Программа летнего оздоровительного лагея Маленькая страна


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНГОРОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 имени Н.П.НАУМОВА»
______________________________________________________________________________________

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО пр.№114 Заместитель директора по УВР Директор школы
___________________________ ________ Куртышева Н.А
«____»_____________20_____г «____»_____________20_____г
Программа
детского оздоровительного комплекса «РАДУГА»
(на базе МБОУ «ИСОШ №1 им. Н.П. Наумова»)
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Срок реализации программы с 1 по 30 июня 2016 года.
Автор программы: Педан Т.А.

Ивангород
2016 год
Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и её саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школьных лагерях.
Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому этот период как нельзя более благоприятен для восстановления здоровья, развития творческого потенциала, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч, время познания самого себя.
Организация школьных оздоровительных лагерей - одна из интереснейших форм работы со школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Пребывание в лагере - время получения новых знаний, приобретение навыков и жизненного опыта. Это происходит благодаря продуманной организованной системе лагерной смены. Основное содержание работы летнего школьного лагеря составляет спортивная, познавательная, интеллектуально-творческая, экологическая деятельность. Жизнь в лагере должна быть насыщенной, полезной, полной событий. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры должны побуждать детей к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием и рассчитана на возраст детей от 6,5лет до 15 лет. Она способствует развитию личности в коллективе, развитию кругозора и любознательности детей, помогает познать себя и других.
Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие  способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Игра нужна и первокласснику и старшему ребенку. Это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. В ней они без внешнего побуждения выражают свою интересную оригинальную сущность. Игрою легко выявить симпатии и антипатии детей, их выбор, выявить и развить их интеллектуальные и физические силы. Игра, как сказка, многократно повторяясь в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом.
Смена будет проходить в форме сюжетно- ролевой игры «Маленькая страна». Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Детям предлагается отправиться в путешествие по «Маленькой стране», в которой их ждёт много приключений, множество интересных и увлекательных встреч, где все будут жить дружно, заботясь, друг о друге. «Маленькая страна» и каждый город в отдельности имеют свой герб (эмблему) и гимн (песню). «Города» имеют своё название: Солнечный Радужный, Цветочный, Песочный, город Надежды.
Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. В течение дня жители «городов» проводят свои интересные дела или участвуют в общих делах и могут заработать «звезду, которая засияет над жителями определённого «города». Всё это отражается на оформлении «города». К концу смены, жители «городов», набрав наибольшее количество «звёзд», приобретают силу, способную вернуть прежнюю жизнь всем жителям «Маленькой страны». Участникам игры надо сделать правильный выбор, отдать все свои «звёзды» (личностные качества) для сохранения «Маленькой страны». Готовы ли они совершить самоотверженный поступок, стали ли добрее, терпимее? Именно здесь забывается, что это игра, разговор идёт всерьёз.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются специально разработанные коллективные дела, способствующие самоактуализации творческих способностей воспитанников.
Тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: День Детства, День Земли, День Отечества, День Мира, День Здоровья, День сказок, День Русских песен и плясок, День мисс и мистер лагеря, День талантов, День театра и музыки.

Номинации, по которым оцениваются «города»:
творческий поиск и талант;
нестандартное решение проблем;
дружные и сплочённые отношения в «городе»;
активность в игре;
доброта и милосердие.

Сюжетно-ролевая игра, как форма жизнедеятельности, даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры организаторы и участники программы живут согласно законам и традициям лагеря. Участники смены-жители «Маленькой страны» объединяются в «города» - отряды, сами решают, как будут жить в них.
В основу содержания летнего досуга была положена идея об активно организованном отдыхе детей, способствующем снятию физического и психологического напряжения детского организма.
В каждом городе, путем голосования из ребят выбирается мэр (командир отряда) Маленькой страны, проводится принятие Конституции Маленькой страны. На протяжении всей смены работает биржа труда, определяющая общественно-полезную деятельность детей. Вся  деятельность детей имеет творческий характер. Ежедневно  вывешивается листовка на этот день с заданиями. На протяжении всей смены дети принимают участие в подготовке и  проведении игровых программ, концертов, спортивных игр.
Подготовка и проведение общелагерных дел обсуждаются на заседании Парламента, в состав которого входят советники (воспитатели) — Верхняя палата, а также Министр и представители от каждого города — Нижняя палата. Кроме того, ежедневно проходят заседания Верхней Палаты Парламента, на которых решаются вопросы по организации оздоровления и досуга жителей страны. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Результаты состязаний и конкурсов отражаются на карте Маленькой страны.
Словарик смены:
Лагерь — государство «Маленькая страна»
Начальник лагеря — Министр « Маленькой страны».
Совет лагеря (организаторы) — Парламент.
Воспитатели  — советники.
Отряд — город
Все дети в лагере - граждане Маленькой страны.
Командир отряда — мэр города
В каждом городе страны есть свой отрядный уголок, в котором помещены:
- Название города , девиз;
- Численность населения (список отряда);
- Достижения города;- Поздравления.
Законы жителей «Маленькой страны»
Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об интересах, нуждах, потребностях других.
Закон бережного отношения к природе.
Закон 0:0 –бережное отношение ко времени.
Закон тишины. Помни, что рядом кто-то хочет отдохнуть.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно все, что не мешает окружающим

