Программа по реализации летнего оздоровительного отдыха детей «Загадки лабиринта времени»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по ВР Директор МОУ ДОД «ДООЦ «Романтик»»
МОУ ДОД «ДООЦ «Романтик»» ________________________Сергеев А.А.
______________________ Пузина Е.В.
Программа
МОУ ДОД ДООЦ «Романтик»
(Загадки лабиринта времени)
Лето 2014
Содержание
СтрПаспорт программы (информационная карта, перечень организаторов программы) 3
Обоснование программы, актуальность 5
Цели, задачи программы 6
Основное содержание программы 6
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе 7
Этапы реализации программы8
Участники программы 9
Сроки действия программы 9
Механизмы реализации программы (игровой сюжет, режим дня) 9
Материально-техническое обеспечение программы 13
Ожидаемые результаты 14
Факторы риска и меры их профилактики 15
Список литературы 16
Приложения 17
Паспорт программы Информационная карта
Перечень организаторов программыПолноеназвание программыПрограмма по реализации летнего оздоровительного отдыха детей «Загадки лабиринта времени» МОУ ДОД ДООЦ «Романтик»
Цельизадачи программыЦель: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
Организация разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков, с использованием воспитательного и здоровьесберегающего потенциала лета и окружающей среды.
Формирование навыков здорового образа жизни через занятие спортом.
Развитие творческих и коммуникативных способностей детей.
Создать познавательно-игровую основу деятельности каждого ребёнка, способствующую развитию творческой активности, инициативы, культуры и самостоятельности детей.
Помогать сплочению детей в группы и коллективы по интересам, оптимизировать жизненные интересы, творчество детей.
Развивать социальную активность, пробуждать и прививать интерес к себе и окружающим.
Адрес Саратовская область, город Саратов, 10 Дачная.
Сроки реализации программы смена – 8 июня по 28 июня
смена – 1 июля по 21 июля
смена – 24 июля по 12 августа
Основные направления программыСпортивно-оздоровительное, нравственное,
художественно-творческое, познавательное.
Краткое содержаниеСмены будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Загадки лабиринта времени». Ребята решили узнать как отдыхали их сверстники в разные времена нашей эпохи (путешествие в прошлое и будущее). Они построили машину времени, но во время одного из путешествий они потеряли кристалл, который поможет вернуться им домой. Путешествуя по коридорам лабиринта времени, дети должны разгадать тайны лабиринта. Для того, что бы быстрее найти кристалл, ребята разбиваются на группы (отряды). Вовремя поисков они попадают в различные необычные ситуации, где должны будут сразится с пиратами, средневековыми рыцарями, показать свою смекалку и находчивость в далеком будущем. Только победив в испытании дети получают часть схемы. Собрав наибольшее количество составных частей они смогут найти кристалл и прийти к цели. Главное помнить, что рядом есть самые верные и преданные друзья, которые всегда помогут в трудную минуту цели.
Ожидаемые результатыСохранение и укрепление здоровья детей и подростков Реализация творческих, интеллектуальных, физических способностей ребенка.
Саморазвитие детей и подростков.
Повышение уровня развития социальной активности личности.
Руководитель программыСергеев Александр Александрович
Телефон/факсНазвание организации Авторы программыМОУ ДОД ДООЦ «Романтик»
Сергеев Александр АлександровичПузина Елена Валерьевна
Имеющийсяопыт реализации проекта.
Датасоздания программы По программе «Загадки лабиринта времени» Программа рассчитана на один год.
2014 год
Обоснование программы, актуальность
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей и подростков.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Настоящая программа будет реализована в детском оздоровительном лагере «Романтик». Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей, что позволит удовлетворить интересы любого ребенка и развить его творческие способности. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение трех лагерных смен (по 21 дню). Программа предполагает формирование шесть разновозрастных (от 6 до 14 лет включительно) отрядов.
При планировании мероприятий спортивно-оздоровительное направление в работе лагеря выбрано одним из основных, что даст возможность для решения таких задач, как:
- пропаганда здорового образа жизни;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом детей, отдыхающих в лагере;
- формирование потребности в здоровом и безопасном образе жизни.
