития у учащихся верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;
- создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического воспитания.
Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обуславливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально – политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
Система этих ценностей может быть условно разделена на три сферы:
1.Общественно-государственную – защита социально-экономических, духовных, геополитических интересов России, ее независимости.
2.Патриотическую – любовь к Родине, своему народу, национальное самосознание, верность гражданскому и воинскому долгу, готовность к достойному служению Отечеству.
3.Военно-профессиональную – добросовестное отношение к военной службе, сохранение и развитие лучших воинских традиций, уважение к старшим.
Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяется патриотизм, который является стержнем содержания военно-патриотического воспитания
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству
Мною была разработана программа внеурочной деятельности «Тэтим», которая действует с 2007 года. Здесь занимаются все учащиеся с первого по одиннадцатый класс 100%. С этого года охвачены воспитанники МДОУ трех наслегов.
Растет заинтересованность учащихся в занятиях клуба. Ставлю перед собой разные задачи в зависимости от возраста учащихся:
- для детей дошкольного возраста и начального звена обучения – это сбор материалов о своих прадедах, ветеранов войны и тыла, знакомство с оружием ВС РФ и с различными видами военно-спортивного многоборья, а также укрепление здоровья.
Члены клуба (среднего и старшего возраста) занимаются по утвержденной программе военно-прикладными видами спорта: стрельбой, туризмом, разборкой – сборкой автомата, строевой подготовкой, изучают Уставы ВС, Основы военной службы
Каждый год для учащихся проводятся:
Мероприятия
Классы
Время проведения
Примечание
Туризм однодневный
1-4
Май
Туризм двухдневный
5-11
Сентябрь
Вперед мальчиши
2-4
Февраль
Игра по станциям
День выживания
5-11
Март- апрель
На протоке весеннее многоборье
Будущие солдаты
Подготовительные группы МДОУ , учащиеся
1 класса
февраль
Один день в Армии
Парни с 6 по 11класс
Февраль
С привлечением выпускников школ, отслуживших в рядах РА. (с 16.00. до 16.00. следующего дня с ночевкой в школе)
Соревнование по пулевой стрельбе
1-4
5-7
8-11
Сентябрь
Май
Военизированная эстафета
Парни с 8-11 класс
Февраль
Отец и сын
1-4
5-9
Апрель
Самым важным в этих мероприятиях считаю то, что в них участвует родители учащихся. На соревнования приходит взрослое население села не только посмотреть, но и поучаствовать. Родители с удовольствием участвуют в соревнованиях разборке-сборке автомата, стрельбе из пневматической винтовки.
Я уверен, что такие мероприятия воспитывают юношей и девушек больше, чем словесные методы воспитания. Могу с уверенностью сказать, что школа является центром патриотического и военно-патриотического воспитания на селе, поэтому так необходимо воспитывать чувство гордости и уважения к Российской Армии, к традициям и истории школы, села, страны
Глубоко убеждён, что патриотическое воспитание - это важное государственное дело: мы оберегаем своих учеников от цинизма, нравственного распада, забвения отечественных исторических ценностей, помогаем им сохранить веру в добро, справедливость, совесть и честь.
Результатом планомерности и системности этой работы является то, что наши ребята не боятся служить, не боятся быть подвергнутыми армейской дедовщине. Они уверены в своих силах, в своих умениях и навыках. Матери спокойны за своих сыновей. В адрес школы и родителей о наших выпускниках приходят самые хорошие отзывы от командиров частей и подразделений, где проходят службу наши ребята. Командиры благодарят за хорошее воспитание. Ребята бдительно несут службу, с достоинством и честью выполняют свой воинский долг.
Результатом планомерности и системности этой работы является то, что наши ребята не боятся служить, не боятся быть подвергнутыми армейской дедовщине. Они уверены в своих силах, в своих умениях и навыках. Матери спокойны за своих сыновей. В адрес школы и родителей о наших выпускниках приходят самые хорошие отзывы от командиров частей и подразделений, где проходят службу наши ребята. Командиры благодарят за хорошее воспитание. Ребята бдительно несут службу, с достоинством и честью выполняют свой воинский долг.
Судя по откликам наших ребят-выпускников, юношам, которые прошли в школе курс “Основы военной службы и ОБЖ”, активно участвовали в школьных мероприятиях военно-патриотического характера, намного легче, чем другим, органично, без долгой “притирки” входить в воинские коллективы. Ведь они уже многое знают и умеют практически – стрелять, нести внутреннюю службу, выполнять строевые приёмы, жить в полевых условиях, участвовать в тактических учениях. Проводя подготовительную работу с допризывниками, в педагогическом коллективе школы, в беседах с родителями, подчёркиваю и убеждаю, что военную службу отменить нельзя и в обозримом будущем службу будут нести не столько по контракту, сколько по призыву, поэтому и надо решать вопрос, как обеспечить безопасность наших ребят на военной службе.
Считаю, что работа школы, по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины
Использованная литература.
1. Большой энциклопедический словарь.- М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; Спб.: Норинт, 1997
2. Васнев В.А., Чинённый С.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 2002.
3. Мазыкина Н.В., Мишин Б.И. Сборник нормативных правовых документов и материалов по военно-патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. – М.: Мнемозина, 2000 – 199 с.
4. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2004. - №5.
5. Информационно-методическое издание для преподавателей “Основы безопасности жизнедеятельности”, № 1-4, 2010,№2-3,2012.
15