Пресс-центр
Пресс-центр-объединение детей- корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности « Маленькой страны» - основные законы лагеря, распорядок дня, информацию об отрядах, лист итогов. Участие в деятельности «Пресс-центра» позволяет ребёнку чувствовать себя свободной полноценной личностью, даёт возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды,
отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению.

  Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов, ведь проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи – приоритетная в современном образовании.
Все участники этой смены попадут в атмосферу креативной мастерской. Настоящие профессионалы зажгут в детях дух творчества и подарят вдохновение.
К реализации программы активно привлекаются:
- работники физкультурно-оздоровительного комплекса (ФОКа),
- работники городской библиотеки,
- работники центра информационных технологий(ЦИТа),
- родители

Цель программы:
- создание благоприятных условий для полноценного отдыха, способствующих укреплению физического здоровья и творческого развития детей.
Задачи программы:
привитие навыков здорового образа жизни;
расширение и углубление представлений детей об окружающем мире;
формирование навыков общения в коллективе, развитие умения быть толерантным по отношению к другим детям;
формирование у детей трудовых навыков и умений;
развитие творческих способностей, стремление активно участвовать в работе лагеря; Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
воспитание законопослушного гражданина;
воспитание любознательности и расширение кругозора
Ожидаемые результаты:
Укрепление опорно-двигательной системы детей;
Получение воспитанниками умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
Снижение уровня негативных социальных явлений среди обучающихся «группы риска»;Улучшение социально-психологического климата среди обучающихся разных возрастов;
Активное сотрудничество педагогов ,обучающихся и их родителей по проблемам воспитания;
Организованный, полноценный отдых учащихся.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Критерии оценки эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях.
Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Педагогические принципы
Программы
Личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
добровольность включения в ту или иную деятельность.
Природосообразность воспитания:
обязательный учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Гуманизация межличностных отношений:
уважительные отношения между взрослыми и детьми;
уважение и терпимость к мнению детей;
самоуправление в сфере досуга;
создание ситуации успеха;
защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

Участники программы:
1. Участниками программы «Маленькая страна» являются учащиеся и педагогические работники школы, педагоги ФОКа, работники «ЦИТа», работники городской библиотеки .
2. Возраст воспитанников комплекса «Радуга» - 7-15 лет
Механизмы реализации программы:
Детский оздоровительный комплекс «Радуга» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы «Маленькая страна» заложены разнообразные формы и методы:
Сюжетно-ролевые игры.
Танцевально-развлекательные и игровые программы.
Коммуникативные и познавательные игры.
Спортивные эстафеты, соревнования и праздники.
Коллективно-творческие дела.
Экскурсии в музеи и на природу.
Ярмарка идей.
Творческая мастерская
Кадровое обеспечение программы:
Начальник лагеря.
Воспитатели.
Педагоги - организаторы.
Физкультурный работник.
Руководители кружков.
Фельдшер.

Привлеченные работники:
1.Работники городской библиотеки
2.Работники ЦИТа.
3.Работники ФОКа
Материально-техническое обеспечение:
При работе детского оздоровительного комплекса используются:
Кабинеты начальной школы (игровые), расположенные на 1этаже.
Кабинеты начальной школы (спальни), расположенные на 2 этаже.
Спортивный зал.
Спортивная площадка.
Библиотека.
Актовый зал.
Караоке-класс.
Видеозал.
Столовая.
Спортивный инвентарь:
- баскетбольные и футбольные мячи;
- волейбольные мячи;
- резиновые мячи разных размеров;
- скакалки, гимнастические обручи;
- настольный теннис.

Развивающие игры: шашки, шахматы, строительный конструктор, бизнес-игры.
Настольные игры: домино, лото, футбол, хоккей.
Канцелярские товары.
Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве.
Медицинская аптечка.
Этапы реализации программы

Подготовительный этап (апрель – май).
Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- подбор кадров для работы в летнем пришкольном лагере;
- формирование нормативно-правовой базы пришкольного лагеря.
- подготовка материально-технического обеспечения.
Организационный этап
( 01.06. – 03.06.2016 г.)
Основной деятельностью этого этапа является:
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей детей;
запуск программы «Маленькая страна»;
формирование органов самоуправления: выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радистов и т.д.
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап
( 04.06.- 23. 06.2016 г)

Основной этап включает:
реализацию основной идеи смены «Маленькая страна»
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