Учитывая интересы детей, материально-техническую базу в лагере спланирована работа кружков: «Разноцветная капель», «Оч-умелые ручки», «Музыкальный калейдоскоп».
В качестве основополагающего метода организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря используется сюжетно-ролевая игра – целостное, законченное действо, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил. В ходе реализации программы «Загадки лабиринта времени» для включения детей в игру, в важнейшие виды деятельности человека, на территории лагеря создано игровое пространство для детей.
В процессе реализации программы каждый ребенок, подросток может проявить себя во всех видах деятельности. Приобрести знания, умения, навыки, проявляя при этом следующие качества: дружба, вежливость, честность, добро, ответственность, инициатива, оптимизм.В перспективе данная программа может быть доработана, или быть основой новой программы деятельности лагеря.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.
Задачи:
Организация разносторонне развивающего отдыха для детей и подростков, с использованием воспитательного и здоровьесберегающего потенциала лета и окружающей среды.
Формирование навыков здорового образа жизни через занятие спортом.
Развитие творческих и коммуникативных способностей детей.
Создать познавательно-игровую основу деятельности каждого ребёнка, способствующую развитию творческой активности, инициативы, культуры и самостоятельности детей.
Помогать сплочению детей в группы и коллективы по интересам, оптимизировать жизненные интересы, творчество детей.
Развивать социальную активность, пробуждать и прививать интерес к себе и окружающим.
Основное содержание программы.
Педагогические принципы реализации программы
1.Личностный подход в воспитании:
признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
добровольность включения детей в ту или иную деятельность;
2. Природосообразность воспитания:
обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
3. Гуманизация межличностных отношений:
уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
уважение и терпимость к мнению детей;
самоуправление в сфере досуга;
создание ситуаций успеха;
приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Культуросообразность:
предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится данное учебное заведение (культуры нации, страны, региона).
5. Дифференциация воспитания:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе
Ведущая технология программы – игровая (сюжетно-ролевая игра). Сюжетно-ролевая игра является наиболее оптимальным средством организации досуга детей в летнем лагере. Именно в игре можно примерить на себя разные социальные роли. Эта форма учит и развивает ребенка незаметно для него самого.
Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др. Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребенка, разовьет интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечет ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Совещание – это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы.
Цель совещания: взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мозговой штурм – групповое генерирование большого количества идей за относительно короткий отрезок времени. В его основе лежит принцип ассоциативного мышления, и взаимного стимулирования. Этот метод ослабляет стереотипы и шаблоны привычного группового мышления, и при этом никто не отмалчивается и «ценные мысли не сохнут на корню». Проводится он при остром дефиците творческих решений и новых идей.
Также в работе будут использоваться:
тематические программы;
познавательные игры и викторины;
спортивные игры и соревнования;
психологические игры;
игровые тестирования, опросы, анкетирование;
занятия кружков;
концерты, фестивали, акции и др.
Этапы реализации программыПодготовительный этап включает:
подбор кадров для работы в пришкольном лагере;
материальной базы;
проведение инструктивно-методических совещаний;
создание нормативной базы летней оздоровительной компании;
координация деятельности с различными ведомствами, организациями, учреждениями;
комплектование отрядов;
подготовка методического материала для работников лагеря.
Организационный этап включает:
знакомство;
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
выявление и постановку целей развития коллектива и личности;
сплочение отрядов;
формирование законов и условий совместной работы;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
подготовка к дальнейшей деятельности по программе.
Основной этап реализации программы: игровая модель включает в себя три периода.
Организационный период - введение в игровую ситуацию, создание мотивации для дальнейшей деятельности.
освоение ролевых отношений, объяснение сути и правил игры;
создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;
представление отрядов.
Основной период - создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.
практическая реализация программы по направлениям:
Направления будут реализовываться:
Спортивно-оздоровительное через:
Проведение оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием природных, физических факторов.
Формирование культуры здоровья через использование спортивно- оздоровительной базы школы: спортзалов, спортплощадок.
