Доклад на педагогический совет Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания на уроках ОБЖ
Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания на уроках ОБЖ
После изучения курса основ безопасности жизнедеятельности наблюдается значительный сдвиг ценностных ориентаций молодых людей призванных или подлежащих призыву на военную службу. Такими нравственными качествами как, например: готовность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство, обладают многие юноши.
Подготовка юношей к военной службе - это совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти, общеобразовательными учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, должностными лицами по подготовке граждан к военной службе в Вооруженных силах РФ.
Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их. При этом важно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.
На занятиях по военно-патриотическому воспитанию юноши изучают и знакомятся с некоторыми видами Вооруженных Сил, с воинскими обязанностями граждан РФ. Юноши старших классов изучают такие вопросы, как воинский учет, подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение к военной службе, пребывание в запасе (Резерве) и обучение в мирное и военное время. Программа ОБЖ помогает подросткам подготовиться к военной службе морально и психологически.
Основной целью военно-патриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного демократического государства, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели в школе решаются следующие задачи:
- совершенствуется нормативно-правовая и организационно-методическая база патриотического воспитания;
- повышается качество патриотического воспитания подрастающего поколения на уроках ОБЖ в школе;
- проводится научно обоснованная организаторская и пропагандистская деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как основной духовной составляющей России.
Военно-патриотическое воспитание молодежи опирается в основном на ориентирование граждан. Оно является началом получения знаний и навыков по патриотическому воспитанию.
Значение любой деятельности определяется ее целями и результатами. Целями деятельности по ориентированию учащихся на получение начальных знаний об обороне государства является высокая психологическая готовность к их овладению.
ЦЕЛЬ: Разработать и применять на практике комплекс педагогических условий, для формирования в подростках качеств гражданина и патриота.
ЗАДАЧИ:
-отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности;
-организовывать и проводить мероприятия направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность;
- обеспечить возможности для самореализации, социализации подростков;
- демонстрировать подросткам значимость их деятельности,
- признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации военно-патриотического воспитания, я выделила следующие группы методов:
Группа методов Методы Свойства методов
Методы
формирования
сознания личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера. Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
Методы
организации
деятельности и
формирования
опыта
гражданского
поведения Педагогическое тре-бование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов. Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
Методы
стимулирования
деятельности и
поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха. Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности школьников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке.
Программа курса ОБЖ построена таким образом, что разносторонне осуществлять военно-патриотическое воспитание возможно в курсе 10-11 классов, в который включен раздел «Основы военной службы». Но формировать одно из основных качеств личности гражданина - патриотизм необходимо намного раньше, учитывая возрастные особенности детей. В соответствии с вышеуказанным, новизна заключается в создании системы урочной деятельности для учащихся среднего звена, позволяющую формировать личность гражданина- патриота во всех аспектах понятия «Патриотизм».
Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодежи к выполнению долга по защите Отечества. Поэтому основной своей задачей в этом направлении я считаю: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, целостность и независимость.
Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых, на мой взгляд, состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всем многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это и создает внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствуют проводимые уроки-конференции, диспуты, на которых ученики в игровой форме решают довольно серьезные вопросы и проблемы по военной тематике.
В тесты включаются некоторые вопросы, связанные с другими предметами (история, физика, русский язык, химия, биология, экология), для расширения кругозора учащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изученным материалом.
Имеется раздаточный материал по разделам: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы военной службы».
Определены и охарактеризованы методы формирования патриотических качеств личности, используемых мною в педагогической деятельности: развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрация ученикам значимости их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описываемый опыт позволяет сделать следующие выводы:
- Используемый комплекс педагогических условий в рамках уроков ОБЖ, эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота;
- Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.
На перспективу профессионального развития ставлю цель:
повысить свой профессиональный уровень через обучение в СКИРО ПК и
ПРО по использованию ИКТ на уроках и внеклассной работе.
продолжать работу над повышением эффективности военно-
патриотического воспитания и подготовки к военной службе путем закрепления практических навыков.
принимать участие в военно-патриотических мероприятиях краевого,
всероссийского и федерального уровня.