Разработка часа общения в 11 классе «Семья в жизни человека» Цель классного часа: определить и обсудить роль семьи для каждого человека. Сформировать понятие семья. Воспитывать у учащихся уважение и доброту к родным и близким
Разработка часа общения в 11 классе«Семья в жизни человека»
Подготовила
Попова Екатерина Владимировна
Классный руководитель 11 класса
2016
«СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л.Н.Толстой
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без одобрения, люди создают семью. Семья – это в первую очередь дом, в том его понимании, когда он полон родных и любимых людей, где можно найти успокоение и поддержку, где тебя все любят и заботятся о тебе. Это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек и такова жизнь. Если присмотреться, то можно заметить что семьи бывают разные. Бывают веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Ведь это должен быть крепкий оплот, в основе которого лежит любовь мужчины и женщины.... Л.Н.Толстой писал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Какую семью можно считать счастливой?
Какую роль играет семья в жизни человека?
Какой бы вы хотели видеть свою собственную семью?
Давайте поразмышляем сегодня над этими вопросами.
А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?
(учащиеся отвечают по цепочке)
Условия, при которых семья не может существовать?
Психологические Материальные Нравственные
(учащиеся работают в группах 2-3 мин., затем приводят примеры)
Возможные варианты ответов:
Психологические - несовместимость характера
- несовпадение желаний людей
- отсутствие общих интересов
- непонимание и неприятие привычек другого
Материальные - отсутствие жилья
- отсутствие постоянного источника дохода
Нравственные - недостаточная готовность принимать и понимать другого
человека
- разница в жизненных и нравственных позициях
- тайные планы и одиночные решения
И мотивы вступления в брак могут быть самыми разными.
Почему люди вступают в брак?
(ребята отвечают с места, учитель прикрепляет ответы на доску)
- любовь
- расчет (наличие у супруга жилплощади, имущественное и социальное положение супруга)
- уважение, симпатия
- случайность, стечение обстоятельств
- преодоление одиночества
- вынужденное решение (ребенок)
- чувство сострадания к партнеру
Самыми крепкими и счастливыми являются браки, образованные по мотивам: любовь, уважение, преодоление одиночества.
Прекрасно если ваш брак будет основан на любви. Ведь любовь – лучшее из чувств, рожденных человеком. Она вне возраста и времени. Любовь и связанные с ней счастье, радость, восторг, нежность, положительно влияют на человека и вызывают у него прилив энергии, высокую работоспособность. О любви мечтают, ее ждут.
Каким должен быть ваш избранник (ваша избранница)? Какими качествами они должны обладать?
(ребята работают в группах 3 минуты)
Юноши Девушки
создают образ своей избранницы создают образ своего избранника
Найти такую «свою» половину непросто.
Согласно древнему преданию, люди в далеком прошлом были однополыми (андрогинами), но потом чем-то прогневали богов, и те в наказание разделили их на две половины. С тех пор эти две половины вынуждены все время искать друг друга, искать того единственного человека, который поможет им слиться воедино и осуществить самую сокровенную мечту – мечту о счастье.
Многие из встретившихся на вашем пути разочаруют вас, но поиск принесет и радость, ведь он открывает нам сокровища явных и скрытых талантов, заложенных во внутреннем мире любого человека.
А сейчас немного статистики:
В течении 10 лет американские психологи проводили изучение семей трех тысяч американцев и образа жизни молодых мужчин и незамужних женщин. В результате исследования они пришли к довольно неутешительному выводу: каждая 5-я семья распадается. Браки распадаются чаще всего после 5, 15 и 20 лет совместной жизни. Но самым неутешительным выводом в этом исследовании является то, что холостые мужчины и незамужние женщины умирают в 15 раз чаще, чем люди в таком же возрасте, живущие в семье.
Почему холостые мужчины и незамужние женщины умирают чаще, чем люди, живущие в семье?
Какие 3 великие социальные роли играет семья?
Возможные ответы:
Семья – главная демографическая ячейка общества, единственный источник воспроизводства людей
Семья – главный воспитатель молодых подрастающих поколений
Семья – место защищенности человека, убежище, в котором мы восстанавливаем истраченные силы.
Сколько нежности, сколько хлопот
В каждом доме, за каждою дверью!
Всюду женщина – словно оплот,
Словно вызов любому неверью!
И дымится обед на столе,
И ребенок лепечет беспечно,
Начиная ходить по Земле
Как понятно все это! Как вечно!
С.Куняев
А теперь догадка про одну семью. Попробуйте посчитать, сколько в ней народу?
Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?
Как правило, семью составляют родители (муж, жена), их дети (братья, сестры), родственники (бабушки, дедушки).