Соблюдение оздоровительного режима
Создание распорядка дня и режима с учетом возрастных особенностей;
спортивный кружок «Олимпионик»
Художественно-творческое через:
творческие конкурсы;
праздники;
концерты;
фестивали;
шоу – программы;
игровые программы;
Участие в оформлении отрядных и общелагерного уголков через работу творческих мастерских «Разноцветная капель»,
танцевальная студия,
мастерская творчества: «Оч-умелые ручки»,
Итоговый период - создание условий для адекватной оценки полученных знаний и навыков, а также положительного подведения итогов.
диагностика на выявление впечатлений у детей после проведения игры.
Заключительный этап:
подведение итогов смены;
анкетирование;
награждение участников программы;
анализ работы лагеря.
Участники программы
Основной состав лагеря это – дети из благополучных семей и спортивных организаций.
Сроки действия программы
смена – 8 июня по 28 июня
смена – 1 июля по 21 июля
смена – 24 июля по 12 августа
Механизмы реализации программы.
Для организации работы по реализации программы детского оздоровительного лагеря предусмотрено:
ежедневное проведение планерок воспитателей для подведения итогов дня и планирования работы на следующий день;
составление планов работы отрядных воспитателей;
рефлексии в конце дня;
ежедневное проведение рабочих линеек в начале и в конце дня;
оказание методической и консультативной помощи вожатым и воспитателям;
использование материально-технической базы лагеря для проведения программных мероприятий;
проведение инструктажей с педагогами и детьми по охране жизни здоровья, мероприятий по профилактике детского травматизма;
организация детского самоуправления в форме совета капитанов отрядов и вожатых. Совет обеспечивает порядок и жизнедеятельность лагеря. Для подготовки и проведения отдельных дел, тематических дней создаются инициативные группы (временные объединения).
Структура управления:
Изобретатель машины – начальник лагерной смены;
Инженеры – воспитатели;
Механики машины времени – вожатые;
Командиры отрядов;
Пассажиры – дети.
Обязанности капитана отряда:
посещать сбор совета командиров и доводить до отряда всю информацию, полученную на совете;
планировать совместно с воспитателями работу своего отряда;
следить за выполнением режимных моментов;
отвечать за одно из направлений работы.
В основе организации жизни лагеря лежит сюжетно-ролевая игра – «Загадки лабиринта времени». Отряд выбирает символику, девиз, составляет свод законом, ведет журнал, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце смены будет проведен конкурс журналов.
Каждый день смены будет посвящен одному из временных отрезков.
Подготовка отрядов к путешествию;
Древняя Греция. «Друг – это одна душа, живущая в двух телах» - Аристотель;
Россия начала 18 века. «Унылая пора, очей очарованье»;
Гора Олимп 776 г д.н.э.;
Россия 17 век. День конституции;
Исследовательский центр. Недалекое будущее;
Карибские острова. 14 век;
Греко-римский мир;
Голливуд начало 20 века;
16 век Англия;
Спортивная арена Далекого будущего;
Останкино 20 век;
Средневековье или Замок короля Артура;
25 век Планетарный конгресс;
Париж 19 век-модная столица мира;
Древний Рим. Храм бога морей и океанов;
Освоение мира – викинги – кругосветное путешествие
1901 год Швеция «Нобелевская премия» ;Россия щедрая душа;
Венецианский карнавал 17 век;
Ленинский субботник 1918 г.
(В Приложении 1 представлен план работы лагеря на 1, 2 и 3 смены).
Отряд, который достойнее всех проявил себя во временном отрезке (победивший в общелагерном деле), получает часть схемы. Собрав всю схему или большую ее часть можно отыскать кристалл (победив в общелагерной тематической смене).
Все отряды подчиняются законам:
Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.Закон познания. Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и готовься к самостоятельной жизни
Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон взаимоотношений. Главное – относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Закон «Территория». Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень». Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
3акон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!
Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай права и интересы других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в отряде. Будь смел!
Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон здоровья. Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.
Закон дружбы. Дорожи школьной дружбой, цени свой отряд. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
Выполнение всех Законов предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Для отрядов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый пассажир может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни отряда. За нарушение закона – «звезда» снимается. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество собранных частей механизма, количество «звезд», набранных участниками путешествия. По итогам победители получают призы и награды.