В данный период дети имеют возможность:
Познавать, отдыхать, трудиться.
Делать открытия в себе, в окружающем мире.
В творческой и лидерской самореализации.
Развивать способность доверять себе и другим.
Заключительный этап
( 24.06- 30.06.2016 г)
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;
анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по деятельности детского оздоровительного комплекса в будущем.
Содержание программы
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей, организованных комитетом образования г. Кингисеппа;
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Работа по привитию навыков ЗОЖ
По привитию детям навыков здорового образа жизни в программу включены следующие мероприятия:
минутки здоровья с медицинским работником;
утренняя зарядка;
реклама ЗОЖ;
организация экскурсий на природу;
организация спортивно-массовых мероприятий;
Работа по сплочению коллектива воспитанников
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
- Огоньки «Будем знакомы!»
- коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись».
- Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
- Игры на сплочение коллектива «Заколдованный замок»,
«Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона».
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
-Инструктажи для детей:«Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на воде»
-Беседы медицинского работника: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «Клещ – опасный враг», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»;
- Беседы по ПДД:
- «Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?», «Школа светофорных наук».
Работа по развитию самоуправления
-Выявление лидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);
-Распределение обязанностей в отряде;
-Закрепление ответственных по различным видам поручений;
-Дежурство по столовой, игровым комнатам.
Работа по развитию творческих способностей детей
-Оформление отрядных уголков.
-Ярмарка идей и предложений;
- Конкурсы рисунков, актерского мастерства, вокального и хорового пения.
-Коллективно-творческие дела
-Мероприятия на развитие творческого мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы .Работа по патриотическому воспитанию детей
-Экскурсия в городской музей;
-Дискуссия «Природа моего края»;
-Беседа «Поговорим о матушке-природе»;
-Конкурсы рисунков;
Совместная работа с родителями и социальными партнерами
-Проведение совместных мероприятий с ЦИТом, ФОКом, городской библиотекой.
-Сопровождение родителями детей на экскурсии.
-Участие родителей в спортивных эстафетах, КТД.
Аналитическая деятельность
- Предварительный сбор данных на воспитанников детского оздоровительного комплекса (анкетирование родителей);
-Цветовой опросник «Звезда» (каждый день дети разукрашивают звездочку в цвет своего настроения)
-Анализ мероприятий лагеря;
-Анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
-Анализ работы программы «Маленькая страна».

Система контроля и оценки результативности
реализации программы
Методы диагностики: (приложение)
- Анкета на «входе» (стартовая)
- Анкета на «выходе»
- Антропометрические исследования детей
Мониторинговое исследование 
№ Мероприятие Ответственный Дата
1 Совещание с педагогическим коллективом «Мониторинг в лагере» Начальник лагеря  Апрель-май
2 Входное анкетирование Воспитатели,
вожатые  июнь
3 Рефлексия мероприятий. Воспитатели,
вожатые В теч. смены
4 Мониторинговое исследование «Игра в слова» Воспитатели,
вожатые В теч.
смены 
5 Итоговое анкетирование Воспитатели, вожатые
 июнь
 

Приложение
Анкета (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
         Твои первые впечатления от лагеря?
         Что ты ждешь от лагеря?
         Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
         В каких делах ты хочешь участвовать?
         Что тебе нравиться делать?
         Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
         Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Анкета (в конце смены)
         Что ты ожидал (а) от лагеря?
         Что тебе понравилось в лагере?
         Что тебе не понравилось?
         С кем из ребят ты подружился?
         Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
         Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
         Было ли скучно в лагере?
         Было ли тебе страшно?
         Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
         Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
         Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
         Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
         Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?.          Самое важное событие в лагере? Было или оно?
         Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
Итоговое анкетирование Фамилия, имя.
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …
Мои впечатления о лагере.
Если бы я был вожатым, то бы я …
Хочу пожелать нашему лагерю «Маленькая страна» …
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?
Игра в слова 
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.» 
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
 

Список литературы:
Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 – 160 с.
Воспитательная работа в детском загородном лагере. / Байбородова Л.В. - М.: Академия развития, 2003. - 256 с. - (Методика воспитательной работы)
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. – 238 с.
Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. – Волгоград: Учитель, 2007. – 166 с.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ)
Жуковицкая Н.Н. Дополнительное образование как компонент школьной воспитательной системы: Учебно – методическое пособие для тех, кто осваивает стандарты нового поколения.- СПб.: ЛОИРО, 2011.
Малыхина Л.Б., Конасова Н.Ю., Бочманова Н.И. Проектирование досуговых программ в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. Волгоград, Учитель, 2013.
Машокова Г.В. Нормативно-методические материалы по вопросам  организации отдыха, оздоровления и занятости детей. Вологда, 2006 – 47 с.
Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»)..
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие: Тренинги социальных навыков. – Ярославль, 2003.