выпускная квалификационная работа Педагогические условия использования технологии мастерских
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Выпускная квалификационная работа
Тема: Педагогические условия использования технологии мастерских в образовательном процессе школы (на примере уроков биологии).
Выполнила Цыремпилова Б.Ш
учитель биологии І категории,
Почетный работник Общего образования РФ
МОУ «ОСОШ»
Научный руководитель Шибанова Н.М. к. б. н.ЗабГГПУ
2007 год
Содержание
Введение
Глава 1. Научные предпосылки использования технологии мастерских
в образовательном процессе школы.
Научно-педагогический анализ возникновения и развития педагогических технологии.
.Место и роль технологии мастерских в образовательном процессе школы, с учетом современных тенденций развития образования.
1.3.Особенности и этапы реализации технологии мастерских в образовательном процессе школы.
Глава 2. Анализ опыта использования технологии мастерских на уроках биологии.
2.1. Анализ актуального состояния использования технологии мастерских в процессе преподавания биологии.
2.2. Характеристика педагогических условий использования технологии мастерских на уроках биологии.
2.3. Оценка эффективности использования технологии мастерских на уроках биологии.
Заключение.
Литература
Приложение.
Введение
Концепция Модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает обновление содержания общего среднего образования. Она предусматривает повышение его роли в обеспечении конкурентоспособности системы образования Российской Федерации в современном мире, в подготовке выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в условиях демократического общества с рыночной экономикой, что позволяет «преодолеть опасность отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития».
Причинами взлета интереса к образовательным технологиям на современном этапе является потребность в технологизации образовательного процесса.[14]
Технологический подход в современной школе имеет особое значение для обеспечения нового качества образования. Этому способствуют признаки технологий: системность, алгоритмичность, воспроизводимость, прогнозируемость, оптимальность, природосообразность, управляемость, концептуальность, эффективность.[11] В то время как само понятие технология определяется неоднозначно: как искусство, мастерство (толковый словарь); как модель педагогической деятельности (В.М. Монахов); как содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько и др.); как организационно-методический инструментарий (Б.Т. Лихачев); как описание процесса достижения планируемых результатов (И.П. Волков).
В основе технологического подхода лежат три педагогические парадигмы: 1) эмпирическая, 2) алгоритмическая, 3) стохастическая (вероятностная). В основе первой парадигмы лежит педагогический опыт педагогов новаторов. Вторая парадигма основана на алгоритмизации и гарантированном результате. Третья, стохастическая парадигма основана на личностно-ориентированом образовании.
Современная педагогика всё чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Смысл образования сегодня – самореализация познания, где функции и цели ученика и учителя существенно меняются при переходе к сотрудничеству и партнерству. Среди педагогических технологий способствующих этому особое место занимает технология мастерских или мастерская построения знаний.
Значимость технологии заключается в том, что технология мастерских с одной стороны выстраивается как алгоритм, с другой стороны позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка. Сторонниками технологии мастерских являются французские учителя - «Французская группа нового воспитания», основанная на идеях свободного воспитания С. Френе, Ж. Ж. Руссо, Л. Толстого, психологии гуманизма Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса.
Как отмечает Н.И. Белова элегантное французское «ателье», прибывшее к нам в 1990 году с педагогами французской группы «Новое образование» - ЖФЭН, которые на протяжении нескольких десятилетий разрабатывали новую нестандартную форму организации учебно-воспитательного процесса, за несколько лет превратилось в основательную русскую «мастерскую» в трепетных руках, умах и сердцах петербургских учителей.[9]
В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.
Несмотря на достаточную изученность технологического подхода в образовании и возможности его использования в школе, в то же время следует отметить, что остаётся мало изученной технология мастерских и педагогические условия использования технологии мастерских на уроках биологии. Данная ситуация обусловлена противоречием между преобладанием информационного подхода к преподаванию на уроках биологии и необходимостью использования активных технологий обучения, одной из которых является технология мастерских. Данное противоречие объясняется тем, что с одной стороны:
- у детей нет интереса к изучаемому предмету.
- большая часть детей на уроке пассивна.
- дети слабо владеют устной и письменной речью.
С другой стороны:
- учитель чаще владеет инициативой, он – главное лицо учебного процесса.