Режим дня1 8.00 – 8.05 Подъем детей.. 2 8.05– 8.15 Зарядка.
3 9.00– 9.30 Завтрак.
4 9.40 – 11.00 Трудовой десант
5 11.00-11.30 Санитарный обход
6 10.00 – 12.55 Работа по плану и кружковая работа.
7 13.00 – 13.30 Обед.
8 14.00 – 16.00 Тихий час.
9 16.30 – 17.00 Полдник.. 10 17.00-19.00 Культурно-массовые и спортивные мероприятия, кружковая работа
11 19.00-19.30 Ужин
12 20.00-21.00 Вечернее мероприятие
13 21.00-21.20 Сонник
14 21.20-22.30 Дискотека
15 22.30 Отбой
16 23.00 Вечерний обход
Материально-техническое обеспечение программы
Территория
На территории МОУ ДОД ДООЦ «Романтик» располагаются:
волейбольная площадка - 1;
футбольное поле - 1;
бассейн -1;
корпуса для отрядов -7;
игровая комната – 1;
дом творчества, библиотека – 1;
методический домик – 1;
туалетные комнаты – 2.
Оборудование
Для успешной реализации программы используется следующий инвентарь:
спортинвентарь;
видео-аудио аппаратура:
мебель в необходимом количестве.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры детей, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Факторы риска и меры их профилактики
Первый фактор риска:
низкая активность детей в реализации программы.
Меры профилактики:
выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью.
Второй фактор риска:
отсутствие положительной динамики в оздоровлении детей.
Меры профилактики:
корректировка спортивных мероприятий, бесед, проведение индивидуальных занятий с детьми.
Третий фактор риска:
неблагоприятные погодные условия.
Меры профилактики:
организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия).
Список литературы.
1. Бачинина Е. А.Сюрприз - party /Е. А. Бачинина // Досуг в школе - 2010. - №4 - Стр. 6 – 9
2. Былеева Л., Табарко В. Игра?...Игра! - Ь.: Молодая гвардия, 1998 - 150 с.
3. Вартаньян Э. Д. Из жизни слов. - М.: Детская литература, 197. - 290 с.
4. Должиков И. И. Физкультурно - оздоровительные и спортивно - массовые мероприятия в детском лагере текст: научные статьи / И. И. Должиков. - Москва. : «Айрис - пресс», 2005 год, с. 300
5. Кашина Н. А. Здравствуй, лагерь! /Н. А. Кашина // Досуг в школе. - 2010. - №4 - Стр. 3 – 5
6. Киселёва Е. С. Литературная игра по творчеству Шарля Перро /В. Е. Киселёва// Педсовет.-2010 год.- №5 - Стр.3 – 10
7. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии:текст :научные статьи / В. И. Ковалько. - Москва.: «Вако», 2004 год , с. 210
8. Малахова М.М., Касаткина Н. А. Ерёменко Н.И. Сценарии общешкольных праздников и мероприятий/М.М. Малахова, Н.А.Касаткина, Н.И. Ерёменко - Волгоград: Учитель, 2006 год, 180 с.
9. Савинова С. В., Савинов В. А. Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях:текст научные статьи / С. В. Савинова, В. А. Савинов . - Волгоград. : «Учитель», 2003 год , с. 150
10. Филиппенко Е. Нескучные каникулы/Е.Филиппенко - Ярославль: академия развития, 2005 год, 300 с.
11. Шергина Н.Б., Сандалова М.А., Чупракова Н.Е. Большая летняя шпаргалка / Шергина Н.Б., Сандалова М.А., Чупракова Н.Е – Ижевс 2010, 112 с12. . Шуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса текст : научные статьи / Н. Е. Шуркова. - Москва. : «Просвещение, 2000 год, с. 300
Интернет - ресурсы
1. mou - sosh 6.narod /prazvitiya. doc
2. www .vfunion .ru/ aboutd
3. russiansec. Wordpress. Cjn/ sec