Поднимите руку, у кого есть брат или сестра?
- С кем проживают бабушки и дедушки?
Отношения между членами семьи могут складываться по-разному, но все хотели бы, чтобы это были добрые отношения.
Какие правила должны для этого соблюдаться?
(учащиеся работают в группах 2-3 минуты)
1 группа - Список правил, которые должны соблюдаться между мужем и женой
2 группа - Список правил, которые должны соблюдаться между братьями и сестрами
3 группа - Правила для всех членов семьи о том, как надо относиться к бабушкам и дедушкам
Соблюдение названных вами правил могло бы помочь очень многим людям стать добрее и счастливее.
Любое государство заинтересовано в сохранении и укреплении семьи. В нашем государстве семья находится под защитой закона:
- Конституция РФ (ст.38) – закреплены принципы семейного права
- Семейный кодекс - права и обязанности супругов
- порядок заключения и регистрации брака
- алиментные обязательства членов семьи
- права и обязанности родителей и детей
Закон не может сделать все семьи счастливыми, но многим помагает.
Какие признаки счастливой семьи вы можете назвать?
(учащиеся отвечают с места)
Вспомните эпиграф сегодняшнего занятия: - высказывание великого русского писателя Л.Н.Толстого. Опыт счастливых, дружных семей говорит: иногда лишь ласковое слово, пустяшный подарок, просто – внимание и забота по отношению к близким людям способны наладить нормальные семейные отношения.
Об этом говорят и пословицы
Учащиеся соединят пословицы которые записаны на доске..
Пословицы: Каково на дому, (таково и самому)
Не нужен клад, (коли в семье лад)
Вся семья вместе - (и душа на месте)
Итог:Основой любого строительства является фундамент, и от того, насколько качественно он будет заложен, зависит дальнейшая судьба всего строения. Основой счастья семьи является, конечно же, любовь. Без нее счастья не построить, что не говори.
Можно попытаться построить свою семью на основе симпатии или страсти, но эти чувства скоротечны. Такие отношения разобьются о быт и дальнейшие разногласия. Любовь – это Божественный дар, а смысл существования семьи – приносить радость, заботу, и конечно же счастье. Союз двух людей – это уже не две жизни, одна на двоих. Каждый из супругов принимает на себя ответственность за благополучие и счастье другого и несет его до конца жизни
Мудрость в семейной жизни
Возможность построить семейные отношения на фундаменте счастья очень велика, но также велика вероятность семейного краха. И только мудрость помогает человеку добиваться идеальных отношений и семейного счастья. Для этого необходимо воспитывать в себе такое качество, как самопожертвование. А уж кому из супругов придется жертвовать во имя счастья – это уже вопрос семейный, да решается он, исходя из конкретной ситуации или от особенностей характера мужа и жены.
Естественно, это совсем не означает, что мнение и желание другого супруга нужно игнорировать. Обязательно нужно учитывать чувства и мысли другого человека, потому что этот шаг является еще одним этапом на пути к семейному счастью. И называется он – уважение. С обеих сторон должно быть постоянное желание сделать счастливым каждого члена своей семьи, избегая непростительной грубости по отношению к тем, кого любим.
После подведения итога учащие заполняют анкету «Моя семья» (Приложение 1)
Приложение 1
АНКЕТА
(Семья и родители глазами ребенка )
Ф.И ___________________________________________________________
Любите ли вы свой дом, домашнюю атмосферу?______________________________________________________
2) Уезжали ли вы из дома надолго и что вы тогда чувствовали?
___________________________________________________________
3) Интересуются ли ваши родители вашими учебными делами?
- всегда; - иногда; - никогда; - оба; - больше отец; - больше мать.
4) Интересуются ли ваши родители вашими отношениями с товарищами?
- всегда; - иногда; - никогда; - оба; - больше отец; - больше мать.
5) Посещают ли они школу?
- часто; - редко; - только по вызову; - больше отец; - больше мать.
6) Как, по-вашему, они относятся к школе и классному руководителю?
- доверяют;- не доверяют; - равнодушны.
7) Довольны ли они своей работой, своей специальностью?
- довольны; - недовольны;
8) Какие праздники в семье вы любите больше всего? Почему?
___________________________________________________________
9) Принято ли в вашей семье дарить подарки?
___________________________________________________________
10) Есть ли у вас бабушка и дедушка?_________________________
11) Каковы ваши отношения с ними?_________________________
___________________________________________________________
12) На кого вы надеетесь?
- на самого себя;
- на государство;
- на родителей.
13) Как, по-вашему, будете ли вы счастливым?________________
____________________________________________________________
14) Вы с радостью возвращаетесь домой после школы? ____________________________________________________________
sђЗаголовок 215