- учитель боится интеллектуальных тупиков ученика, торопливо убирает проблему серией вопросов.
- работа на уроке чаще идёт в технике наводящих вопросов, блокирующих творчество, инициативу, воображение ученика,
- традиционное восприятие учителем и учеником ошибки как катастрофы, а не как начала нового пути к познанию.
Указанные положения делают необходимым разработку проблемы поиска, обоснования и практического внедрения педагогических условий, обеспечивающих эффективное использование технологии мастерских на уроках биологии.
Актуальность и неразработанность проблемы исследования обусловливают выбор темы: «Педагогические условия использования технологии мастерских в образовательном процессе школы (на примере уроков биологии)»
Объектом исследования является использование педагогических технологии в образовательном процессе школы.
Предметом исследования является: Педагогические условия использования технологии мастерских на уроках биологии.
Цель нашего исследования: Раскрыть и обосновать педагогические условия эффективного использования технологии мастерских на уроках биологии.
Задачи:
1. Дать научно-педагогический анализ возникновения и развития педагогических технологии.
2.Определить место и роль технологии мастерских в образовательном процессе школы, с учетом современных тенденций развития образования.
3. Определить особенности и этапы реализации технологии мастерских в образовательном процессе школы.
4.Дать анализ актуального состояния использования технологии мастерских в процессе преподавания биологии.
5. Охарактеризовать педагогические условия использования технологии мастерских на уроках биологии.
6. Дать оценку эффективности использования технологии мастерских на уроках биологии с учетом обоснованных педагогических условий.
Нами выдвинута рабочая гипотеза:
Технология мастерских, понимаемая как технологичная рефлексивная безоценочная форма личностно-деятельностной организации учебного процесса, будет эффективной при использовании на уроках биологии, если будут созданы следующие педагогические условия:
-отбор уроков биологии будет осуществляться в соответствии с требованиями технологии мастерских;
-учитель биологии компетентен в использовании технологии мастерских;
-взаимодействие в системе «учитель-предмет-ученик» организуется на основе соавторства, сотрудничества, сотворчества, совместного поиска.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Теоретические (обобщение и систематизация научной литературы по технологии мастерских, анализ, синтез, систематизация, моделирование); эмпирические (наблюдение, беседа, метод изучения документации, метод обобщения педагогического опыта, ретроспективный анализ своего опыта, педагогический эксперимент); математические методы (метод ранжирования, метод шкалирования, метод регистрации).
Наше исследование проводилось на базе Ортуйской средней школы. Участвовали учащиеся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х классов. Общее количество учащихся 87 человек. Исследование проводилось в течение 2000-2005 годов и проходило следующие этапы:
1-й этап: Подготовительный. 2000-2001 г.г. Определение проблемы, темы исследования научного положения исследования в рамках ОЭР[приложение 3]
2-й этап: Основной. 2002-2004 г.г. обобщение и систематизация материала исследования, постановка эксперимента, мониторинг процессов и результатов ОЭР
3-й этап: Заключительный. Обобщение результатов ОЭР, анализ итогов исследования, выводов и оформление текста дипломной работы.
Научная новизна исследования заключается в том, что были выявлены и обоснованы педагогические условия использования технологии мастерских на уроках биологии. Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории и методики преподавания биологии в школе с использованием технологии мастерских.
Материалы исследования могут быть использованы специалистами, занимающимися проблемой использования технологии мастерских в образовательном процессе школы, в том числе и на уроках биологии. Практическая значимость исследования заключается в практической апробации технологии, доказательстве эффективности результативности исследования.
Достоверность результатов исследования определяется положительными результатами ОЭР, эффективностью выбранной методики, что получило подтверждение в результате количественного анализа полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы и результаты исследования прошли апробацию и были освещены на окружной научно-практической конференции «Инновации в образовательном процессе» в 2003 году; на межрегиональной научно -практической конференции «Проблемы модернизации образования: От идеи к воплощению» в 2004 году. Разработанная методика была внедрена в практику школ Могойтуйского района. Содержание исследования отражено в 2-х статьях автора, которые включены в сборник статей АИУУ.
Структура работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы (38), приложений (10). Текст сопровождается таблицами (5), схемами (2) и диаграммами (4).